Решение б/н по факту распространения рекламы алкогольной продукции и пив... от 25 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №014/05/21-20/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                      резолютивная часть оглашена «08» апреля 2019 г.

                                                                     изготовлено в полном объеме «15» апреля 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

При участии: лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  Общества с ограниченной ответственностью <…>, адрес регистрации:  Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. <…>, местонахождение:  677004, г. Якутск, ул. <…>. 

Заявитель: <…>, не явились, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Рассмотрев дело №014/05/21-20/2019, возбужденное по факту обращения гр. <…> от 25.03.2019 г. вх.№61 ЕПГУ, в котором указываются  факты распространения на территории г. Якутска рекламы алкогольной продукции и пива «Хорватское», реализуемое в баре-магазине <…>, с использованием рекламных конструкций, установленных  по адресу: г. Якутск, ул. <…> корпус с признаками нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по существу

установила:

 

25 марта 2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. <…>, в котором указываются факты распространения на территории г. Якутска рекламы алкогольной продукции,  пива «Хорватское», реализуемое в баре-магазине <…>, с использованием рекламных конструкций, монтированных на внешнюю стену здания бара по адресу: г. Якутск, ул. <…> с признаками нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Рассматриваемая реклама содержит следующую информацию: «Мы открылись! Сегодня в продаже: Разливные напитки. Алкоголь, кофе, вино, гамбургеры, закуски, бургер+фри (маленькая) = подарок Кока-кола ж/б (0,25), Двойной бургер + фри (маленькая) = подарок ПИВО «Хорватское (2 стакана по 0,5)». В рекламе используется изображение кружки с пенным напитком, бургера, закуски к пиву.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела №014/05/21-20/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 25.03.2019 г.  возбуждено производство по делу.

25.03.2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в ходе рассмотрения дела №014/05/21-20/2019, отслежен дополнительный  факт  распространения рекламы алкогольной продукции, реализуемой в  магазине-баре <…>. Реклама алкогольной продукции, распространяется с использованием    рекламной конструкции, формата 2,5х4, монтированной на внешней стене здания бара <…>,  расположенной по адресу: г. Якутск, ул. <…>   с признаками нарушения законодательства о рекламе.

При этом, во второй рекламе, при указании информации <…>, также  используется графическое изображение рюмки, бокала, стакана и кружки пива с характерной пиву пенной шапкой, изображение деревянного бочонка, солода и пшеницы,  а также содержится предупреждающая надпись» «Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредит вашему здоровью!», причем такому предупреждению отведено десять процентов рекламной площади (пространства).

Использование в рассматриваемой  рекламе  графических изображений рюмки, бокалов, кружек и стакана с желтым напитком с характерной пиву пенной шапкой   и различительных элементов (бочонка, солода, пшеницы), напоминающих о товаре, а именно надписи «Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредит вашему здоровью», запрещенном к рекламированию в  контексте с информацией «24 часа», указывает на  то, что реклама продвигает алкогольную продукцию, реализуемую в баре <…>, что указывает на признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В силу требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться  с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Указанная норма предусматривает запрет на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В ходе рассмотрения дела по существу представитель ООО <…>, сообщила, что в октябре 2018 г. был открыт бар-магазин <…>, в целях информирования потребителей об открытии заведения, было принято решение разместить информационные вывески с использованием обобщенных наименований группы товаров без выделения конкретного товара. <…> уточнила, что по ошибке продавца, информация об акции с указанием наименования пива «Хорватское» была размещена на стенде, размещенной на внешней стене здания.

<…> сообщила, что производство информационных вывесок, распространяемых  по адресу: г. Якутск, ул. <…>,  осуществлялось в октябре 2018 г. РК <…>, содержание и дизайн макетов определялось ею лично.

<…>, уточнила, что в целях привлечения внимания к деятельности реализации пива и работы  бара, к открытию бара, ею было принято решение, оформить фасад информационной вывеской с использованием изображения пивной бочки, пивной кружки и бокалов, а также сопроводить информацию предупреждение о чрезмерном употреблении алкогольной продукции.  Сообщила, что  не думали, что при таком контексте,  информация будет признаваться рекламой.

<…> сообщила, что полагала, что размещает информационную вывеску с использованием обобщенных названий товарных групп,  нарушение признает.

На вопрос Комиссии, осуществляется  реализация алкогольной продукции на законных основаниях, имеется лицензия,    <…> сообщила,   что Обществом получена   лицензия на реализацию алкогольной продукции по данному адресу.

Заслушав лица участвующего в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама, распространяемая с использованием первой рекламной конструкции, содержит  следующую информацию: «Мы открылись! Сегодня в продаже: Разливные напитки. Алкоголь, кофе, вино, гамбургеры, закуски, бургер+фри (маленькая) = подарок Кока-кола ж/б (0,25), Двойной бургер + фри (маленькая) = подарок ПИВО «Хорватское (2 стакана по 0,5)». В рекламе используется изображение кружки с пенным напитком, бургера, закуски к пиву.

Во второй рекламе содержится информация: «<…>, 24 часа», также  используется изображение рюмки, бокала, стакана и кружки пива с характерной пиву пенной шапкой, изображение деревянного бочонка, пшеницы,  солода, а также содержится предупреждающая надпись: «Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредит вашему здоровью», причем такому предупреждению отведено десять процентов рекламной площади (пространства).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При таких обстоятельствах, с учетом места и способа распространения рассматриваемой рекламы (наружная реклама, монтированная на фасаде торговой организации,  специализирующейся на реализации алкогольной продукции), а также  направленности рекламы  на привлечение внимания к деятельности продавца товара по   реализации алкогольной продукции,  адресованности рекламы   неопределенному кругу лиц,  с учетом использования в рекламе  наименования конкретной марки пива «Хорватское», а также информации,    явно вызывающей у  потребителей рекламы  интерес к пиву (кружки пива),   в контексте с наличием  предупреждающей надписи, характерно сопровождающей только рекламу алкогольной продукции о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции,    данная информация является рекламой алкогольной продукции, а именно пива и  отвечает всем признакам рекламы. Информация в контексте с изображением и надписью,  явно ассоциируется с рекламой алкогольной продукции, следовательно, по сути, и по содержанию является рекламой алкогольной продукции.

Совокупное восприятие информации содержащейся в рекламе, распространяемой  в рассматриваемой рекламе при наличии в рекламе надписи: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью»,  изображение бочонка пива, солода и пшеницы, характерное к пиву пенная шапка в сосудах с желтой жидкостью, указывают на то, что используемая в рекламе информация способствует реализации  алкогольной продукции,  ООО <…>  в магазине-баре  <…>, поскольку в данном торговом помещении, осуществляется реализация только алкогольной продукции.

При таких обстоятельствах, визуальная и текстовая информация, используемая в рекламе, привлекает внимания к объекту рекламирования, а именно к конкретному товару к алкогольной продукции, реализуемой  ООО <…>  по месту распространения рекламы, а использование предупреждающей надписинесомненно,  способствует  продвижению данного товара на рынке однородных товаров.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

 Согласно пункту 15 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара, в данном случае использование надписи  «Чрезмерное употребление алкогольной продукции,  вредит вашему здоровью!» в контексте с выражением «24 часа», с надписью «пиво «Хорватское» явно  поддерживает интерес к алкогольной продукции, реализуемой в магазине–баре  <…>.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Согласно пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Указанная норма предусматривает запрет на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, распространение наружной рекламы алкогольной продукции с использованием рекламной конструкции запрещается требованием пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Материалами дела установлено, что продавцом алкогольной продукции, реализуемой в магазине-баре <…>  по адресу: г. Якутск, ул. <…> выступает ООО <…>. Данные обстоятельства подтверждаются письмом Общества, лицензиями на розничную реализацию  алкогольной продукции №14РПО 0000166 от 16.11.2018 г.,  заключенными между Обществом и  ООО <…>, АО ФАПК <…>, ООО <…>, ООО <…>, ООО <…> договорами поставки разливного пива и алкогольной продукции, декларациями о соответствии на реализуемую алкогольную продукцию..

Таким образом, распространение рекламы алкогольной продукции по сути, в настоящее время осуществляется в интересах продавца алкогольной продукции,  в целях  привлечения внимания потребителей рекламы к деятельности  ООО <…> по реализации алкогольной продукции и формирует интерес к исключительным и единственным на рынке оптовым ценам, тем самым  создает  впечатление о превосходстве товара и способствует реализации товара на рынке превосходство перед товарами других продавцов алкогольной продукции. 

Таким образом, реклама алкогольной продукции, распространяемая  ООО <…>  по адресу г. Якутск,  ул. <…> с использованием наименования пива «Хорватское», а также предупреждающей надписи, сопровождающей рекламу алкогольной продукции является ненадлежащей нарушающей, требования  пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушенияхпредусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, в виде наложения административного штрафа.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18,частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Довод представителя Общества <…>, что информация, размещенная на внешних стенах бара – магазина <…> по адресам г. Якутск, ул. <…>, распространяемая с использованием рекламной конструкции, не является рекламой алкогольной продукции, не принимается во внимание в связи со следующим.

Информация о реализации  алкогольной продукции в 24 часа в контексте надписью: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!»,   указывает на то, что информация направлена на продвижение и формирование внимание потребителей рекламы именно к алкогольной продукции на рынке, способствует   реализации ООО <…> в баре- магазине  <…> алкогольной продукции, поскольку иного товара кроме как алкогольной продукции в данных магазинах продавцом товара не реализуется. Кроме того, рассматриваемая реклама не может быть вывеской магазина, поскольку  согласно требованиям части 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  вывеска должна содержать фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Размещение  информации обобщенных  наименований товарной группы, изображение бокалов, пивных кружек и сопровождение предупреждением  о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, в информационной вывеске не требуется, следовательно, данная информация является рекламной.

Антимонопольным органом установлено, что указанная в  рекламе информация не подпадает под действия статьи 2 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рассматриваемая реклама  отвечает всем признакам рекламы, поскольку  привлекает внимание к деятельности ООО <…> направленной на реализацию алкогольной продукции в баре-магазине <…>, привлекает внимание к объекту рекламирования к деятельности продавца товара к реализации алкогольной продукции.

Материалами дела установлено, что владельцем рекламы конструкции, а равно рекламораспространителем выступает ООО <…>.

В ходе рассмотрения дела установлено, что распространение рекламы алкогольной продукции  с использованием двух рекламных конструкций, установленных на внешней  стене бара-магазина <…> по адресу г. Якутск, ул. <…> не прекращено, при таких обстоятельствах возникает необходимость в выдаче рекламораспространителю ООО <…> обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пункта 5 части 2 статьи 21 ,  пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

решила:

 

  1. Признать рекламу алкогольной продукции и пива «Хорватское», распространенную с использованием двух рекламных конструкций  на территории г. Якутска, по адресу: ул. <…> ненадлежащей, нарушающей требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;
  2. Выдать ООО <…> - рекламораспространителю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
  3.   Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

     Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны