Заключение б/н об обстоятельствах дела от 8 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 014/01/17-2096/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

  08

       октября

 

  2020

года

        город Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

*** – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

*** – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

рассмотрев материалы дела №014/01/17-2096/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 30) и ООО «КП Организатор» (677007, г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 40/9, кв. 72) по признакам состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) поступили материалы Прокуратуры Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия) содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее – Минобрнауки, Министерство) при организации, проведении и заключении государственного контракта №08165000006190096940001 по оказанию комплекса услуг по организации и проведению Республиканской приемной комиссии.

Из поступивших материалов следует, что 11.07.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок Министерством размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме (№0816500000619009694) на оказание комплекса услуг по организации и проведению Республиканской приемной комиссии.

Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта в течение 30 дней.

Начальная максимальная цена контракта: 2 722 150,00 руб.

В техническом задании указан следующий объем услуг:

1. Информационное и рекламное сопровождение;

2. Разработка организационной документации;

3. Организация перевозок;

4. Организация РПК;

5. Изготовление промо-продукции;

6. Организация конкурсного отбора РПК. Организация проведения конкурса абитуриентов и зачисления;

7. Обеспечение мероприятия услугами технических секретарей;

8. Организация проживания представителей ВУЗ-ов РФ на время проведения РПК;

9. Организация услуг по предоставлению канцелярских товаров и тиражирование бланков участников;

10. Подведение итогов. Предоставление отчетных документов;

11. Требования к результатам оказываемых услуг.

Согласно итоговому протоколу от 24.07.2019 №0816500000619009694-2 на участие в запросе предложений в электронной форме подано 2 заявки, по одной от ООО «КП Организатор» и ООО «Строймонтажпроект 50+», обе заявки признаны соответствующими.

По результатам проведения закупки Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) 01.08.2019 заключен государственный контракт №08165000006190096940001 по оказанию комплекса услуг по организации и проведению Республиканской приемной комиссии на сумму 2 699 950,00 рублей.

Согласно пункту 1.6 контракта, Исполнитель приступает к оказанию услуг с момента заключения контракта в течение 30 дней.

Оказанные по заключенному контракту услуги сданы заказчику 01.08.2019, что подтверждается актом оказанных услуг от 01.08.2019 №5, счет фактурой от 01.08.2019 № 5.

Рассматриваемая закупочная процедура организовывалась и проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).

Часть 1 статьи 1 Федерального закона 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона «О контрактной системе»).

Часть 2 статьи 7 Федерального закона № 44-ФЗ гласит, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Установлено, что фактически работа Республиканской приемной комиссии по набору абитуриентов на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации, расположенные за пределами Республики Саха (Якутия), проведена с 25.06.2019 по 20.07.2019 в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 05.06.2019 № 01-10/793.

Заключение контракта, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Изучение поступивших материалов показывает, что заключение контракта между Минобрнауки и ООО «КП Организатор» состоялось после фактического исполнения сторонами его обязательств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции»).

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Учитывая изложенное, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришло к выводу о наличии признаков состава нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и ООО «КП Организатор» при заключении государственного контракта 08165000006190096940001 по оказанию комплекса услуг по организации и проведению Республиканской приемной комиссии.

По данному факту Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №30 от 17.07.2020 было возбуждено дело №014/01/17-2096/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства образования и науки РС (Я) и ООО «КП Оргназиатор» по признакам состава нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Определением УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.07.2020 дело № 014/01/17-2096/2020 назначено к рассмотрению.

На основании статьи 23, 25 Закона о защите конкуренции у сторон и иных организаций, истребованы документы и информация, необходимые для рассмотрения дела.

Документы и информация, поступившие в Управление, ответы на запросы приобщены к материалам дела № 014/01/17-2096/2020.

К заседанию Комиссии Министерством образования представлен отзыв по существу вменяемых нарушений.

Общество представило Комиссии отзыв с приложениями.

В целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, относящихся к предмету рассмотрения дела № 014/01/17.1-9/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, и на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) предмета рассматриваемых торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах,

Характеристика товарного рынка.

а) Временным интервалом исследования при рассмотрении настоящего дела следует считать период с даты публикации извещения о проведении рассматриваемого аукциона до даты исполнения муниципального контракта и оплаты за выполненные работы.

Закупка №0816500000619009694 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание комплекса услуг по организации и проведении Республиканской приемной комиссии опубликована на официальном сайте Единой информационная система в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 11 июля 2019 года.

Дата исполнения муниципального контракта и оплата за выполненные работы – 01 августа 2019 года.

На основании изложенного, временным интервалом исследования конкуренции при рассмотрении настоящего дела является период с 11.07.2019 по 01.08.2019.

б) Предметом рассматриваемых торгов, в соответствии с Документацией №0816500000619009694, является оказание комплекса услуг по организации и проведении Республиканской приемной комиссии по набору на целевое обучение.

Указанный предмет торгов относится к следующим кодам ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 12.02.2020) – 73.11 – Деятельность рекламных агентств, 90.0 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений, 90.04 -  Деятельность учреждений культуры и искусства, 18.12. – Прочие виды полиграфической деятельности.

в) В закупке 0816500000619009694 участвовало два хозяйствующих субъекта:

- ООО «КП Организатор»

- ООО «Строймонтажпроект 50+».

Действия Минобрнауки и Общества по нарушению порядка проведения и определения победителя электронного аукциона, привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, что является нарушением антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, действия Ответчиков, выразившиеся в заключении устного соглашения путем проведения переговоров, по результатам которых Общество приступило к выполнению работ (оказанию услуг) согласно закупочной процедуре №0816500000619009694 до момента определения победителя аукциона и заключения государственного контракта в нарушение требований статьи 94 Закона о контрактной системе, привели к необоснованному недопущению конкуренции.

ООО «КП Организатор» были созданы преимущественные условия для признания его победителем в еще незавершенных процедурах закупок, что фактически ограничило круг потенциальных победителей закупки, поскольку победитель уже заранее определен Заказчиком и по факту уже исполнил обязательства в соответствии с предметом еще не заключенного контракта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Вместе с тем, учитывая, что договор сторонами исполнен 01.08.2019, Комиссия Управления приход к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к заключению о необходимости квалификации действий Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и ООО «КП Организатор» по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии:            __________________________         

 

 

Члены Комиссии:                          __________________________         

                                                                                                                                                                                                    

                                                         __________________________         

Связанные организации

Связанные организации не указаны