Решение №014/07/3-3370/2019 Решение по жалобе №014/07/3-3322/2019 от 6 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ПУРОВСКИЙ

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ

ЗАВОД»

629880, РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ,

Пуровский район,

п. Пуровск, тер. Промзона, 1

ПАО «СЕВЕРАЛМАЗ» (заказчик)

163000, РФ, Архангельская область,

г. Архангельск, ул. Карла Маркса, дом.15

АК «АЛРОСА» (ПАО) (организатор закупки)

678175, РФ, Республика Саха (Якутия),

г. Мирный, ул. Ленина, д.6

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-3370/2019

г. Якутск «06» декабря 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

рассмотрев жалобу от 29.11.2019 г. вх. №13661Э ООО «Пуровский нефтеперерабатывающий завод» (ИНН/ОГРН 8911013810/1188901001684) на действия заказчика ПАО «Севералмаз» (ИНН/ОГРН 2901038518/1022901494945), организатора закупки АК «Алроса» (ПАО) (ИНН/ОГРН 1433000147/1021400967092) при организации и проведении открытого тендера в электронной форме (извещение №31908368831 на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru, на электронной площадке www.roseltorg.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 29.11.2019 г. (вх. №13661Э) от Общества с ограниченной ответственностью «Пуровский нефтеперерабатывающий завод» (далее – Заявитель, ООО «ПНПЗ») на действия заказчика ПАО «Севералмаз» и организатора закупок Акционерной компании «Алроса» (Публичное акционерное общество) (далее – организатор торгов, АК «Алроса» (ПАО)) при организации и проведении открытого тендера в электронной форме на поставку мазута М-100 (извещение №31908368831 на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru, на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru).

Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

«В нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик выбрал победителя закупки вне соответствии Методики оценки заявок на участие в закупочной процедуре.

Ни Документацией о закупке по тендеру, ни Методикой оценки заявок на участие в закупочной процедуре не указано, что цена может иметь комбинационный характер (состоять отчасти из фиксированной суммы, и отчасти рассчитываться по формуле). Исходя из буквального толкования содержимого Документации о закупке по тендеру и Методики оценки заявок на участие в закупочной процедуре, следует, что участники тендера предоставляют фиксированную цену, которая подразумевает прозрачное ценообразование.

В то же время, в соответствии с п. 12 Протокола заседания закупочного органа ПАО АК «АЛРОСА» № 1300-1G00Q62940-5-K от 12.11.2019.г. (подписан и опубликован 18.11.2019 г.), признан победителем закупки по максимально присвоенному баллу ЗАО «Бункерная Компания». Однако, в том же п. 12 Протокола заседания закупочного органа ПАО АК «АЛРОСА» № 1300-1G00062940-5-K от 12.11.2019 г. описывается формирование цены победителя закупки, которая складывается из фиксированной цены (на период декабрь 2019 - май 2020 г.) и плавающей иены (на период июнь-ноябрь 2020г.) которая рассчитывается по формуле, не позволяющей в принципе зафиксировать цену (например, одним из компонентов Формулы является средняя цена на бирже СПбМТСБ, которую невозможно спрогнозировать. Кроме того, цена формируется также и с учетом средней цены согласно данных менового агентства Argus, которая также не является фиксируемой, а является ценой которую невозможно спрогнозировать)

Таким образом, указанная победителем цена носит недостоверный характер, поскольку плавающая цена не может быть фиксированной априори. Однако, не смотря на вышеуказанные обстоятельства, ЗАО «Бункерная Компания» получила наивысшее количество баллов по главному по значимости критерию оценки (Критерий оценки 1 ценовой (цена договора)) 5,0 что в принципе противоречит Методике опенки hihbok на участие в закупочной процедуре, поскольку ЗАО «Ьункерная Компания» указала заведомо искаженную и недостоверную пену, имеющую непрозрачный и противоречивый порядок ценообразования. Более того. учитывая, что цена на июнь-ноябрь 2020 г. является не фиксированной, а плавающей - данное ценовое предложение не только не могло получить высший балл по ценовому критерию, но и несет риски для заказчика спорных торгов, поскольку указанная победителем цена может значительно возрасти в зависимости от котировок СПбМТСБ и ценового агентства Argus.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ЗАО «Бункерная компания» не представило свое ценовое предложение на условиях Документации о закупках и, соответственно, оно не может рассматриваться по неновому Критерию опенки при расчете количества баллов согласно Методике оценки заявок на участие в закупочной процедуре».

ООО «Пуровский нефтеперерабатывающий завод» предоставил дополнение к жалобе от 04.12.2019г. в котором указывает следующие доводы:

«Вместо произведения перерасчета количества баллов присвоенных победителю закупки (ЗАО «Бункерная Компания») в соответствии с Методикой оценки заявок на участие в закупочной процедуре, ПАО АК «АЛРОСА» протоколом заседания закупочного органа №1300-1000062940-7 от 26.11.2019г., под предлогом внесения изменений в Проект договора, принимают решение изменить срок окончания подачи заявок, изменить дату рассмотрения заявок и дату подведения итогов. Также ПАО АК «АЛРОСА» №1300-1000062940-6 от 26.11.2019г. об отмене решения Центрального закупочного комитета ПАО АК «АЛРОСА» №84 от 12.11.2019г.

Таким образом, фактически, вышеуказанные действия направлены на запуск второй закупки, но в рамках первоначальной закупки. В то же время, ни спорной документацией о закупке, ни Законом о закупках не предусмотрена возможность аннулировать результаты состоявшейся закупки и запустить новую закупку на базе уже состоявшейся.

Просим дать оценку вышеуказанным действиям и произвести перерасчет количества баллов присвоенных победителю состоявшейся закупки (ЗАО «Бункерная компания») в соответствии Методикой оценки заявок на участие в закупочной процедуре».

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы №014/07/3-3370/2019 по существу рассмотрение жалобы было назначено на «06» декабря 2019 г. в 11 часов 00 мин.

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, приходит к следующим выводам:

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ, Закон о закупках) являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.

Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.

В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, и Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ООО «ПНПЗ» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

04 октября 2019 года АК «Алроса» (ПАО) на сайте http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru было размещено извещение №31908368831 о проведении открытого тендера в электронной форме на поставку мазута М-100.

-НМЦ:724 357 000,00

-Дата и время начала и

окончания подачи заявок: с 04.10.2019г. по 18.10.2019г. 12:00 (МСК)

- Дата и время подведения итогов закупки:19.11.2019г. в 09:00 (МСК)

Протоколом заседания закупочного органа АК «Алроса» (ПАО) от 12.11.2019г. №1300-1000062940-5-к победителем закупки по максимально присвоенному баллу признана ЗАО «Бункерная Компания». В п.12 Протокола указывается формирование цены победителя закупки: цена реализации 1 тн. мазута фиксируется на декабрь 2019-май 2020г., на остальные месяца (июнь-ноябрь 2020г.) рассчитывается по формуле: Цена (с НДС)=(А*0,65+0,35+В)*2% (1,02), где: А-Компонент №1-65%,это мазут топочный М-100 3,0% станция Новоярославская. Средняя цена на бирже СПбМТСБ (с 1 по 20 число месяца предшествующего поставке)+ЖД тариф до станции Архангельск+1000руб/тн. перевалка (в перевалку входит подача уборка вагонов, хранение на базе, налив в авто). В случае если по котировкам Argus компонент Б будет предоставлена на станции либо в порту Архангельск, то Ж/Д тариф применяться не будет. В Блендирование компонентов №1 и №2 равно 150руб/тн. Премия поставщика 2%.

Из жалобы Заявителя следует, что формирование плавающей цены рассчитанной по вышеуказанной формуле, не позволяет зафиксировать цену. Например, одним из компонентов Формулы является средняя цена на бирже СПбМТСБ, которую невозможно спрогнозировать. Кроме того, цена формируется также и с учетом средней цены согласно данных менового агентства Argus, которая также не является фиксируемой, а является ценой, которую невозможно спрогнозировать.

Согласно ч.6 ст.3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупках ПАО «Севералмаз» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с п.29.8.7 Положения о закупках Заказчик имеет право отменить итоговый протокол о результатах проведения торгов.

Согласно пункту 29.4.1 Положения о закупках после размещения извещения и документации о закупке допускается внесение изменений в извещение и/или документацию о закупке с обязательным официальным размещением измененных извещения и документация о закупке, а также обязательным рассмотрением вопроса о возможном продлении и/или возобновлении сроков подачи заявок на участие в такой закупке. В случае внесения изменений в извещение и/или документацию о конкурентной закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен или возобновлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений и до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного в извещении и/или документации о закупке. Не допускается перенос даты окончания подачи заявок на более раннюю дату, чем это было первоначально установлено.

Протоколом от 26.11.2019г. №1300-1000062940-6 закупочный орган отменил решение Центрального закупочного комитета АК «Алроса» (ПАО) №84 от 12.11.2019г. по вопросу №9 о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке, об изменении срока подведения итогов, о результатах оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке, о выборе победителя по вопросу поставки мазута М-100.

Также принято решение об изменении:

- срока окончания подачи заявок с 26.10.2019г. по 04.12.2019г.;

- срока предоставления разъяснений с 23.10.2019 на 29.11.2019

- даты рассмотрения заявок с 07.11.2019 на 12.12.2019.

- даты подведения итогов на 19.12.2019 (протокол №1300-1000062940-7 от 26.11.2019г.)

Таким образом, в связи с отменой итогового Протокола от 12.11.2019г. №1300-1000062940-5-к нарушение прав Заявителя отсутствует. Заказчик при проведении тендера в электронной форме действовал в соответствии с требованиями своего Положения о закупке.

Комиссия Якутского УФАС России не находит оснований для признания жалобы обоснованной так как действия Заказчика не противоречат Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Пуровский нефтепереробатывающий завод» (ИНН/ОГРН 8911013810/1188901001684) на действия заказчика ПАО «Севералмаз» (ИНН/ОГРН 2901038518/1022901494945), организатора закупки АК «Алроса» (ПАО) (ИНН/ОГРН 1433000147/1021400967092) при организации и проведении открытого тендера в электронной форме – необоснованной;

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны