Решение №014/01/17-250/2019 Решение от 10 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/01/17-250/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                               Резолютивная часть оглашена «04» июля 2019 г.

Изготовлено в полном объеме «10» июля 2019 г.

г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

"..." – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;

"..." – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),  член комиссии;

"..." – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии.

При участии в рассмотрении дела

Заявитель: Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) – "...", в качестве слушателя, без доверенности;

Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск», представители "...", директор; "...", доверенность от 17 мая 2018 г.

 

Рассмотрев дело № 014/01/17-250/2019, возбужденное по заявлению РО ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в РС (Я) на действия МУП «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» (далее – МУП «ЯПАК») при осуществлении закупки дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через автозаправочные станции поставщика, расположенные в г. Якутске и Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах (извещение №31807300654. от 14.12.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 17.01.2019 г. поступило заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) на действия МУП «ЯПАК» ГО «город Якутск» при осуществлении закупки дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через автозаправочные станции поставщика, расположенные в г. Якутске и Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах (извещение №31807300654. от 14.12.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru).

В ходе рассмотрения заявления были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем Приказом Якутского УФАС России от 19.04.2019 г. № 014/01/17-250/2019  возбуждено дело №014/01/17-250/2019 в отношении Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

14.06.2019 г. МУП «ЯПАК» представил пояснения, в котором не согласен с доводами заявителя.

 

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Аналитический отчет установления состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с Порядком проведения анализа установлены следующие характеристики рынка:

  1. Временным интервалом является период с 14.12.2018 г. по 20.06.2019 г.
  2. Предмет торгов: Поставка ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск" на сумму 35 641 687,34 (Тридцать пять миллионов шестьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят семь) рублей, 34 копеек
  3. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах:

№1 АО НК «Туймаада-нефть», 677005, г. Якутск, Курашова ул. Д. 46;

№2 ООО «Сибирь Ойл» 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 78.

 

14.12.2018 года в единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807300654 .

Организатором закупки выступает Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск», адрес: 677000, PC (Я) г. Якутск, ул. Автодорожная, 11 тел/факс 8 (4112) 35-74-72, Контактное лицо: "..."

Начальная максимальная цена контракта – 35 641 687,34  (Тридцать пять миллионов шестьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят семь) рублей с учетом НДС.

Объем поставки: АИ-92 - 4 200 л., дизельное топливо – 600 000 л., нормаль-80 – 6 700 л., без указания объемов поставки по районам.

Место поставки: через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) в Хангаласском районе, М-Кангалассом районе, Чурапчинском р-не, Тааттинском р-не, Амгинском р-не, Кобяйском р-не, У-Алданском р-не, Намском р-не, Олекминском р-не.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №31807300654-2 от 10 января 2019 г. победителем аукциона признан участник под №2 ООО «Сибирь Ойл».

22.01.2019 между МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск" и ООО «Сибирь Ойл» был заключен договор по результатам торгов №31807300654 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск".

04 июня 2019 г. Якутским УФАС России, в рамках возбужденного дела №014/01/17-250/2019 о нарушении антимонопольного законодательства был отправлен запрос информации №02/2129 в адрес хозяйствующих субъектов – участников топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия).

Целью запроса являлось установление признаков ограничения конкуренции для потенциальных участников закупки №31807300654 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск".

Список хозяйствующих субъектов топливного рынка территории Республики Саха (Якутия):

  1. АО «Саханефтегазсбыт»
  2. ПАО «ЯТЭК»
  3. ООО «Сибирь-Ойл»
  4. ООО «Сервис-Ойл»
  5. ООО «Сибирское топливо»
  6. АО НК «Туймаада-нефть»
  7. ООО «Паритет»

Участникам рынка были заданы следующие вопросы:

  1. Является ли для Вас, как для потенциального участника торгов, ограничением для участия - объединение в одной закупке (лоте) задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через 6 АЗС в г. Якутске и 15 АЗС в девяти районах Республики Саха (Якутия) Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах?
  2. Рассматривали ли Вы вышеуказанные торги на предмет возможного участия в период их проведения?
  3. Являются ли для Вас неоднородными рынки поставки топлива посредством АЗС на территории г. Якутска и рынки поставки топлива посредством АЗС в районах в пределах Республики Саха (Якутия)?
  4. Торги, в которых разъединены лоты на поставку нефтепродуктов посредством АЗС на территории г. Якутска и лоты на аналогичную поставку на территории Хангаласского района (либо иного из вышеуказанных районов) являются для Вас более привлекательными для участия?
  5. Закупка пластиковых карт для отпуска нефтепродуктов через сторонние АЗС для нужд Заказчика, на территории районов, в пределах которых Вы не имеете собственных АЗС – является для Вас затратной?

 

В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) является ограничением для участия в закупке.

В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой», от 06.06.2019 г. № 07-04/1/2396 АО «Саханефтегазсбыт», от 04.06.2019 г. № б/н ООО «Сибирское топливо» указали, что рынок поставки топлива посредством АЗС на территории РС (Я) является неоднородным.

В письмах от 10.06.2019 г. № 397 АО НК «Туймаада-нефть» и от 10.06.2019 г. № 237 ООО «СибОйл» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) не является ограничением для участия в закупке.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев ответы потенциальных участников закупки указывает, что объединение в один лот задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС), в Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Таттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском. Намском, Олекминском районах не позволяет потенциальным участникам закупки участвовать в закупке, в связи с отсутствием АЗС в некоторых указанных районах.

Также, потенциальные участники не могут определить объем поставок ГСМ в каждом населенном пункте и так как это влияет на формирование цены (транспортную составляющую) не позволяет сформировать начальную максимальную цену.

При этом товарные рынки реализации топлива посредством АЗС в г. Якутске Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах не являются однородными, имеют разных участников, разные объемы, территориальные особенности и являются разными товарными рынками.

Заказчик, объединив в одном лоте требование о наличии 6-ти АЗС в Якутске и в девяти районах Республики Саха (Якутия) – существенно ограничивает круг участников торгов, при этом хозяйствующие субъекты топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия), не имеющие собственных АЗС в указанных районах не могут участвовать в подобных торгах.

Всего в торгах участвовало две компании, победитель торгов ООО «СибОйл» имел необходимое количество заправок лишь в г. Якутске, при этом организация вынуждена заключать дополнительные договоры со сторонними владельцами АЗС для реализации топлива в районах, где она не располагает собственными АЗС посредством оплаты через пластиковые карты.

Заказчик установил требование о наличии у Участника закупки (Поставщика) АЗС в 9 районах PC (Я) без указания конкретного населенного пункта, что с учетом обширной территории данных районов дает разброс в месте оказания услуг от 100 до 1000 километров (от одного населенного пункта района до следующего), которые Заказчик готов преодолеть, чтобы совершить заправку.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в действиях МУП «ЯПАК» по объединению в один лот поставку ГСМ через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС), в Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах, содержаться признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приводит к ограничению конкуренции.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела приняло Заключение об обстоятельствах дела № 014/01/17-250/2019 от 21.06.2019 г.

РО ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в РС (Я) получило Заключение – вход. № б/н от 25.06.2019 г.

МУП «ЯПАК» получило Заключение – вход. № б/н от 25.06.2019 г.

04.07.2019 г. МУП «ЯПАК» предоставило пояснения по делу № 014/01/17-250/2019, в котором указано, что документация о торгах разрабатывается заказчиком самостоятельно и должна содержать показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара его потребностям и ответчик, как заказчик, установил требования к поставке товара, а также условия исполнения договора при поставке товара, которые являются для него наиболее значимыми и необходимыми для оказания услуг на территории РС (Я). закупка проведена конкурентным способом в пределах одного региона РС (Я). На рынке данного товара достаточное количество поставщиков, которые могут предоставить различные виды ГСМ в пределах РС (Я).

Комиссия Якутского УФАС России указывает следующее.

Ограничение конкуренции, в действиях МУП «ЯПАК» содержаться, в части установления требований к участникам аукциона, а именно поставка ГСМ должна производиться через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) в Хангаласском районе, М-Кангалассом районе, Чурапчинском р-не, Тааттинском р-не, Амгинском р-не, Кобяйском р-не, У-Алданском р-не, Намском р-не, Олекминском р-не.

Также, обращаем внимание, что Республика Саха (Якутия) является самым большим по территории субъектом Российской Федерации и требование о наличии АЗС в 10 районах субъекта, сокращает число участников аукциона.

            Якутское УФАС России по поручению ФАС России ежегодно проводит анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке реализации автомобильных бензинов, в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

            Территория Республики Саха (Якутия) имеет обширную территорию, является самым большим по площади субъектом Российской Федерации. Республика состоит из 36 административно-территориальных единиц: 34 муниципальных района – Абыйский, Алданский, Аллайховский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Горный, Жиганский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Момский, Намский, Нерюнгринский, Нижнеколымский, Нюрбинский, Оймяконский, Олекминский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Усть-Янский, Хангаласский, Чурапчинский, Эвено-Бытантайский; 2 городских округа  - город республиканского значения Якутск (с подчиненными территориями) и поселок городского типа Жатай. Свыше 40 % территории Якутии находится за Полярным кругом (северные районы республики). Климат резко континентальный: амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100 градусов по Цельсию (от +40ºС летом и до -60ºС). В Оймяконском районе находится Полюс холода, где температура зимой опускается до -70ºС.

На территории некоторых муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отсутствуют круглогодичные трассы (Оленекский, Анабарский, Эвено-Бытантайский, Булунский, Среднеколымский, Абыйский, Усть-Янский, Аллайховский, Нижнеколымский). Передвижение в таких районах возможно только по зимним дорогам в зимний период времени года, летом – по водным путям сообщения и круглогодично – воздушным транспортом. В отдельных муниципальных районах круглогодичные дороги соединяют только населенные пункты внутри района, выезд за пределы района на автомобиле возможен только по зимним трассам (Усть-Майский, Олекминский, Жиганский, Верхоянский, Момский, Верхнеколымский). Таким образом, в некоторых муниципальных районах покупатели имеют возможность приобретать нефтепродукты только на территории своего района.

Транспортировка автомобильных бензинов производится в соответствии с ГОСТ 1510-84. Согласно указанному стандарту, нефтепродукты транспортируют по магистральным нефтепродуктопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом. Транспортировка нефтепродуктов производится в наливных судах, железнодорожных и автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности. Допускается транспортировать нефтепродукты в транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий.

За время транспортирования и хранения бензины претерпевают различного рода изменения, вызывающие чаще всего ухудшение их качества. Причины, вызывающие изменения качества бензинов, следующие:

- изменения, связанные с химическими процессами в бензине;

- изменения, являющиеся следствием испарения из его состава низкокипящих углеводородов;

- изменения, вызванные появлением в бензине посторонних веществ;

- загрязнение механическими примесями и водой;

- случайное смешение с остатками других нефтепродуктов в трубопроводах и емкостях и др.

Кроме того, автомобильные бензины при неправильной транспортировке могут испаряться. Ущерб, наносимый потерями автомобильных бензинов при испарении, определяется не только их стоимостью, но и загрязнением окружающей среды.

Исходя из территориальной фиксированности АЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

Возможность перемещения покупателя до автозаправочной станции обусловлена наличием или отсутствием автомобильной дороги. Необходимо отметить, что Якутия находится в сложнейших природно-климатических условиях и, соответственно, в зоне активного влияния геокриологических процессов и вечной мерзлоты. Нередко в результате природно-климатических воздействий происходит разрушение дорог. Кроме того, ввиду особенностей региона, 70% от всех дорог Республики Саха (Якутия) составляют автозимники, которые представляют собой автомобильные дороги с покрытием из снега, льда и мерзлого грунта. Такие дороги преобладают в северных районах республики и со второй декады декабря до середины апреля обеспечивают завоз грузов наземным транспортом для жизнедеятельности населения.

Территорию Республики Саха (Якутия) пересекает Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма», протяженность которой составляет 2032 км, 1197 км из которых проходят по территории республики. Дорога идет преимущественно по территории вечной мерзлоты. Асфальтовое покрытие есть только на небольших участках в районе Нерюнгри и Алдана. Существуют участки, на которых полностью отсутствует покрытие, и дорога в период снеготаяния  становится труднопроезжей. Все вышеперечисленные факторы затрудняют возможность передвижения по трассе, которая обеспечивает сообщение между центральными района Республики Саха (Якутия).

Кроме того по территории Республики Саха (Якутия) протекает крупнейшая река Северо-Восточной Сибири – Лена. Местами ширина реки доходит до 10 км. При этом на территории Республики Саха (Якутия) отсутствуют мосты через реку, которые смогли бы обеспечить круглогодичное сообщение между некоторыми муниципальными районами республики.  Пересечь реку возможно только в зимний период по зимней ледовой переправе или летом на пароме.

Таким образом, в некоторых случаях возможность приобретения товара покупателями может быть ограничена плохим состоянием дорог или их отсутствием.

Учитывая труднодоступность некоторых районов, вследствие неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры, принимая во внимание возможность выделения в отдельную зону территории одного из муниципальных районов, городских поселений, а также основываясь на сведениях о фактических районах продаж хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке в качестве продавцов, Антимонопольным органом установлено и доказано, что каждый район является отдельным локальным рынком.

Следовательно, МУП «ЯПАК» объединив в один лот несколько локальных рынков, сократил число участников аукциона, что является ограничением конкуренции.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 014/01/17-250/2019 учитывая совокупность имеющихся доказательств, пояснений, фактических обстоятельств, рассмотренных Комиссией, приходит к выводу о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» части 1 статьи 17 Федерального Закона «О защите конкуренции».

В связи с фактическим подписанием и исполнением договора по предмету рассматриваемых торгов, предписание не выдавать.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006г.№135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     "..."

 

 

Члены Комиссии:                                                                                 "..."

 

 

                                                                                                                "..."

Связанные организации

Связанные организации не указаны