Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопол... от 26 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                         резолютивная часть оглашена «12» января 2022 года                                                                                                   

                                           изготовлено в полном объеме «26» января 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

<…> – представитель ОА г. Якутска по доверенности;

<…> – представитель ООО «СТК» по доверенности;

В отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,

Рассмотрев дело №014/01/11-2119/2021, возбужденное по признакам нарушения ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление начальника Управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Окружной администрации города Якутска б/н от 07.06.2021 (входящий №5088 от 08.06.2021), указывающее на признаки заключения антиконкурентного соглашения (картеля) между ООО «Технострой-2020», ООО «СТК» и ООО «Сахакапитал» при участии в закупке.

Согласно содержанию заявления, Окружная администрации города Якутска просит рассмотреть вопрос установления картельного сговора участников, применивших антиконкурентную модель группового поведения под названием «таран» при осуществлении закупки №0116300000121000366 Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории городского округа "город Якутск", следующих участники электронного аукциона:

1.  ООО "ТЕХНОСТРОЙ-2020" (ИНН 1435355152);

2.  ООО "СТК" (ИНН 1435279575);

3.  ООО "САХАКАПИТАЛ" (ИНН 1435329804);

Участники ООО «Технострой-2020» и ООО «СТК», согласно ответу электронной площадки, подавали ценовые предложения с минимальной разницей во времени, что привело к быстрому снижению до - 35% от НМЦК. Участник ООО «Сахакапитал», знавший о предполагаемом отклонении вышеизложенных участников, активно снижавших цену ходе торгов, в последние минуты дополнительного времени аукциона подал ценовое предложение с незначительным снижением, на 0,05% ниже предложения участника аукциона №4, после основного времени аукциона в момент подачи предложений.

Кроме того, в составе второй части заявок ООО «Технострой-2020» и ООО «СТК» отсутствовали часть аккредитационных документов, что свидетельствует об отсутствии у них намерения выиграть аукцион и заключить контракт по предложенной ими цене.

Аккредитационные документы подаются в единый реестр участников закупки в единой информационной системе, которые интегрируются в электронные площадки. Впоследствии за участниками остается право вносить изменения в данных документах, поскольку участник обязан самостоятельно обновлять документы, в которых внесены изменения согласно требованиям законодательства, например, при изменении в учредительных документах. Участники воспользовались данным правом, но с целью быть отклоненным во вторых частях согласно принятой им схемы антиконкурентного соглашения.

Согласно запросу с электронной площадки ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ООО ЭТП ГПБ) участники ООО «Технострой - 2020», ООО «СТК» и ООО «Сахакапитал» - конкурентами по закупке использовали единого IP-адреса подачи ценовых предложений, а также одного МАС- адреса, регистрация IP-адреса осуществлена за одним лицом.

В соответствии с определением о назначении дела №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.09.2021, по результатам рассмотрения заявления начальника Управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Окружной администрации города Якутска б/н от 07.06.2021, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в действиях ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» при участии в закупках №№0116300000121000366, 0116300008421000016 установлены признаки  нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №24 от 08.09.2021 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела назначено на 28 октября 2021 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела от 28.10.2021 представитель заявителя ОА г. Якутска полностью поддержали доводы и обстоятельства, указанные в заявлении.

Представитель ООО «СТК» на рассмотрении дела не стал возражать против доводов заявления и определения о назначении дела, с выявленным правонарушением согласился, попросил применить минимальную меру наказания.

Рассмотрение дела от 28.10.2021 было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 25.11.2021 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

На рассмотрении дела от 25.11.2021 представитель ООО «СТК» попросил Комиссию учесть, что в результате установленных действий договор не был заключен, какой-либо ущерб не был причинен, в будущем ООО «СТК» отказывается от проведения подобной тактики при участии в торгах, и связи с этим попросил проявить снисхождение и применить минимальную меру наказания.

Рассмотрение дела от 25.11.2021 было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 12.01.2022 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На рассмотрении дела от 12.01.2022 лица, участвующие в деле не дали пояснений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Представитель ООО «СТК» поддержал сказанные ранее пояснения.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что  признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 1 части 3.3 статьи 41 Закона о защите конкуренции установлено, что в мотивировочной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны быть указаны обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции.

Анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 (далее – «Порядок проведения анализа»).

Дело №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с абзацем 22 пункта 1.3 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Пунктом 10.10 Порядка проведения анализа установлено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно краткому аналитическому отчету (обзору) анализа состояния конкуренции (в рамках рассмотрения дела № 014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства) Комиссией установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 15.04.2021 (дата размещения извещения №0116300008421000016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере торгов: www.zakupki.gov.ru) по 03.06.2021 включительно (дата окончания срока подачи заявок по закупке №0116300000121000366).

2. Предметом рассматриваемых торгов являлось выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении работ по строительству школы.

Указанные предметы торгов относятся к следующим кодам "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст):

  • 42.99.22.120 Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха;
  • 71.12.40.140 Услуги государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов по рассматриваемым торгам помимо ответчиков по настоящему делу входили:

  • ООО «Доринжиниринг» (ИНН 7743912296);
  • ГКУ «СГЗ РС (Я)» (ИНН 1435138461);
  • ООО «Технопрофи» (ИНН 1435340389);
  • ООО «Центрстройинжиниринг» (ИНН 7716933113);
  • ООО «Спецстройресурс» (ИНН 2723161469);
  • ООО «Основа» (ИНН 1435307046);
  • ООО «Севердорстрой» (ИНН 1435294703).

Таким образом, анализ состояния конкуренции по настоящему делу проведен в объеме, необходимом для принятия решения, и в настоящем заключении указаны обстоятельства, установленные в ходе проведенного такого анализа.

  1. Окружной администрацией города Якутска 25.05.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru размещена закупка №0116300000121000366 – проведение электронного аукциона на заключение муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории городского округа «город Якутск».

Начальная максимальная цена контракта – 49 615 465,12 рублей.

Указанная закупка проводилась на электронной торговой площадке ЭТП Газпромбанк - https://etpgpb.ru/.

Согласно сведениям ЭТП Газпромбанк на участие в аукционе было подано 5 заявок:

1.  ООО «Основа»;

2.  ООО «Севердорстрой»;

3.  ООО «Сахакапитал»;

4.  ООО «СТК»;

5.  ООО «Технострой-2020».

Заявки ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» были поданы с одного IP-адреса: 188.244.248.221.

Ценовые предложения ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» были поданы с одного IP-адреса: 80.73.68.250.

В ходе проведения аукциона ООО «СТК» (последнее предложение 2021-06-04 в 03:39:19) и ООО «Технострой-2020» (последнее предложение 2021-06-04 03:39:32) снижали свои ценовые предложения до 30,5% и 35,5% соответственно.

ООО «Сахакапитал» сделал одно ценовое предложение (2021-06-04 03:59:01) снизив начальную максимальную цену контракта до 46 885 111,00 рублей.

ООО «Основа» не сделало ни одного ценового предложения.

Пятый участник аукциона ООО «Севердорстрой» сделал 2 ценовых предложения остановившись на сумме 46 886 614,55 рублей (2021-06-04 03:35:44).

Согласно доводам заявителя (организатора торгов) в составе второй части заявок ООО «Технострой-2020» и ООО «СТК» отсутствовала часть аккредитационных документов.

Отсутствие таких документов не позволило бы указанных участникам принять дальнейшее участие в электронном аукционе по вторым частям заявок.

По мнению заявителя, указанные действия ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» обусловлены принятой ими схемой антиконкурентного соглашения, а именно модели «таран».

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что целью схемы поведения «таран» является принуждение добросовестного участника аукциона (в рассматриваемом случае ООО «Севердорстрой»), введенного в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора (в данном случае ООО «Сахакапитал») заключить контракт по максимально возможной цене (немногим ниже, чем последнее предложение добросовестного участника).

Якутским УФАС России, с целью анализа поведения ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» при участии в иных закупках в адрес электронных торговых площадок были направлены соответствующие запросы.

Изучив поступившую информацию, установлено следующее.

  1. Закупка № 0116300008421000016 от 15.04.2021 – электронный аукцион на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении работ по строительству школы на 120 мест в с. Сырдах Усть-Алданского района.

Начальная максимальная цена контракта – 6 640 680,00 рублей.

Заказчик и организатор торгов – Администрация муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

На участие в аукционе было подано 9 заявок:

1.  ООО «Доринжиниринг»;

2. ГКУ «Служба Государственного Заказчика Республики Саха (Якутия)»;

3. ООО «Технопрофи»;

4. ООО «СТК»;

5. ООО «Сахакапитал»;

6. ООО «Технострой-2020»;

7. ООО «Центрстройинжиниринг»;

8. ООО «Спецстройресурс»;

9. ООО «Основа».

Заявки ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» были поданы с одного IP-адреса: 80.73.68.250. С этого же IP-адреса ООО «Технострой-2020» заключило контракт.

В ходе проведения аукциона ООО «СТК» подало 11 ценовых предложений:

1.  27.04.2021 в 3:40:02 – 6 275 442,60 руб.;

2.  27.04.2021 в 3:40:06 – 5 610 205,20 руб.;

3.  27.04.2021 в 3:40:09 – 4 944 967,80 руб.;

4.  27.04.2021 в 3:40:13 – 4 279 730,40 руб.;

5.  27.04.2021 в 3:40:16 – 3 614 493,00 руб.;

6.  27.04.2021 в 3:40:20 – 2 982 459,00 руб.;

7.  27.04.2021 в 3:40:22 – 2 350 425,00 руб.;

8.  27.04.2021 в 3:40:24 – 1 718 391,00 руб.;

9.  27.04.2021 в 3:40:26 – 1 086 357,00 руб.;

10.  27.04.2021 в 3:40:29 – 454 323,00 руб.;

11.  27.04.2021 в 3:40:31 – 10,00 руб. (снижение от НМЦК на 99,9%);

ООО «Сахакапитал» также подало 11 ценовых предложений:

1.  27.04.2021 в 03:40:03 – 5 975 442,60 руб.;

2.  27.04.2021 в 03:40:07 – 5 310 205,20 руб.;

3.  27.04.2021 в 03:40:10 – 4 644 967,80 руб.;

4.  27.04.2021 в 03:40:14 – 3 979 730,40 руб.;

5.  27.04.2021 в 03:40:17 – 3 314 493,00 руб.;

6.  27.04.2021 в 03:40:21 – 2 682 459,00 руб.;

7.  27.04.2021 в 03:40:23 – 2 050 425,00 руб.;

8.  27.04.2021 в 03:40:25 – 1 418 391,00 руб.;

9.  27.04.2021 в 03:40:27 – 786 357,00 руб.;

10.  27.04.2021 в 03:40:30 – 154 323,00 руб.;

11.  27.04.2021 в 03:40:32 – 100,00 руб. (снижение от НМЦК на 99,9%);

ООО «Технострой-2020» сделало 2 ценовых предложения:

1. 27.04.2021 в 3:40:54 – 6 640 679,99 руб.;

2. 27.04.2021 в 3:59:32 – 5 999 777,50 руб. (снижение от НМЦК на 9,5%).

По результатам рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО «СТК» и ООО «Сахакапитал» были отклонены в связи с тем, что не соответствуют требованиям Федерального закона и документации об электронном аукционе, а именно в связи с отсутствием выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Контракт заключен с ООО «Технострой-2020».

Пунктом 8 Информационной карты электронного аукциона №0116300008421000016 установлено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Соответствие требованиям подтверждается действующей на день подачи заявки выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме или копией такой выписки.

Согласно сведениям, полученным с официального сайта Ассоциации регионального отраслевого объединения работодателей саморегулируемая организация «Союз строителей Якутии», ООО «СТК» является членом СРО и обладает статусом права на выполнение работ по договору строительного подряда, не превышающему пятьсот миллионов рублей, с 01.07.2017 (рег. номер 670), ООО «СахаКапитал» является членом СРО и обладает статусом права на выполнение работ по договору строительного подряда, не превышающему шестьдесят миллионов рублей, с 23.12.2020 (рег. номер 1092).

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что ООО «СТК» и ООО «Сахакапитал» имели выписки из реестра членов саморегулируемой организации для участия в аукционе №0116300008421000016, вместе с тем, соответствующие выписки не были поданы в составе заявки, что повлекло за собой отклонение заявок ООО «СТК» и ООО «Сахакапитал».

Таким образом, Якутским УФАС России установлено 2 закупки, в которых ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» участвовали вместе и использовали схему поведения «таран».

Иных закупок, в которых указанные общества совместно принимали за последние три года, Комиссией Якутского УФАС России не установлено.

Проанализировав поведение ответчиков при участии в иных закупках установлено, что ответчики больше не действовали аналогично схемы поведения «таран», например:

  • Закупка №0116100001420000017 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 2 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подано единственное ценовое предложение со снижением от НМЦК на 0,5%;
  • Закупка №0816300021519000035 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 5 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подало 5 ценовых предложений со снижением от НМЦК на 10,5%;
  • Закупка №0816300021520000004 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 7 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подано единственное ценовое предложение со снижением от НМЦК на 6%;
  • Закупка №0816300013220000025 – помимо ООО «СТК» заявка на участие в закупке подана еще от 1 хозяйствующего субъекта. ООО «СТК» подано единственное ценовое предложение со снижением от НМЦК на 0,5%;
  • Закупка №0816500000620007445 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 3 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подало 3 ценовых предложения со снижением от НМЦК на 3,5%;
  • Закупка № 0116300041418000102 – помимо ООО «СТК» заявка на участие в закупке подана еще от 1 хозяйствующего субъекта. ООО «СТК» подало 9 ценовых предложений со снижением от НМЦК на 8,5%;
  • Закупка № 0816500000619011321 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 3 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подало 2 ценовых предложения со снижением от НМЦК на 0,5%;
  • Закупка № 0816500000619017641 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 8 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подало 2 ценовых предложения со снижением от НМЦК на 5,5%;
  • Закупка № 0816500000620002135 – помимо ООО «СТК» заявки на участие в закупке поданы еще от 4 хозяйствующих субъектов. ООО «СТК» подало 8 ценовых предложений со снижением от НМЦК на 9%;

Иных закупок, в которых ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2020» принимали участие и подавали ценовые предложения (помимо ранее указанных) не выявлено.

Таким образом, в случае ООО «СТК» использование схемы поведения «таран» и активное снижение НМЦК вплоть до 99% не является сформировавшейся моделью поведения ООО «СТК» при участии в закупках и, следовательно, такое поведение могло быть обусловлено заранее оговоренным соглашением между участниками закупок (ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2020»).

Наличие антиконкурентного соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

В рассматриваемом случае Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что ООО «СТК», ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2020» при участии в закупках №№0116300000121000366, 0116300008421000016 следовали общему плану поведения, позволяющему извлечь выгоду одному из участников соглашения, выраженную в том, что добросовестные участники торгов отказываются от дальнейшего участия в закупке, что позволяет заключить одному из хозяйствующих субъектов, участвующих в «таране» заключить контракт по максимально возможной цене (немногим ниже, чем последнее предложение добросовестного участника).

Согласно письмам ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020», они участвуют в закупках либо самостоятельно, либо с помощью ООО «Аукционъ».

С учетом того, что у ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» один и тот же вид основной деятельности и того, что указанные хозяйствующие субъекты вместе участвовали в одних и тех же торгах, они являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

Помимо совпадения IP-адресов ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» при подаче заявок и ценовых предложений, установлены следующие взаимосвязи между обществами.

1.  По результатам анализа документов, поступивших из налогового органа установлено следующее.

ООО «Технострой-2002» создано единственным учредителем Р. 21 сентября 2020 года.

Генеральным директором общества также является Р.

Основным видом деятельности является код 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий.

ООО «СТК» создано учредителями З. и П. 19 марта 2014 года.

21 мая 2019 года П. продал всю свою долю в уставном капитале ООО «СТК» З.

Генеральным директором общества является З.

Основным видом деятельности является код 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий.

ООО «Сахакапитал» создано единственным учредителем З. 14 февраля 2018 года. На момент создания общества генеральным директором назначен З.

В настоящее время генеральным директором общества является Р.

Основным видом деятельности является код 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий.

Согласно сведениям МВД по РС (Я), З. (учредитель ООО «Сахакапитал») является матерью З. (единственный участник ООО «СТК» и бывший директор ООО «Сахакапитал»).

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год №8 от 01.03.2021 Р. в течение 9 месяцев получал доходы от ООО «СТК».

Таким образом, установлены следующие связи между ответчиками, в том числе исторические:

•   Р. является единственным участником и директором ООО «Технострой-2002» и в тоже время является директором ООО «Сахакапитал», учредителем которого является мать З.;

•   З. является единственным участником и директором ООО «СТК» и ранее являлся директором ООО «Сахакапитал»;

•   Р. в 2020 году являлся работником ООО «СТК» и получал там доход.

Помимо указанного, ООО «СТК», ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2002» предоставляли налоговую (бухгалтерскую) отчетность в электронном виде с одних и тех же IP-адресов: 188.162.254.154, 188.162.254.144, 46.48.204.169, 94.245.128.108.

2.  Согласно сведениям, представленным ООО «Компания «Тензор», ООО «Технострой-2020» в лице директора Р. при получении квалифицированного сертификата указал в качестве контактного адреса электронной почты: ctk_14@mail.ru.

Адрес электронной почты: ctk_14@mail.ru использует ООО "СТК" при участии в закупках.

Доверенности на получение электронной подписи от ООО «Сахакапитал» и ООО «СТК» были выписаны на одного человека – Г.

С учетом вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что совпадение IP-адресов при подаче заявок, ценовых предложений, заключении контракта и ведении налоговой отчетности ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» может свидетельствовать об использовании единой инфраструктуры и совместному осуществлению хозяйственной деятельности обществ (в том числе, подготовки к участию в торгах).

ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» имеют сложившиеся исторические связи, что может свидетельствовать о доверительных отношениях между ними, и что могло послужить предпосылкой для совместной координации своих действий, направленных на совместное участие в торгах.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дает следующее определение конкуренции – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, в рамках добросовестной конкуренции на товарном рынке хозяйствующие субъекты должны самостоятельно соперничать между собой без совместного воздействия на условия обращения товаров на рынке.

Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги – это универсальная модель приобретения различного рода прав. Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.

Сущность предназначения торгов определяется:

- субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;

- наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.

Состязательность (соперничество) – конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.

Торги являются одним из способов поиска поставщиков для государственных органов и организаций. Целью их проведения является заключение договоров по наиболее выгодной (наименьшей) цене для заказчика.

Каждый хозяйствующий субъект должен действовать на торгах самостоятельно, то есть вести конкурентную борьбу за право заключения договора по результатам торгов независимо друг от друга.

Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, рассматриваемые действия ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Как было установлено, Р. является единственным участником и директором ООО «Технострой-2002» и в тоже время является директором ООО «Сахакапитал».

Таким образом, ООО «Технострой-2002» и ООО «Сахакапитал» является подконтрольной группой лиц в силу части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, ООО «СТК» не входит в подконтрольную группу лиц с ООО «Технострой-2002» и ООО «Сахакапитал», поскольку ООО «СТК», его учредитель и директор не распоряжаются более чем пятьюдесятью процентами уставного капитала ООО «Технострой-2002» или ООО «Сахакапитал» и не осуществляют функций исполнительного органа ООО «Технострой-2002» или ООО «Сахакапитал».

С учетом изложенного, рассматриваемое в настоящем деле антиконкурентное соглашение следует позиционировать как заключение соглашения между ООО «СТК» с одной стороны и подконтрольной группы лиц, в которую входят ООО «Технострой-2002» и ООО «Сахакапитал», с другой стороны.

Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) установлено, что при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Наличие соглашения между ООО «СТК», ООО «Технострой-2002» и ООО «Сахакапитал» подтверждается следующими обстоятельствами:

1) участники соглашения осуществляли совместную подготовку к торгам (участие в торгах с помощью тендерного сопровождения в одной и той же организации, подача ценовых предложений и заявок с одних и тех же ip-адресов);

2) участники соглашения использовали одну модель поведения («таран») при подаче ценовых предложений;

3) участники соглашения имеют устойчивые хозяйственные связи (Р. является единственным участником и директором ООО «Технострой-2002» и в тоже время является директором ООО «Сахакапитал», учредителем которого является мать З.; З. является единственным участником и директором ООО «СТК» и ранее являлся директором ООО «Сахакапитал»; Р. в 2020 году являлся работником ООО «СТК» и получал там доход; ООО «СТК», ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2002» предоставляли налоговую (бухгалтерскую) отчетность в электронном виде с одних и тех же IP-адресов, указание одного адреса электронной почты при получении ЭЦП, получение ЭЦП одним и тем же лицом).

Разъяснениями ФАС России от 30.05.2018 №14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.05.2018 №7) установлено, что квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se").

Таким образом, предмет доказывания по делам о картелях на торгах состоит из следующих элементов:

1. наличие устного или письменного соглашения;

2. предмет соглашения - торги, в отношении которых заключено соглашение;

3. состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений;

4. возможность наступления либо наличие последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции;

5. причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

При рассмотрении вопроса о наступлении или возможности наступления негативных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственной связи между соглашением и такими последствиями необходимо также учитывать особенности заключения договоров (приобретения прав и обязанностей) при проведении торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В настоящем деле Комиссией Якутского УФАС России установлено:

  • наличие устного соглашения между ООО «СТК», ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2002», направленного на поддержание цены на торгах;
  • предмет соглашения, а именно торги, в отношении которых заключено соглашение – №№ 0116300000121000366, 0116300008421000016;
  • состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений – ООО «СТК», ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2002»;
  • последствия, указанные в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно поддержание цены на установленном уровне;
  • причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, а именно оговоренное между участниками соглашение о применении схемы поведения «таран» с целью принуждения добросовестного участника торгов, введенного в заблуждение резким снижением цены, к отказу от конкурентной борьбы и предоставлению возможности одному из участников соглашения для заключения контракта по максимально возможной установленной цене (немногим ниже, чем последнее предложение добросовестного участника).

Комиссия отмечает, что заключение ответчиками антиконкурентного соглашения и участие в нем привели к устранению состязательности и добросовестной конкуренции в рассматриваемых торгах.

Таким образом, вышеизложенные факты и обстоятельства, установленные Комиссией Якутского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 014/01/11-2119/2021, свидетельствуют о заключении между ООО «СТК», ООО «Сахакапитал» и ООО «Технострой-2002» антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цены на торгах, реализация которого могла привести к поддержанию цены на 2-х закупках с реестровыми №№ 0116300000121000366, 0116300008421000016.

Общая начальная максимальная цена контрактов (договоров) по рассматриваемым закупках составила 56 256 145,12 рублей.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела №014/01/11-2119/2021 Комиссия Якутского УФАС России, установив нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчиков, приняла заключение об обстоятельствах дела №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 25.11.2021, в соответствии с которым пришла к заключению о том, что ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» нарушили положения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Каких-либо пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, при рассмотрении настоящего дела лица, участвующие в деле, не представляли.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела № 014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о том, что ООО «Сахакапитал», ООО «СТК» и ООО «Технострой-2020» при участии в закупках №№0116300000121000366, 0116300008421000016 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на указанных закупках.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Подпунктом «2» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанолвено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России при рассмотрении настоящего дела установлено, что предписание по факту заключения запрещенного соглашения ответчикам не может быть выдано в связи с завершением его реализации.

Статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена ответственность за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.

С учетом того, что по итогам закупок №№0116300000121000366, 0116300008421000016 в итоге был заключен один договор на сумму 5 999 777,50 рублей, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях ответчиков не усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/11-2119/2021, руководствуясь статьей 11, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать ООО «Технострой-2020» (677015, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, дорога Окружная, д. 41/7, ОГРН 1201400009722, ИНН 1435355152, КПП 143501001), ООО «СТК» (677021, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. им. Д.Д. Красильникова, д. 7/2, кв. 139, ОГРН 1141447004467, ИНН 1435279575, КПП 143501001) и ООО «Сахакапитал» (677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, д. 23, корп. 1, кв. 21, ОГРН 1181447002285, ИНН 1435329804, КПП 143501001) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, что привело к поддержанию цен в ходе проведения торгов;

2.  Материалы по делу №014/01/11-2119/2021 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Якутского УФАС России для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3.  Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения запрещенного соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны