Решение №АК/717/24 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-121/2024 от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-121/2024

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 9 февраля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...> члена Комиссии,

<...> члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференции, при участии:

от заявителя, Новосибирского филиала акционерного общества «СОГАЗ» (ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921) (далее – заявитель, АО «СОГАЗ»), представителя по доверенности <...>

от заказчика, акционерного общества «Водоканал» (ИНН 1435219600, ОГРН 1091435008081) (далее – АО «Водоканал», заказчик), представителя по доверенности <...>

рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика АО «Водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение № 32312920786), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

01.02.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба АО «СОГАЗ» (вх. № 1176-ЭП/24 от 01.02.2024) на действия (бездействие) АО «Водоканал» доводы которой сводятся к обжалованию положений Документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение № 32312920786).

Доводы жалобы:

Конкурсная документация к закупке за номером извещения № 32312920786 размещалась дважды. Редакция №1 размещена 02.11.2023г. и Редакция №2 от 26.01.2024г.

Редакция №1 от 02.11.2023г. содержала в себе следующие критерии оценки заявок:

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия (%)

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена контракта

40 %

Ka = 0,40

2.

Квалификация участников закупки

60 %

Kb = 0,60

Итого:

100 %

 

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется по рейтингу, который рассчитывается следующим образом:

Ri = Rai + Rbi, где:

Ri - рейтинг i – го участника конкурса;

Rai - рейтинг i – го участника конкурса по критерию цена контракта;

Rbi – рейтинг i – го участника конкурса по критерию квалификация участника;

Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Оценка заявок по критерию «Цена контракта»:

Максимальное количество 100 баллов.

Количество баллов по критерию «Цена контракта» (ЦБi) участника конкурса, определяется по формуле:

ЦБi = *100

где:

Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Ц min – минимальное предложение из предложений по критерию оценка, сделанных участниками конкурентной закупки.

Дробное значение оценки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Рейтинг заявке, присуждаемый участнику конкурса по критерию «Цена контракта», определяется по формуле Rаi=ЦБi* Ka, путем умножения оценки ЦБi на соответствующую указанному критерию значимость Ka.

Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки».

Оценка по критерию «Квалификация участников закупки» осуществляется по показателям, которые рассматриваются в следующем порядке.

Максимальное количество баллов по всем показателям критерия = 100 баллов.

По каждому показателю предложению участника конкурса присваивается значение в баллах в соответствии с таблицей:

Деловая репутация. Наличие рейтинга надежности по национальной шкале.

Величина значимости Критерия: 20 %, коэффициент значимости показателя равен 0,2.

Сведения подтверждаются копией свидетельства либо иного документа, позволяющего установить достоверность присвоенного рейтинга, выданного рейтинговым агентством.

Оценивается наличие рейтинга надежности по национальной шкале, присвоенного аккредитованным Банком России кредитным рейтинговым агентством (АКРА (АО), АО "Эксперт РА", ООО «НРА», ООО «НКР»).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С1i), определяется по формуле:

С1i = К1i * К1з,

где

К1i – количество баллов у i-того участника по данному показателю

К1з - коэффициент значимости показателя

С1i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Значение показателя

Балл

ruAAA

100 баллов

ruAA+

95 баллов

ruAA

90 баллов

ruAA-

85 баллов

ruA+

80 баллов

ruA

75 баллов

ruA-

70 баллов

ruBBB+

65 баллов

ruBBB

60 баллов

ruBBB-

55 баллов

ruBB+

50 баллов

ruBB

45 баллов

ruBB-

40 баллов

ruB+

35 баллов

ruB

30 баллов

ruB-

25 баллов

ruCCC

20 балла

ruCC

15 балла

ruC

10 балла

ruRD

5 баллов

ruD

0 баллов

Наличие финансовых ресурсов. Размер уставного капитала, тыс. руб.

Величина значимости Критерия: 20 %, коэффициент значимости показателя равен 0,2.

Размер уставного капитала определяется на основании ОКУД 0420125 строки 41

Сведения подтверждаются копией Бухгалтерского баланса страховой организации (ОКУД 0420125) за 2022 год.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С2i), определяется по формуле:

С2i = К2i * К2з,

где

К2i – количество баллов у i-того участника по данному показателю

К2з - коэффициент значимости показателя

С2i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Значение показателя

Балл, К2i

< 5 000 000 тыс руб

0 баллов

≥ 5 000 000 тыс руб и < 10 000 000 тыс руб

50 баллов

≥ 10 000 000 тыс руб

100 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы.

Наличие финансовых ресурсов. Доля страховых резервов в пассивах, %:

Величина значимости Критерия: 20 %, коэффициент значимости показателя равен 0,2.

Расчет показателя производится по формуле:

Сведения подтверждаются копией Бухгалтерского баланса страховой организации (код формы по ОКУД 0420125) за 2022 год.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С3i), определяется по формуле:

С3i = К3i * К3з,

где

К3i – количество баллов у i-того участника по данному показателю

К3з - коэффициент значимости показателя

С3i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Значение показателя

Балл, К3i

≤ 30 %

0 баллов

> 30 % и ≤ 60 %

50 баллов

> 60 %

100 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы.

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество заключенных договоров, по ДМС, шт:

Величина значимости Критерия: 20 %, коэффициент значимости показателя равен 0,2

Количество договоров, заключенных по ДМС определяется на основании ОКУД 0420162:

раздел 1, (стр 1.03.2+стр 2.03.2+стр 3.03.2), графа 3

Сведения подтверждаются копией формы Сведения о деятельности страховщика (ОКУД 0420162) за 2022 года.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С4i), определяется по формуле:

С4i = К4i/К4max * 100*К4з,

где

К4i – предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается

К4з - коэффициент значимости показателя

К4max - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса

С4i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы.

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС, шт:

Величина значимости Критерия: 20 %, коэффициент значимости показателя равен 0,2

Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС определяется на основании ОКУД 0420162:

раздел 1, (стр 1.03.2+стр 2.03.2+стр 3.03.2), графа 19

Сведения подтверждаются копией формы Сведения о деятельности страховщика (ОКУД 0420162) за 2022 года.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С5i), определяется по формуле:

С5i = К5i * К5з,

где

К5i – количество баллов у i-того участника по данному показателю

К5з - коэффициент значимости показателя

С5i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Значение показателя

Балл, К5i

В наличии

0 баллов

Отсутствует

100 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы.

Рейтинг по заявке, присуждаемый участнику конкурса по критерию «Квалификация участников закупки» определяется по формуле Rbi = НЦBi * Kb, путем умножения значения НЦBi (Количество баллов участника по критерию «Квалификация участников закупки») на соответствующую указанному критерию значимость Kb.

В редакции №2 от 26.01.2024г. установлены следующие критерии оценки заявок:

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия (%)

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена договора

30 %

Ka = 0,30

2.

Квалификация участников закупки

70 %

Kb = 0,70

Итого:

100 %

 

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется по рейтингу, который рассчитывается следующим образом:

РЗ = РЗКЦД + РЗКК,

РЗ - рейтинг участника;

РЗКЦД - рейтинг по критерию «Цена договора»;

РЗКК – рейтинг по критерию «Квалификация участника закупки»;

Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

1. Порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Цена договора»

В рамках критерия оценивается предлагаемая участниками закупки цена договора. Лучшим предложением по критерию признается предложение, содержащее наименьшее значение цены договора или цены за единицу продукции.

1.1. Рейтинг заявки определяется по формуле:

РЗЦД = *100, где

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

Цmin – минимальное предложение о цене договора из предложенных участниками закупки;

Цi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

1.2. Рейтинг заявки, рассчитанный по формуле, указанной в п. 1.1 корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Цена договора» по формуле:

РЗКЦД = РЗЦД × КЗКЦД, где:

РЗКЦД – рейтинг заявки по критерию «Цена договора»;

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

КЗКЦД – коэффициент значимости критерия «Цена договора».

1.3. С целью расчёта итогового рейтинга заявки и определения победителя закупки рейтинг заявки по критерию «Цена договора» (РЗКЦД) суммируется с рейтингами заявки по иным критериям оценки.

1.4. При проведении процедуры закупки подача участниками закупки предложений о цене договора равных или меньше нуля не допускается.

2. Порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника закупки»

Оценка по критерию «Квалификация участников закупки» осуществляется по подкритериям, которые рассматриваются в следующем порядке.

Максимальное количество баллов по всем подкритериям = 100 баллов.

По каждому подкритерию присваивается значение в баллах в соответствии с таблицей:

Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г,%

Величина значимости подкритерия: 30 %, коэффициент значимости подкритерия равен 0,3.

Расчет подкритерия производится по формуле:

Сведения подтверждаются копией Отчета о финансовых результатах (код формы по ОКУД 0420126) за 2022 г.

Количество баллов, присуждаемых по подкритерию (С1i), определяется по формуле:

С1i = К1i * КЗП1,

где

С1i - значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учетом значимости каждого из подкритериев

К1i – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;

КЗП1 - коэффициент значимости подкритерия

Значение показателя

Балл, К1i

< 45%

100 баллов

≥ 45% и < 55%

50 баллов

≥ 55%

0 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному подкритерию и подтверждающие документы

Деловая репутация. Наличие рейтинга надежности по национальной шкале.

Величина значимости подкритерия: 5 %, коэффициент значимости подкритерия равен 0,05.

Сведения подтверждаются копией свидетельства либо иного документа, позволяющего установить достоверность присвоенного рейтинга, выданного рейтинговым агентством.

Оценивается наличие рейтинга надёжности по национальной шкале, присвоенного аккредитованным Банком России кредитным рейтинговым агентством (АКРА (АО), АО "Эксперт РА", ООО «НРА», ООО «НКР»).

Количество баллов, присуждаемых по подкритерию (С2i), определяется по формуле:

С2i = К2i * КЗП2,

где

С2i - значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учетом значимости каждого из подкритериев

К2i – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;

КЗП2- коэффициент значимости подкритерия.

Значение показателя

Балл

ruAAA

100 баллов

ruAA+

95 баллов

ruAA

90 баллов

ruAA-

85 баллов

ruA+

80 баллов

ruA

75 баллов

ruA-

70 баллов

ruBBB+

65 баллов

ruBBB

60 баллов

ruBBB-

55 баллов

ruBB+

50 баллов

ruBB

45 баллов

ruBB-

40 баллов

ruB+

35 баллов

ruB

30 баллов

ruB-

25 баллов

ruCCC

20 балла

ruCC

15 балла

ruC

10 балла

ruRD

5 баллов

ruD

0 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному подкритерию и подтверждающие документы

Деловая репутация: наличие системы качества менеджмента (ISO 9001).

Величина значимости подкритерия: 5 %, коэффициент значимости подкритерия равен 0,05

Сведения подтверждаются копией сертификата системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ГОСТ ISO 9001:2015).

 

Оценивается наличие системы качества менеджмента (ISO 9001).

Количество баллов, присуждаемых по подкритерию (С3i), определяется по формуле:

С3i = К3i * КЗП3,

где

С3i - значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учетом значимости каждого из подкритериев

К3i – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;

КЗП3- коэффициент значимости подкритерия.

Значение показателя

Балл

В наличии

100 баллов

Отсутствует

0 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному подкритерию и подтверждающие документы

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество заключённых договоров, по ДМС, шт:

Величина значимости подкритерия: 30 %, коэффициент значимости подкритерия равен 0,3

Количество договоров, заключенных по ДМС определяется на основании ОКУД 0420162:

раздел 1, (стр 1.03.2+стр 2.03.2+стр 3.03.2), графа 3

Сведения подтверждаются копией формы Сведения о деятельности страховщика (ОКУД 0420162) за 2022 года.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С4i), определяется по формуле:

С4i = К4i4max * 100* КЗП4,

где

С4i - значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учётом значимости каждого из подкритериев;

К4i – предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается

К4max - максимальное (лучшее) предложение по подкритерию, сделанное участниками закупки;

КЗП4- коэффициент значимости подкритерия

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному подкритерию и подтверждающие документы.

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС, шт:

Величина значимости подкритерия: 30 %, коэффициент значимости подкритерия равен 0,3

Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС определяется на основании ОКУД 0420162:

раздел 1, (стр 1.03.2+стр 2.03.2+стр 3.03.2), графа 19

Сведения подтверждаются копией формы Сведения о деятельности страховщика (ОКУД 0420162) за 2022 года.

Количество баллов, присуждаемых по подкритерию (С5i), определяется по формуле:

С5i = К5i * КЗП5,

где

С5i - значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учётом значимости каждого из подкритериев

К5i – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;

КЗП5- коэффициент значимости подкритерия.

Значение показателя

Балл

В наличии

0 баллов

Отсутствует

100 баллов

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному подкритерию и подтверждающие документы.

Значения в баллах, присвоенные участнику закупки по каждому подкритерию, скорректированные на коэффициент значимости каждого подкритерия, суммируются для получения рейтинга заявки:

РЗК= С1i + С2i + С3i + С4i + С5i, где:

РЗК – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

Ci – оценки в баллах по подкритериям, скорректированные с учетом значимости каждого из подкритериев.

Рейтинг заявки корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника закупки» по формуле:

РЗКК = РЗК × КЗКК, где:

РЗКК – рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки»;

РЗК – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

КЗКК – коэффициент значимости критерия «Квалификация участника закупки».

Рейтинг по заявке, присуждаемый участнику по критерию «Квалификация участников закупки» определяется по формуле Rbi = НЦBi * Kb, путем умножения значения НЦBi (Количество баллов участника по критерию «Квалификация участников закупки») на соответствующую указанному критерию значимость Kb.

При этом в нарушение Решения УФАС по Республике Саха(Якутия) № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023г. и Предписания УФАС по Республике Саха(Якутия) № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023г. Заказчиком самовольно изменены:

  • удельный вес критериев:

Редакция №1 от 02.11.2023г.

Редакция №2 от 26.01.2024г.

Критерий оценки заявок

Значимость критерия (%)

Цена договора

40 %

Квалификация участников закупки

60 %

Критерий оценки заявок

Значимость критерия (%)

Цена договора

30 %

Квалификация участников закупки

70 %

  • подкритерии и их удельный вес:

Редакция №1 от 02.11.2023г.

Редакция №2 от 26.01.2024г.

Деловая репутация. Наличие рейтинга надежности по национальной шкале.

Величина значимости Критерия: 20 %

Деловая репутация. Наличие рейтинга надежности по национальной шкале.

Величина значимости подкритерия: 5 %

Наличие финансовых ресурсов. Размер уставного капитала, тыс. руб.

Величина значимости Критерия: 20 %

Критерий отсутствует

Наличие финансовых ресурсов. Доля страховых резервов в пассивах, %.

Величина значимости Критерия: 20 %

Критерий отсутствует

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество заключенных договоров, по ДМС, шт.

Величина значимости Критерия: 20 %

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество заключённых договоров, по ДМС, шт:

Величина значимости подкритерия: 30 %

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС, шт.

Величина значимости Критерия: 20 %

Опыт оказания аналогичных услуг.

Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС, шт.

Величина значимости Критерия: 30 %

Критерий отсутствует

Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г,%

Величина значимости подкритерия: 30 %

Критерий отсутствует

Деловая репутация: наличие системы качества менеджмента (ISO 9001).

Величина значимости подкритерия: 5 %

Вместо подкритерия «Наличие финансовых ресурсов. Размер уставного капитала, тыс. руб.» с величиной значимости критерия 20% добавлен подкритерий «Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г, %» с величиной значимости критерия 30% и взамен подкритерия «Наличие финансовых ресурсов. Доля страховых резервов в пассивах, %» с величиной значимости критерия 20% добавлен подкритерий «Деловая репутация: наличие системы качества менеджмента (ISO 9001)» с величиной значимости критерия 5%.

На запрос о причине изменения критериев от Заказчика поступил ответ, о том, что, «…критерии оценки заявок для участников не изменены. Изменены коэффициенты значимости критериев по цене: от 40 % на 30 %, по квалификации участников закупки: от 60 % на 70 %...»

Исходя из изложенного, показатели «Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г, %», и «Опыт оказания аналогичных услуг. Количество заключённых договоров, по ДМС, шт» являются определяющими победителя закупки. Вес данных подкритериев составляет 42 балла в общей системе оценки по всем критериям.

Данные подкритерии дают заведомое преимущество единственной страховой компании, участвующей в закупке - САО «ВСК».

С учетом того, что итоги данной закупки первоначально были отменены согласно Решению УФАС по Республике Саха(Якутия) № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023г. и Предписанию УФАС по Республике Саха(Якутия) № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023г., а также принимая во внимание тот факт, что в составе закупки Заказчику направлялась бухгалтерская отчетность страховых компаний-участников, мы считаем, что это позволило Заказчику изменить конкурсную документацию в части неценовых критериев таким образом, что победителем становится заранее определенная компания: удельные весы ценового и неценового критериев, неценовые подкритерии, определены таким образом, что иные участники даже с ценой предложения в 1 руб. заведомо проигрывают данный конкурс.

Итого: САО «ВСК» безальтернативно выигрывает данную закупку. Фактически конкуренция по закупке при установлении таких критериев как «Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г, %», и «Опыт оказания аналогичных услуг. Количество заключённых договоров, по ДМС, шт» с удельным весом в 30% каждый, отсутствует.

Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, может расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что определение неценовых критериев, по которому один участник набирает максимальный балл благодаря установленным Заказчиком критериям, направлено не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.

Таким образом из сути жалобы следует, что:

1. По мнению заявителя, что Заказчиком, в нарушение решения и предписания Якутского УФАС России по делу №014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023, самовольно изменены удельный вес критериев и удельный вес подкритериев оценки заявок.

2. Заявитель считает, что установленные Заказчиком подкритерии «Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г, %» и «Опыт оказания аналогичных услуг. Количество заключённых договоров, по ДМС, шт» критерия «Квалификация участников закупки» создают преимущество участнику закупки САО «ВСК».

Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные возражения на жалобу и другие документы, согласно которым просит признать жалобу необоснованной и требования, содержащиеся в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия, заслушав представителя заявителя, представителя заказчика, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Водоканал», утвержденным Советом директоров АО «Водоканал протоколом №174 от 12.04.2023 (далее – Положение о закупке).

Из размещенных в ЕИС сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 02.11.2023.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 3 200 000.00 рублей.
  3. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): 01.02.2024 в 09:00.

Согласно итоговому протоколу от 09.02.2024 на участие в закупке подана 1 заявка, в связи с чем конкурентная закупка была признана несостоявшейся, а заказчиком принято решение о заключении договора единственным участником закупки САО «ВСК».

Поскольку жалоба на положения Документации направлена заявителем в адрес Якутского УФАС России по местному времени заказчика 01.02.2024 в 00:47, то есть до окончания времени подачи заявок, жалоба была принята к рассмотрению.

Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. По первому доводу жалобы.

По мнению заявителя, что Заказчиком, в нарушение решения и предписания Якутского УФАС России по делу №014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023, самовольно изменены удельный вес критериев и удельный вес подкритериев оценки заявок.

В соответствии с Решением по делу № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023 и выданным обязательным для исполнения предписанием Заказчику в срок до 31.01.2024 необходимо:

– отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений №2897781 от 24.11.2023;

– внести изменения в документацию запроса предложений в электронной форме на оказание услуг добровольного медицинского страхования (извещение №32312920786) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с учётом замечаний, изложенных в решении от 12.12.2023 по делу № 014/07/3-1750/2023 по результатам рассмотрения жалобы;

– разместить документацию запроса предложений в электронной форме на оказание услуг добровольного медицинского страхования (извещение № 32312920786) с соответствующими внесёнными изменениями на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru;

– продлить сроки подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме в соответствии с частью 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

25.01.2024 в ЕИС размещены изменения извещения о закупке № 32312920786 и Документация о закупке, которыми установлено в том числе:

8

Дата начала срока подачи заявок на участие в запросе предложений:

Дата: «19» января 2024 г.

9

Дата и время окончания приема заявок на участие в запросе предложений

Дата: «01» февраля 2024 г.

Время: 03 часа 00 минут (МСК)

10

Дата рассмотрения заявок на участие в запросе предложений

Дата: «01» февраля 2024 г.

11

Дата и время начала и окончания переторжки

Дата и время начала переторжки (МСК):

Дата: «02» февраля 2024 г. 08:00 (МСК)

Дата и время окончания переторжки (МСК):

Дата: «02» февраля 2024 г. 10:00 (МСК)

12

Дата подведения итогов на участие в запросе предложений

Дата: «02» февраля 2024 г.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1, 2, 3, 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (части 3.1, 3.2. статьи 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные Положением о закупке.

Порядок проведения запроса предложений в электронной форме регулируется статьей 16 Положения о закупке Заказчика и Документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Положения о закупке, под запросом предложений в целях Федерального закона № 223-ФЗ и настоящего Положения о закупке понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о конкурентной закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о такой закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрос предложений, предусмотренный настоящим Положением о закупке, проводится только в электронной форме. Проведение такого запроса предложений обеспечивается на электронной площадке ее оператором согласно регламенту работы такой площадки.

Согласно частям 1, 2 Приложения №1 к Положению о закупках Заказчика, порядок оценки заявок, участников конкурентных закупок для обеспечения нужд Заказчика, применяется в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения договора при проведении конкурентной закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок участников закупки, при этом применяемые формулы при расчёте критериев оценки заявок носят рекомендательный характер его применения (далее – заявка, предложение). Настоящий порядок применяется в отношении всех конкурентных закупок, за исключением закупок, осуществляемых путём проведения аукциона, запроса котировок, закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Частью 3 Приложения №1 к Положению о закупках установлено, что в документации о закупке Заказчик обязан указать используемые при закупке товаров (работ, услуг) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых при закупке товаров (работ, услуг) критериев оценки при проведении конкурентной закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена договора».

В силу части 4 Приложения №1 к Положению о закупках установлено, что для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии оценки:

4.1. Стоимостные критерии оценки: цена договора;

4.2. Нестоимостные критерии оценки:

1) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и/или другие критерии по усмотрению Заказчика.

Согласно части 5 Приложения №1 к Положению о закупках, сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, должна составлять сто процентов. 1) цена договора; нестоимостные критерии оценки:

1) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и/или другие критерии по усмотрению Заказчика.

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, должна составлять сто процентов.

Согласно части 7 Приложения №1 к Положению о закупках заказчика, для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельным значимостями:

п/п

Критерии оценки заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах.

Точная значимость критерия должна быть установлена Заказчиком в документации о конкурентной закупке

1.

Цена договора

Начальная (максимальная) цена договора

Не менее 20%

2.

Квалификация участника закупки (финансовые ресурсы, опыт работы, квалификационные специалисты, деловая репутация)

1. Конкретный предмет оценки по критерию

2. Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки

3. Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки

Не более 70%

3.

Качество товара

Не более 70%

4.

Наличие материальных ресурсов

Не более 70%

5.

Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)

Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок.

Минимальный срок можно не устанавливать и тогда считать его равным 0 для расчета по формуле оценки

Не более 50%

6.

Срок гарантии на товар (результат работ, результат услуг)

Минимальный приемлемый срок

Не более 30%

В соответствии с разделом 2.3 Закупочной документации, установлены следующие критерии с соответствующими предельным величинами значимости:

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия (%)

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена договора

30 %

Ka = 0,30

2.

Квалификация участников закупки

70 %

Kb = 0,70

Итого:

100 %

 

В соответствии с закупочной документацией Заказчиком заданы следующие подкритерии не стоимостного критерия оценки:

В этой связи, Комиссия приходит к выводу о том, что выбранные критерии, а также соответствующие им предельные величины значимости, соответствуют требованиям Положения о закупках и не противоречат Закону о закупках.

Согласно части 2 раздела 2.3 Закупочной документации, установлены следующие подкритерии не стоимостного критерия «Квалификация участников закупки» с соответствующими предельным величинами значимости:

№ п/п

Подкритерии не стоимостного критерия

Квалификация участников закупки

Значимость подкритерия (%)

Коэффициент значимости подкритерия

 

Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г,%

30 %

K = 0,30

 

Деловая репутация. Наличие рейтинга надежности по национальной шкале.

5 %

K = 0,05

 

Деловая репутация: наличие системы качества менеджмента (ISO 9001).

5 %

K = 0,05

 

Опыт оказания аналогичных услуг. Количество заключённых договоров, по ДМС, шт

30 %

K = 0,30

 

Опыт оказания аналогичных услуг. Количество отказов в страховой выплате по договорам ДМС, шт:

30 %

K = 0,30

Итого:

100 %

 

В этой связи, Комиссия приходит к выводу о том, что выбранные критерии, подкритерии неценового критерия, а также соответствующие им предельные величины значимости, соответствуют требованиям Положения о закупках и не противоречат Закону о закупках.

При этом Комиссия отмечает, что решение по делу № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023 и выданное предписание по делу № 014/07/3-1750/2023 от 12.12.2023 исполнены Заказчиком в установленный срок до 31.01.2024 надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что первый довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.

По второму доводу жалобы.

Заявитель считает, что установленные Заказчиком подкритерии «Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г, %» и «Опыт оказания аналогичных услуг. Количество заключённых договоров, по ДМС, шт» критерия «Квалификация участников закупки» создают преимущество участнику закупки САО «ВСК».

В силу подпункта 3 пункта 16.8, подпункта 4 пункта 16.11, пунктов 16.23, 16.26 статьи 16 Положения о закупке Заказчик применяет нормы Положения о проведении запроса предложений в электронной форме с учетом таких особенностей, как осуществление оценки и сопоставления заявок с использованием нескольких критериев оценки, если это предусмотрено Документацией.

В соответствие с пунктом 16.4 статьи 16 Положения о закупках, Заказчик разрабатывает и утверждает Документацию, которая содержит в том числе критерии оценки и сопоставления заявок, порядок оценки и сопоставления заявок в соответствие с Приложением № 1 к Положению о закупках (далее – Приложение № 1).

Пунктом 7 Приложения № 1 предусмотрено, что Заказчик включает в Документацию о закупке конкретные критерии оценки из числа нижеперечисленных и устанавливает их значимость.

Совокупная значимость всех критериев должна быть 100% (пункт 5 Приложения № 1).

Согласно пункту 4 Приложения № 1 Заказчик может использовать следующие критерии оценки:

1. Стоимостные критерии оценки (цена договора) – значимость не менее 20 %;

2. Нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки (в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации связанного с предметом договора, деловой репутации); качество товара (функциональные и другие характеристики предмета закупки и/или другие критерии по усмотрению Заказчика) – значимость не более 70%.

Разделом 2.3 Закупочной документации Заказчиком установлен критерий оценки «Квалификация участников закупки» со значимостью 70%.

Частью 2 раздела 2.3 Закупочной документации, установлены в том числе подкритерии не стоимостного критерия «Квалификация участников закупки»: «Наличие финансовых ресурсов. Показатель убыточности за 2022 г, %» – значимость 30%; «Опыт оказания аналогичных услуг. Количество заключённых договоров, по ДМС, шт» – значимость 30%;

Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки в соответствие с Положением и Документацией о закупке.

Как было указано в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423, Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что, в случае, если установленные критерии оценки носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно, то выбор Заказчиком таких критериев оценки не является нарушением (пункт 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

При этом, Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие оспариваемые обстоятельства, в том числе нарушающие его права и законные интересы как участника закупки. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий Комиссии антимонопольного органа не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что второй довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.

На основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности данной жалобы.

Учитывая вышеизложенное, оценив доводы Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия, помимо признания жалобы обоснованной, приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» (ИНН 7736035485) на действия (бездействие) заказчика АО «Водоканал» (ИНН 1435219600) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение № 32312920786) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<...>

Члены комиссии: <...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны