Решение №014/07/3-479/2024 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-479/2024 от 14 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-479/2024

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 8 мая 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона Российской Федерации «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

членов Комиссии: <...> <...>

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференции, при участии:

от заказчика, акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972) (далее – Заказчик, АО «СТНГ»): <...>

в отсутствие:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «УралСпецМаш» (ОГРН 1177456027561, ИНН 7430028057) (далее – Заявитель, ООО ТД «УСМ»), о времени и месте рассмотрения жалобы по существу уведомлено надлежащим образом, представитель Заявителя на рассмотрение не явился, к видеоконференции не подключился,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО ТД «УСМ» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении аукциона в электронной форме на поставку внедорожного транспортного средства снегоболотоход гусеничный (грузопассажирский) для СМУ АО «Сахатранснефтегаз» (извещение № 32413524720),

установила:

27.04.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО ТД «УСМ» от 26.04.2024 №02/04-297 (вх. №5156-ЭП/24 от 27.04.2024, вх. №5164-ИП/24 от 27.04.2024, вх.№5155-ЭП/24 от 27.04.2024) на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении аукциона в электронной форме на поставку внедорожного транспортного средства снегоболотоход гусеничный (грузопассажирский) для СМУ АО «Сахатранснефтегаз» (извещение № 32413524720).

Доводы жалобы:

«19 апреля 2024г. на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов РТС-Тендер (http://www.rts-tender.ru) размещено извещение № 32413524720 о проведении закупки на предмет поставки внедорожного транспортного средства снегоболотоход гусеничный (грузопассажирский) для СМУ АО «Сахатранснефтегаз». В ходе проведения торгов организатором допущены следующие нарушения:

В приложении к техническому заданию, именуемом «Описание предмета закупки» в строке 1 п.п.1 (таблица) п.1, в качестве одной из функциональных характеристик товара указан двигатель ЯМЗ-238Н (турбо) без возможности изменения. Указанный двигатель имеет следующие характеристики: мощность 228 (310) кВт (л.с.), рабочий объем 14,86 л. Аналогичные показатели имеют двигатели: ЯМЗ-238БЛ1, 238-БЛ1. Так же обращаем внимание, что согласно ответа официального дилера Ярославского моторного завода ООО «Альфа-моторс» (ИНН 7448179280) двигатель модели ДВС ЯМЗ 238Н не существует в производственной линейке завода.

Тем самым заказчик создал условия не выполнимые для открытого круга продавцов и ограничил их право на участие в торгах. Считаем, что заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно организовал конкурентную закупку с условиями дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки».

Их сути жалобы следует, что, по мнению Заявителя, в описании предмета закупки указан двигатель ЯМЗ-238Н (турбо) без возможности изменения, что не позволяет участникам закупки выполнить данное требование Заказчика и ограничивает конкуренцию. Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения на жалобу, согласно просит признать жалобу необоснованной, а изложенные в ней требования неподлежащими удовлетворению.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», утвержденным Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» протоколом № 238 от 05.12.2018 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Из размещенных в ЕИС сведений Комиссия установила следующее.

19.04.2024 Заказчик разместил в ЕИС извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме (далее – Извещение, Документация).

Начальная (максимальная) цена договора – 9 769 166.67 рублей.

Дата начала срока подачи заявок – 15.04.2024, дата окончания подачи заявок – 13.05.2024, дата подведения итогов – 21.05.2024.

Из представленных оператором ООО «РТС-тендер» сведений следует, что на момент рассмотрения жалобы для участия в аукционе подано две заявки.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик самостоятельно устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки.

В представленных возражениях и пояснениях представитель Заказчика указал на следующее.

19.04.2024 Заказчик разместил в ЕИС извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме, содержащее описание предмета закупки, где в качестве характеристики двигателя указывалась модификация «ЯМЗ-238Н (Турбо)».

После поступления в адрес Заказчика через функционал площадки запросов на разъяснение положений документации и опубликования ответов на указанные запросы, Заказчик разместил 03.05.2024 измененную редакцию извещения и документации о закупке, где в описании предмета закупки указан двигатель «ЯМЗ-238 (Турбированный)», что по мнению Заказчика позволяет участникам закупки предложить доступный вариант модификации двигателя.

Также Заказчик направил в материалы дела коммерческие предложения производителей аналогичных видов техники, которыми предлагались к поставке товары с двигателями двух типов: ЯМЗ‑238 (турбо) и ЯМЗ-238Б-1.

Комиссия, изучив размещенную в ЕИС аукционную документацию и иные сведения о закупке, установила следующее.

Размещенная 16.04.2024 в ЕИС аукционная документация содержала в пункте 1 таблицы пункта 1.1. Описание предмета закупки (2. Блок II. Техническое задание 2.1 Приложение к Техническому заданию) характеристику «тип двигателя».

Наименование характеристики товара

Инструкция по заполнению заявки

Минимальное значение

Максимальное значение

Значение на выбор

Неизменяемое значение

1

Тип двигателя

Без возможности изменения

     

ЯМЗ-238Н (Турбо)

При этом, согласно последнему абзацу пункта 1.1 Описания предмета закупки (2. Блок II. Техническое задание 2.1 Приложение к Техническому заданию), возможность поставки эквивалента предусмотрена.

В отношении документации о закупке (редакция от 16.04.2024) через функционал площадки участниками закупки были направлены запросы о разъяснении положений документации.

25.04.2024 Заказчик опубликовал ответ на запрос разъяснения положений документации от 22.04.2024 следующего содержания:

«Тема разъяснения: День добрый! Предложение участника закупки должно соответствовать всем требованиям «Описания предмета закупки». При этом в Приложение к блоку II будут внесены изменения.

Сведения о предмете запроса: Добрый День. Допускается ли поставка вездехода с Двигателем 238-БЛ-1, производства ООО «ПКФ «ЯСМ»»?

26.04.2024 Заказчик опубликовал ответ на запрос разъяснения положений документации от 24.04.2024 следующего содержания:

«Тема разъяснения: День добрый! Предложение участника закупки должно соответствовать всем требованиям «Описания предмета закупки». При этом в Приложение к блоку II будут внесены изменения.

Сведения о предмете запроса: Добрый день! Двигатель ЯМЗ-238Н устанавливается на военную технику ВС РФ, в связи с этим просим рассмотреть возможность установки на снегоболотоход гражданский полный аналог данного двигателя – двигатель 238-БЛ-1 (турбированный, 8-ми цилиндровый, мощностью 310 л.с. (228 кВт)».

03.05.2024 Заказчик разместил в ЕИС новую редакцию документации, согласно которой в подпункте пункте 1.1 пункта 1 Двигатель таблицы пункта 1.1. Описания предмета закупки (2. Блок II. Техническое задание 2.1 Приложение к Техническому заданию) установлена характеристика «Двигатель. Тип».

Наименование характеристики товара

Инструкция по заполнению заявки

Минимальное значение

Максимальное значение

Значение на выбор

Неизменяемое значение

1

Двигатель

         

1.1

Тип

Без возможности изменения

     

ЯМЗ-238 (Турбированный)

При этом, согласно последнему абзацу пункта 1.1 Описания предмета закупки (2. Блок II. Техническое задание 2.1 Приложение к Техническому заданию), возможность поставки эквивалента предусмотрена.

Комиссия, изучив представленную оператором площадки информацию о заявках участников установила, что всеми участниками закупки, подавшими заявки на участие в аукционе предложены товары с характеристикой «тип двигателя» – двигатель ЯМЗ-238Н (Турбо).

Комиссия отмечает, что из анализа представленного в материалы дела технического издания «Двигатель ЯМЗ-238Н. Инструкция по эксплуатации. Издание второе. Ярославль-1978», которое находится в свободном доступе в сети Интернет «https://libcats.org/book/539713» установлено, что двигатели модификации ЯМЗ-238Н производятся Ярославским моторным заводом с 70-х годов прошлого века. На официальном сайте производителя ПАО «Автодизель» Ярославский моторный завод (https://www.ymzmotor.ru/) в настоящее время заводом-производителем к реализации предлагаются в различной комплектации следующие модификации (модели) указанного двигателя: ЯМЗ‑238НД3, ЯМЗ-238НД4, ЯМЗ-238НД5, ЯМЗ-238НД6, ЯМЗ-238НД7, ЯМЗ‑238НД8.

При таких обстоятельствах, довод жалобы не находит своего подтверждения и не может быть признан обоснованным.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и возражения представителей заказчика, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО ТД «УралСпецМаш» (ИНН 7430028057) на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» (ИНН 1435142972) при проведении аукциона в электронной форме на поставку внедорожного транспортного средства снегоболотоход гусеничный (грузопассажирский) для СМУ АО «Сахатранснефтегаз» (извещение № 32413524720) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны