Решение №АК/3786/24 Решение от 12 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП ***

***

Государственное автономное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Республиканская

больница №1 - Национальный центр

медицины имени М.Е. Николаева»

***

Государственное казенное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Центр закупок Республики Саха (Якутия)»

***

ЭТП ООО «РТС-Тендер»

***

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-1003/2024

г. Якутск                                                                                                                                   «10» июля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» по доверенности № 16 от 06.02.2024,

*** – представителя Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» по доверенности № 15 от 06.02.2024,

*** – представителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» по доверенности № б/н от 09.01.2024,

*** – представитель Заявителя по доверенности № б/н от 29.09.2023,

*** – представитель Заявителя по доверенности № б/н от 21.02.2024,

*** – представитель Заявителя по доверенности № б/н от 03.10.2023,

рассмотрев жалобу № 014/07/3-1003/2024 ИП *** на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала для рентгенхирургии ОРХМДЛ (извещение № 32413735262), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 02.07.2024 г. (вх. № 7995-ЭП/24) поступила жалоба ИП *** (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева (далее – ГАУ РС (Я) «РБ № 1- НЦМ») при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала для рентгенхирургии ОРХМДЛ (извещение № 32413735262), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/).

Доводы жалобы:

«24 июня 2024 г. Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» разместило извещение об осуществлении закупки посредством аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32413735262.

Описание объекта закупки противоречит действующему законодательству о закупках, в частности, Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223), а именно – ст. 3 ФЗ № 223, и ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135).

1. Под параметры позиции 13 технического задания: Шприц для ангиографии, не подходит ни одно медицинское изделие, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Заказчик установил следующие ограничивающие параметры:

13. Товар №13

             

13.1. Наименование товара: Шприц для ангиографии

           

13.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 10 шт

     

13.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

     

Таблица №13

             

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Изменяемые

Не подлежащие изменению

Единица измерения значения

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

1.       

Доступный объем шприца

 

 

 

 

10

мл

ГОСТ ISO 10993-1-2021, ГОСТ ISO 10993-4-2020, ГОСТ ISO 10993-5-2023, ГОСТ ISO 10993-10-2023, ГОСТ ISO 10993-11-2021

2.       

Доступный объем шприца

 

10

12

 

 

мл

3.       

Доступный размер проводника

 

15

20

 

 

мл

4.       

Доступный размер проводника

 

20

30

 

 

мл

13.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №13:

Материал шприца - поликарбонат. Наличие вращающегося адаптера для подсоединения шприца к линии.

     

Заказчиком допущена ошибка в описании параметров. Для медицинского изделия не предусмотрены такие параметры, как «Доступный размер проводника», а единица измерения для проводника не может быть «миллилитр». Таким образом, корректно заполнить заявку ни на один товар, зарегистрированный на территории Российской Федерации, невозможно.

2. Под параметры позиции 17 технического задания: Частицы для эмболизации, не подходит ни одно медицинское изделие, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Заказчик установил следующие ограничивающие параметры:

17. Товар №17

       

17.1. Наименование товара: Частицы для эмболизации

     

17.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 10 шт

17.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №17

       

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Изменяемые

Min

Max

1.       

Доступность минимального размера частиц

не более

 

 

90

2.                

Доступность минимального размера частиц

не менее

 

 

1000

3.                

Доступность вариантов размеров частиц

не менее

 

 

6

17.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце
«Не подлежащие изменению» таблицы №17:

Материал частиц - поливинилалкоголь. Частицы стерильные и упакованы во флакон.

 

Заказчик допустил ошибку при описании изделия «Частицы для эмболизации», указав параметр «Доступность минимального размера частиц», однако значения для указанного значения указаны разные – не более 90 и не менее 1000. Таким образом, корректно предоставить достоверные сведения о товаре по позиции 17 невозможно.

3. Указанная позиции имеет указание на товарную марку товара, что не позволяет поставить аналогичные изделия других производителей. В техническом задании есть указание на требование «Совместимость с модулем инвазивного давления Philips, имеющегося у Заказчика». Под требования данной позиции подходит изделие – «Датчик для инвазивного измерения давления CPJ840J6 Philips»

19. Товар №19

             

19.1. Наименование товара: Набор для измерения инвазивного давления*

         

19.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 10 шт

     

19.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

     

Таблица №19

             

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Изменяемые

Не подлежащие изменению

Единица измерения значения

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

1.       

Доступность датчика для измерения венозного и артериального давления

 

 

 

 

наличие

 

ГОСТ Р 50444-2020,
ГОСТ Р 50267.0-92, ГОСТ 31515.3-2012, ГОСТ P 52770-2023, ГОСТ ISO 10993-1-2021, , ГОСТ ISO 10993-4-2020, ГОСТ ISO 10993-5-2023, ГОСТ ISO 10993-7-2016, ГОСТ ISO 10993-10 -2023, ГОСТ ISO 10993-11-2021, ГОСТ ISO 10993-12 -2015

19.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №19:

Совместимость с модулем инвазивного давления Philips, имеющегося у Заказчика.

*эквивалент не предусмотрен в соответствии с ппп. а пп. 3 п. 8.1 Положения о закупке заказчика.

       

4. Позиции 11 сформирована под товар единственного производителя – микрокатетер Direxion + Direxion HI-FLO - Boston Scientific (РЗН 2016/4984). Совокупность параметров не позволяет подать заявку на участие с изделиями других производителей.

11. Товар №11

             

11.1. Наименование товара: Микрокатетер

           

11.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 3 шт

     

11.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

     

Таблица №11

             

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Под одного

Direxion + Direxion HI-FLO Boston Scientific

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Изменяемые

Не подлежащие изменению

Единица измерения значения

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

1.       

Доступность размера проксимальной части микрокатетера

 

2.9

3

 

 

French

ГОСТ ISO 10993-1-2021, ГОСТ ISO 10993-4-2020, ГОСТ ISO 10993-5-2023, ГОСТ ISO 10993-10-2023, ГОСТ ISO 10993-11-2021, ГОСТ
ISO 10555-1— 2021, ГОСТ ISO 10555- 2- 2011

2.       

Доступность размера проксимальной части микрокатетера

 

2.7

2.8

 

 

French

3.       

Доступность размера дистальной части микрокатетера

 

2.8

2.9

 

 

French

4.       

Доступность размера дистальной части микрокатетера

 

 

 

 

2.4

French

5.

Доступность длины микрокатетера

 

100

110

 

 

См

6.

Доступность длины микрокатетера

 

 

 

 

130

См

7.

Доступность длины микрокатетера

 

150

160

 

 

См

11.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №11:

Микрокатетер для селективного доступа к сосудам. Наличия форм кончика микрокатетера: прямой, Bern (Berenstein), Swan (Swan Neck).

 

Отмечаем, что ФАС России указывает на недопустимость установления требований к характеристикам товара, которым соответствуют товары единственных производителей. При наличии двух и более производителей, товар которых соответствует требованиям аукционной документации, заказчиком должны быть представлены соответствующие подтверждающие документы.

В соответствии с п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного президиумом Верховного Суда Российской Федерации, включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135 при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Законодательные требования направленны на недопущение ограничения конкуренции и обеспечения объективного описания технических характеристик товара, необходимых заказчику.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135 при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 3 ФЗ № 223, ст. 17, п.1 ч.1 ст. 18.1 ФЗ № 135,

ПРОШУ:

1. Приостановить определения поставщика путем проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32413735262 в части заключения контракта до рассмотрения настоящей жалобы по существу.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ст. 3 ФЗ № 223, ст. 17 ФЗ № 135.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений, в том числе о внесении изменений в документацию к проводимому аукциону в соответствии с настоящей жалобой».

В ответ на уведомление о поступлении жалобы (исх. № АК/3587/24 от 03.07.2024г) ГАУ РС (Я) РБ № 1- НЦМ им. М.Е. Николаева предоставило возражение на жалобу (вх. № 8259-ЭП/24 от 08.07.2024), где заказчик выразил несогласие с доводами Заявителя.

Жалоба на положения документации закупки поступила в Якутское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, и на основании частей 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «Закон о закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные ст. 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Рассматриваемый аукцион в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ им. М.Е. Николаева» (двадцать вторая редакция), утвержденным Протоколом ГАУ РС (Я) «РБ № 1 – НЦМ» № 8 (2023) от 19.10.2023 г. (далее – Положение о закупках).

24.06.2024г. извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и документация по закупке размещены в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru.

Согласно извещению:

Предмет договора: Поставка расходного материала для рентгенхирургии ОРХМДЛ.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 6 383 090,00.

Заявки на участие в закупке принимались с «24» июня 2024 года и до окончания срока подачи заявок - «02» июля 2024 года (11.00 местное время).

Особенности проведения закупочных процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательств, установлены статьей 3.4. Закона о закупках.

02.07.2024 в Якутское УФАС России поступила жалоба ИП ***  (вх. № 7995-ЭП/24 от 02.07.2024 г.).

03.07.2024 Якутским УФАС России направлено в адрес Заявителя, Заказчика, Организатора закупки и электронной торговой площадки уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу (исх. № АК/3587/24 от 03.07.2024 г.).

08.07.2024 в Якутское УФАС России от Заказчика поступили возражения на жалобу ИП *** (вх. № 8259-ЭП/24).

09.07.2024 в Якутское УФАС России от организатора закупки поступили пояснения по жалобе ИП *** (вх. № 8296-ЭП/24).

10.07.2024 в 16:00 рассмотрена жалоба по существу.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

1. Согласно доводом жалобы Заявитель указывает на некорректное установление Заказчиком единицы измерения при описании параметра «Доступный размер проводника», а единица измерения для проводника «миллилитр» в Описании предмета закупки (позиция № 13).

По позиции № 13 Описания предмета закупки Заказчиком установлено следующее:

13. Товар №13

13.1. Наименование товара: Шприц для ангиографии

13.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 10 шт

13.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №13

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

ССлова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

ИИзменяемые

Не подлежащие изменению

Единица измерения значения

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

1.

Доступный объем шприца

       

10

мл

ГОСТ ISO 10993-1-2021, ГОСТ ISO 10993-4-2020, ГОСТ ISO 10993-5-2023, ГОСТ ISO 10993-10-2023, ГОСТ ISO 10993-11-2021

2.

Доступный объем шприца

 

10

12

   

мл

3.

Доступный размер проводника

 

15

20

   

мл

4.

Доступный размер проводника

 

20

30

   

мл

13.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №13:

Материал шприца - поликарбонат. Наличие вращающегося адаптера для подсоединения шприца к линии.

Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что была допущена опечатка в части указания единицы измерения.

Таким образом, Заказчиком при составлении Описания предмета закупки некорректно установлена единица измерения по параметру «Доступный размер проводника» по позиции № 13 (подпункты 3-4), а именно установлена единица измерения «миллилитр», в то время как. доступный размер проводника измеряется в сантиметрах либо в миллиметрах.

Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что Заказчик установив требования в документации о закупке «Доступный размер проводника» в миллилитрах, ввел участников закупки в заблуждение, при этом указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в данном аукционе.

Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а довод жалобы признается обоснованным.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан обоснованным.

2. Согласно второму доводу жалобы, Заказчик допустил ошибку при описании изделия «Частицы для эмболизации», указав параметр «Доступность минимального размера частиц», однако значения для указанного значения указаны разные – не более 90 и не менее 1000. Таким образом, корректно предоставить достоверные сведения о товаре по позиции 17 невозможно.

По позиции № 17 Описания предмета закупки Заказчиком установлено следующее:

17. Товар №17

       

17.1. Наименование товара: Частицы для эмболизации

     

17.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 10 шт

17.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №17

       

п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Изменяемые

Min

Max

1.       

Доступность минимального размера частиц

не более

 

 

90

2.                

Доступность минимального размера частиц

не менее

 

 

1000

3.                

Доступность вариантов размеров частиц

не менее

 

 

6

17.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки,

в дополнение к указанным показателям в столбце
«Не подлежащие изменению» таблицы №17:

Материал частиц - поливинилалкоголь. Частицы стерильные и упакованы во флакон.

 

Заказчик с доводом жалобы не согласен, пояснения от 08.07.2024 г. (вх. № 8259-ЭП/24) указано следующее:

Что к обращению на территории РФ допущены частицы из поливинилалкоголя, расфасованные во флаконы и имеющие различные размеры.

Так, медицинское изделие «Материалы эмболизационные для сосудистой эмболизации. Частицы поливинилалкоголя» производства "Кук Инкорпорэйтед", США и имеющее Регистрационное удостоверение РЗН 2014/968 от 26.08.2014 в соответствии с размещенной на сайте Росздравнадзора инструкцией имеет следующий размерный ряд: 90-180 микрон, 1000-1400 микрон, 1400-2000 микрон, 180-300 микрон, 2000-2800 микрон, 300-500 микрон, 500-710 микрон, 710-1000 микрон.

Как видно из размерного ряда, во флакон расфасованы разноразмерные частицы, которые имеют обозначение минимального и максимального размера частиц в одном флаконе.

Заказчик установил требования к минимальному размеру частиц во флаконе, не ограничивая максимальный. Таким образом, Заказчику требуются флаконы, в которых минимальный размер частиц будет не более 90 микрон в первом случае, а во втором - не менее 1000 микрон. Данным требованиям удовлетворяют указанные выше медицинские изделия с артикулами.

- PVA-100 с размером частиц 90-180 микрон, ЯП

- PVA-1000 с размером частиц 1000-1400 микрон,

- PVA- 1500 с размером частиц 1400 - 2000 микрон,

- PYA-2000 с размером частиц 2000-2800 микрон.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что согласно Инструкции по применению медицинского изделия «Эмболизационные материалы для сосудистой эмболизации: частицы поливинилалкоголя» производства "Кук Инкорпорэйтед", США и имеющее Регистрационное удостоверение РЗН 2014/968 от 26.08.2014 в соответствии с размещенной на сайте Росздравнадзора инструкцией указано следующее:

Вместе с тем, Заказчик сообщает что к обращению на территории РФ допущено еще одно аналогичное медицинское изделие «Частицы эмболизационные BEARING nsPVA, варианты исполнения: 1. 45-150 pm. 2. 150-250 рш. 3. 250-355 рш. 4. 355-500 рш. 5. 500-710 pm. 6. 710-1000 pm. 7. 1000-1180 рт.» производства ООО "Мерит Текнолоджис", США и имеющее Регистрационное удостоверение РЗН 2017/6333 от 06.10.2017, которые в соответствии с размещенной на сайте Росздравнадзора инструкцией имеет следующий размерный ряд:

- 45-150 микрон,

- 150-250 микрон

- 250-355 микрон,

- 355-500 микрон,

- 500-710 микрон,

- 710-1000 микрон,

- 1000-1800 микрон.

В соответствии с размещенной на сайте Росздравнадзора инструкцией по применению частицы эмболизационные Bearing nsPVA указано следующее:

 

Как видно из размерного ряда, во флакон также расфасованы разноразмерные частицы, которые имеют обозначение минимального и максимального размера частиц в одном флаконе.

Заказчик установил требования к минимальному размеру частиц во флаконе, не ограничивая максимальный. Таким образом, Заказчику требуются флаконы, в которых минимальный размер частиц будет не более 90 микрон в первом случае, а во втором - не менее 1000 микрон. Данным требованиям удовлетворяют указанные выше медицинские изделия с артикулами.

VIOOEPc размером частиц 45-150 микрон.

VI100ЕР с размером частиц 1000-1180 микрон.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что целью закупок Заказчика является удовлетворение его потребностей как медицинского учреждения для поддержания непрерывного и высокоэффективного лечебного процесса.

Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.

Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан необоснованным.

3. Согласно третьему доводу, Заявитель указывает, что техническое задание Заказчика указывает на закупку медицинских изделий единственного производителя Phillips. По мнению Заявителя, на данное ограничение указывает требование «Совместимость с модулем инвазивного давления Phillips, имеющегося у Заказчика».

По позиции № 19 Описания предмета закупки Заказчиком установлено следующее:

19. Товар №19

19.1. Наименование товара: Набор для измерения инвазивного давления*

19.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 10 шт

19.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №19

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

ИИзменяемые

Не подлежащие изменению

Единица измерения значения

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

1.

Доступность датчика для измерения венозного и артериального давления

 

 

 

 

наличие

 

ГОСТ Р 50444-2020,
ГОСТ Р 50267.0-92, ГОСТ 31515.3-2012, ГОСТ P 52770-2023,

ГОСТ ISO 10993-1-2021, , ГОСТ ISO 10993-4-2020,

ГОСТ ISO 10993-5-2023,

ГОСТ ISO 10993-7-2016, ГОСТ ISO 10993-10 -2023,

ГОСТ ISO 10993-11-2021,

ГОСТ ISO 10993-12 -2015

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к необходимым к поставке товарам, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции

В свою очередь, Заказчик проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата - получение товара именно в том виде, качестве, порядке и объеме, на который Заказчик обоснованно рассчитывал.

В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимыми медицинскими изделиями, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.

Кроме того, действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.

При этом Закон о закупках не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.

Заказчик с доводом жалобы не согласен, указывает на то, что в инструкции производителя Phillips на монитор пациента модульный (РУ № ФСЗ 2012/13060 от 13.05.2021 г.), совместимость с которым требуется Заказчику, в разделе «Принадлежности для измерения инвазивного давления» (страница 554) указано: «По вопросам, касающимся совместных одноразовых датчиков и принадлежностей измерения давления обращайтесь в компании ISU Medical или Edwards Lifesciences», что, по мнению Заказчика, прямо указывает на наличие еще не менее двух различных производителей, кроме Phillips, производящих совместные датчики.

Комиссия Якутского УФАС России соглашается с выводами Заказчика о наличии как минимум двух различных производителей требуемого товара, что указывает на отсутствие ограничения конкуренции.

Заказчиком также представлены в Якутское УФАС России документы, подтверждающие наличие у Заказчика монитора пациента модульного производителя Phillips.

При этом датчик для измерения венозного и артериального давления является принадлежностью к модулю инвазивного давления Philips, имеющегося у Заказчика.

Таким образом, при составлении Описания предмета закупки Заказчик руководствовался в том числе пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, что свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика нарушений при составлении Описания предмета закупки по позиции № 19.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан необоснованным.

4. Довод жалобы Заявителя указывает на позицию № 11 Описания предмета закупки под товар единственного производителя – микрокатетер Direxion + Direxion HI-FLO - Boston Scientific (РЗН 2016/4984).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг

заказчики руководствуются, в том числе следующим принципом: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

По позиции № 11 Описания предмета закупки Заказчиком установлено следующее:

11. Товар №11

11.1. Наименование товара: Микрокатетер

11.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 3 шт

11.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №11

№п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Изменяемые

Не подлежащие изменению

Единица измерения значения

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или

ОКЕИ)

1.       

Доступность размера проксимальной части микрокатетера

 

2.9

3

   

French

ГОСТ ISO 10993-1-2021,

ГОСТ ISO 10993-4-2020,

ГОСТ ISO 10993-5-2023,

ГОСТ ISO 10993-10-2023,

ГОСТISO10993-11-2021, ГОСТ
ГОСТ ISO 10555-1— 2021,

ГОСТ ISO 10555- 2- 2011

2.       

Доступность размера проксимальной части микрокатетера

 

2.7

2.8

   

French

3.      

Доступность размера дистальной части микрокатетера

 

2.8

2.9

   

French

4.       

Доступность размера дистальной части микрокатетера

       

2.4

French

5.

Доступность длины микрокатетера

 

100

110

   

См

6.

Доступность длины микрокатетера

       

130

См

7.

Доступность длины микрокатетера

 

150

160

   

См

11.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №11:

Микрокатетер для селективного доступа к сосудам. Наличия форм кончика микрокатетера: прямой, Bern (Berenstein), Swan (Swan Neck).

Заказчик с доводом жалобы не согласен, указывает что предметом закупки является поставка широко обращающихся медицинских изделии, а не их производство, при этом любое лицо, соответствующее установленным в документации требованиям, может принять участие в процедуре закупки, прибрести и поставить необходимые медицинские изделия.

Вместе с тем Заказчик отмечает, что требования к микрокатетеру, предъявляемые Заказчиком также содержатся в гост 10555-2-2011 «Катетеры внутрисосудистые стерильные однократного применения. Часть 2. «Катетеры ангиографические» в разделе 4.5 и являются обязательными.

Также, Заказчик обращает внимание, что оказывает высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь, что предусматривает наличие специфики при проведении операции и использовании необходимых медицинских изделий.

Комиссия Якутского УФАС России так же отмечает, что Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.

При этом отсутствие у участников необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый участник самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств невозможности исполнения установленного требования, а также то, что спорные положения закупочной документации каким-либо образом способны ограничить доступ к участию в Закупке, а также ущемить его интересы.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан необоснованным.

Между тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что Заказчиком, при направлении заявки на закупку были предоставлены 3 (три) коммерческих предложения, которые были применены для обоснования начальной (максимальной) цены договора методом сопоставимых рыночных цен.

Данный факт свидетельствует о наличии на рынке как минимум трех лиц, способных поставить заказчику необходимый товар и однозначно опровергает довод в части ограничения конкуренции при формировании и утверждении закупочной документации заказчиком.

Кроме того, в рассматриваемом случае, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к характеристикам (потребительским свойствам) Товара, еще не свидетельствует о нарушении последним условий и положений, зафиксированных в Законе о закупках и Положении о закупках Заказчика, а лишь отражает позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям, что не умоляет законности существующей потребности Заказчика, выраженной в Описании документации.

Пунктом 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с Законом о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г., закреплено, что основной задачей законодательства о закупках для отдельных юридических лиц, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать существующим потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение договора на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).

Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что рассматриваемая закупка не повлияла на ограничение круга потенциальных участников, возможность для выдачи предписания об устранении нарушений не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП *** (6***) на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» (***) при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала для рентгенхирургии ОРХМДЛ (извещение № 32413735262), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/), – обоснованной;

2. Признать заказчика Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Не выдать заказчику Государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева» обязательное для исполнения предписание для устранения выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны