Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Акционерное общество «Сахаэнерго»

677001, г. Якутск,

пер. Энергетиков, д. 2

         mikhailov-pa@sakhaenergo.ru

mail@sakhaenergo.ru

 

ООО «Торговый Дом Бриз»

117574, г. Москва,
Новоясеневский проспект, д. 6, корп. 3 (офис 31)

info@brizcentr.ru

i.ziborova@brizcentr.ru

 

ООО «Навигатор-Т»

119313, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 11, офис 6

info@navigator-siz.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/18.1-49/2019, 014/07/18.1-50/2019

по результатам рассмотрения жалоб

г. Якутск                                                                                                                    19 марта 2019 г.                                                                                       

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...>

в отсутствие представителей

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Бриз», надлежаще уведомленного, представлено уведомление о невозможности явки вх. №2437э от 19.03.2019 г.

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т», надлежаще уведомленного, представлено уведомление о невозможности явки вх. №2434э от 19.03.2019 г.

в присутствии представителей заказчика, акционерного общества «Сахаэнерго», <...>, представителя по доверенности №586 от 25.12.2018 г., <...>, представителя по доверенности №583 от 25.12.2018 г., <...>, представителя по доверенности №76 от 15.03.2019 г.

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью ООО «Торговый Дом Бриз» (далее – ООО «Торговый Дом Бриз»), общества с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т» (далее – ООО «Навигатор-Т») на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Сахаэнерго» (далее – АО «Сахаэнерго», заказчик), при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

11 марта 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Торговый Дом Бриз», ООО «Навигатор-Т» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы ООО «Торговый Дом Бриз» следует, что заказчик при описании предмета закупки указания на товарный знак «ГДЗК-У» не указал слова «(или эквивалент)».

Из содержания жалобы ООО «Навигатор-Т» следует, что заказчик при описании предмета закупки указания на товарный знак «ГДЗК-У» не указал слова «(или эквивалент)». Более того, заказчик указал в техническом задании ряд требований к товару, не предусмотренных техническими регламентами и документами в области стандартизации, что приводит к ограничению количества участников закупки только изготовителем «ГДЗК-У»:

  1. Защита органов дыхания, зрения и кожных покровов головы человека от радиоактивных веществ;
  2. Применяется при температуре от -40° до +40°С для защиты от ОХВ и радиоактивных веществ;
  3. Масса рабочей части самоспасателя с сумкой (футляром) не более 800 гр.;
  4. Габаритные размеры сумки – 130х130х130 мм.;
  5. ТР ТС 019/2011, ГОСТ Р 22.9.09-2014;
  6. Поставщик должен иметь собственное производство по изготовлению средств индивидуальной защиты;
  7. Материалы, из которых изготовлена продукция, должны быть произведены не ранее года, предшествующего году поставки;
  8. Протоколы испытаний и заключения, подтверждающие защитные и эксплуатационные свойства по каждой номенклатуре МТР согласно приложению №1 к настоящим техническим требованиям в соответствии с требованиями ТР ТС 019/201;
  9. На МТР устанавливается гарантийный срок, равный сроку, установленному заводом-изготовителем и исчисляемый с даты подписания соответствующих актов, товарных накладных;
  10. Участник обязан предоставить образцы на все МТР согласно приложению №1 к техническому заданию, а также каталог продукции, предлагаемой к поставке, не позднее срока окончания подачи заявок.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика пояснил, что «ГДЗК-У» является неохраняемым элементом товарного знака, который является общеупотребительной формулировкой.

По  второму доводу жалобы ООО «Навигатор-Т»:

По пунктам 1, 2, 3, 5: в качестве обоснования заказчик в техническом задании установил национальный стандарт ГОСТ Р 22.9.09-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования», который более подходит заказчику (далее – ГОСТ Р 22.0.09-2014);

По пункту 4: габаритные размеры сумки указаны из учета ограниченности помещений дежурного персонала на объектах.

По пункту 6: в требованиях также установлено, что в случае отсутствия собственного производства, поставщик предоставляет гарантийные письма от производителя о готовности поставить продукцию.

По пункту 7: необходимость предоставления продукции изготовленной не ранее года, предшествующего году поставки, определяется тем, что у поставляемой продукции срок хранения 5 лет, согласно требованиям заводов-изготовителей. Данные условия также определены с учетом сложной логистической схемой доставки СИЗ в филиалы. При более раннем сроке изготовления продукции возникнет требование на списание данного СИЗ в связи с завершением сроков хранения, что является неприемлемым, так как существенно ограничивается срок использования данной продукции.

По пункту 8: необходимость наличия протоколов испытания и заключения подтверждающего защитные эксплуатационные свойства на поставляемую продукцию обусловлено тем, что данное требование является гарантией качества поставляемой продукции. Протокол испытаний является неотъемлемой частью сертификата соответствия.

По пункту 9: требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара являются эксплуатационными характеристиками.

По пункту 10: данное обязательство поставщика указано с целью определения продукции на соответствие требованиям закупочной документации, образцы продукции будут являться эталоном при поступлении основного объема СИЗ, что исключит поступление не качественной продукции в целом.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Сахаэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 27.02.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке «запрос предложений на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания, противогазов шланговых (лоты№344.2)»,  проект договора.

Предмет заключаемого по результатам закупки договора – средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые. Начальная (максимальная) цена договора составляет 996 000,00 рублей с учетом НДС. Согласно приложению №1 к техническому заданию к поставке предлагается газодымозащитный комплект ГДЗК-У в количестве 264 шт., противогаз шланговый в количестве 2 шт.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.4.2.2).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пункту 1.1 Положения конкурентные закупки – закупки, осуществляемые с соблюдением одновременно условий, в том числе, описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу пункта 6.4.4 Положения в случае использования в описании характеристик предмета закупки указания на товарный знак и иные ограничивающие факторы, указанные в п. 6.4.2 настоящего Положения, заказчик обязан использовать слова «(или эквивалент)», за исключением следующих случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения Заказчиком государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или обязательными для Заказчика условиями договоров, заключенных им с юридическими лицами (в том числе иностранными).

На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика пояснили, что ГДЗК-У относится к неохраняемым элементам товарного знака и является общепринятым обозначением, сокращением.

Согласно выписке из реестра товарных знаков, знаков обслуживания Российской Федерации RU 300512, правообладателем товарного знака ГДЗК-У является открытое акционерное общество «Сорбент», 614113, г.Пермь.

Пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках исчерпывающе определен перечень случаев, когда при описании предмета конкурентной закупки не обязательно использовать слова "(или эквивалент)". Таким образом, доводы ООО «Торговый Дом Бриз», ООО «Навигатор-Т» о том, что заказчик при описании предмета закупки указания на товарный знак «ГДЗК-У» не указал слова «(или эквивалент)» обоснованы, поскольку ГДЗК-У является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является открытое акционерное общество «Сорбент».

По второму доводу жалобы ООО «Навигатор-Т»:

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

  1. В обоснование заказчик установил национальный стандарт ГОСТ Р 22.9.09-2014. В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 22.9.09-2014 фильтрующий самоспасатель: Фильтрующее СИЗОД, используемое для защиты органов дыхания, глаз и лица человека от паров (газов) и аэрозолей аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД), а также радиоактивной пыли при экстренной эвакуации из зон заражения. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  2. В приложении № 1 к техническому заданию указано: Применяется при температуре от -40° до +40°С для защиты от ОХВ и радиоактивных веществ. Требования установлены в соответствии с потребностями заказчика и ТР ТС 019/2011.
  3. Пунктом 5.1.9 ГОСТ Р 22.9.09-2014 установлено, что масса самоспасателя должна быть не более 0,8 кг без упаковки и не более 1,3 кг, включая средство индивидуальной переноски. В техническом задании указана масса 780 г. (с сумкой), 680 г. (без сумки). Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  4. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик в описании предмета закупки указывает, в том числе, эксплуатационные характеристики. Требования к габаритным размерам являются эксплуатационными характеристиками. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  5. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к товару, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В обоснование заказчик установил национальный стандарт ГОСТ Р 22.9.09-2014, технический регламент таможенного союза ТР ТС 019/2011.
  6. Согласно приложению №1 к техническому заданию поставщик должен иметь собственное производство по изготовлению средств индивидуальной защиты. В случае отсутствия собственного производства, поставщик предоставляет гарантийные письма от производителя о готовности поставить продукцию (товар) поставщику в полном объеме для нужд АО «Сахаэнерго». Данные требования являются избыточными, поскольку ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
  7. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик в описании предмета закупки указывает, в том числе, эксплуатационные характеристики. Требования к году изготовления являются эксплуатационными характеристиками. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  8. Требование о предоставлении протоколов испытаний и заключения, подтверждающие защитные и эксплуатационные свойства товара являются избыточными, поскольку для их исполнения заказчик устанавливает необходимость для участника закупки, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
  9. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик в описании предмета закупки указывает, в том числе, эксплуатационные характеристики. Требования к гарантийному сроку товара являются эксплуатационными характеристиками. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  10. Установление требований о предоставлении образцов является избыточным, так как накладывает на участников закупки не предусмотренные обременения. Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем продукции, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требования в части наличия собственного производства или предоставления гарантийного письма от производителя о готовности поставить продукцию, предоставлении образцов продукции, требование о предоставлении протоколов испытаний и заключения являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупки, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Торговый Дом Бриз» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), обоснованной в части не указания заказчиком слов «или эквивалент» при описании предмета закупки, предъявления требований о наличии собственного производства или предоставления гарантийного письма от производителя о готовности поставить продукцию, о предоставлении образцов продукции, о предоставлении протоколов испытаний и заключения, подтверждающие защитные и эксплуатационные свойства.
  3. Признать заказчика АО «Сахаэнерго» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Выдать заказчику АО «Сахаэнерго» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Акционерное общество «Сахаэнерго»

677001, г. Якутск,

пер. Энергетиков, д. 2

         mikhailov-pa@sakhaenergo.ru

mail@sakhaenergo.ru

 

ООО «Торговый Дом Бриз»

117574, г. Москва,
Новоясеневский проспект, д. 6, корп. 3 (офис 31)

info@brizcentr.ru

i.ziborova@brizcentr.ru

 

ООО «Навигатор-Т»

119313, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 11, офис 6

info@navigator-siz.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/18.1-49/2019, 014/07/18.1-50/2019

по результатам рассмотрения жалоб

г. Якутск                                                                                                           19 марта 2019 г.                                                                                                   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Кузьмина А.Д. – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Ефремовой А.В. – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

Павлова И.Т. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

в отсутствие представителей

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Бриз», надлежаще уведомленного, представлено уведомление о невозможности явки вх. №2437э от 19.03.2019 г.

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т», надлежаще уведомленного, представлено уведомление о невозможности явки вх. №2434э от 19.03.2019 г.

в присутствии представителей заказчика, акционерного общества «Сахаэнерго», Федорова Д.А., представителя по доверенности №586 от 25.12.2018 г., Концевенко Л.С., представителя по доверенности №583 от 25.12.2018 г., Горохова А.В., представителя по доверенности №76 от 15.03.2019 г.

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью ООО «Торговый Дом Бриз» (далее – ООО «Торговый Дом Бриз»), общества с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т» (далее – ООО «Навигатор-Т») на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Сахаэнерго» (далее – АО «Сахаэнерго», заказчик), при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

11 марта 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Торговый Дом Бриз», ООО «Навигатор-Т» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы ООО «Торговый Дом Бриз» следует, что заказчик при описании предмета закупки указания на товарный знак «ГДЗК-У» не указал слова «(или эквивалент)».

Из содержания жалобы ООО «Навигатор-Т» следует, что заказчик при описании предмета закупки указания на товарный знак «ГДЗК-У» не указал слова «(или эквивалент)». Более того, заказчик указал в техническом задании ряд требований к товару, не предусмотренных техническими регламентами и документами в области стандартизации, что приводит к ограничению количества участников закупки только изготовителем «ГДЗК-У»:

  1. Защита органов дыхания, зрения и кожных покровов головы человека от радиоактивных веществ;
  2. Применяется при температуре от -40° до +40°С для защиты от ОХВ и радиоактивных веществ;
  3. Масса рабочей части самоспасателя с сумкой (футляром) не более 800 гр.;
  4. Габаритные размеры сумки – 130х130х130 мм.;
  5. ТР ТС 019/2011, ГОСТ Р 22.9.09-2014;
  6. Поставщик должен иметь собственное производство по изготовлению средств индивидуальной защиты;
  7. Материалы, из которых изготовлена продукция, должны быть произведены не ранее года, предшествующего году поставки;
  8. Протоколы испытаний и заключения, подтверждающие защитные и эксплуатационные свойства по каждой номенклатуре МТР согласно приложению №1 к настоящим техническим требованиям в соответствии с требованиями ТР ТС 019/201;
  9. На МТР устанавливается гарантийный срок, равный сроку, установленному заводом-изготовителем и исчисляемый с даты подписания соответствующих актов, товарных накладных;
  10. Участник обязан предоставить образцы на все МТР согласно приложению №1 к техническому заданию, а также каталог продукции, предлагаемой к поставке, не позднее срока окончания подачи заявок.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика пояснил, что «ГДЗК-У» является неохраняемым элементом товарного знака, который является общеупотребительной формулировкой.

По  второму доводу жалобы ООО «Навигатор-Т»:

По пунктам 1, 2, 3, 5: в качестве обоснования заказчик в техническом задании установил национальный стандарт ГОСТ Р 22.9.09-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования», который более подходит заказчику (далее – ГОСТ Р 22.0.09-2014);

По пункту 4: габаритные размеры сумки указаны из учета ограниченности помещений дежурного персонала на объектах.

По пункту 6: в требованиях также установлено, что в случае отсутствия собственного производства, поставщик предоставляет гарантийные письма от производителя о готовности поставить продукцию.

По пункту 7: необходимость предоставления продукции изготовленной не ранее года, предшествующего году поставки, определяется тем, что у поставляемой продукции срок хранения 5 лет, согласно требованиям заводов-изготовителей. Данные условия также определены с учетом сложной логистической схемой доставки СИЗ в филиалы. При более раннем сроке изготовления продукции возникнет требование на списание данного СИЗ в связи с завершением сроков хранения, что является неприемлемым, так как существенно ограничивается срок использования данной продукции.

По пункту 8: необходимость наличия протоколов испытания и заключения подтверждающего защитные эксплуатационные свойства на поставляемую продукцию обусловлено тем, что данное требование является гарантией качества поставляемой продукции. Протокол испытаний является неотъемлемой частью сертификата соответствия.

По пункту 9: требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара являются эксплуатационными характеристиками.

По пункту 10: данное обязательство поставщика указано с целью определения продукции на соответствие требованиям закупочной документации, образцы продукции будут являться эталоном при поступлении основного объема СИЗ, что исключит поступление не качественной продукции в целом.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Сахаэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 27.02.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке «запрос предложений на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания, противогазов шланговых (лоты№344.2)»,  проект договора.

Предмет заключаемого по результатам закупки договора – средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые. Начальная (максимальная) цена договора составляет 996 000,00 рублей с учетом НДС. Согласно приложению №1 к техническому заданию к поставке предлагается газодымозащитный комплект ГДЗК-У в количестве 264 шт., противогаз шланговый в количестве 2 шт.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.4.2.2).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пункту 1.1 Положения конкурентные закупки – закупки, осуществляемые с соблюдением одновременно условий, в том числе, описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу пункта 6.4.4 Положения в случае использования в описании характеристик предмета закупки указания на товарный знак и иные ограничивающие факторы, указанные в п. 6.4.2 настоящего Положения, заказчик обязан использовать слова «(или эквивалент)», за исключением следующих случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения Заказчиком государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или обязательными для Заказчика условиями договоров, заключенных им с юридическими лицами (в том числе иностранными).

На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика пояснили, что ГДЗК-У относится к неохраняемым элементам товарного знака и является общепринятым обозначением, сокращением.

Согласно выписке из реестра товарных знаков, знаков обслуживания Российской Федерации RU 300512, правообладателем товарного знака ГДЗК-У является открытое акционерное общество «Сорбент», 614113, г.Пермь.

Пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках исчерпывающе определен перечень случаев, когда при описании предмета конкурентной закупки не обязательно использовать слова "(или эквивалент)". Таким образом, доводы ООО «Торговый Дом Бриз», ООО «Навигатор-Т» о том, что заказчик при описании предмета закупки указания на товарный знак «ГДЗК-У» не указал слова «(или эквивалент)» обоснованы, поскольку ГДЗК-У является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является открытое акционерное общество «Сорбент».

По второму доводу жалобы ООО «Навигатор-Т»:

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

  1. В обоснование заказчик установил национальный стандарт ГОСТ Р 22.9.09-2014. В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 22.9.09-2014 фильтрующий самоспасатель: Фильтрующее СИЗОД, используемое для защиты органов дыхания, глаз и лица человека от паров (газов) и аэрозолей аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД), а также радиоактивной пыли при экстренной эвакуации из зон заражения. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  2. В приложении № 1 к техническому заданию указано: Применяется при температуре от -40° до +40°С для защиты от ОХВ и радиоактивных веществ. Требования установлены в соответствии с потребностями заказчика и ТР ТС 019/2011.
  3. Пунктом 5.1.9 ГОСТ Р 22.9.09-2014 установлено, что масса самоспасателя должна быть не более 0,8 кг без упаковки и не более 1,3 кг, включая средство индивидуальной переноски. В техническом задании указана масса 780 г. (с сумкой), 680 г. (без сумки). Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  4. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик в описании предмета закупки указывает, в том числе, эксплуатационные характеристики. Требования к габаритным размерам являются эксплуатационными характеристиками. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  5. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к товару, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В обоснование заказчик установил национальный стандарт ГОСТ Р 22.9.09-2014, технический регламент таможенного союза ТР ТС 019/2011.
  6. Согласно приложению №1 к техническому заданию поставщик должен иметь собственное производство по изготовлению средств индивидуальной защиты. В случае отсутствия собственного производства, поставщик предоставляет гарантийные письма от производителя о готовности поставить продукцию (товар) поставщику в полном объеме для нужд АО «Сахаэнерго». Данные требования являются избыточными, поскольку ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
  7. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик в описании предмета закупки указывает, в том числе, эксплуатационные характеристики. Требования к году изготовления являются эксплуатационными характеристиками. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  8. Требование о предоставлении протоколов испытаний и заключения, подтверждающие защитные и эксплуатационные свойства товара являются избыточными, поскольку для их исполнения заказчик устанавливает необходимость для участника закупки, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
  9. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик в описании предмета закупки указывает, в том числе, эксплуатационные характеристики. Требования к гарантийному сроку товара являются эксплуатационными характеристиками. Требования не противоречат ГОСТ Р 22.9.09-2014 и установлены в соответствии с потребностями заказчика.
  10. Установление требований о предоставлении образцов является избыточным, так как накладывает на участников закупки не предусмотренные обременения. Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем продукции, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требования в части наличия собственного производства или предоставления гарантийного письма от производителя о готовности поставить продукцию, предоставлении образцов продукции, требование о предоставлении протоколов испытаний и заключения являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупки, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя, что противоречит пункту 1.4.2.2 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Торговый Дом Бриз» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту 344.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогазы шланговые (извещение № 31907579998), обоснованной в части не указания заказчиком слов «или эквивалент» при описании предмета закупки, предъявления требований о наличии собственного производства или предоставления гарантийного письма от производителя о готовности поставить продукцию, о предоставлении образцов продукции, о предоставлении протоколов испытаний и заключения, подтверждающие защитные и эксплуатационные свойства.
  3. Признать заказчика АО «Сахаэнерго» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Выдать заказчику АО «Сахаэнерго» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны