Решение №706 Решение по жалобе №014/07/3-706/2021 от 21 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Якутдорстрой»

ООО «Сибирь Ойл»

Электронная торговая площадка:

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-706/2021

г. Якутск «21» апреля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

представителя Заявителя по доверенности №

представителя Заказчика по доверенности №

Рассмотрев жалобу №014/07/3-706/2021 Общества с ограниченной ответственностью «СибОйл» (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Якутдорстрой» (далее – Заказчик) при организации конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов для нужд АО «Якутдорстрой»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 13 апреля 2021 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «СибОйл» на действия Акционерного общества «Якутдорстрой» при организации конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее – Закупка) (извещение № 32110051932 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее:

Доводы жалобы:

«12» апреля 2021 г. в ЕИС были опубликованы протоколы № ЯДС-47/21-1 от 09.04.2021 г., № ЯДС-47/21-2 от 09.04.2021 г. и № ЯДС-47/21-3 от 12.04.2021 г. о результатах закупки, согласно которым комиссией принято решение признать победителем по лоту № 47.1 – «Дизельное топливо» - АО «Саханефтегазсбыт», по лоту № 47.2 – «Дизельное топливо» - АО «Саханефтегазсбыт», 47.3 – «Бензин АИ-92» АО НК «Туймаада-Нефть».

Суть жалобы состоит в том, что комиссией Заказчика, при оценке показателей опыта ООО «СибОйл» согласно представленной в составе заявки Справке об опыте Участника, были неверно рассчитаны баллы по критерию Опыта участника.

Согласно п. 7.9.8. 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Якутдорстрой», оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в конкурсной документации.

Как следует из Приложения № 5 к Документации о закупке – «Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок» (стр. 102-104 Документации о закупке), расчет по критерию опыта должен производится в следующем порядке:

Расчет оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»:

Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от информации, представленной в i-ой заявке в «Справке об опыте Участника» подтверждающей наличие за последние три года опыта выполнения аналогичных профилю лота поставок.

Соответственно, при правильной оценке заявки Заявителя комиссией Заказчика, ООО «СибОйл» должно было получить максимальную оценку по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров», равной 5 баллам.

Если бы ООО «СибОйл» получило 5 баллов по критерию Опыта, то стало бы победителем по лотам № 47.1 и 47.3, поскольку цена, предложенная Заявителем по лоту № 47.1 составляла – 104 292 000, 00 рублей, т.е. меньше, чем цена второго участника – АО «Саханефтегазсбыт» - 108 852 568, 00 руб., который неправомерно стал победителем торгов

(разница между заявками: 4 560 568, 00 руб ).

Аналогично по лоту № 47.3 цена, предложенная Заявителем составляла – 7 370 000, 00 руб., против предложения второго участника – АО НК «Туймаада-Нефть» - 7 504 000, 00 руб.

(разница между заявками: 134 000,00 руб.)

Таким образом, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для победы Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» по лоту № 47.1., а также, по лоту № 47.3, неправомерно признано победителем Акционерное общество «Нефтяная компания «Туймаада-Нефть».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ООО «СибОйл» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

АО «Якутдорстрой» представила письменное возражение на жалобу (вх. 3571э от 20.04.2021 г.) в котором просят признать жалобу необоснованной.

04.03.2021 года в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32110051932 о проведении конкурентной закупки в электронной форме.

Способ проведения закупки: одноэтапный конкурс в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 47.1: 108 852 568, 50 руб.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 47.3: 7 504 000, 00 руб.

Предмет закупки: Право заключения договора поставки горюче-смазочных материалов (дизельное топливо) для нужд АО «Якутдорстрой» (лот № 47.1). Право заключения договора поставки горюче-смазочных материалов (бензин АИ-92) для нужд АО «Якутдорстрой».

Дата начала срока подачи заявок – 04.03.2021 (МСК +6)

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): - 06.04.2021 в 12:30 (МСК +6)

Дата подведения итогов: 09.04.2021 (МСК +6).

Согласно протоколу о результатах закупки АО «Якутдорстрой» от 09 апреля 2021 года № ЯДС-47/21-1 на участие в закупке по лоту № 47.1 поступило 3 (три) заявки:

- Заявка ООО «СибОйл»;

- Заявка АО «Саханефтегазсбыт»;

- АО НК «Туймаада-Нефть».

Количество отклоненных заявок по лоту № 47.1: 0 (ноль) заявок.

Согласно протоколу о результатах закупки АО «Якутдорстрой» от 09 апреля 2021 года № ЯДС-47/21-1 на участие в закупке по лоту № 47.3 поступило 3 (три) заявки:

- Заявка ООО «СибОйл»;

- Заявка АО «Саханефтегазсбыт»;

- АО НК «Туймаада-Нефть».

Количество отклоненных заявок по лоту № 47.3: 1 (одна) заявка.

Комиссия, рассмотрев заявки на участие в закупке, приняла решение об отклонении заявки АО «Саханефтегазсбыт» по лоту № 47.3, поскольку не соответствует условиям Документации о закупке (Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов).

13 апреля 2021 года в УФАС по РС (Я) поступила жалоба ООО «СибОйл» (вх. 3172э), в ней Заявитель обжалует действия Заказчика в части неправильного расчета критерия «Опыт выполнения аналогичных договоров» и отмечает, что в конкурсной документации указан оцениваемый критерий – сумма исполненных обязательств за последние пять лет, одновременно с тем, указан метод расчета оценки предпочтительности: Порядок осуществления оценки (знание запрашиваемого параметра), в зависимости от информации, представленной в i-ой заявке в «Справке об опыте Участника», подтверждающей наличие за последние три года опыта выполнения аналогичных профилю лота поставок. По мнению Заявителя, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для победы Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» по лоту № 47.1, также, по лоту № 47.3 неправомерно признано победителем Акционерное общество «Нефтяная компания «Туймаада-Нефть».

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о торгах, произвел регистрацию представленных заявок и участников конкурса в установленном порядке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС РС (Я) установила следующее.

В Приложении № 5 раздела 12 Документации о закупке представлен порядок осуществления оценки:

«Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от информации, предоставленной в i-ой заявке в «Справке об опыте Участника», подтверждающей наличие за последние три года опыта выполнения аналогичных профилю лота поставок.

Б2 = 0

до 200% от НМЦ «с учётом НДС» (включительно);

Б2 = 1

более 200% от НМЦ «с учётом НДС», но менее 600% от НМЦ «с учётом НДС» (включительно)

Б2 = 2

более 600% от НМЦ «с учётом НДС», но менее 1000% от НМЦ «с учётом НДС» (включительно)

Б2 = 3

более 1000% от НМЦ «с учётом НДС», но менее 1500% от НМЦ «с учётом НДС» (включительно)

Б2 = 4

более 1500% от НМЦ «с учётом НДС», но менее 2000% от НМЦ «с учётом НДС» (включительно)

Б2 = 5

более 2000% от НМЦ «с учётом НДС» и выше;

где:

НМЦ–начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации о закупке;

Б2 – рассчитанная оценка предпочтительности по данному частному критерию оценки в баллах.

Опыт выполнения работ, несоответствующей профилю лота, не оценивается.

Оцениваемый критерий -  сумма исполненных обязательств за последние пять лет.

Шкала оценок от 0 до 5 баллов.»

Заказчиком при формировании Документации допущено разночтение в порядке осуществления оценки опыта выполнения Участником аналогичных договоров. Указаний на то, что в приведенной таблице имеется техническая опечатка – нет. Документация о закупке в настоящей редакции была размещена 29.03.2021 г., в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Электронной торговой площадкой (www.otc.ru) в ответ на Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки в части заключения договора № 02/1218 от 15.04.2021 г. представлено информационное письмо № 1-м от 20.04.2021 г. и приложенные к нему заявки Участников закупки.

Комиссией были изучены Справки об опыте Участников, прилагаемые в составе заявок. Таким образом, по лоту № 47.1 АО «НК Туймаада-Нефть» представило данные о заключенных договорах за период с 2016 года по 2020 год, включительно, АО «Саханефтегазсбыт» по лоту № 47.1 представило данные о заключенных договорах за период с 2017 год по 2020 год, включительно, и ООО «СибОйл» по тому же лоту представлены данные о заключенных договорах за период с 2016 год по март 2021 года, включительно. Также, по лоту № 47.3 АО «НК Туймаада-Нефть» представило данные о заключенных договорах за период с 2018 года по 2020 год, включительно, АО «Саханефтегазсбыт» представлены данные за период с 2018 года по 2020 год, включительно, ООО «СибОйл» представлены данные за период с 2016 года по март 2021 года, включительно.

В своем ответе на жалобу АО «Якутдорстрой» поясняет, что по лоту № 47.3, согласно требованию справки об опыте Участника за последние три года были предоставлены со стороны АО «Саханефетгазсбыт», АО «НК Туймаада-Нефть», требований о предоставлении справок за 5 (пять) лет не было, в случае подсчета критериев оценки участников за 5 (пять) лет, как требует Заявитель, произойдет нарушение конкуренции других участников, которые предоставили справки за три года, согласно приложения № 5. Заказчик, в своем ответе на жалобу не представил пояснений о том, что по лоту № 47.1 Участники представили справки об опыте за период от 4 лет до 5 лет и 3 месяцев.

По лотам № 47.1, 47.2, 47.3 Заказчик руководствовался Документацией о закупке, размещенной 29.03.2021 г., в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), на основании этого, Комиссия делает вывод о том, что разночтения, установленные в Документации, были ошибочно истолкованы Участниками, однако, предоставление справок об опыте за 4 или 5 лет, не лишает Заказчика возможности произвести расчет выделив 3 (три) последних года, на основании которого, производится расчет итогового балла закупки по лотам.

В ответе на жалобу, АО «Якутдорстрой» отмечает, что по двум лотам расчет производился на основании 3 последних лет опыта выполнения аналогичных договоров.

 

вес балла

Туймаада-Нефть

СНГС

СибОйл

Цена

 

108 852 568,50

108 852 568,00

104 292 000,00

Опыт

 

1 954 274 000,00

3 372 137 598,05

1 446 562 304,18

Опыт % от НМЦ

 

1 795,34

3 097,89

1 328,92

Цена-балл

85%

0,00

0,00

0,04

Опыт-балл

15%

4,00

5,00

3,00

Итоговый балл

 

0,60

0,75

0,49

НМЦ

 

108 852 568,50

   

(последние три года)
Лот 47.1

 

вес балла

Туймаада-Нефть

СибОйл

Цена

 

7 504 000,00

7 370 000,00

Опыт

 

632 086 261,45

144 349 458,22

Опыт % от НМЦ

 

8 423, 32

1932,63

Цена-балл

85%

0,00

0,02

Опыт-балл

15%

5,00

4,00

Итоговый балл

 

0,75

0,62

НМЦ

 

7 504 000,00

 

(последние три года)
Лот 47.3

При проведенном Комиссией расчете на основании представленных справок об опыте Участников и формул оценки предпочтительности заявки, установлены несоответствия с результатами Заказчика при расчете опыта, в частности, по лоту № 47.1 у Участников АО «Саханефтегазсбыт» и ООО «СибОйл», по лоту № 47.3 у Участника ООО «СибОйл».

 

2018

2019

2020

ИТОГ

АО «Саханефтегазсбыт»

858 177 803,30

1 185 194 056,68

1 382 765 738,37

3 426 137 598,35

ООО «СибОйл»

398 918 379,88

507 296 712,90

433 979 651,72

1 340 194 744,50

Лот 47.1

 

2018

2019

2020

ИТОГ

ООО «СибОйл»

32 454 909,77

41 879 180,89

57 128 567,63

131 462 658,29

Лот 47.3

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы № 014/07/3-706/2021 установила, что АО «Якутдорстрой» в закупке № 32110051932 о проведении одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов для нужд АО «Якутдорстрой» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: zakupki.gov.ru установил противоречивые критерии и порядок оценки сопоставления заявок на участие в такой закупке в нарушение требования п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия АО «Якутдорстрой» нарушили процедуру проведения закупок, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом выявленных нарушений проведения рассматриваемой процедуры закупки, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений процедуры проведения закупок.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СибОйл» на действия Акционерного общества «Якутдорстрой», при организации одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее – Закупка) (извещение № 32110051932) на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru – обоснованной;

1. Признать АО «Якутдорстрой» нарушившим п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Выдать АО «Якутдорстрой» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупок;

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны