Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонополь... от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                             резолютивная часть оглашена «08» июля 2020 года                                                                                                   

                                           изготовлено в полном объеме «16» июля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/11-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий и контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

<…> – представитель Поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района по доверенности от 24.03.2020;

В отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,

рассмотрев дело №014/01/17-718/2020 по признакам нарушения Поселковой администрацией городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства осуществлен контроль за процедурой проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год (извещение № 0116300038720000009 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru) на предмет соблюдения требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения действий поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района по допущению к участию и признанию победителем <…> в запросе котировок №0116300038720000009, являющегося сотрудником поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит», установлено наличие признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №14 от 20.03.2020 и определения о назначении дела №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.03.2020 в отношении поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района (678990, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, п. Беркакит, ул. Оптимистов, д. 5, ОГРН 1061434000066, ИНН 1434031451) возбуждено дело №014/01/17-718/2020 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель <…>.

Согласно определению о назначении дела №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.03.2020 рассмотрение дела № 014/01/17-718/2020 было назначено на «15» апреля 2020 года в 15 часов 00 минут.

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Согласно Поручению ФАС России от 02.04.2020 №АЦ/27550/20 при наличии достаточных сроков рассмотрения дела территориальным органам ФАС России поручено откладывать заседания комиссий на длительный срок (с назначением заседания не ранее середины мая 2020 года).

Таким образом, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Поручением ФАС России от 02.04.2020 №АЦ/27550/20, в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекций (COVID-19) и угрозой ее распространения, рассмотрение дела №014/01/17-718/2020, назначенное на «15» апреля 2020 года в 15 часов 00 минут, подлежало отложению.

Определением об отложении рассмотрения дела № 014/01/17-718/2020 от 13.04.2020 рассмотрение дела было отложено на «28» мая 2020 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела от 28.05.2020 представитель Поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района поддержал доводы, изложенные в отзыве от 26.03.2020 №443, указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчика.

ИП <…> возразил против доводов Поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района, считает, что в действиях администрации имеется нарушение антимонопольного законодательства.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 21 января 2020 года размещено извещение №0116300038720000009 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения муниципального контракта на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год.

Организацией, осуществляющей размещение, и заказчиком является поселковая администрация городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района (678990, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, п. Беркакит, ул. Оптимистов, д. 5, ОГРН 1061434000066, ИНН 1434031451) (далее – Администрация).

Предметом муниципального контракта (наименование объекта закупки) является оказание услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год.

Начальная (максимальная) цена контракта – 427 200 (четыреста двадцать семь тысяч двести) рублей 00 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 29 января 2020 г. 18.00.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме 0116300038730000009 от 30 января 2020 года по окончанию срока подачи заявок до 29.01.2020 18-00 было подано 2 заявки от участников:

- Заявка №2 <…> (предложение 357 000,00 рублей, дата и время подачи – 29.01.2020 в 16-50);

- Заявка №1 ИП <…> (предложение 367 000,00 рублей, дата и время подачи – 29.01.2020 в 14-25).

Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городского поселения «Поселок Беркакит» признала обе заявки соответствующими требованиям.

Победителем признан <…>.

Согласно части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 82.4 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в таком запросе.

Частью 7 статьи 82.4 Закона о контрактной системе установлено, что победителем запроса котировок в электронной форме признается участник запроса котировок в электронной форме, подавший заявку на участие в таком запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, в которой указаны наиболее низкая цена товара, работы или услуги, наименьшая сумма цен единиц товара, работы, услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер.

Распоряжением Главы городского поселения «Поселок Беркакит» <…> от 07.06.2018 №64/1-р «О внесении изменений в Единую комиссию по осуществлению закупок (определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей)» определен следующий состав Единой комиссии по осуществлению закупок (определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей):

<…> – председатель комиссии;

<…> – зам. председателя комиссии;

<…> – член комиссии;

<…> – член комиссии;

<…> – член комиссии;

<…> – член комиссии.

Распоряжением Главы городского поселения «Поселок Беркакит» <…> от 21.05.2018 №14-л <…> назначен на должность исполняющего обязанности заместителя главы администрации городского поселения «Поселок Беркакит».

Таким образом, <…>, являясь сотрудником поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» и членом Единой комиссии по осуществлению закупок (определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей), участвовал и победил в запросе котировок №0116300038720000009, заказчиком и организатором которого являлась поселковая администрация городского поселения «поселок Беркакит».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Анализ положений статьи 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Согласно пояснениям Администрации, в соответствии с распоряжением Главы городского поселения «Поселок Беркакит» <…> от 21.01.2020 №07-р <…> исключен из состава единой комиссии и отстранен от исполнения отдельных функций контрактного управляющего на время проведения запроса котировок в электронной виде (на право заключить контракт на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год»).

Указанные обстоятельства, по мнению Администрации, устанавливают отсутствие нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации.

Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что указанные обстоятельства не отменяют того, что <…> является сотрудником (работником) поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит».

Факт того, что участник закупки является работником организатора или работником заказчика в запросе котировок уже является достаточным для нарушения запрета, прямо установленного пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Якутского УФАС России так же отмечает то, что <…> все же являлся членом Единой комиссии по осуществлению закупок (определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей) в параллельно проводимых закупках Администрации, что подтверждается протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме 0116300038720000012 от 03 февраля 2020 года, в соответствии с которым <…> являлся председателем комиссии.

Интерес организатора торгов (заказчика) в проведении торгов выражен в том, чтобы не только призвать потенциальных участников к конкурентной борьбе, но и выявить лицо, способное наилучшим образом поставить товары, выполнить работы, оказать услуги. Торги, в которых организатор торгов (заказчик) выступает участником, не обеспечивает равенство условий конкурентной борьбы и не направлен на выявление лучшего предложения.

Участие работника заказчика в проводимых им закупках создает условия для конфликта интересов и препятствует достижению конкуренции, а также может привести к нарушению равенства участников торгов, баланса интересов его участников и организатора торгов, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников закупки.

Согласно краткому аналитическому отчету (обзору) анализа состояния конкуренции (в рамках рассмотрения дела № 014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства) Комиссией установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 21.01.2020 (дата размещения извещения №0116300038720000009 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения муниципального контракта на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год) по 31.12.2020 включительно (конечная дата срока исполнения заключенного контракта).

2. Предметом рассматриваемого запроса котировок являлось оказание услуг специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год.

Указанный предмет запроса котировок относится:

•   к следующему коду "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 12.02.2020): - 69.10 Деятельность в области права;

•   к следующему коду "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 12.02.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020): - 69.10.19.000 Услуги юридические прочие.

3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов по запросу котировок в электронной форме №0116300038720000009 помимо <…>, входил ИП <…>, который в период проведения закупки являлся конкурентом на право заключения контракта с заказчиком.

Таким образом, вышеизложенные факты, установленные Комиссией Якутского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 014/01/17-718/2020, свидетельствуют о том, что Поселковая администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района при организации и проведении запроса котировок в электронной форме №0116300038720000009 на право заключения муниципального контракта на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год, допустив и признав победителем заявку <…>, являющегося работником Поселковой администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района, совершила действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно участие работника заказчика в запросе котировок.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела №014/01/17-718/2020 Комиссия Якутского УФАС России, установив нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчика, приняла заключение об обстоятельствах дела №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.05.2020, в соответствии с которым пришла к заключению о том, что Поселковая администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района при организации и проведении запроса котировок в электронной форме №0116300038720000009 на право заключения муниципального контракта на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год нарушила требования пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поселковой администрацией городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района был представлен отзыв от 18.06.2020 №870 на заключение об обстоятельствах дела №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.05.2020.

В своем отзыве Администрация указала, что в заключении не уделено внимание буквальном толкованию абзаца 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрет касается действий при проведении запроса котировок цен на товары, вместе с тем, <…> был участником запроса котировок в электронной форме на оказание услуг, что не соответствует такой процедуру как запроса котировок цен на товары.

На рассмотрении дела от 08.07.2020 представитель Поселковой администрацией городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района поддержал указанные в отзыве доводы.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив представленные возражения на заключение об обстоятельствах дела, находит доводы ответчика несостоятельными в связи с обстоятельствами, указанными в настоящем решении, в том числе в связи со следующим.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении запроса котировок цен на товары.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются так же на действия при проведении запроса котировок на услуги.

Законом о контрактной системе установлена возможность проведения запроса котировок в электронной форме.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что частью 1 статьи 17 не установлены разграничения на проведение торгов в электронной либо иной форме.

На основании изложенного, рассматриваемые действия Администрации при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг подлежат контролю в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрение дела от 08.07.2020 ИП <…> представлено ходатайство о переносе рассмотрения едала в связи с техническими неполадками.

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев указанное ходатайство, пришло к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, на момент рассмотрения дела от 08.07.2020 у Комиссии Якутского УФАС России имелись все необходимые сведения для принятия решения по делу, какие-либо вопросы к ИП <…> отсутствовали.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела № 014/01/11-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем решении, приходит к выводу о том, что Поселковая администрации городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района при организации и проведении запроса котировок в электронной форме №0116300038720000009 на право заключения муниципального контракта на услуги специалиста по подготовке документации и проведении торгов для ОМСУ ГП «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района на 2020 год, допустив к участию и признав победителем заявку <…>, нарушила требования пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России при рассмотрении настоящего дела установлено, что предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не может быть выдано в связи с окончанием процедуры проведения запроса котировок и заключения по его итогам муниципального контракта.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/11-718/2020, руководствуясь статьей 17, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать поселковую администрацию городского поселения «поселок Беркакит» Нерюнгринского района (678990, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, п. Беркакит, ул. Оптимистов, д. 5, ИНН 1434031451, ОГРН 1061434000066) нарушившей пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.  Материалы по делу №014/01/17-718/2020 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Якутского УФАС России для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3.  Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с окончанием процедуры проведения запроса котировок и заключения по его итогам муниципального контракта.

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны