Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-2092/2021 от 6 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчик:

 АО «Якутскгеофизика»

 

Электронная площадка:

АО «ЕЭТП»

 

Заявитель:

ООО «Смартгаз»

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2092/2021

г. Якутск                                                                                              «06» октября 2021 года                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

– Руководитель Якутского УФАС России, председатель Комиссии;

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

При участии:                                 

– представителя АО «Якутскгеофизика» по доверенности №047 от 25.12.2020 г.;

– представителя ООО «Смартгаз» по доверенности № 10 от 03.10.2021 г.

Рассмотрев жалобу ООО «Смартгаз» на действия (бездействие) заказчика АО «Якутскгеофизика» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть участники только малого и среднего предпринимательства на оказание услуг аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «Смартгаз» (вх. № 8879 от 29.09.2021) на действия (бездействие) заказчика АО «Якутскгеофизика» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть участники только малого и среднего предпринимательства на оказание услуг аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика» (извещение № 32110647969 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

«Изучив документацию о закупке № 32110647969 на Оказание услуг аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика» считаем, что данное требование является необоснованным, так как предметом закупки является: оказание услуг аварийно-диспетчерского покрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к настоящему ФЗ.

Пунктом 4 части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности подлежат лицензированию.

 Обязанностью по наличию лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности возложена на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Являющаяся собственником указанного производственного объекта. Таким образом, лицензированию подлежат не конкретный взрывопожароопасный объект, а деятельность по его эксплуатации, предусматривающая выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах.

Соответственно, требования законодательства в области промышленной безопасности по лицензированию распространяется на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», использование взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности подлежат лицензированию, при этом порядок лицензирования определен Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 года № 1661 (далее – Положение).

Согласно пункту 2 этого Положения, деятельность, подлежащая лицензированию, включает в себя выполнение работ на объектах по Перечню согласно Приложению, к данному Положению. Обратившись к Перечню выполняемых работ взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности, можно увидеть, что техническое обслуживание котельной в него не входит, а значит, не подлежит лицензированию.

Согласно данного Положения следует вывод, что лицензия может быть выдана на эксплуатацию конкретного объекта, требования к которому изложены в подпунктах «а»-«г», «ж», «и», «м» пункта 4, пункта 5 названного Положения, с указанием места нахождения объекта, на котором осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Из документации запроса котировок в электронной форме не следует, что заключение государственного контракта на эксплуатацию котельной сопряжено с передачей ее в аренду победителю закупки, который в последующем может оформить лицензию на ее эксплуатацию. Таким образом, в документации запроса котировок Заказчиком установлено заведомо неисполнимое требование о наличии у участника закупки лицензии.

В соответствии с вышеизложенным, наличие в документации обязательного требования о наличии у участника лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности является ограничением конкуренции при проведении торгов согласно части 1 статьи 17 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».»

АО «Якутскгеофизика» представило письменные возражения на жалобу ООО «Смартгаз», согласно которым считает довод, изложенный в жалобе заявителя, несостоятельным и просит признать жалобу необоснованной, также поясняет, что в составе оборудования подлежащего обслуживанию указан газопровод высокого давления и ГРП (Газорегуляторный пункт).

Газорегуляторными пунктами называется комплекс технологического оборудования и устройств, предназначенный для понижения входного давления газа до заданного уровня и поддержания его на выходе постоянным независимо от расхода газа.

Обслуживание газорегуляторного пункта осуществляется при наличии в нем давления 0.6 Мпа, а подходящая линия газопровода высокого давления 0.6 Мпа и оборудования ГРП работает на газе высокого давления 0.6 Мпа.

В соответствии с пунктом 4 Приложения № 2 Федерального закона № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. сети газораспределения и газопотребления АО «Якутскгеофизика» относятся к III классу опасности.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности подлежит лицензированию.

Обязанностью по наличию лицензии на осуществление конкретного вида даятельности в области промышленной безопасности возложена на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Таким образом, лицензированию подлежат не конкретный взрывопожароопасный объект, а деятельность по его эксплуатации, предусматривающая выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Учитывая данные обстоятельства, обслуживающая организация должна иметь квалицированных специалистов, имеющих доступ в работе объектом ОПО 3 класса.

            Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года Закона о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ООО «Смартгаз» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее.

16 сентября 2021 года на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110647969 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика».

Способ проведения: Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предмет закупки: Оказание услуг аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика».

Дата начала срока подачи заявок: 16.09.2021 (МСК)

Дата окончания срока подачи заявок: 30.09.2021 в 10:00 (МСК)

Дата подведения итогов: 05.10.2021 (МСК).

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках – Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Таким образом, АО «Якутскгеофизика» утверждено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуги аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и самозанятые (далее по тексту – Извещение). Техническое задание размещено в Приложении № 1 к Извещению.

В указанном Техническом задании указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойства) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, одним из таких требований указано – Наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов с видами работ выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. 11.06.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в Приложении № 2 «Классификация опасных производственных объектов» устанавливает признаки распределения опасных производственных объектов по классам опасности. Таким образом, III класс опасности устанавливается для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.

В соответствии с п.п. 12 п. 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. 02.07.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» - эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности – подлежит лицензированию.

Как видно из указанной статьи, лицензированию подлежит не объект, а именно деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. 02.07.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его …адреса места нахождения и т.д.

Предметом закупки является оказание услуг на опасном производственном объекте, наличие лицензии подтверждает наличие у лицензиата соответствующих знаний и умений в осуществлении деятельности на опасных производственных объектах. Лицензирующим органом по вышеуказанной деятельности является Ростехнадзор, который в пределах своих полномочий определяет соответствие соискателя лицензии установленным требованиям, в свою очередь АО «Якутскгеофизика» вправе требовать у участников закупки наличие такой лицензии.

Таким образом, доводы, изложенные ООО «Смартгаз» являются неосновательными, а указание в требованиях наличия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов Заказчиком – правомерно и не ограничивает участников закупки.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Смартгаз»  на действия (бездействие) заказчика АО «Якутскгеофизика»  при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть участники только малого и среднего предпринимательства на оказание услуг аварийно-диспетчерского прикрытия, технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования АО «Якутскгеофизика» (извещение № 32110647969 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru)  – необоснованной;

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

   

 

   

Члены Комиссии:                       

   

 

   

 

   

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны