Решение (комиссия) №ИЛ/2186/24 РЕШЕНИЕ по делу 014/01/10-1038/2023 о прекращении производс... от 24 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 014/01/10-1038/2023 о прекращении производства по делу о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Якутск резолютивная часть оглашена «10» апреля 2024 года

изготовлено в полном объеме «24» апреля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

*** – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

*** – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** - представитель по доверенности от 29.12.2023 №б/н АО ХК «Якутуголь»;

***- представитель по доверенности от 29.12.2023 №б/н АО ХК «Якутуголь»;

*** - представитель по доверенности от 06.03.2024 №б/н АО ХК «Якутуголь»;

*** - представитель по доверенности от 20.11.2023 №564 ГУП «ЖКХ РС (Я)».

*** - представитель по доверенности от 09.04.2024 №268 ГУП «ЖКХ РС (Я)».

рассмотрев дело №014/01/10-1038/2023 по признакам нарушения АО «Холдинговая компания «Якутуголь» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) были рассмотрено заявление ГУП «ЖКХ РС (Я)» (далее – заявитель) от 07.03.2023 № б/н (вх. №1694 от 09.03.2023) на действия АО «ХК «Якутуголь» (далее – Ответчик) указывающие на признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №51/23 от 06.07.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.07.2023 в отношении акционерного общества Ходинговая компания «Якутуголь» (678967, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский р-н, г. Нерюнгри, пр-кт Ленина, д. 3, к. 1, ОГРН: 1021401009057, ИНН: 1434026980, КПП: 143401001) возбуждено дело №014/01/10-1038/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.08.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «07» августа 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.07.2023 АО ХК «Якутуголь» направило письменный отзыв по обстоятельствам дела, в котором считает, что в связи с тем, что финансовый результат хозяйственной деятельности Угольного Разреза Джебарики-Хая АО ХК «Якутуголь» по итогам 2022 года и 1 полугодия 2023 года – отрицательный , а установление монопольно высокой цены предполагает, что устанавливаемая цена на уголь марки «Д» должна превышать цену, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, АО ХК «Якутуголь» считает, что цена на уголь марки «Д» не является монопольно высокой, а в действиях АО ХК «Якутуголь» отсутствуют признаки нарушения пункта 1 части 11 стать 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела 07.08.2023 представители АО ХК «Якутуголь» поддержали доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.

Согласно определению об отложении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.08.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «04» сентября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.08.2023 АО ХК «Якутуголь» и запроса информации от 16.08.2023 г. №АК/3475/23 направило запрашиваемую информацию и письменные пояснения.

Согласно письменным пояснениям, АО ХК «Якутуголь» полагает, что цена на бурый уголь марки Б Филиала АО ХК «Якутуголь» «Разрез Кангаласский» не является монопольно высокой, а в действиях АО ХК «Якутуголь» отсутствуют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи со следующим.

Соответствие ценам, сложившимся на рынке реализации бурого угля марки Б в Дальневосточном Федеральном округе.

Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) по виду экономической деятельности – добыча угля в 2022 году составил *** %.

На рассмотрении дела 04.09.2023 представители АО ХК «Якутуголь» поддержали доводы, изложенные в отзывах в полном объеме.

Согласно определению об отложении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.09.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «24» октября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Согласно определению об отложении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.10.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «14» ноября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Согласно определению об отложении дела №014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.11.2023 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «11» января 2024 года в 15 часов 00 минут.

В адрес АО ХК «Якутуголь» направлен запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5941/23.

19.12.2023 г. в Якутское УФАС России от АО ХК «Якутуголь» поступило ходатайство о продлении срока представления документов по запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5941/23 до 31.01.2024 г.

Комиссия Якутского УФАС России, посовещавшись, решила частично удовлетворить ходатайство АО ХК «Якутуголь» от 18.12.2023 о продлении срока предоставления информации по запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5941/23 и продлить срок предоставления информации по запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23 до 22.01.2024 г.

25.01.2024 г. и 26.01.2024 г. от АО ХК «Якутуголь» поступил ответ на запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5941/23.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-1038/2023 от 11.01.2024 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «27» февраля 2024 года в 15 часов 00 минут.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-1038/2023 от 27.02.2024 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023 было назначено на «13» марта 2024 года в 10 часов 00 минут.

11 марта 2024 года от АО ХК «Якутуголь» поступили пояснения запрошенные определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-1038/2023 от 27.02.2024 рассмотрение дела №014/01/10-1038/2023.

В связи с необходимостью всестороннего и полного рассмотрения дела, и исследования материалов по делу №014/01/10-1038/2023 определением от 13.03.2024 объявлен перерыв в рассмотрении дела №014/01/10-1038/2023, рассмотрение назначено на «20» марта 2024 года в 11 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 21.03.2024 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 014/01/10-1038/2023 и наличии признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 014/01/10-1038/2023 в Якутское УФАС России от Ответчика поступили письменные пояснения.

Определением об отложении рассмотрения дела № 014/01/10-1038/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 20.03.2024 г., рассмотрение дела было назначено на «09» апреля 2024 года.

В связи с необходимостью всестороннего и полного рассмотрения дела, и исследования материалов по делу №014/01/10-1038/2023 определением от 09.04.2024 объявлен перерыв в рассмотрении дела №014/01/10-1038/2023, рассмотрение назначено на «10» апреля 2024 года в 17 часов 00 минут.

10 апреля 2024 года от АО ХК «Якутуголь» поступили пояснения запрошенные определением об объявлении перерыва рассмотрения дела №014/01/10-1038/2023 от 09.04.2024.

Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку каменного и бурого угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки каменного и бурого угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки каменного угля для прочих потребителей) самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Якутское УФАС России пришло к выводу, что рынок поставки каменного и бурого угля для прочих потребителей не подлежит государственному регулированию.

В соответствии с заявлением ГУП «ЖКХ РС (Я)» в 2023 году поставщики угля завысили цены за тонну угля в среднем на 20%, что привело к удорожанию стоимости.

Согласно пункта 1 Протокола совещания у председателя Правительства РС (Я) А.В. Тарасенко по вопросам ценообразования угольной продукции для нужд ЖКХ РС (Я) от 03.11.2022 № Пр-248-П1, в тарифах ГУП «ЖКХ РС (Я)» на 2023 год учтены цены на уголь, установленные в тарифах на 2022 год.

Соответственно у Предприятия отсутствует тарифный источник на указанные расходы в 2023 году. Пунктом 4.3 вышеуказанного протокола было рекомендовано угледобывающим предприятиям РС (Я) снизить стоимость угольной продукции, реализуемой для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)», в соответствии с утвержденными тарифами на обеспечение теплоснабжения населения РС (Я).

Однако, угледобывающими предприятиями рекомендация была проигнорирована. К прочим потребителям относятся все организации, индивидуальные предприниматели кроме ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Согласно письму от 19.01.2023 № И-06-377 Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) представило сведения об организациях осуществляющих добычу и поставку угольной продукции на территории Республики Саха (Якутия).

В результате проведенного исследования по итогам 2022 года установлено, что рынки оптовой торговли углем энергетическим марки «Б», в границах города Якутска являются высококонцентрированными.

По итогам 2022 года на рынке оптовой торговли углем марки «Б» предварительно в географических границах города Якутска признаки доминирующего положения выявлены в отношении АО «ХК «Якутуголь» с долей 100%. Конкурентную среду на вышеназванном рынке можно оценить, как не развитую.

В результате проведенного исследования по итогам 2022 года установлено, что рынки оптовой торговли углем энергетическим марки «Д», в границах Томпонского района являются высококонцентрированными.

По итогам 2022 года на рынке оптовой торговли углем марки «Д» предварительно в географических границах Томпонского района признаки доминирующего положения выявлены в отношении АО «ХК «Якутуголь» с долей 100%. Конкурентную среду на вышеназванном рынке можно оценить, как не развитую.

Таким образом, в настоящее время в связи с тем, что АО «ХК «Якутуголь» занимает доминирующее положение на территории города Якутска (по разрезу «Кангаласский») и на территории Томпонского района («Разрез «Джебарики-Хая»), хозяйствующий субъект имеет признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

АО ХК «Якутуголь» в своем ответе на запрос Якутского УФАС России сообщило, что на 2023 год цены на энергетический уголь марки «ДР» (0-300) Филиала АО ХК «Якутуголь» «Угольный разрез Джебарики-Хая» и на бурый уголь марки «БР» (0-300) Филиала АО ХК «Якутуголь» «Разрез Кангаласский» сформированы затратным методом.

Заложенный уровень рентабельности составляет *%. По итогам изучения, представленных АО ХК «Якутуголь» документов и пояснений, Якутское УФАС России, делает вывод, что АО ХК «Якутуголь» не обосновало с экономической и технологической стороны формирование стоимости на поставку каменного и бурого угля.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

Таким образом, для квалификации действий АО «ХК «Якутуголь» по статье 10 Закона о защите конкуренции наличие доминирующего положения является обязательным.

Согласно информации предоставленной АО ХК «Якутуголь» в группу лиц данного хозяйствующего субъекта входит 106 хозяйствующих субъектов.

Согласно данным государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности выручка АО ХК «Якутуголь» в 2022 году составляла *** млн. руб.

Таким образом, АО ХК «Якутуголь» не подпадает под исключения предусмотренные частью 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Якутским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Регламент), проведены анализы состояния конкуренции на рынке поставки бурого угля марки «Б» (поставляемого для прочих потребителей) на территории города Якутска Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года, и на рынке поставки каменного угля марки «Д» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Томпонского района Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года по результатам которого составлены аналитические отчеты от 06.06.2023 г.

При выявлении условий обращения услуги (товара), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (покупателем), учтено следующее:

- территориальное расположение продавца и покупателя услуг –покупатели угля расположены в Томпонском районе, однако уголь ими закупается как правило, по принципу приближенности поставщика марки, которую они используют в своей деятельности.

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности). К специфическим особенностям Северо - Восточных территорий России, какой среди прочих является Республика Саха (Якутия) (большая территория – 3083,5 тыс. км², значительная отдалённость от других регионов, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России, малоразвитая транспортная инфраструктура внутри региона);

- особенности транспортной инфраструктуры, возможность/невозможность перемещения товара к покупателю.

Стоимость перевозки в зависимости от удаленности продавца от потребителя на территории Республики Саха (Якутия), так как транспортные расходы (в частности расходы на топливо) являются одной из составляющих, в конечной стоимости товара и занимают существенную часть в затратах покупателя.

На выбор потребителем – поставщика, влияет принцип приближенности последнего. Это так же влияет и на поставку угля в сроки, установленные в договоре, а также на возможность поиска перевозчика по найму, либо перевозку собственными силами (наличие необходимого состава автопарка).

Для перевозки больших (средних) объемов угля необходимо наличие автотранспорта с определённой грузоподъемностью и находящегося постоянно на линии. Если покупателю в процессе потребления необходим большой запас угля, то могут возникнуть сложности при его перевозке в другие улусы (районы).

- климатические особенности Республики Саха (Якутия) так же влияют на доставку твердого топлива между районами региона. Так, в зимний период возможен срыв графиков поставок из-за непогоды, отсутствия автомобильных дорог надлежащего качества, и пропускной способности автодорог. Учитывая, то что часть угля доставляется на территорию Республики Саха (Якутия) водным транспортом в том числе с помощью переправы, по автозимнику, необходимо успеть завершить поставку до закрытия навигационного периода, либо с момента открытия автозимника (ледовой переправы);

- установившиеся долговременные связи между продавцом и покупателем (например, в течение нескольких лет у АО «ХК «Якутуголь» заключены договоры с одними и теми же хозяйствующими субъектами: ООО «Дортранс», ООО «Полиметалл» и др.

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар - рассматривалась группа потребителей, осуществлявших закупку углей энергетических для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием), включая предпочтение потребителей.

Возможность полного замещения проектного угля для теплоснабжающих компаний, в том числе местных котельных другими марками или видами углей требует проведения всесторонних технико-экономических расчетов и конструкторских проработок по топочно-горелочным устройствам, а также необходима организация опытного сжигания непроектного угля, что ведет к дополнительным финансовым затратам. Полное замещение проектного угля другим видом или другой маркой угля требует специальных проработок для каждой котельной.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным (81 процент), из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника.

Согласно проанализированным договорам поставки предусмотрена реализация угля конкретной марки.

Район производства и потребления угля совпадают (либо близко расположены) по причине изначального заложенного принципа снижения транспортных издержек.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Томпонского района Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года и бурого угля марки: «Б» (поставляемого для прочих потребителей) территории города Якутска (по разрезу «Кангаласский») Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО ХК «Якутуголь» в течение установленного временного интервала занимает на указанном рынке доминирующее положение.

Как установлено Комиссией Якутского УФАС России, АО ХК «Якутуголь» заключил договоры только с близлежащими районами, а такие хозяйствующие субъекты при проведении «теста гипотетического монополиста» сообщили, что при повышении при повышении стоимости приобретатели будут покупать рассматриваемый товар (в большинстве случаев) у того же поставщика, в связи с транспортной доступностью.

Таким образом, снижения объема продаж товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка, не произойдет (так как объемы потребляемого угля котельными рассматриваемых улусов рассчитаны на поддержание отопительного сезона, а сокращение объемов может вызвать критическую ситуацию с теплоснабжением и подачей горячей воды для потребителей региона).

На основании вышеизложенного, при проведении анализа нельзя учитывать иные хозяйствующие субъекты, в связи с тем, что рынок поставки бурого угля марки «Б» (для прочих потребителей) и каменного угля марки «Д» (для прочих потребителей) не является конкурентным, а именно из-за того, что на рассматриваемых территориях отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, которые занимаются поставкой бурого и каменного угля (для прочих потребителей).

В соответствии с частью 5¹ статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 014/01/10-1038/2023.

Датой присвоения АО ХК «Якутуголь» - ОГРН является 23.12.2002, действует на основании Устава и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли.

Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО ХК «Якутуголь» осуществляет Добыча коксующегося угля открытым способом (ОКВЭД 05.10.12).

Дополнительным видом деятельности АО ХК «Якутуголь» является:

- добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, открытым способом (ОКВЭД 05.10.13);

- добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, подземным способом (ОКВЭД 05.10.16);

- добыча бурого угля (лигнита) открытым способом (ОКВЭД 05.20.11).

Комиссией Якутского УФАС России анализировались сведения о покупателях каменного угля марки «Д» и бурого угля марки «Б» за период с 01.01.2022 г по 22.12.2023 г.

В 2023 году между АО ХК «Якутуголь» и ГУП «ЖКХ РС (Я)» заключен договор №Б 05-2023 на поставку угля марки Б 0-300 в 2023 году от 15.12.2023 и договор № Д 06-2023 на поставку угля марки Д 0-300 в 2023 году от 26.12.2023 г.

 

Письмом от 27.03.2023 №1-14-5/1534 АО ХК «Якутуголь» сообщило, что основной причиной увеличения цены послужил рост затрат. Повышение тарифов на закупаемые ТМЦ и услуги приводит к росту затрат, связанных с производством и реализацией угольной продукции. Рост цен на бурый уголь марки Б в 2023 году обусловлен ростом затрат, связанных с его добычей.

По результатам проведенного анализа документов, представленных АО ХК «Якутуголь» Комиссией Якуткого УФАС России установлено следующее.

Каменный уголь:

Повышение цен происходило

в 2022 году:

январь (*** рб./т),

01.05.2022г.- *** рб./т, с август (для ГУП ЖКХ *** рб./т).

в 2023 году:

январь (*** рб./т),февраль (*** рб./т. для ГУП ЖКХ), апрель (*** рб./т для ГУП ЖКХ),

к росту цен в мае 2022 г. (01.05.22):

1) полная себестоимость в мае после увеличения цены составила***% от уровня апреля, в июле полная себестоимость выросла к уровню мая на***%, в октябре на ***%, в декабре полная себестоимость достигла уровня***% (к маю, снижение на ***%), что значительно ниже установленной полной себестоимости за период с марта-ноябрь, при этом, АО ХК «Якутуголь» с 01.01.2023 г. увеличило цену до ***руб/т.(рост от уровня цен установленных в мае на ***%).

Согласно письменным пояснениям АО ХК «Якутуголь» не согласно с вышеуказанной позицией Якутского УФАС России и указывает следующее:

«Комиссией Якутского УФАС России не учитывалась специфика горнодобывающего производства:

- обстоятельство, что объемы добычи и вскрышных работ зависят от сезонности и существенно разливаются по месяцам в течение года. Вследствие чего коэффициент вскрыши (соотношение объемов вскрышных работ к объему добываемого угля/) в течение года имеет неравномерный характер;

- наличие сезонного характера некоторых статей расходов /(стоимость топлива арктическое/зимнее/летнее; объемы потребления энергоресурсов, квартальные выплаты персоналу и т.д.)».

Рассмотрев вышеуказанные письменные возражения, Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что позиция АО ХК «Якутуголь» вырезана из общего контекста заключения, так как далее по тексту заключения идет сравнительный анализ динамики себестоимости продукции по месяцам к аналогичному месяцу 2022 года, что в свою очередь, учитывает и сезонный характер.

Письменные доводы АО ХК «Якутуголь» о том, что снижение полной себестоимости товарного угля обусловлены снижением объемов вскрышных работа в следствии сложных природно-климатических условий являются не состоятельными, так как по данным представленным АО ХК «Якутуголь» установлено, что вскрыша за 2023 год составила 2600 тыс.м3, что ниже уровня 2022 года на ***%, соответственно, объемы вскрышных работ в 2023 году напротив увеличились.

В январе 2023 г. полная себестоимость продукции каменного угля марки «Д» 2023 году была значительно выше уровня 2022 года и достигала следующих значений:

Несмотря на увеличение полной себестоимости продукции в 2023 году к уровню 2022 года увеличилась выручка от реализации продукции (**%), также увеличилась сумма чистой прибыли на **%, при этом объем добычи угля снизился на **% и отгрузка товарной продукции сохранилась на уровне 2022 года, соответственно снижаются издержки на единицу продукции.

Согласно письменным возражениям АО ХК «Якутуголь» не согласно с вышеуказанной позицией Якутского УФАС России мотивирую тем,что изложенные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. По итогам 2022 года и 2023 года финансовый результат Филиала Угольный Разрез Джебарики-Хая- отрицательный, филиал получил убыток, в связи с чем сумма чистой прибыли не может увеличиться на ***% по причине ее отсутствия.

Комиссия полагает необходимым отметить, что поскольку фактические данные за 2023 год не представлялись к материалам АО ХК «Якутуголь», а также Комиссией Якутского УФАС России не представляется возможным прийти к однозначному выводу об обоснованности представленных в письменных возражениях о фактических обстоятельствах, так как при использовании информации Комиссия Якутского УФАС России руководствовалась материалами направленными официально в адрес Якутского УФАС России, также фактические данные за 2023 год на момент проверки отсутствовали, Обществом не представлена плановая калькуляция, в связи с чем, в анализе использовались данные технико-экономических показателей, которые применяются Обществом для планирования и анализа деятельности организации. 

В январе 2023 г. полная себестоимость продукции бурого угля марки «Б» 2023 году была значительно выше уровня 2022 года и достигала следующих значений:

На начало 01.01.2022 г. цена на бурый уголь составляла *** руб./т. с НДС

с 01.05.2022 г. увеличена *** руб./т. (рост ***%);

с 01.01.2023 г. цена увеличена *** руб./т. (***%)

В 2022 году в мае была увеличена цена на ***%, при этом, в апреле 2022 года полная себестоимость продукции была значительно ниже уровня марта 2022 г. на *%.

Полная себестоимость продукции после увеличения цены на бурый уголь по итогам января-ноября 2022 года была значительно ниже аналогичного уровня 2023 года на ***%.

С начала года 2023 года увеличена цена на бурый уголь на ***%, вместе с тем, полная себестоимость продукции за декабрь 2022 года была ниже уровня ноября 2022 года на ***5%.

Несмотря на то, что уровень объема добычи бурого угля был равен уровню отгрузки товарной продукции, полная себестоимость продукции по итогам 2023 года была выше уровня 2022 года, выручка от реализации угольной продукции составила *** млн рублей, чистая прибыль ***тыс.рублей.

Согласно информации АО ХК «Якутуголь» по итогам 2022 года рентабельность от продаж составила ***%, а за 2023 год рентабельность от продаж составила ***%, рост показателя говорит о том, что рассматриваемый филиал способен эффективно контролировать свои расходы и подтверждает эффективность хозяйственной деятельности.

Расчет рентабельности от продаж за 2022 год представлен следующим образом:

 

По представленным материалам по письму АО ХК «Якутуголь» от 10.04.2024 г. №1-06/1644 расчет финансового результата за 2023 г. по филиалу угольного разреза «Кангаласский» имеет следующий вид:

 

Таким образом, рассматривая вышеуказанные таблицы, можно сделать вывод, что норма чистой прибыли не имеет прямой зависимости от уровня издержек и соответственно, доводы о том, что цены повысились на основании роста затрат, в связи с тем, что финансовый результат в 2022 году был отрицательным является несостоятельным в силу следующих факторов: Общество может регулировать свою прибыль путем снижения издержек и увеличения объемов реализации, также говорить об убыточности деятельности только основываясь на том, что по итогам финансового года получен отрицательный финансовый результат является безосновательным, законодательство устанавливает такое понятие как величина чистых активов, значение которых и будет говорить об успешности хозяйственной деятельности, под чистыми активами понимаются активы, которые остались бы в организации после погашения всех обязательств (пункты 4-6 приказа Минфина России от 28.08.2014 №84-н). То есть чистые активы — это собственные средства.

С учетом полученных Обществом фактических показателей по филиалу угольного разреза «Кангаласский» установлена положительная рентабельность.

По данным Росстата в апреле 2022 г. по сравнению с мартом 2022 г. индекс цен производителей промышленных товаров, по предварительным данным, составил ***%, по сравнению с декабрем 2021 г. – ****% (в апреле 2021 г. по сравнению с мартом 2021 г. – ***%, по сравнению с декабрем 2020 г. – ***%).

Индекс промышленного производства составил: в апреле 2022 г. по сравнению с апрелем 2021 г. –***%, по сравнению с мартом 2022 г. – ***%.

Индекс производства по добыче угля в апреле 2022 года составил ***% к апрелю 2021 г., ***% к марту 2022 г., январь-апрель 2022 г. к аналогичному периоду 2021 г. ***%

Полная себестоимость продукции за 1 полугодие 2023 года к уровню 2 полугодия 2022 была выше на***%.

По результатам рассмотрения всех поступивших материалов Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в 2022 году по разрезу «Кангаласский» увеличены следующие показатели расчета цены:

- рост утвержденных тарифов на электроэнергию для предприятия до **%;

- рост стоимости услуг производственного характера до **%;

- индексация оплаты труда работников производственного персонала до **%;

- рост амортизации до **%;

- рост расходов на уплату НДПИ в результате введения дополнительного сбора в размере ** тыс. руб./т. В 1 квартале 2023 года;

- рост утвержденных тарифов на тепло и водоснабжение для предприятия до **%;

- рост тарифов на услуги связи до *%;

- рост тарифов на оказание охранных услуг до **%;

- включение прогнозного увеличения стоимости запасных частей до **%;

- увеличение расходов на содержание здравпункта до ***%;

При соотнесении представленных расходов к инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 25.12.1996 г. установлено соответствие применения группировки по калькуляционным статьям затрат.

Между тем, по результатам рассмотрения всех поступивших материалов Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в 2022 году по разрезу «Джебарики-Хая» уровень рентабельности продаж угольной продукции составлял «**%» в 2023 году уровень рентабельности составлял «**%», что свидетельствует об отрицательной рентабельности.

Исходя из смысла положения части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (абзацы 1 - 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции) (абзацы 1 - 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что цена АО «Холдинговая компания «Якутуголь» на поставку каменного угля марки «Д» установленная договором № Д 06-2023 на поставку угля марки Д 0-300 в 2023 году от 26.12.2023 г. и на поставку бурого угля марки «Б» установленная договором №Б 05-2023 на поставку угля марки Б 0-300 в 2023 году от 15.12.2023 не превышает стоимость товара, обеспечивающего возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли.

Комиссия Якутского УФАС России по результатам рассмотрения материалов дела №014/01/10-1038/2023 приходит к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Холдинговая компания «Якутуголь».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-1038/2023, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 10, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 014/01/10-1038/2023, возбужденное в отношении акционерного общества «холдинговая компания «Якутуголь» (678960, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, г. Нерюнгри, проспект Ленина, д. 3, корп. 1, ОГРН: 1021401009057, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2002, ИНН: 1434026980, КПП: 143401001) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны