Решение б/н по итогам рассмотрения жалобы №014/07/3.2-314/2020 от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по итогам рассмотрения жалобы №014/07/3.2-314/2020

г. Якутск                                           Резолютивная часть оглашена: «17» февраля 2020 г.

                                                           Изготовлено в полном объеме: «20» февраля 2020 г.      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

<.....> – заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<....> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

<....> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии:

от ответчика АК «АЛРОСА» (ПАО) – *** представитель по доверенности №А02-2102/14-148 от 01.08.2018;

заявитель ООО «Лесосибирская Торговая Компания», надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 014/07/3.2-314/2020, явку своих представителей на заседание комиссии не обеспечил;

рассмотрев жалобу ООО «Лесосибирская Торговая Компания» (далее – Заявитель) на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) (далее – Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ (далее – Закупка) (извещение №32008813370 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 07 февраля 2020 года поступила жалоба ООО «Лесосибирская Торговая Компания» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ (извещение №32008813370 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), следующего содержания.

Доводы жалобы:

В документации о закупке в прилагаемом расчете – обосновании начальной максимальной цены контракта имеется строка «Транспортные расходы доставки (авто) до г. Мирный» - 76 185,30 р.

Исходя из требований к количеству и качеству поставляемой продукции, объем и вес требуемого груза составляет 38м3 и 2100 кг. Исходя из тарифов, сложившихся на рынке грузоперевозок, стоимость перевозки по маршруту «Новосибирск – Мирный» составит 312 360 р., «Иваново – Мирный» - 526 680 р.

Полагаем что расчет НМЦК произведен не корректно.

Данный вопрос задавался в виде запроса разъяснений от 04.02.2020, однако на момент подачи жалобы ответ на запрос не был получен, что является нарушением положения о закупках.

Представитель заказчика на рассмотрении жалобы с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении закупки действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, и Положением о закупке.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением          закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

1. Извещение о проведении аукциона (далее – Извещение) размещено в ЕИС - 29.01.2020;

2. Номер извещения – 32008813370;

3. Заказчик – АК «АЛРОСА» (ПАО) (678175, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6);

4. Порядок проведения закупки: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5. Способ определения поставщика – аукцион в электронной форме;

6. Наименование закупки – поставка постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ;

7. Начальная цена – 838 038, 45 Российский рубль;

8. Дата начала подачи заявок – 29.01.2020;

9. Дата окончания подачи заявок - 07.02.2020 в 11:30;

10. Дата рассмотрения заявок – 12.02.2020;

11. Дата начала срока подачи ценовых предложений – 14.02.2020;

12. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 19.02.2020;

13. Дата подведения итогов - 25.02.2020;

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке АК «АЛРОСА» (ПАО), утвержденного протоколом №А01/283-ПР-НС Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» (ПАО) 15 ноября 2018 года (далее - Положение о закупке).

В соответствии с п.5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно ч. 20.1 ст. 20 Положения о закупках размер НМЦ определяется Заказчиком самостоятельно в соответствии с порядком, установленным ВНД. Под сведениями о НМЦ понимаются сведения о НМЦ договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора. В отдельных случаях, установленных ВНД, при проведении специального тендера, специального запроса цен под сведениями о НМЦ может пониматься указание «НМЦ не определена».

В целях определения НМЦ договора (предмета закупки) Заказчик имеет право осуществлять мониторинг цен и публиковать запросы на предоставление ценовой информации с использованием функционала электронных торговых площадок. (ч. 20.6 ст. 20 Положения о закупках)

Заказчиком торгов указанные требования закона и Положения то закупках выполнены сведения о НМЦ договора установлены в п.1.2.14 информационной карты документации, а расчет приведен в приложении 9.3.

В пункте 1.2.14 информационной карты указаны сведения о НМЦ: 838 038,45 рублей (НДС: 20%, Сумма без НДС: 698 365,37 рублей). В случае если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, то сумма договора такого участника не должна превышать вышеуказанную сумму начальной (максимальной) цены договора рассчитанную без НДС. Сведения о НМЦ указаны с учетом всех налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

Заказчиком в приложении №9.3 к Документации о закупке установлены «Сведения о начальной (максимальной) цене единицы товара, работы, услуги»

№ п/п

Наименование единицы товара, работы, услуги

Ед. изм.

Кол-во

Сведения о НМЦ ед. товара, работы, услуги, руб. без НДС

НДС %

Сведения о НМЦ ед. товара, работы, услуги, руб. с НДС

Сведения о НМЦ, руб. с НДС (произведение 4х7)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

КПБ полуторный бязь 125

комп

376

801,08

20

961,30

361 448,80

2

Подушка, чехол - бамбуковое волокно (70х70),  тик 100% хлопок, наполнитель холлофайбер

шт.

130

600,00

20

720,00

93 600,00

3

Одеяло 1,5сп (140х205) силиконизированное волокно, стеганое; чехол микрофибра, вес наполнителя 500 гр/м2

шт.

130

713,89

20

856,67

111 366,67

4

Покрывало гобеленовое 150х200

шт.

130

531,14

20

637,37

82 857,67

5

Матрац ватный РВТ, прошитый, 70х190 (вата РВ, покрытие тик)

шт.

130

721,67

20

866,00

112 580,00

6

Транспортные расходы доставки (авто) до г. Мирный

усл.

1

63 487,75

20

76 185,30

76 185,31

 

ИТОГО

х

х

66 855,53

х

 80 226,64

838 038,45

Как разъяснено в определении Верховного Суда РФ от 13.10.2017 №305-КГ17-8138, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ), первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Установление НМЦ без учета возможных расходов поставщика по доставке товара не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции, так как при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

 Расчет НМЦ с использованием минимальной возможной стоимости доставки товара отвечает потребностям Заказчика и не может рассматриваться как нарушение требований Закона о закупках.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.

Нормы Закона о закупках в части регулирования закупочных процедур базируются на принципе свободы выбора заказчиком способа закупки и предполагают возможность ее осуществления наиболее приемлемым для заказчика (в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности) способом.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком установлена заниженная либо неприемлемая максимальная цена контракта, не нашел своего подтверждения.

2. Как следует из жалобы заявителя, заказчик не осуществил разъяснения положений документации.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно п. 7 ст. 11.1 Положения о закупках разъяснения извещения/документации о закупке размещаются не позднее 3 дней со дня принятия решения о предоставлении таких разъяснений и не позднее установленного срока до даты окончания подачи заявок, в зависимости от способа закупки, при условии, что запрос на разъяснение извещения/документации поступил в порядке и сроки, предусмотренные в извещении/документации о закупке.

В силу п. 1.2.16 информационной карты документации о закупке дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений извещения и/или документации о закупке: «С момента публикации в единой информационной системе по 04.02.2020 11:30:00 Россия, Москва (МСК).»

Исходя из информации, размещенной на сайте ЭТП www.sberbank-ast.ru, следует что запрос на разъяснение документации о закупке поступил на ЭТП 04.02.2020 13.48 (Россия, Москва (МСК) т.е. за пределами установленного срока.

Таким образом, заказчик обоснованно счел не осуществлять такое разъяснение, в связи с пропуском срока подачи о даче разъяснений.

В этой связи, довод заявителя о том, заказчиком неправомерно не были даны разъяснения документации, также не нашел своего подтверждения.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия АК «АЛРОСА» (ПАО) не противоречат и не нарушают Закон о закупках, Положение о закупках заказчика и не нарушают права заявителя.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Лесосибирская Торговая Компания» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ (извещение №32008813370 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                          

 

Члены Комиссии                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны