Решение №014/07/3-3420/2020 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3420/2020 по результатам рассмотрения жа... от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3420/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                          31 декабря 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее также – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Торгово-Строительная Компания» (далее – ООО «ТСК», заявитель): <...> (представители по доверенностям),

от заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)», заказчик): <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО «ТСК» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса на поставку котлов водогрейных взамен ранее установленных (извещение № 32009775385),

установила:

22.12.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) поступила жалоба ООО «ТСК» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса на поставку котлов водогрейных взамен ранее установленных (извещение № 32009775385) (далее – конкурс, закупка).

Из сути поданной жалобы следует что:

1. По техническим характеристикам данное оборудование не может быть изготовлено одним производителем и срок поставки такого объема оборудования займет по крайней мере 90 календарных дней.

2. Закупка большого количества оборудования у одного поставщика нарушает принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

3. В технических характеристиках на поставляемое оборудование имеются неточности, поставка оборудования с данными характеристиками «графика температур» является недопустимой.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей заказчика следует, что заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 30.12.2019 № 1251-п.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение о проведении открытого конкурса, документация о проводимой закупке (далее – извещение, документация) размещены в ЕИС 08.12.2020.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 100 747 710,05 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 09.12.2020.
  4. Дата окончания подачи заявок: 24.12.2020.
  5. Дата рассмотрения заявок и дата подведения итогов закупки: 29.12.2020.
  6. На участие в закупке подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям документации о закупке.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.

Первый довод жалобы о том, что по техническим характеристикам данное оборудование не может быть изготовлено одним производителем и срок поставки такого объема оборудования займет по крайней мере 90 календарных дней, признан необоснованным в силу следующего.

Закуп котлов осуществляется в целях исполнения Ремонтной программы ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2021 год (далее – ремонтная программа). Сроки поставки в количестве 45 календарных дней установлены заказчиком с учетом существующей в Республике Саха (Якутия) транспортной схемы завоза оборудования в отдаленные районы республики, ограниченной сроками действия ледовых переправ и автозимников в условиях Крайнего Севера, а также обеспечения установленных сроков начала отопительного периода.

При поставке котлов, указанный Заявителем срок поставки в количестве 90 дней, полностью исключает возможность поставки оборудования в филиалы ГУП «ЖКХ РС(Я)» в связи с закрытием автозимника в конце марта 2021 года, так как объектами закупки является, в том числе 31 котел для арктических районов Республики Саха (Якутия) и 37 котлов для труднодоступных в транспортном отношении районов (68 котлов из 81 единицы).

Представители заказчика пояснили, что поставки такого оборудования прошлых лет подтверждают возможность ее осуществления в указанные сроки, так как ранее срок поставки котлов по договорам составлял 30 дней со дня подписания договора, а в настоящее время срок поставки увеличен до 45 дней.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом, установленные заказчиком количество и сроки поставки котлов определены исходя из определенных ремонтной программой потребностей заказчика и на основании исполненных ранее договоров поставки аналогичного оборудования в перечисленные районы Республики Саха (Якутия).

При таких обстоятельствах и учитывая, что заявитель не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает данный довод заявителя не нашедшим своего подтверждения.

Такими образом, первый довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Второй довод жалобы о том, что закупка большого количества оборудования у одного поставщика нарушает принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, признан необоснованным в силу следующего.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Между тем, согласно размещенным в ЕИС извещению и документации, выбранным заказчиком способом проведения закупки является открытый конкурс.

При таких обстоятельствах и учитывая, что заявитель не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает данный довод заявителя не нашедшим своего подтверждения.

Таким образом, второй довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Третий довод жалобы о том, что в технических характеристиках на поставляемое оборудование имеются неточности, поставка оборудования с данными характеристиками «графика температур» является недопустимой, признан необоснованным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно размещенным в ЕИС извещению и документации, предметом оспариваемой закупки является «поставка котлов водогрейных взамен ранее установленных».

Комиссия, из анализа представленных заказчиком документов и технических паспортов на котловое оборудование установила, что перечень приобретаемых котлов определен исходя из определенных ремонтной программой предприятия потребностей по замене оборудования, с завершенным или близким к завершению сроком эксплуатации.

Так как замена котлов в рамках ремонтной программы предприятия носит частичный характер (например, заменяется один из трех находящихся в эксплуатации котлов), то не допускается установка котлов с отличными от эксплуатируемых котлов характеристиками.

Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики №115 от 24.03.2003 установлено, что температурным графиком является график зависимости температур сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах тепловой сети от температуры наружного воздуха.

В извещении и документации о закупке отсутствует такая характеристика товара, как указанная заявителем характеристика «температурный график» («график температур») и его значение.

В документации имеются такие характеристики объекта закупки, как «максимальная температура воды на выходе из котла» и «минимальная температура воды на входе в котел», которые имеют отличное значение от значения «температурного графика».

Согласно ГОСТ 25720-83 (Котлы водогрейные): Максимальная температура воды на выходе из котла – это температура воды на выходе из котла, при которой обеспечивается номинальное значение недогрева воды до кипения при рабочем давлении. Минимальная температура воды на входе в котел – это минимальная температура воды на входе в котел, обеспечивающая допустимый уровень низкотемпературной коррозии труб поверхностей нагрева.

При таких обстоятельствах и учитывая, что заявитель не представил в материалы дела расчетов по способу определения номинального расхода воды, который, по его мнению, считается верным и иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает данный довод заявителя не нашедшим своего подтверждения.

Таким образом, третий довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Жалоба, доводы которой не находят своего подтверждения, признается необоснованной.

Следовательно, поданная заявителем жалоба признается необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «Торгово-строительная компания» на действия заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении при проведении открытого конкурса на поставку котлов водогрейных взамен ранее установленных (извещение № 32009775385) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны