Решение №06-313/19, 06-314/19, 06-315/19 Решение от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делам №№ 06-313/19, 06-314/19, 06-315/19

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                          19 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее – Комиссия Якутского УФАС России), в составе:

<…> –  начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Лима» (далее – ООО «Лима»): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Многофункциональный центр «Алмаз» (далее – ООО «МФЦ «Алмаз»): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Эксперт Закупок» (далее – ООО «Эксперт Закупок»): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;

от заказчика Администрации муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее – Администрация МО «Чуонинский наслег» Мирнинского района РС(Я), заказчик): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;

от уполномоченного органа Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее – Администрация МО «Мирнинский район» РС(Я), уполномоченный орган): Федоров М.М. (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Лима», ООО «МФЦ Алмаз-Новосибирск», ООО «Эксперт закупок» на действия заказчика Администрации МО «Чуонинский наслег» Мирнинского района РС(Я), уполномоченного органа Администрации МО «Мирнинский район» РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству: «Модульное пожарное депо на 2 автохода в с.Арылах Мирнинского района" (извещение № 0116300000219000031), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 г.

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы  ООО «Лима», ООО «МФЦ Алмаз-Новосибирск», ООО «Эксперт закупок».

 Из текста жалобы ООО «Эксперт Закупок» следует, что заявитель обжалует следующее:

1. В аукционной документации не установлены виды и объемы работы, которые подрядчик должен самостоятельно выполнить, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 570.

2. В аукционной документации отсутствует срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из текста жалобы ООО «Лима» следует, что в аукционной документации установлено неправомерное требование о предоставлении конкретных показателей о применяемых материалах при выполнении работ.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из текста жалобы ООО «МФЦ «Алмаз» следует, что заявитель обжалует следующее:

1. В извещении и аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта установлена некорректно.

2. В аукционной документации установлено неправомерное требование о предоставлении конкретных показателей о применяемых материалах при выполнении работ.

Просят признать жалобу обоснованной.

 В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что не согласен с доводами жалобы и поддерживает письменные пояснения.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвовавшее в рассмотрении дела, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:

1) извещение № 0116300000219000031 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» – 12 919 230, 00 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта 12 460 433, 02 рублей;

4)  на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5)  все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе;

6) при осуществлении электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 2 участников закупки;

7) все участники электронного аукциона признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО «Эксперт Закупок» необоснованной на основании следующего.

1. Довод в части  неустановления видов и объемов работ, которые подрядчик должен самостоятельно выполнить, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 570, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 года № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление Правительства РФ № 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

В пункте 45 информационной карты аукционной документации установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, который включает следующие работы: подготовительные работы, земляные работы, устройство фундаментов и оснований.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком, уполномоченным в аукционной документации надлежащим образом установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Довод признан необоснованным.

2. Довод в части отсутствия срока действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Объектом закупки электронного аукциона № 0116300000219000031 является выполнение работ по строительству: «Модульное пожарное депо на 2 автохода в с.Арылах Мирнинского района».

Таким образом, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма выписки из реестра СРО установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017года № 58.

В пункте 26 Информационной карты аукционной документации установлено, что в составе второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 года № 58.

При этом ГрК, а также действующее законодательство о контрактной системе не устанавливают конкретного события (окончание срока подачи заявок, окончание срока рассмотрения первых частей заявок и т.д.) на момент наступления которого должен устанавливаться срок выдачи выписки из реестра СРО.

Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и довод жалобы подлежит признанию необоснованным.

Жалоба ООО «Эксперт Закупок» признана обоснованной.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО «Лима» необоснованной на основании следующего.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 24 Информационной карты аукционной документации указано следующее:

24

Требования, установленные к  первым частям заявок

См. Раздел 1. Инструкции по заполнению заявки.

Согласно разделу 1 «Первая часть заявки» Инструкции по заполнению заявки аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Приложение 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации содержит таблицу «Качественные характеристики работ, услуг, функциональные и качественные характеристики товаров», которая устанавливает требования к используемым товарам при выполнении работ, предусмотренных муниципальным контрактом.

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность устанавливать требования к используемым товарам при выполнении работ, предусмотренных контрактом.

Жалоба ООО «Лима» признана необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО «МФЦ «Алмаз» необоснованной, а довод в части некорректного обоснования начальной (максимальной) цены контракта не подлежащей рассмотрению на основании следующего.

Довод в части установления неправомерного требования о предоставлении конкретных показателей о применяемых материалах при выполнении работ аналогичен доводу жалобы ООО «Лима». Оценка указанному доводу дана на страницах 5-6 настоящего решения и признан необоснованным.

Относительно довода ООО «МФЦ «Алмаз» в части некорректного обоснования начальной (максимальной) цены контракта  Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган считает, необходимым передать материалы дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для проведения контрольных мероприятий на предмет проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта и соответствия плана-графика закупок плану закупок

Таким образом, у Комиссии Якутского УФАС России нет правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу в части довода, касающегося обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

На основании вышеуказанного, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Эксперт Закупок» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Лима» необоснованной.

3. Признать жалобу ООО «МФЦ «Алмаз» необоснованной, довод в части некорректного обоснования начальной (максимальной) цены контракта не подлежащей рассмотрению.

4. Передать материалы дела  в орган внутреннего муниципального финансового контроля для осуществления проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по строительству: «Модульное пожарное депо на 2 автохода в с.Арылах Мирнинского района" (извещение № 0116300000219000031),  в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии                                                                    <…>

Члены комиссии                                                                                                    <…>

                                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны