Решение б/н Решение о прекращении от 15 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       РЕШЕНИЕ

о прекращении производства по делу №014/01/10-1282/2021

 

г. Якутск                                       резолютивная часть оглашена «06» сентября 2021 года

                                            изготовлено в полном объеме «15» сентября 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-1282/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

*** – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Членов комиссии:

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

представителей акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» (далее – АО «Авиакомпания Якутия», Авиакомпания) (юридический адрес: 677014, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Быковского, дом 9, ИНН 1435149030 ОГРН 1041402039403):

- *** - по доверенности №233 от 03.08.2021 г.;

- *** – по доверенности №304 от 13.10.2020 г.

рассмотрев дело №014/01/10-1282/2021 возбужденного в отношении АО «Авиакомпания «Якутия» по признакам состава нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, Якутское УФАС России) поступили обращения граждан (далее – заявители) (вх. №66 от 23.04.2021г.) указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях авиакомпаний осуществляющих регулярную перевозку пассажиров из города Якутск в центральные города России.

В рамках рассмотрения заявления Якутское УФАС России установило следующее.

Из содержания обращения следует, что по состоянию на 21.04.2021г. стоимость авиабилетов по направлению Якутск-Сочи-Якутск на даты 28.07-11.08.2021 на семью из четырех человек в эконом-классе самолета составляет 271600 рублей без учета стоимости багажа. Тем не менее, самая низкая стоимость одного билета на прямой рейс туда и обратно без учета стоимости багажа составляет 68300 рублей на указанные даты.

Заявители указывают, что в эти же даты в 2020 году билеты на 4 человек с багажом по вышеуказанному направлению стоили около 87 000 рублей. Таким образом, по мнению заявителей, цены на авиабилеты по сравнению с прошлым годом повысились более чем в 3 раза.

В обращении также указано, что по другим направлениям тоже наблюдается значительный рост цен. К примеру стоимость самых дешевых авиабилетов по маршруту Якутск-Москва-Якутск на 01.07. -30.07.2021 на 4 человек составляет 205800 рублей в эконом классе без учета багажа.

Заявители отмечают, что в 2021 году город Якутск не вошел в программу субсидирования авиабилетов для жителей Дальнего Востока. Субсидированных билетов для льготных категорий пассажиров на летний период на данный момент нет.

В доказательство своих доводов заявители представили скриншоты с сайта АО «Авиакомпания «Якутия» https://booking.yakutia.aero.

По результатам мониторинга сайта Международного аэропорта «Якутск» и данным представленным Якутскому УФАС России Федеральной антимонопольной службой России было установлено, что в центральные города России в 2021 году рейсы осуществляют: АО «Авиакомпания «Якутия», АО «Авиакомпания «Сибирь», АО «Авиакомпания «Алроса», АО Авиакомпания «Уральские авиалинии».

В целях объективного и всестороннего рассмотрения, поступивших обращений Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес перечисленных авиакомпаний.

Из пояснений Международного аэропорта «Якутск» (от 19.07.2021г.исх.№А/к-80.03/1012) следует, что по маршрутам «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск» в 2021 году деятельность по перевозку пассажиров и багажа осуществляет только авиакомпания «Якутия», по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск» деятельность осуществляет АО «Авиакомпания «Якутия», АО «Авиакомпания «Алроса», АО «Авиакомпания Сибирь», по маршруту «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск» летают две авиакомпаниями АО «Авиакомпания «Якутия» и АО Авиакомпания «Уральские авиалинии».

Между тем, в связи с предоставлением неполной информации по количеству выполняемых авиакомпаниями рейсов по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск» недостаточным документальным обоснованием АО «Авиакомпания «Якутия» формирования цены на авиабилеты с экономической и технологической стороны, а также с ограниченными сроками рассмотрения обращения граждан Якутское УФАС России приказом от 25.06.2021 №14 возбудило дело №014/01/10-1282/2021 по признакам состава нарушения предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен в ходе рассмотрения дела №014/01/10-1282/2021.

Определением от 08.07.2021 рассмотрение дела №014/01/10-1282/2021 назначено на 04 августа 2021 года.

Определением от 06.08.2021 отложено рассмотрение дела №014/01/10-1282/2021 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по существу рассматриваемого дела и назначено на 06 сентября 2021 года.

Комиссия Якутского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные АО «Авиакомпания «Якутия» сведения о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела, установила нижеследующее.

В соответствии со статьей 64 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г №60-ФЗ и раздела I Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года №82, перевозчик вправе устанавливать плату за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.

При осуществлении внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа применяются и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2008 №155.

Стоимость на перелет формируется в зависимости от количества свободных мест салоне воздушного судна, уровня загрузки воздушного судна, количества дней до отправления (глубина продаж), а также от спроса, сезона, дня недели (в выходные и праздничные дни, как правило, стоимость перелета выше), времени отправления и прибытия.

Летний период отпусков – это период высокого спроса авиабилетов по всем направлениям.

Глубина продаж авиабилетов у перевозчиков составляет до года. С начала продаж перевозчиками выставляются все кресла во всех классах обслуживания, при этом предлагается несколько видов тарифов, начиная с минимального. По мере заполнения мест воздушного судна стоимость авиабилетов растет. Таким образом, заблаговременное бронирование авиабилетов дает возможность приобретения их по более дешевому тарифу.

Мониторинг официальных сайтов авиакомпаний, проведенный Якутским УФАС России показал, что на момент поступления обращений маршруты по направлениям «Якутск-Москва-Якутск» выполняют АО «Авиакомпания «Якутия», АО «Авиакомпания «Алроса», Авиакомпания «Сибирь», Рейсы по маршрутам «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск» выполняют АО «Авиакомпания «Якутия», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», маршруты «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск» выполняет АО «Авиакомпания «Якутия» с транзитной пересадкой в городах Москва, Омск и Красноярск.

Согласно методическим рекомендациям по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний, утвержденных ФСВТ России от 15.07.1999 г. №7.7-188 (далее – методические рекомендации) себестоимость рейсов воздушных судов (ВС) является основным показателем эффективности эксплуатации ВС на воздушных линиях. Себестоимость рейсов применяется для экономической оценки планируемых рейсов, для анализа эффективности эксплуатации ВС на освоенных маршрутах, для обоснования тарифов за авиационные перевозки, при определении целесообразности приобретения или получения в лизинг новых ВС, для решения других задач по анализу и планированию эксплуатации ВС.

Себестоимость рейсов представляет собой стоимостную оценку используемого авиационного топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, затрат на пролеты и обеспечение взлет-посадок, а также других затрат, необходимых для выполнения регулярных и нерегулярных рейсов ВС по внутренним или по международным воздушным линиям.

Уровень себестоимости рейсов зависит от характеристик маршрута, от летно-технических характеристик самолетов и вертолетов, от стоимости топлива, затрат на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание в регионе выполнения рейсов, от цены ВС, затрат на поддержание исправности авиационной техники, уровня заработной платы и других составляющих затрат.

Из пояснений АО «Авиакомпания «Якутия» следует, что рассматривать тарифы по сравнению с ценами реализовывавшихся в 2020 году авиабилетов не корректно, так как в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и критическим падением спроса на перелеты в 2020 году билеты выставлялись в продажу по минимальным тарифам в целях обеспечения малейшей загрузки рейсов, средний фактический тариф был значительно ниже рентабельного уровня, объемы продаж не обеспечивали покрытие расходов на выполнение рейсов, авиакомпания понесла существенные убытки.

Перечень маршрутов, которые участвуют в программе субсидирования авиаперевозок между Дальним Востоком и центральной частью РФ в рамках реализации постановления Правительства РФ от 02.03.2018 №215, определяется комиссией в составе представителей Министерства транспорта РФ и ФАВТ РФ (Росавиации) и находится вне сферы влияния авиакомпаний. Количество мест по специальным тарифам ограничивается квотой, зафиксированной в вышеуказанном постановлении, а также лимитами бюджетных ассигнований. Авиакомпания «Якутия» со своей стороны неоднократно направляла обращения и заявки на дополнительные объемы субсидирования в Минтранс РФ и ФАВТ РФ. Аналогичная работа проводится и со стороны Правительства Республики Саха (Якутия), При этом особо отмечаем, что размеры установленных субсидий на перевозку одного пассажира по программе субсидирования в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 02.03.2018 №215 не обеспечивают необходимый уровень рентабельности средней доходной ставки на пассажира, которая значительно ниже экономически обоснованного тарифа.

Маршруты «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск» АО «Авиакомпании «Якутия» выполняются с транзитными пересадками в городах Омск и Красноярск (Якутск-Анапа-Якутск), в городе Москва (Якутск-Симферополь-Якутск, Якутск-Сочи-Якутск) в городе Екатеринбург (Якутск-Санкт-Петербург-Якутск).

С 24 мая 2021 года в Аэропорту «Якутск» участок полосы длиной 625 м. был закрыт на строительно-монтажные работы. Аэропорт продолжил работать в штатном режиме с рабочим участком полосы 1 628 м. Однако не у всех самолетов была возможность приземлится на укороченном участке полосы. В связи с этим авиакомпании перешли на уменьшенные версии самолетов с меньшей вместимостью пассажиров, и меньшей вместимостью топлива, что в свою очередь повлекло дополнительную техническую посадку в городе Барнаул.

С учетом летно-технических характеристик воздушных судов, полеты на укороченную взлетно-посадочную полосу можно выполнять на Boeing-737-700 и 737-800. При этом, АО «Авиакомпания «Якутия» указывает, что отрицательным фактором выполнения перелетов данными воздушными судами является увеличение затрат на дополнительную взлет-посадку (в городе Барнаул), повышенный расход топлива и продолжительность рейса.

Определение себестоимости рейсов авиакомпании осуществляется на основе методических рекомендаций.

Маршрут «Якутск-Москва»:

Расстояние маршрута Якутск – Барнаул: 2928 км

Время в пути: 4 часа

Расстояние маршрута Барнаул-Москва (Внуково): 3 168 км

Время пути: 4 часа

Маршрут: «Якутск-Санкт-Петербург»:

Расстояние маршрута Якутск – Барнаул: 2928 км

Время в пути: 4 часа

Расстояние маршрута Барнаул-Санкт-Петербург:3 426 км

Время пути: 5 часов

Маршрут: «Якутск-Анапа»:

Расстояние маршрута Якутск-Красноярск: 2 311 км

Время в пути: 3 часа

Расстояние маршрута Красноярск-Анапа:4 144 км

Время пути: 5 часов

Маршрут: «Якутск-Симферополь»:

Расстояние маршрута Якутск-Барнаул: 2 928 км

Время в пути: 4 часа

Расстояние маршрута Барнаул-Москва (Внуково): 3 168 км

Время в пути: 4 часа

Расстояние маршрута Москва (Внуково)-Симферополь:1 583 км

Время пути: 2 часа

Маршрут: «Якутск-Сочи»:

Расстояние маршрута Якутск-Барнаул: 2 928 км

Время в пути: 4 часа

Расстояние маршрута Барнаул-Москва (Внуково): 3 168 км

Время пути: 4 часа

Расстояние маршрута Москва (Внуково)-Сочи: 1 503 км

Время пути: 2 часа

Себестоимость рейса авиакомпании сформирована с учетом стоимости топлива, расходов на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, затраты на поддерживание летной годности, стоимости лизинга ВС, заработной платы летного и кабинного экипажа и других производственных, общехозяйственных и административных расходов. Из расчета стоимости рейса следует, что наибольшая доля расходов приходится на авиационное топливо и обеспечение заправки, аэропортовое обслуживание, а также затраты на лизинг ВС, оплата труда летного и кабинного экипажа со страховыми взносами, расходы на ремонт и поддержание летной годности ВС, прочие расходы (страхование, сертификация, услуги по переработке и хранению ГСМ, услуги образования, командировочные расходы, услуги здравоохранения, АХР и пр. и входят в состав себестоимости летного часа.

Для подтверждения расчета себестоимости рейса авиакомпания предоставила следующие документы:

- статистика продаж за период вылетов с января по октябрь 2021 года;

- выписка из исходящих телеграмм автоматической регистрации тарифов в ЦРТ;

- приказы АО «Авиакомпания «Якутия» от 30.04.19 №101/Д и от 31.03.2021 №80/ОД, устанавливающие размер максимальных эконом тарифов.

- расчеты плановой стоимости рейсов и среднего тарифа (ЭОТ);

- договоры лизинга;

- учетная политика АО «Авиакомпания «Якутия»;

- объемные показатели и летно-технические характеристики;

- количество запланированных рейсов в 2021 году;

- плановая себестоимость «сухого» летного часа ВС Boeing-737-700, и ВС Boeing-737-800 фактическая за 2020 год и плановая за 2021 год;

- должностные инструкции;

- положение об оплате труда;

Все предоставленные документы надлежащим образом заверены и скреплены печатью.

Таким образом, на стоимость авиабилетов по маршрутам Якутск-Москва-Якутск, Якутск-Санкт-Петербург-Якутск, Якутск-Сочи-Якутск, Якутск-Анапа-Якутск, Якутск-Симферополь-Якутск, выполняемых АО «Авиакомпания «Якутия» влияют увеличение затрат на дополнительную взлет-посадку, повышенный расход топлива и продолжительность рейса.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

При определении доминирующего положения антимонопольный орган обязан руководствоваться критериями, которые установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), включая финансовые организации, или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В целях оценки положения  АО «Авиакомпания Якутия» на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск» на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Комиссией Якутского УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск».

Исследование товарного рынка проводилось за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019 и с 01.01.2021 по настоящее время.

В соответствии с Законом о защите конкуренции период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не может превышать трех лет.

Между тем, 2020 года — это период введения ограничений, в том числе и на воздушные перевозки внутри России, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» деятельность пассажирского воздушного транспорта включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Продуктовые границы рынка – услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск».

По результатам анализа 26 июля 2021 года составлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск».

В настоящее время административные барьеры доступа на рынки авиаперевозок отсутствуют. Согласно действующему законодательству (пункт 4 Приказа Минтранса России от 12.12.2011 №310 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии»), авиакомпании самостоятельно определяют направления перевозок, формируя расписание на основании анализа спроса на воздушные перевозки.

Между тем, необходимо отметить, что с города являющимся транзитным по маршрутам «Якутск-Москва-Сочи-Москва-Якутск», «Якутск-Москва-Симферополь-Москва-Якутск» (город Москва) по маршруту «Москва-Сочи-Москва» 7 авиакомпаний, а по маршруту «Москва-Симферополь-Москва» услуги по перевозке пассажиров и багажа осуществляют по мимо АО «Авиакомпания «Якутия» 5 авиакомпаний с разной ценовой политикой. По маршруту «Якутск-Омск-Анапа-Омск-Якутск» (город Омск) и по маршруту «Якутск-Красноярск-Анапа-Красноярск-Якутск» (город Красноярск), по маршруту «Омск-Анапа-Омск», «Красноярск-Анапа-Красноярск» услуги по перевозке пассажиров и багажа осуществляют 4 авиакомпании. По маршруту «Якутск-Екатеринбург-Санкт-Петербург-Екатеринбург-Якутск» (город Екатеринбург), услуги по перевозке пассажиров и багажа осуществляют 4 авиакомпании.

Якутским УФАС России установлено, что АО «Авиакомпания «Якутия» не занимает доминирующее положение на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск».

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск» приобщен к материалам дела.

Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях АО «Авиакомпания «Якутия» при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршрутам «Якутск-Москва-Якутск», «Якутск-Санкт-Петербург-Якутск», «Якутск-Сочи-Якутск», «Якутск-Анапа-Якутск», «Якутск-Симферополь-Якутск», не усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

Производство по делу № №014/01/10-1282/2021, возбужденному приказом №14 от 25.06.2021г. по признакам нарушения акционерным обществом «Авиакомпания «Якутия» (юридический адрес: 677014, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Быковского, дом 9, ИНН 1435149030 ОГРН 1041402039403) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

***

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

 

 

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны