Определение б/н о назначении дела к рассмотрению от 4 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

  •  

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №014/01/17-2636/2019

  • НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    К РАССМТРЕНИЮ

  04

        октября

 

  2019

года

        город Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства Кузьмин Алексей Дмитриевич на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №46 от 01.10.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/17-2636/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) была проведена внеплановая проверка АО «Авиакомпания Якутия» N 02-02/19ВП в период с 17.06.2019 по 17.08.2019 на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

По итогам проведения проверки, инспекцией антимонопольного органа были выявлены нарушения проверяемого лица, в том числе части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Как следует из Акта проверки, Согласно Плану закупок АО «Авиакомпания Якутия» (далее – План закупок) на 2017 г., опубликованному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 22.12.2016 г. и обновлен 22.01.2018 г. (последнее обновление), авиакомпания запланировала организацию и проведение 28 закупок по предмету «поставка авиаГСМ», место поставки Республика Саха (Якутия).

Из 28 закупок в 4 отсутствуют объемы закупаемого авиа топлива с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

В Плане закупок на 2017 г. имеются 2 закупки по предмету «поставка авиаГСМ» с начальной (максимальной) ценой договора 0,00 рублей на поставку топлива в количестве 6 755 тонн.

Из 28 торгов 19 проводятся способом «закупка у единственного поставщика (исполнителя)».

По предмету «услуги по хранению ГСМ» запланировано 4 закупки, в 3 закупках отсутствуют объемы авиатоплива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

По предмету «транспортные услуги по доставке ТС-1» запланировано 5 закупок, в 2 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

Согласно представленным, авиакомпанией данным по проведенным торгам (Приложение № 1), в 2017 г. было проведено 18 торгов по предмету «поставка авиаГСМ» в количестве 19 970 тонн и заключены договора на общую сумму 1 057 847 рублей.

16 закупок проведены способом «закупка у единственного поставщика» на основании п. 1.2, п. 2.1, ст. 16 Положения о закупках - возникла потребность в поставке топлива.

По предмету «транспортные услуги по перевозке авиаГСМ» проведено 2 закупки о перевозке топлива в количестве 613 тонн и заключены договора на общую сумму 5 550 000 рублей.

По предмету «услуги по хранению ГСМ» торги не проводились.

Из данных, представленных АО «Саханефтегазсбыт» в письме № 03/2-87-2695 от 27.06.2019 г. и АО «Авиакомпания Якутия» в письме от 05.07.2019 г. № 36/3691, следует, что в 2017 г. по маршруту Ленск-Якутск было совершено 257 рейсов и расход топлива составил 350,58 тн. при этом с Ленской н/б было отпущено 428,304 тн.

По маршруту Сунтар-Якутск было совершено 151 рейс и расход топлива составил 127,551 тн. при этом с Сунтарской н/б было отпущено 713,428 тн.

Согласно Плану закупок на 2018 г., опубликованному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 27.12.2017 г. и обновлен 21.01.2019 г. (последнее обновление), авиакомпания запланировала организацию и проведение 45 закупок по предмету «поставка авиаГСМ», место поставки Республика Саха (Якутия).

Из 45 закупок в 8 отсутствуют объемы закупаемого авиа топлива с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

 

В Плане закупок на 2018 г. имеются 12 закупок по предмету «поставка авиаГСМ» с начальной (максимальной) ценой договора от 0,00 до 0,10 рублей на поставку топлива в количестве 15 714 тонн и способ закупки «открытый запрос предложений».

Из 45 торгов 25 проводятся способом «закупка у единственного поставщика (исполнителя)».

По предмету «услуги по хранению ГСМ» запланировано 4 закупки, в 3 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

По предмету «транспортные услуги по доставке ТС-1» запланировано 12 закупок, в 2 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

Согласно представленным, авиакомпанией данным по проведенным торгам (Приложение № 1), в 2018 г. было проведено 22 закупки по предмету «поставка авиаГСМ» в количестве 36 370 тонн и заключены договора на общую сумму 1 485 055 339,37 рублей.

19 закупок проведены способом «закупка у единственного поставщика» на основании п. 1.2, п. 2.1, ст. 18 Положения о закупках (утв. 12.02.2018 г.) возникла потребность в поставке топлива.

По предметам «транспортные услуги по перевозке авиаГСМ» и «услуги по хранению ГСМ» торги не проводились, при этом заключен договор № 36/02-17/385 - ДС1 от 15.01.2018 г. с ООО "Солологистик" на основании закупки проведенной в 2016 г. с извещением № 31604600742 на общую сумму 8 606 280,63 рублей.

В Плане закупки на 2018 г. имеются закупки с предметом договоров:

ИП Карпель А.М. на сумму 1 440 000,00 рублей без указания объема;

ИП Смарыгин Д.А. на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП Солопов Д.В. на сумму 1 596 000,00 рублей без указания объема;

ИП Солопов Д.В. на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП Матосян А.З. на сумму 3 300 000,00 рублей без указания объема;

ИП Копырин А.Г. на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП Иванников С.В. на сумму 2 880 000,00 рублей без указания объема;

ИП Малюта Е.Г. на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП Асатрян А.А. на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП Виневцев А.В. на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема.

В пояснениях от 03.07.2019 г. № 36/3629 авиакомпания указала, что открытый запрос предложений (извещение № 31806741086) «поставка авиатоплива для реактивных двигателей ТС-1 для нужд АО Авиакомпания Якутия» в аэропорт Чульман г. Нерюнгри, начальная максимальная цена договора была указана как ценовое предложение участника, т.к. функционал ЕИС не позволяет установить такое НЦМД как ценовое предложение участника, была указана НМЦД 0,01 руб. В закупочной документации указана начальная цена договора: предложение участника. В соответствии с п. 1.3 ст. 14 Положения о закупках (утв. 19.05.2017 г.) в извещении о проведении запроса предложений заказчик указывает информацию, предусмотренную пунктом 3.1.1 статьи 4 Положения, также в извещении о проведении запроса предложений заказчик может указывать иную информацию (при необходимости). В тот период цены на рынке нефтепродуктов были гибкими, во избежание переплаты за поставку авиатоплива, было принято решение об установлении начальной цены договора – ценовое предложение участника.

Согласно Плану закупок на 2019 г., опубликованному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 28.12.2019 г. и обновлен 16.07.2019 г. (последнее обновление), авиакомпания запланировала организацию и проведение 17 закупок по предмету «поставка авиаГСМ», место поставки Республика Саха (Якутия).

Из 17 закупок в 6 отсутствуют объемы закупаемого авиа топлива с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

В Плане закупок на 2019 г. имеются 3 закупки по предмету «поставка авиаГСМ» с начальной (максимальной) ценой договора 0,10 рублей на поставку топлива и способ закупки «открытый запрос предложений».

Из 17 торгов 6 проводятся способом «закупка у единственного поставщика (исполнителя)».

По предмету «услуги по хранению ГСМ» запланировано 6 закупок, в 2 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

По предмету «транспортные услуги по доставке ТС-1» запланировано 14 закупок, в 9 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

Согласно представленным, авиакомпанией данным по проведенным торгам (Приложение № 1), в 2019 г. закупок по предмету «поставка авиаГСМ» не проводились, при этом заключен договор № 36/01-19/42 от 17.01.2019 г. с ООО «РН-Аэро» на поставку авиаГСМ в количестве 1 700 тонн на общую сумму 107 198 634 рублей. Закупка была проведена «у единственного поставщика» на основании того, что не состоялся открытый запрос предложений № 31807263008, при этом в Плане закупок на 2018 г. данная закупка отсутствует, следовательно, отсутствует потребность в ней.

По предмету «хранение авиаГСМ» были проведены 2 закупки у единственного поставщика договора, с которым были заключены 26.11.2018 г.

28.12.2016 г. было объявлено о проведении открытого запроса предложений № 31604600742 по предмету «перевозка авиатоплива» в количестве 890 тн. с начальной (максимальной) ценой договора 8 593 690 рублей, сроки исполнения отсутствуют.

По итогам торгов был заключен договор № 36/02-17/385 от 13.02.2017 г. на сумму 8 581 040 рублей с ООО «Солологистик».

15.01.2018 г. был заключен договор № 36/02-17/385 от 15.01.2018 г. на сумму 8 606 280,63 рублей с ООО «Солологистик», также по итогам открытого запроса предложений № 31604600742.

Таким образом, по итогам открытого запроса предложений № 31604600742 были заключены два договора в 2017 г. и 2018 г. Сумма договора заключенного 15.01.2018 г. превышает начальную (максимальную) цену.

При организации и проведении закупок АО «Авиакомпания Якутия» руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон «О закупках») и Положением о закупках, действующих на предприятии.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 3 Закона «О закупках»).

Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Закона «О закупках»).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Согласно пункту 1 Требований к форме Плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением № 932, План закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;

2) порядковый номер <...> который формируется последовательно с начала года;

3) предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);

5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки;

12) закупка в электронной форме (да/нет);

13) о закупке товаров (работ, услуг) путем проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

14) о закупке товаров (работ, услуг), удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

15) об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (при необходимости, по выбору заказчика).

 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

         Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

         В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В пункте 1.2 статьи 16 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 21.12.2015 г., 04.10.2016 г., 28.12.2016 г., 19.05.2017 г. и в пункте 1.2 статьи 18 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 12.02.2018 г., указано, что закупка у единственного поставщика применяется Заказчиком в случаях, определенных настоящим Положением, а также в случае принятия закупочной комиссией решения об осуществлении закупки данным способом.

В пункте 2.1 статьи 16 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 21.12.2015 г., 04.10.2016 г., 28.12.2016 г., 19.05.2017 г. и в пункте 2.1 статьи 18 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 12.02.2018 г., указано, что закупка у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки, может осуществляться, если:

  • осуществляется процедура закупки признана несостоявшейся в соответствии с условиями настоящего Положения и закупочной комиссией принято решение о выборе способа закупки у единственного поставщика;
  • закупка товаров (работ, услуг) по одному договору на сумму, не превышающую 500 000,00 (пятьсот тысяч) рублей.  При этом годовой объем закупок, которые Заказчик вправе осуществить на основании настоящего подпункта, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок Заказчика;
  • возникла необходимость в дополнительной закупке товара (работы, услуги) по договору, ранее заключенному с поставщиком данного товара (работы, услуги) и смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, при этом объем закупаемой продукции не должен превышать 30
  • % от объекта первоначальной закупки; 
  • закупка гарантийного и текущего обслуживания товаров, поставленных ранее, у производителя (поставщика) или его единственного дилера;
  • вследствие наступления чрезвычайного события (аварии, последствий воздействия непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, военных действий, эпидемий, вспышек заболеваний, массовых беспорядков, включая забастовку, необходимости срочного медицинского вмешательства, своевременного обеспечения населения и организаций социальной, коммунальной, производственной сферы, в связи с ограниченностью сроков их доставки в труднодоступные населенные пункты) возникла потребность в определенной продукции и применение других способов закупки, требующих затрат времени для осуществления процедуры их проведения, нецелесообразно;
  • осуществляется закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) для выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке и мероприятий гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • объект закупки имеется в наличии только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении объекта закупки и отсутствует равноценная альтернатива или замена; 
  • приобретаются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности определенных авторов в случае, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу;
  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  • приобретаются услуги, связанные с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, либо содержащие сведения о персональных данных граждан;
  • приобретаются услуги по обучению, повышению квалификации работников Заказчика (семинары, конференции, дополнительное обучение); заключается договор на оказание преподавательских услуг физическими лицами;
  • приобретаются услуги по участию работников Заказчика в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах;
  • приобретаются юридические услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов;
  • приобретаются услуги по заправке автомобилей Заказчика на АЗС, а также приобретаются запасные части к автомобилям;
  • осуществляется закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • приобретаются периодические издания (в том числе по подписке на газеты и журналы);
  • заключается договор на посещение спортивных, культурных и развлекательных мероприятий (театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки и т.д.);
  • приобретаются товары по существенно сниженным ценам (в случае распродаж, реализации имущества ликвидируемых юридических лиц);
  • приобретаются товары, работы, услуги для удовлетворения срочных потребностей Заказчика в целях обеспечения бесперебойной работы или предотвращения крупных убытков Заказчика, в следствие внешнего события, обстоятельства, которого нельзя было предвидеть (форс-мажорные обстоятельства, определенные законодательством Российской Федерации), в связи с чем применение других процедур закупок невозможно по причине ограничения по времени, необходимого для их проведения;
  • заключается договор купли-продажи или аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения нужд Заказчика, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, Заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • возникла потребность в поставке авиационного топлива, в услугах предприятий, специализированных организаций (в том числе - в гостиничных услугах, услугах по организации и обеспечению питанием пассажиров и экипажей, услугах связи и прочей сопутствующей продукции), в объеме, необходимом для обеспечения авиарейсов, в случае если применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
  • возникла потребность в выполнении срочного ремонта воздушных судов при поломке или простое (включая приобретение запчастей, их транспортировку хранение и выполнение услуг по ремонту) с целью оперативного введения в эксплуатацию;
  • осуществляется закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;
  • осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • заключается договор на работы и услуги по проведению сертификации, лицензированию, экспертной оценке и инспекционному контролю уставной деятельности;
  • возникла необходимость в услугах по хранению имущества производственного назначения, авиационного топлива в индивидуально- определённом месте;
  • при осуществлении закупки у разработчиков программ по техническому сопровождению и конструкторской документации, заводов-изготовителей авиатехнической продукции, конструкторских бюро (КБ), научно- исследовательских институтов (НИИ) работ по исследованию технического состояния и условий эксплуатации воздушных судов и комплектующих, работ по оценке лётно-технических характеристик, работ по устранению выявленных несоответствий, услуг по внесению изменений в реестры индивидуальных данных воздушных судов и организаций технического обслуживания и регистрации этих данных в специальных организациях;
  • в случае, если заключён договор на выполнение работ, услуг по итогам участия в конкурентной процедуре покупателя и заключается договор с субпоставщиком, субподрядчиком, субисполнителем на оказание работ, услуг, указанных в заявке на участие в конкурентной закупке;
  • возникла потребность в услугах заводов-изготовителей комплектующих изделий воздушных судов в предоставлении информации об аутентичности этих изделий;
  • для обеспечения визитов официальных делегаций и представителей иностранных государств, мероприятий, связанных с презентациями новой техники, проектов, мероприятий, связанных с обеспечением коллективных нужд работников предприятия, мероприятий по оздоровлению работников и участия в семинарах, выставках, конференциях, на сумму не превышающую двести тысяч рублей;
  • приобретение лицензируемых или сертифицированных товаров, работ, услуг связанных с аэропортовой деятельности Заказчика;
  • оперативная поставка авиационно-технического имущества, при котором статус срочности обеспечения потребности составляет не более 72 часов;
  • закупка товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства.

Авиакомпания в период с 2016 г. по 2019 г. заключала договора на поставку, транспортировку и хранение авиатоплива без объявления торгов либо договора, по итогам закупки заключены (согласно данным представленным авиакомпанией), при этом в Якутское УФАС России некоторые договора не представлены.

авиакомпания при осуществлении закупок в 2016 г. по 2019 г. не соблюдает План закупок, закупки организуются и проводятся в произвольной форме. План закупок не выполняется.

Как было отмечено выше, большая часть закупок осуществляются способом «закупка у единственного поставщика», что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Авиакомпания в обосновании выбора способа закупки указала, что возникла потребность в поставке авиатоплива.

В период с 2016 г. по 2019 г. авиатопливо поставляли ООО «Концепт-Ойл», ООО «РН-Аэро», АО «Авиакомпания Ангара», АО «Саханефтегазсбыт», ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», АО «Авиакомпания Алроса», ООО «Арктик Ойл», ООО «Шелко», ООО «Солид Сибирь», ООО ТЗК «АэропортГСМсервис», т.е. рынок поставки авиатоплива на территорию Республики Саха (Якутия) является конкурентным. В действиях АО «Авиакомпания «Якутия» по организации и проведению закупки авиатоплива у единственного поставщика имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупках АО «Авиакомпания Якутия» содержит такие критерии и случаи, на основании которых заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур; независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Данное обстоятельство позволяет заказчику самостоятельно, без каких-либо ограничений осуществлять выбор поставщика закупаемых авиационных услуг, устраняя при этом конкуренцию на соответствующем рынке.

 

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона).

Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г., избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, как установлено судами, закрепленные заказчиком в положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур; независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

При этом суды отметили, что указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что в действиях АО «Авиакомпания Якутия» при планировании, организации и проведения закупок на поставку авиатоплива, транспортировку и хранение авиатоплива имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 01.10.2019 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства Приказом №46 в отношении АО «Авиакомпания Якутия» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

                                                  ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №014/01/17-2636/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на «15» октября 2019 года в 15 часов 00 минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213-2;

2. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика:

Акционерное общество «Авиакомпания Якутия» (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, д. 9; ИНН/КПП 1435149030/143501001, ОГРН 1041402039403);

3. Ответчику представить в антимонопольный орган:

  • Письменный мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно обстоятельств, изложенных в определении с доказательствами в обоснование возражений.

Представителям лиц, участвующих в деле, явиться на рассмотрение дела с надлежащим образом оформленной доверенностью на право представлять участников дела.

 При невозможности обеспечения явки представителей лиц, участвующих в деле, направить в антимонопольный орган письменное ходатайство о рассмотрении дела без вашего участия.

 При направлении информации ссылаться на номер дела.

Председатель Комиссии                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны