Решение №014/07/3-3136/2020 Решение по жалобе ООО «ПКБ Теплостройпроект» на ПАО «Якутскэ... от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3136/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 26 ноября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...> – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...>. – главного специалиста-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «ПКБ Теплостройпроект» (далее – ООО «ПКБ Теплостройпроект», Заявитель): директор <...>, <...> (представитель по доверенности);

от заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», Заказчик): <...>,<...>,<...>,<...>, (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО «ПКБ Теплостройпроект» на действия (бездействие) закупочной комиссии заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на Лот № 82201-КС ПИР СМР-2020-ЯЭ «Проектно-изыскательские работы для строительства ПС 110/6 кВ «Судоверфь» с отпайкой ВЛ 110 кВ» (извещение № 32009519390), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ПКБ Теплостройпроект» на действия (бездействие) закупочной комиссии заказчика ПАО «Якутскэнерго», при проведении запроса предложений в электронной форме на лот № 82201-КС ПИР СМР-2020-ЯЭ «Проектно-изыскательские работы для строительства ПС 110/6 кВ «Судоверфь» с отпайкой ВЛ 110 кВ» (извещение № 32009519390) (далее – Запрос предложений, Закупка).

Из сути поданной жалобы следует что решение закупочной комиссией об отклонении заявки Заявителя, как несоответствующей требованиям документации о закупке, является неправомерным.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей Заказчика следует, что Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.12.2019 № 300 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса предложений, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение о проведении открытого запроса предложений, документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 24.09.2020.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 15 851 101,00 рубля.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 24.09.2020.
  4. Дата окончания подачи заявок: 13.10.2020.
  5. Дата подведения итогов закупки: 19.11.2020.
  6. На участие в открытом запросе предложений подано 14 заявок из которых 7 признаны соответствующими требованиям документации о закупке.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу Заявителя необоснованной по следующим основаниям.

Жалоба Заявителя о том, что решение закупочной комиссией об отклонении заявки Заявителя, как несоответствующей требованиям документации о закупке, является неправомерным, признана необоснованной в силу следующего.

По мнению представителей Заявителя, заявка ООО «ПКБ Теплостройпроект» была неправомерно отклонена на основании подпункта «а» пункта 4.9.6 Документации о закупке, несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов.

Также в своем выступлении представители Заявителя указали, что направленная в адрес Центральной закупочной комиссии «РусГидро» (ЦЗК) жалобу на действия Заказчика при проведении закупочных процедур по состоянию на 18.11.2020 не была рассмотрена.

В этой связи Комиссией антимонопольного органа установлено, что согласно размещенному в ЕИС протоколу от 11.11.2020 № 82201-Р Закупочной комиссии 1-го уровня ПАО «Якутскэнерго» по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке, в отношении заявки Заявителя комиссией принято в том числе следующее решение.

«ВОПРОС № 6: Об отклонении заявки Участника ООО «ПКБ ТЕПЛОСТРОЙПРОЕКТ».

РЕШИЛИ: Отклонить заявку Участника ООО «ПКБ ТЕПЛОСТРОЙПРОЕКТ» от дальнейшего рассмотрения на основании п. 4.9.6 б) Документации о закупке как несоответствующие следующим требованиям:

№ п/п

Основания для отклонения

1.

В Справке об опыте участника отсутствует опыт выполнения проектных работ на объектах 110 кВ (нет договоров данного класса напряжения), что не соответствует условиям пункта 2 таблицы 2 Технических требований (приложение 1 к документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «Исполнитель должен иметь опыт выполнения договоров на проектно-изыскательские работы (не менее трех по каждому типу работ (проектирование объектов электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ), указанных в разделе 1 настоящего ТЗ) за последние 3 года, при этом учитываются только выполненные исполнителем договоры (с учетом правопреемственности)…»

<…>»

Из представленных Заказчиком письменных пояснений следует, что заявка ООО «ПКБ Теплостройпроект» отклонена на основании подпункта «б» пункта 4.9.6 Документации о закупке за несоответствие требованиям, так как Заявитель предоставил справку об опыте и подтверждающие документы, из которых видно, что у Участника отсутствует опыт, который требуется в соответствии с пунктом 2 таблицы 2 Технических требований которым установлено следующее.

Требования к Участнику

п/п

Наименование параметра

Требование заказчика

2

Требования к опыту

Исполнитель должен иметь опыт выполнения договоров на проектно-изыскательские работы (не менее трех по каждому типу работ (проектирование объектов электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ), указанных в разделе 1 настоящего ТЗ) за последние 3 года, при этом учитываются только выполненные исполнителем договоры (с учетом правопреемственности)

При рассмотрении заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше.

Согласно пункту 3.1.5 Документации о закупке установлено, что помимо обязательных и специальных требований к Участникам, в Приложении № 3 к настоящей Документации о закупке могут быть установлены квалификационные требования (подраздел 10.3), которым должны соответствовать Участники.

Согласно пункту 4.9.2 Документации о закупке в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 Приложение № 5 – Отборочные критерии рассмотрения заявок.

Согласно пункту 8 раздела 12 Приложение № 5 – Отборочные критерии рассмотрения заявок, соответствие участника квалификационным требованиям установлено как отборочный критерий.

В соответствии с пунктом 4.6.1.2 пункта 4.6.1 документации о закупке подача Участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке Заказчика и Документации о закупке (включая все приложения к ней).

Письмом о подаче оферты от 06.10.2020 № 468-20 ООО «ПКБ Теплостройпроект» подтвердило свое ознакомление и согласие с условиями документации о закупке. Запросов на разъяснение положений документации до окончания подачи заявок от данного Участника не поступало, следовательно, ему были понятны квалификационное требование о наличии соответствующего опыта и необходимости его подтверждения.

Из вышеизложенного следует, что ссылка на то, что отклонение заявки за отсутствие в ней документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, не допускается, не имеет отношения к данной ситуации, так как наличие опыта является отборочным критерием в связи с установленным в Приложении № 1 к Документации о закупке (Технические требования) квалификационным требованием.

В целях объективного рассмотрения дела Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» о представлении документов, направленных в составе заявок участников запроса предложений в электронной форме на Лот № 82201-КС ПИР СМР-2020-ЯЭ «Проектно-изыскательские работы для строительства ПС 110/6 кВ «Судоверфь» с отпайкой ВЛ 110 кВ» (извещение № 32009519390).

Согласно представленных оператором АО «ЕЭТП» сведений установлено, что в составе заявки ООО «ПКБ Теплостройпроект» отсутствуют копии исполненных Заявителем договоров на проектно-изыскательские работы по объектам электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ.

При таких обстоятельствах, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заявитель в составе документов поданной заявки соответствующие требованиям Документации о закупке в части отборочного критерия о наличии опыта исполненные договоры проектно-изыскательских работы по объектам электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ не предоставил.

Следовательно, решение закупочной комиссии заказчика об отклонении заявки Участника ООО «ПКБ Теплостройпроект» от дальнейшего рассмотрения на основании пункта «б» пункта 4.9.6 Документации о закупке, как несоответствующие требованиям Документации о закупке, является правомерным.

Таким образом довод жалобы о том, что решение закупочной комиссией об отклонении заявки Заявителя, как несоответствующей требованиям документации о закупке является неправомерным, не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

При этом Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Заказчиком в материалы дела направлено письмо заместителя председателя ЦЗК, директора департамента закупок, маркетинга и ценообразования ПАО «РусГидро» Торопова Д.В. № 7205.38 от 23.11.2020, в котором в частности указано следующее.

«<…>

В ходе рассмотрения заявки ООО «ПКБ Теплостройпроект» установлено, что в ее составе представлена справка об опыте участника с указанием семи договоров, к которой приложены перечисленные в указанной справке договоры. Вместе с тем в числе представленных документов не указана информация о выполнении обществом проектирования объектов электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ, что не соответствует приведенным требованиям документации о закупке.

Приведенная в обращении ссылка на то, что наличие либо отсутствие у участника закупки опыта относится к критериям оценки и не может являться основанием для отклонения заявки, не может быть принята, поскольку в проводимой закупке наличие опыта отнесено как к критериям допуска к закупке, так и к критериям оценки заявок. Для принятия решения о допуске участника к закупке таким участником должно быть подтверждено наличие у него опыта выполнения трех договоров на проектирование объектов электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ за последние три года вне зависимости от стоимости выполненных работ, а для целей оценки заявок учитывается стоимость выполненных участником закупки договорных обязательств по договорам, аналогичным профилю лота, за последние пять лет.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) при проведении закупки заказчик обязан обеспечить равное применение требований документации о закупке ко всем участникам закупки.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, содержится правовая позиция, согласно которой Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление и закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Учитывая, что ООО «ПКБ Теплоспройпроект» но подтверждено его соответствие квалификационным требованиям документации о закупке, закупочной комиссией обоснованно принято решение отклонить заявку общества от участия в закупке (протокол от 11.11.2020 № 82201-Р).

Допуск к участию в закупке ООО «ПКБ Теплостройпроект», не соответствующего требованиям документации о закупке, приведет к неравному применению условий документации о закупке к участникам, созданию ООО «ПКБ Теплостройпроект» преимущественных условий участия в закупке, что запрещено частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

<…>».

Таким образом, Комиссия установила, что направленная Заявителем в адрес Центральной закупочной комиссии «РусГидро» (ЦЗК) жалоба на действия Заказчика при проведении закупочных процедур была рассмотрена и признана необоснованной в силу несоответствия заявки участника по отборочному критерию наличия опыта проектирования объектов электроэнергетики класса напряжения не ниже 110 кВ.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПКБ Теплостройпроект» на действия (бездействие) закупочной комиссии заказчика ПАО «Якутскэнерго», при проведении запроса предложений в электронной форме на лот № 82201-КС ПИР СМР-2020-ЯЭ «Проектно-изыскательские работы для строительства ПС 110/6 кВ «Судоверфь» с отпайкой ВЛ 110 кВ» (извещение № 32009519390) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

ПАО "Якутскэнерго"
ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260