Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2261/2020 по результатам рассмотрения жа... от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Вилюйская ГЭС-3»

678196, РС(Я), Мирнинский район, пос. Светлый, ул. Воропая, 22 «А»

zakupki2@shpp.ru

 

ООО «РуссЭнергоПром»

117218, г. Москва,

ул. Большая Черемушкинская,  дом № 25, строение 97, этаж 3, комната 309

e-mail: info@rusenprom.ru

 

Оператору электронной площадки:

АО “Сбербанк АСТ”

127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2

почтовый адрес: 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, стр. 9 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2261/2020

по результатам рассмотрения жалобы

 

г. Якутск                                                                                 19 августа 2020 года                                                                                                   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>, председателя Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком»:

представителя заявителя жалобы общество с ограниченной ответственностью «РусЭнергоПром» (ООО «РусЭнергоПром») (ИНН 7725766980, ОГРН 1127746707835) <...> по доверенности;   

представителя заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3», <...> по доверенности, <...> по доверенности, <...> по доверенности,

рассмотрев жалобу общество с ограниченной ответственностью «РусЭнергоПром» (ООО «РусЭнергоПром») (ИНН 7725766980, ОГРН 1127746707835) на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» далее – АО «Вилюйская ГЭС-3») при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по метрологическому обеспечению создаваемой АИИС КУЭ АО «Вилюйская ГЭС-3» (Обогатительная Фабрика №3)  (извещение № 32009309201),

установила:

05.08.2020  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «РусЭнергоПром» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» далее – АО «Вилюйская ГЭС-3») при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по метрологическому обеспечению создаваемой АИИС КУЭ АО «Вилюйская ГЭС-3» (Обогатительная Фабрика №3)  (извещение № 32009309201).

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  срок рассмотрения жалобы продлен до 19.08.2020 г. до 15 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительной информации (уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы №03/3217 от 13.08.2020).

Согласно доводу жалобы заявителя, действия закупочной комиссии  заказчика АО «Вилюйская ГЭС-3» по отклонению заявки участника на основании п.п.3.11.7.1. п. 3.11.7 раздела 3 документации о закупке , как несоответствующей по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов и сведений, необоснованные и нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

По мнению заявителя, предметом закупки является выполнение комплекса работ по метрологическому обеспечению создаваемой АИИС КУЭ АО Вилюйская ГЭС-3» (Обогатительная Фабрика №3)  и в соответствии с техническим заданием для выполнения  состава работ наличие аттестации в области промышленной безопасности для работников ООО «РусЭнергоПром»  не требуется.

Представители заказчика не согласны с доводами жалобы, считают действия закупочной комиссии  заказчика АО «Вилюйская ГЭС-3» по отклонению заявки участника на основании п.п.3.11.7.1. п. 3.11.7 раздела 3 документации о закупке, как несоответствующей по составу документов и/или их оформлению, в том числе в вязи непредставлением в составе заявки требуемых документов и сведений, законными, поскольку участником в составе заявки в соответствии с п.п. 1.2.25 п.1.2 раздела Информационной карты документации о закупке и п.п.6 п. 10 Технического задания. ООО «РусЭнергоПром» не представлены документы подтверждающие успешное прохождение периодической проверки знаний по промышленной безопасности, а именно выписка из протокола аттестационной комиссии в соответствии с приказом №424 от 06.11.2019 «Об утверждении Временного порядка предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики». Поскольку в силу п. 10 ст. 14.1 Закона о промышленной безопасности, работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.

В ходе рассмотрения дела представители заказчика поддержали представленные ранее письменные пояснения, просят жалобу признать необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Вилюйская ГЭС-3» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках АО «Вилюйская ГЭС – 3», утвержденном Советом директоров АО «Вилюйская ГЭС – 3» 31.10.2018 г., с изменениями от 21.02.2020 г. (далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). 

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

10.07.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение запроса предложений на право заключения договора по выполнению комплекса работ по метрологическому обеспечению создаваемой АИИС КУЭ АО «Вилюйская ГЭС-3» (Обогатительная Фабрика №3), а также проект договора.

24.07.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол  №68/2 заседания Тендерной комиссии АО «Вилюйская ГЭС-3».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 22.1.4 Положения о закупках, к участникам могут быть предъявлены следующие дополнительные требования:

        1. к наличию у участника исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имеющие отношение к исполнению договора;
        2. к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (включая количество ранее выполненных договоров, аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг), в том числе за определенный промежуток времени;
        3. к наличию производственных (в том числе складских, сервисных центров) помещений и технологического оборудования (в том числе к наличию оборудования, необходимого для выполнения специальных работ);
        4. к наличию трудовых ресурсов (наличие специалистов в соответствующей области в штате или на основе договоров гражданско-правового характера специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы в данной области и предоставлением копии документов, подтверждающих наличие соответствующей квалификации (удостоверения, аттестации) и т.п.);
        5. к экономическому положению и наличию финансовых ресурсов (определенные показатели финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств и т.п.);
        6. требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника (привлекаемого субподрядчика, соисполнителя) и/или предприятия-изготовителя товара, поставка которого является предметом закупки. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества и, при наличии, аналога, или должны быть изложены основные требования к такой системе;
        7. любые иные измеряемые требования к участнику.

Материалами дела установлено, что  заявка ООО «РусЭнергоПром» отклонена от участия в закупке по основаниям  пп. 3.11.7.1 п. 3.11.7 раздела 3 Документации о закупке: «Несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений».  Участником в составе заявки, в соответствии с пп.1.2.25 п. 1.2 раздела 1 Информационной карты Документации о закупке и пп.6 п. 10 Технического задания, не предоставлены следующие документы: - копия протокола Ростехнадзора, подтверждающая успешное прохождение периодической проверки знаний по промышленной безопасности.

Из подпункта 3.11.7 пункта 3.11.7 раздела 3 документации о закупке следует, что отказ в допуске возможен по следующим основаниям несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений.

Согласно подпункта 1.2.25 пункта 1.2 раздела 1 Информационной карты Документации о закупке заказчиком установлены дополнительные требования к участнику: «Участник обязан подтвердить соответствие указанным требованиям – предоставить соответствующие подтверждающие документы в составе заявки, подтверждающие наличие: 1) специалистов, связанных с проведением работ. С целью предоставления данной информации необходимо заполнить «Справку о кадровых ресурсах» по форме согласно Приложению к Документации о закупке и приложить копии удостоверений или протоколов проверки знаний в части подтверждения прохождения успешной периодической проверки знаний по охране труда не реже одного раза в три года, подтверждающих Группу не ниже 4 по электробезопасности с допуском свыше 1000 В не реже одного раза в год, в части подтверждения прохождения успешной периодической проверки знаний по промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет.

Также согласно пп. 6 п. 10 Технического задания  на выполнение комплекса работ по метрологическому обеспечению создаваемой   АИИС КУЭ АО «Вилюйская ГЭС-3» Гарантирующий поставщик  (Обогатительная Фабрика №3 АК «АЛРОСА» (ПАО)),  заказчиком предусмотрено обязательные (минимальные) требования, предъявляемые к Участникам закупки следующего содержания: «предоставление копии удостоверений или протоколов проверки знаний всех специалистов, связанных с проведением работ, в части подтверждения прохождения успешной периодической проверки знаний по охране труда не реже одного раза в три года, подтверждающих Группу не ниже 4 по электробезопасности с допуском свыше 1000 В не реже 1 раза в год, в части подтверждения прохождения успешной периодической проверки знаний по промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет».

Из вышеуказанного следует, что требование о наличии протоколов подтверждения прохождения успешной периодической проверки знаний по промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет продиктовано требованием промышленной безопасности в опасных производственных объектах, коим относится «Обогатительная Фабрика №3 АК «АЛРОСА» (ПАО), которое является опасным производственным объектом 3 класса опасности и  местом проведения работ по настоящей закупке. (Свидетельство о регистрации №А73-00115 от15.06.2020)

В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Согласно письма Ленского Управления  Ростехнадзора от 17.08.2020 №05-11/400-3876 метрологическое обеспечение технического устройства  определено руководством эксплуатации, техническими паспортами и другими нормативными документами заводов-изготовителей. Соответственно деятельность по обслуживанию технического устройства на опасном производственном объекте является деятельностью в области промышленной безопасности.

Требованиями части 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Требованиями пункта 2 постановления Правительства РФ от 25.10.2019 №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» определено, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Планируемые к выполнению по тендеру работы в электроустановках опасного производственного объекта  (далее ОПО) «Обогатительная Фабрика №3» подразумевают проведение мероприятия й по коммутации силовых сетей, обеспечивающих питание аппаратов задействованных в технологическом процессе объекта ОПО, а в последствии демонтажа данного оборудования и возвращения коммутации силовых цепей для обеспечения перевода технологических аппаратов в штатный режим работы, что относится к работам описанным в пункте  1 статьи пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

 Таким образом, учитывая, степень влияния возможных нештатных ситуаций при проведении работ по обслуживанию (метрологическому обеспечению) технических устройств на ход основных технологических процессов в ОПО «Обогатительная Фабрика №3», требование прохождения инженерно-техническими работниками  подрядной организации аттестации в области промышленной безопасности для выполнения   метрологического обеспечения технических устройств  создаваемой   АИИС КУЭ АО «Вилюйская ГЭС-3» (Обогатительная Фабрика №3 АК «АЛРОСА» (ПАО) правомерны и соответствуют действующему законодательству в области промышленной безопасности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в составе заявки ООО «РусЭнергоПром» не представлены выписки из протоколов, подтверждающих прохождение успешной периодической проверки знаний по промышленной безопасности, а   инженерно-технические работники ООО «РусЭнергоПром» не имеют протоколы аттестаций в области промышленной безопасности и по настоящее время не проходили аттестацию в установленном законом порядке.

Руководствуясь частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия считает, что требуемое  заказчиком в составе заявки  копии протоколов проверки знаний всех специалистов, связанных с проведением работ, в части подтверждения прохождения успешной периодической проверки знаний по промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет, а именно выписки из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии, подтверждающее прохождение аттестации  области  промышленной безопасности не нарушает цели регулирования Закона о закупках в принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следовательно, довод заявителя о неправомерном отклонении заявки ООО «РусЭнергоПром», признан необоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях заказчика АО «Вилюйская ГЭС-3» нарушения Закона о закупках не установлено.

 В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «РусЭнергоПром» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» далее – АО «Вилюйская ГЭС-3») при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по метрологическому обеспечению создаваемой АИИС КУЭ АО «Вилюйская ГЭС-3» (Обогатительная Фабрика №3)  (извещение № 32009309201), необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны