Решение б/н по итогам рассмотрения жалобы №014/07/3.2-314/2020 от 20 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по итогам рассмотрения жалобы №014/07/3.2-314/2020
г. Якутск Резолютивная часть оглашена: «17» февраля 2020 г.
Изготовлено в полном объеме: «20» февраля 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
<.....> – заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<....> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;
<....> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,
При участии:
от ответчика АК «АЛРОСА» (ПАО) – *** представитель по доверенности №А02-2102/14-148 от 01.08.2018;
заявитель ООО «Лесосибирская Торговая Компания», надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 014/07/3.2-314/2020, явку своих представителей на заседание комиссии не обеспечил;
рассмотрев жалобу ООО «Лесосибирская Торговая Компания» (далее – Заявитель) на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) (далее – Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ (далее – Закупка) (извещение №32008813370 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 07 февраля 2020 года поступила жалоба ООО «Лесосибирская Торговая Компания» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ (извещение №32008813370 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), следующего содержания.
Доводы жалобы:
В документации о закупке в прилагаемом расчете – обосновании начальной максимальной цены контракта имеется строка «Транспортные расходы доставки (авто) до г. Мирный» - 76 185,30 р.
Исходя из требований к количеству и качеству поставляемой продукции, объем и вес требуемого груза составляет 38м3 и 2100 кг. Исходя из тарифов, сложившихся на рынке грузоперевозок, стоимость перевозки по маршруту «Новосибирск – Мирный» составит 312 360 р., «Иваново – Мирный» - 526 680 р.
Полагаем что расчет НМЦК произведен не корректно.
Данный вопрос задавался в виде запроса разъяснений от 04.02.2020, однако на момент подачи жалобы ответ на запрос не был получен, что является нарушением положения о закупках.
Представитель заказчика на рассмотрении жалобы с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении закупки действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, и Положением о закупке.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
1. Извещение о проведении аукциона (далее – Извещение) размещено в ЕИС - 29.01.2020;
2. Номер извещения – 32008813370;
3. Заказчик – АК «АЛРОСА» (ПАО) (678175, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6);
4. Порядок проведения закупки: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
5. Способ определения поставщика – аукцион в электронной форме;
6. Наименование закупки – поставка постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ;
7. Начальная цена – 838 038, 45 Российский рубль;
8. Дата начала подачи заявок – 29.01.2020;
9. Дата окончания подачи заявок - 07.02.2020 в 11:30;
10. Дата рассмотрения заявок – 12.02.2020;
11. Дата начала срока подачи ценовых предложений – 14.02.2020;
12. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 19.02.2020;
13. Дата подведения итогов - 25.02.2020;
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке АК «АЛРОСА» (ПАО), утвержденного протоколом №А01/283-ПР-НС Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» (ПАО) 15 ноября 2018 года (далее - Положение о закупке).
В соответствии с п.5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно ч. 20.1 ст. 20 Положения о закупках размер НМЦ определяется Заказчиком самостоятельно в соответствии с порядком, установленным ВНД. Под сведениями о НМЦ понимаются сведения о НМЦ договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора. В отдельных случаях, установленных ВНД, при проведении специального тендера, специального запроса цен под сведениями о НМЦ может пониматься указание «НМЦ не определена».
В целях определения НМЦ договора (предмета закупки) Заказчик имеет право осуществлять мониторинг цен и публиковать запросы на предоставление ценовой информации с использованием функционала электронных торговых площадок. (ч. 20.6 ст. 20 Положения о закупках)
Заказчиком торгов указанные требования закона и Положения то закупках выполнены сведения о НМЦ договора установлены в п.1.2.14 информационной карты документации, а расчет приведен в приложении 9.3.
В пункте 1.2.14 информационной карты указаны сведения о НМЦ: 838 038,45 рублей (НДС: 20%, Сумма без НДС: 698 365,37 рублей). В случае если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, то сумма договора такого участника не должна превышать вышеуказанную сумму начальной (максимальной) цены договора рассчитанную без НДС. Сведения о НМЦ указаны с учетом всех налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.
Заказчиком в приложении №9.3 к Документации о закупке установлены «Сведения о начальной (максимальной) цене единицы товара, работы, услуги»
№ п/п |
Наименование единицы товара, работы, услуги |
Ед. изм. |
Кол-во |
Сведения о НМЦ ед. товара, работы, услуги, руб. без НДС |
НДС % |
Сведения о НМЦ ед. товара, работы, услуги, руб. с НДС |
Сведения о НМЦ, руб. с НДС (произведение 4х7) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
КПБ полуторный бязь 125 |
комп |
376 |
801,08 |
20 |
961,30 |
361 448,80 |
2 |
Подушка, чехол - бамбуковое волокно (70х70), тик 100% хлопок, наполнитель холлофайбер |
шт. |
130 |
600,00 |
20 |
720,00 |
93 600,00 |
3 |
Одеяло 1,5сп (140х205) силиконизированное волокно, стеганое; чехол микрофибра, вес наполнителя 500 гр/м2 |
шт. |
130 |
713,89 |
20 |
856,67 |
111 366,67 |
4 |
Покрывало гобеленовое 150х200 |
шт. |
130 |
531,14 |
20 |
637,37 |
82 857,67 |
5 |
Матрац ватный РВТ, прошитый, 70х190 (вата РВ, покрытие тик) |
шт. |
130 |
721,67 |
20 |
866,00 |
112 580,00 |
6 |
Транспортные расходы доставки (авто) до г. Мирный |
усл. |
1 |
63 487,75 |
20 |
76 185,30 |
76 185,31 |
|
ИТОГО |
х |
х |
66 855,53 |
х |
80 226,64 |
838 038,45 |
Как разъяснено в определении Верховного Суда РФ от 13.10.2017 №305-КГ17-8138, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ), первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Установление НМЦ без учета возможных расходов поставщика по доставке товара не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции, так как при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.
Расчет НМЦ с использованием минимальной возможной стоимости доставки товара отвечает потребностям Заказчика и не может рассматриваться как нарушение требований Закона о закупках.
Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.
Нормы Закона о закупках в части регулирования закупочных процедур базируются на принципе свободы выбора заказчиком способа закупки и предполагают возможность ее осуществления наиболее приемлемым для заказчика (в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности) способом.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком установлена заниженная либо неприемлемая максимальная цена контракта, не нашел своего подтверждения.
2. Как следует из жалобы заявителя, заказчик не осуществил разъяснения положений документации.
В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно п. 7 ст. 11.1 Положения о закупках разъяснения извещения/документации о закупке размещаются не позднее 3 дней со дня принятия решения о предоставлении таких разъяснений и не позднее установленного срока до даты окончания подачи заявок, в зависимости от способа закупки, при условии, что запрос на разъяснение извещения/документации поступил в порядке и сроки, предусмотренные в извещении/документации о закупке.
В силу п. 1.2.16 информационной карты документации о закупке дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений извещения и/или документации о закупке: «С момента публикации в единой информационной системе по 04.02.2020 11:30:00 Россия, Москва (МСК).»
Исходя из информации, размещенной на сайте ЭТП www.sberbank-ast.ru, следует что запрос на разъяснение документации о закупке поступил на ЭТП 04.02.2020 13.48 (Россия, Москва (МСК) т.е. за пределами установленного срока.
Таким образом, заказчик обоснованно счел не осуществлять такое разъяснение, в связи с пропуском срока подачи о даче разъяснений.
В этой связи, довод заявителя о том, заказчиком неправомерно не были даны разъяснения документации, также не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия АК «АЛРОСА» (ПАО) не противоречат и не нарушают Закон о закупках, Положение о закупках заказчика и не нарушают права заявителя.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Лесосибирская Торговая Компания» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку постельных принадлежностей для Вилюйской ГРЭ (извещение №32008813370 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии