Решение №014/07/3-2452/2021 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2452/2021 по результатам рассмотрения жал... от 8 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику, организатору закупки:

АО «Сахаэнерго»

torg@sakhaenergo.ru

trubin-es@sakhaenergo.ru

Заявителю:

ООО «ОмегаДизель»

info@omegadizel.ru

Оператору электронной площадки:

АО «РАД»

info@lot-online.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2452/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 8 декабря 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

заказчика, организатора закупки – АО «Сахаэнерго» <...> <...> <...> ;

в отсутствие:

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ОмегаДизель», законного представителя <...>  направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОмегаДизель» (далее – ООО «ОмегаДизель», заявитель) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки акционерного общества «Сахаэнерго» (далее – АО «Сахаэнерго», заказчик, организатор закупки) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки запасных частей дизельного оборудования по лотам: ЛОТ № 1001 Запасные части дизельного оборудования ЯМЗ-650; ЛОТ № 1002 Запасные части дизельного оборудования ЯМЗ-850; ЛОТ № 1003 Запасные части дизельного оборудования ЯМЗ-5368,5348; ЛОТ № 1004 Запасные части дизельного оборудования ЯМЗ-238 (извещение № 32110659535), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ОмегаДизель» (вх. №10256э от 30.11.2021) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки АО «Сахаэнерго» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей дизельного оборудования, объявленного извещением № 32110659535 от 22.09.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной (торговой) площадке – АО «РАД» https://tender.lot-online.ru.

В жалобе заявитель указывает на неправомерное отклонение закупочной комиссией заявок участника ООО «ОмегаДизель» по лотам №1001-1004 по причине кризисного финансового состояния.

Из пояснений представителей заказчика, организатора закупки следует, что Заказчик, организатор закупки с жалобой не согласен и просит признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещение о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

22.09.2021 заказчиком – АО «Сахаэнерго» на электронной площадке АО «РАД» https://tender.lot-online.ru и в ЕИС опубликовано извещение № 32110659535 и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки запасных частей дизельного оборудования (ЛОТ № 1001-1005).

Начальная (максимальная) цена договора:

‒ Лот №1001 НМЦ составляет 3 609 703,00 руб., без учета НДС.

‒ Лот №1002 НМЦ составляет 4 030 613,40 руб., без учета НДС.

‒ Лот №1003 НМЦ составляет 3 289 337,68 руб., без учета НДС.

‒ Лот №1004 НМЦ составляет 6 366 238,55 руб., без учета НДС.

‒ Лот №1005 НМЦ составляет 1 387 325,70 руб., без учета НДС.

Дата начала срока подачи заявок: 22.09.2021.

Дата и время окончания подачи заявок: 06.10.2021 в 16:00 (МСК+6).

Дата рассмотрения первых частей заявок: 27.10.2021 (МСК+6).

Дата и время начала срока подачи ценовых предложений: 09.11.2021 в 16:00 (МСК+6).

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений: 09.11.2021 в 16:10.

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 19.11.2021.

Дата подведения итогов: 23.11.2021.

18.11.2021 заказчиком вносились изменения в извещение и в документацию о закупке.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии № 1001-1005-Р-1 от 27.10.2021 на участие в закупке были поданы по лоту № 1001 – шесть заявок, по лоту № 1002 – шесть заявок, по лоту № 1003 – восемь заявок, по лоту № 1004 – шесть заявок, по лоту № 1005 – шесть заявок. По итогам рассмотрения первых частей заявок заявки всех участников были признаны соответствующими условиям документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению.

Из протокола рассмотрения вторых частей заявок по аукциону в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, №1001-1005-Р-2 от 22.11.2021г. следует, что заявки ООО «ОмегаДизель» по лотам № 1001-1004 отклонены от дальнейшего рассмотрения, причина отклонения: кризисное финансовое состояние участника закупок. По лоту № 1005 заявка ООО «ОмегаДизель» была признана соответствующей условиям документации о закупке и принята к дальнейшему рассмотрению.

23.11.2021 были подведены итоги закупок, по результатам которых по лотам № 1001, 1003, 1005 признаны победителями ООО «Группа компаний «ТЭМИ», ООО «Группа компаний «ТЭМИ», ООО «ОмегаДизель» соответственно. Также принято решение по лотам № 1002, 1004 заключить договор с единственным участником закупок – ООО «ПКФ «ЯСМ».

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика, организатора закупки регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 29.06.2021 № 330 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 9 статьи Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пункт 6.3.4 Положения о закупке устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.

В соответствии с требованиями подпункта 3, пункта 10.1 приложения №3 «Требования к участникам» Документации о закупке – участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС).

Оценка финансового состояния (устойчивости) участника проводится на основании «Единой методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых группой РусГидро» (далее – Методика оценки ДРиФС), которая является Приложением №7 к Документации о закупке. В данной методике указаны два типа участников: Тип 1 участника (данные за два периода), Тип 2 участника (данные только за последний период).

В соответствии с п.2.6.1 Методики оценки ДРиФС для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) участника используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с действующим законодательством РФ и опубликованной на Интернет сайте ФНС России, а именно: данные из бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и данные из отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002).

Общество было зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе как юридическое лицо 13.04.2020г., что не оспаривается заявителем.

Из материалов дела установлено, что для осуществления оценки финансового состояния заказчиком были использованы данные упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г. При оценке финансового состояния участника закупочной процедуры были использованы группы финансовых показателей (коэффициентов), установленные пунктом 2.6.3 Методики оценки ДРиФС. Инструментарий для расчета коэффициентов финансово-экономической устойчивости представляет собой оценочную таблицу, в которую были занесены показатели представленной на сайте ФНС России упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности и прописан порядок расчета коэффициентов в виде формул (п.2.7 – п.2.16 Методики оценки ДРиФС). На основании данных упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности были рассчитаны финансовые показатели за один отчетный период – 2020 г. Для рассчитанных финансовых показателей применили весовые коэффициенты: за отчетный период 2020 г. – 100% (п. 2.6.5 Методики оценки ДРиФС). Усредненные (средневзвешенные) рассчитанные финансовые показатели за один отчетный период были переведены в баллы и итоговая сумма баллов составила (п. 2.6.6 Методики оценки ДРиФС): по лоту №1001 – 5,4 балла, по лоту №1002 – 5,2, по лоту №1003 – 5,4 балла, по лоту №1004 – 5,1 балла. Сумму всех оценок усредненных (средневзвешенных) рассчитанных показателей в баллах поделили на общее количество показателей (10 показателей) и оценки составили: по лоту №1001 – 0,54 балла, по лоту №1002 – 0,52 балла, по лоту №1003 – 0,54 балла, по лоту №1004 – 0,51 балла. При этом, ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типа участников 2 (п.2.6.2 Методики оценки ДРиФС), в соответствии с п. 2.6.7 Методики оценки ДРиФС итоговая оценка в баллах дополнительно была уменьшена (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения таким типом участника договора) на 25%. Итоговые оценки составили: по лоту №1001 – 0,41 балла; по лоту №1002 – 0,39 балла; по лоту №1003 – 0,41 балла; по лоту №1004 – 0,38 балла. При сопоставлении итоговой оценки с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3 п. 2.6.7 Методики оценки ДРиФС было определено, что финансовое состояние участника кризисное. Данное несоответствие послужило достаточным основанием для отклонения заявок участника ООО «ОмегаДизель» на основании п. 4.12.3(в) Документации о закупке, как несоответствующее следующим требованиям: по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участник имеет кризисное финансовое состояние. Наличие у участника кризисного финансового состояния не соответствует условиям пункта 3 подраздела 10.1 «Обязательные требования» Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой оценки ДРиФС)».

По лоту № 1005 заявка участника ООО «ОмегаДизель» была допущена для дальнейшего рассмотрения, как соответствующая требованиям Документации о закупке. Усредненные (средневзвешенные) рассчитанные финансовые показатели за один отчетный период были переведены в баллы и итоговая сумма баллов составила 6,4 (п. 2.6.6 Методики оценки ДРиФС). Сумму всех оценок усредненных (средневзвешенных) рассчитанных показателей в баллах поделили на общее количество показателей (6,4 делим на 10 показателей) и оценка составила 0,64 балла. При этом, ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типа участника 2 (п.2.6.2 Методики оценки ДРиФС) итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшена (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения таким типом участника договора) на 25% (согласно п. 2.6.7 Методики оценки ДРиФС). Итоговая оценка составила 0,48 баллов. При сопоставлении итоговой оценки с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с Таблицей 3 п. 2.6.7 Методики оценки ДРиФС было определено, что финансовое состояние неустойчивое, что является ограничивающим фактором по пп.е п.2.5 Методики оценки ДРиФС «Ограничивающие факторы». Неустойчивое финансовое положение не является достаточным основанием для отклонения предложения участника.

Таким образом, оценка финансового состояния (устойчивости) участника была проведена на основании Единой методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых группой РусГидро, действующей для всех подлотов многолотовой закупки. Данная методика применялась заказчиком в равной степени ко всем участникам закупок. Доказательств обратного заявителем не представлено, материалами дела не установлено.

Расчет финансового состояния (устойчивости) заявителя, выполненный Заказчиком, по всем показателям произведен в соответствии с Методикой оценки ДРиФС правильно, арифметически верно.

Доводы жалобы о том, что применение 25%-ного снижения итоговой оценки показателей финансовой устойчивости для участников закупок второго типа ограничивает конкуренцию и создает преимущества для других участников, предоставивших в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за два и более календарных года, не находят своего подтверждения и признаются необоснованными.

В соответствии с вышеизложенным, жалоба, доводы которой не находят своего подтверждения, признается Комиссией необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОмегаДизель» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки акционерного общества «Сахаэнерго» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей дизельного оборудования (Лот №1001-1004) (извещение № 32110659535) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...> 

Члены комиссии: <...> <...> 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "САХАЭНЕРГО"
ИНН 1435117944, ОГРН 1021401044830