Решение б/н решение по результатам рассмотрения жалобы от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-502/2022

 

г. Якутск                                                                                       «28» апреля 2022 года

                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

***– главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя Заявителя по доверенности №б/н от 22.04.2022;

***– представителя Заказчика по доверенности №127 от 29.03.2021 г.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-502/2022 Общества с ограниченной ответственностью «НСК Трейд» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) акционерной компании «Алроса» (публичное акционерное общество) (далее – Заказчик) при организации и проведении публикуемого тендера в электронной форме,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 19 апреля 2022 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «НСК Трейд» на действия (бездействие) акционерной компании «Алроса» (публичное акционерное общество) при организации и проведении публикуемого тендера в электронной форме, проводимого на АО «ЕЭТП» на поставку угля каменного (извещение №СОМ17032200012 на АО «Единая электронная торговая площадка» https://www.roseltorg.ru) (далее – тендер, закупка), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«17 марта 2022г. ПАО АК «АЛРОСА» было опубликовано извещение № СОМ 17032200012 на сайте https://com.roseltorg.ru (площадка РОСЭЛТОРГ) о проведении электронного аукциона на право заключения договора на предмет «Поставка угля» (далее - Извещение).

Заказчик - Акционерная компания «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) (АК «АЛРОСА» (ПАО)) Место нахождения: 678174 РС(Д), г. Мирный, ул. Ленина, 6. Почтовый адрес: 678174 РС(Я), г. Мирный, ул. Ленина, 6. Адрес электронной почты: zveriche№koaa@alrosa.ru. Номер контактного телефона: +7 (41136) 99000 42575. Контактное лицо(Ф.И.О.): Начальник ***.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1300-1000085393-3 от 13.04.2022г. участнику ООО «НСК Трейд» было необоснованно отказано в допуске к электронному аукциону на основании пп. 3.12.7 (4) п. 3.12 ст. III Документации о закупке, т.к. заявка не соответствует заявленным требованиям спецификации.

Определение поставщика осуществлялось закупочной комиссией АК «АЛРОСА» (ПАО).

Протокол размещен на сайте https://com.roseltorg.ru 13.04.2022г.

Настоящим, считаем, что действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при проведении аукциона являются незаконными.

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч.б ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

В соответствии с пп.1 п.1 ст.З, пп.1 п.6.1, ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также принципом недопущения ограничения конкуренции.

Согласно ч.18 ст. 3.2 ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведение аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В аукционной документации Заказчика была размещена Спецификация к документации о закупке угля.

В Спецификации указаны следующие характеристики угля:

Уголь каменный ДР, фракционный состав 0-200(300), массовая доля общей влаги не более 13%, зольность не более 20%,

низшая теплота сгорания не менее 5 230 ккал/кг.

Страна происхождения: Россия.

Также в Спецификации указаны следующие условия:

- с заявкой предоставляется сертификат, подтверждающий качество партии угля,

предлагающей к поставке, с указанием места добычи, хранения данной партии. Дата сертификации не ранее 2021г.   ,

- компания вправе потребовать проведения контрольного взвешивания, обмера и проверки сортности приобретаемого твердого топлива в его присутствии, а также проведения экспертизы на соответствие ГОСТ 10472-71, ГОСТ 25543-2013, ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 32347-2013, ГОСТ 32356- 2013.

- поставляемый уголь должен быть добыт на одном из разрезов ООО «Задубровский Новый», АО УК «Разрез Степной», ООО «Разрез ТалТэк», ООО «Разрез Черемховуголь».

В соответствии с п.3.12.7 (4) Документации о закупке отказ в допуске возможен по следующим основаниям - несоответствие предлагаемой продукции требованиям раздела 9 - техническому заданию (требований к продукции/работам/услугам).

ООО «НСК Трейд» при подаче заявки на участие в аукционе, к заявке было приложено Техническое предложение, в котором были указаны следующие качественные характеристики угля, поставку которого готово осуществить ООО «НСК Трейд»:

Уголь каменный ДР, фракционный состав 0-200(300), массовая доля общей влаги не более 13%,

зольность не более 20%,

низшая теплота сгорания не менее 5 230 ккал/кг.

Страна происхождения: Россия, Угледобывающее предприятие ООО «Разрез Кирбинский».

К заявке приложен сертификат качества угля.

Срок действия сертификата, приложенного к заявке - с 09.07.2019г. по 08.07.2022г. (то есть на весь срок поставки товара).

С учетом вышеизложенного, в Техническом предложении указан товар, который полностью: соответствует техническим и функциональным характеристикам, указанным в закупочной документации.

При описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться правилами, в извещении о закупке. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики.

При этом указание в документации о закупке конкретных параметров поставляемого товара не должно приводить к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Письмо Минэкономразвития России от 18.07.2016 № ОГ-Д28-92331.

Таким образом, Заказчиком незаконно отказано в допуске ООО «НСК Трейд» к участию в закупке.

Указание Заказчиком конкретного изготовителя угля, в условиях полного соответствия технических характеристик товара иного производителя (при этом, страна изготовления - Россия), предложенного поставщиком.

Требование п.1 Спецификации Заказчика о дате сертификации не ранее 2021г. исполнено ООО «НСК Трейд» с учетом требований действующего законодательства о сертификации и условий изготовителя. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность по сертификации и хранению изготовителем конкретной продукции отдельно с получением отдельного сертификата.

При этом, сертификат соответствия, подтверждающий качество партии угля направляется изготовителем при отгрузке конкретной партии товара.

С учетом изложенного, действия Заказчика при проведении закупочной процедуры являются незаконными и приводят к ограничению конкуренции, что в соответствии с пп.З ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» является недопустимым.

Полагаем, что указанные действия направлены на искусственное создание формальных условий со стороны Заказчика якобы наличия препятствий для заключения договора с добросовестным поставщиком, что является незаконным.

При этом, предложенная ООО «НСК Трейд» цена за товар ниже, чем у единственного участника, заявка которого не отклонена.

Также обращаем внимание органа по контролю на то, что после отклонения заявки ООО «НСК Трейд» Протоколом от 13.04.2022г., у ООО «НСК Трейд» не имелось возможности участия в закупке.

На дату подачи настоящей жалобы на площадке размещены сведения о том, что закупка процедура имеет стадию - «подведение итогов».

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения, пресечения недобросовестной конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения то свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации на момент участия заявителя в открытых аукционах определялись Законом № 135-ФЗ.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц. на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право заказчиков самостоятельно определять порядок и механизмы проведения закупочных процедур не освобождают их от необходимости соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур.

Под конкуренцией в силу пункта 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Соблюдение приведенных принципов при осуществлении закупок является гарантом справедливых, конкурентных начал закупочных процедур, отвечает целям законодательства о закупках.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе в данном случае не имеется, заявка ООО «ИСК Трейд» полностью соответствует требованиям, указанным в документации о закупке и требованиям, предъявляемым ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) не допускается.

В соответствии с пп.З ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, полагаем что действия Заказчика могут свидетельствовать о том, что таковые направлены на незаключение договора с ООО «НСК Трейд».

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов: акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с ч.20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу положений подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что нормы части 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренции регламентируют порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов и предусмотрены полномочия антимонопольного органа на выдачу обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках.

Следовательно, при рассмотрении жалоб, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным

ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Резюмируя вышеизложенное, просим:

- провести проверку действий Акционерного компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество)

на предмет соблюдения требований ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на предмет «Поставка угля» на электронной площадке в сети «Интернет» https://com.roseltorg.ru (площадка РОСЭЛТОРГ), по результатам которого заявка ООО «ИСК Трейд» признана несоответствующей требованиям документации о закупке, что отражено в Протоколе №1300-1000085393-3 рассмотрения заявок на участие в закупке от 13.04.2022г., и совершить по результатам соответствующей проверки необходимые действия (в том числе по выдаче предписаний) Заказчику, направленные на недопущение нарушения прав ООО «НСК Трейд».

- вынести предписание об отмене Протокола №1300-1000085393-3 от 13.04.2022г. и рассмотрении заявки ООО «НСК Трейд» и подведении итогов закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АК «Алроса» (ПАО) (новая редакция) (Утверждено протоколом №01/351-ПР-НС от 16.02.2022 Наблюдательного советом АК «Алроса» (ПАО) 15 февраля 2022 года (далее – Положение о закупках).

На сайте АО «Единая электронная торговая площадка» https://www.roseltorg.ru 17 марта 2022 года АК «Алроса» (ПАО) опубликовано извещение № СОМ17032200012 о проведении публикуемого одноэтапного тендера в электронной форме на поставку угля каменного и Документация по закупке.

Заказчиком тендера выступает Акционерная компания «Алроса» (публичное акционерное общество) (678174, Республика Саха (Якутия), улус Мирнинский, город Мирный, улица Ленина, дом 6);

Предмет договора: «Поставка угля каменного»;

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 17.03.2022 г.;

Номер извещения: СОМ17032200012;

Начальная (максимальная) цена договора: 17 568 540 (семнадцать миллионов пятьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот сорок) рублей 00 копеек (в том числе НДС 20% - 2 928 090,00 (два миллиона девятьсот двадцать восемь тысяч девяносто) рублей 00 копеек);

Дата начала срока подачи заявок - 17.03.2022 г.;

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): - 25.03.2022 в 12:00 (МСК);

Дата рассмотрения заявок – 13.04.2022 04:00 (МСК);

Дата подведения итогов: 28.04.2022 09:00 (МСК).

Согласно протоколу заседания закупочного органа АК «Алроса» (ПАО) от 13 апреля 2022 года №1300-1000085393-3 по результатам открытия доступа к электронным заявкам на участие в закупке поступило 3 (три) заявки:

- Заявка №1;

- Заявка №2;

- Заявка №3.

По результатам рассмотрения поступивших заявок на соответствие установленным в информационной карте документации о закупке критериям отбора Комиссией принято решение об отклонении Заявки №1 и Заявки №2.

Заявка №1 (ООО «НСК Трейд») была отклонена по следующей причине: на основании пп 3.12.7 (4) п. 3.12 ст. III Документации о закупке, т.к. заявка не соответствует заявленным требованиям спецификации.

В поданной жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика в части необоснованного отклонения заявки от дальнейшего участия в процедуре закупки, по причине того, что заявка не соответствует заявленным требованиям спецификации, по мнению Заявителя, действия Заказчика направлены на искусственное создание формальных условий.

Заказчик представил в антимонопольный орган необходимые для рассмотрения материалы, возражение по жалобе заявителя, в которых указал, что действия Заказчика при проведении закупочной процедуры являются законными и не приводят к ограничению конкуренции и соответственно не нарушают закон о защите конкуренции, дополнительно представил обоснование указания разрезов в виде пояснений и представления копий договоров о ранее заключенных договоров на поставку угля.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

19 апреля 2022 года в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «НСК Трейд» на действия (бездействие) АК «Алроса» (ПАО) (вх. №2716э от 19.04.2022).

19 апреля 2022 года Заявителю, Заказчику и электронной торговой площадке «ЕЭТП» направлено Уведомление о поступлении жалобы №014/07/3-502/2022 (от 19.04.2022 исх. №02/1184).

22 апреля 2022 года в адрес Якутского УФАС России от АК «Алроса» (ПАО) поступили возражения с приложениям №б/н от 21.04.2022 (вх. №2845э от 22.04.2022). Согласно возражениям при формировании закупки Заказчиком были определены качественные требования к поставляемому углю, а также обозначен перечень разрезов, с которых уголь должен быть поставлен. Указание Заказчиком перечня разрезов, с которых должен быть поставлен уголь участниками, не является ограничением, так как в данной закупке был указан не один, а четыре, что свидетельствует об отсутствии ограничения.

25 апреля 2022 года в адрес Якутского УФАС России поступили дополнения к возражениям на жалобу №б/н от 25.04.2022 (вх. №2894э от 25.04.2022). В своих дополнениях к возражениям указал, что поставку угля с указанных разрезов имеет возможность производить неограниченное количество компаний, уголь – это природный продукт, в который нельзя заложить конкретные параметры, а все имеющиеся стандарты имеют достаточно усредненное значение и имея одинаковые средние характеристики по ним он фактически может иметь разные свойства при его использовании в зависимости от разреза на котором добыт. Уголь из разрезов в документации к закупке соответствует требованиям Заказчика, которые подтверждены в процессе его использования.

25 апреля 2022 года в адрес Якутского УФАС России поступили дополнения к жалобе №б/н от 25.04.2022 (вх. №2929э от 25.04.2022), в котором указал, что уголь производимый в разрезах не соответствует характеристикам указанным Заказчиком в документации о закупке.

25 апреля 2022 года Заказчику направлено Уведомление о поступлении дополнений по жалобе №014/07/3-502/2022 (от 25.04.2022 исх. №02/1269).

26 апреля 2022 года в адрес Якутского УФАС России поступили возражения на дополнения к жалобе №б/н от 26.04.2022 (вх. №2967э от 26.04.2022), в которых указал, что при формировании требований Заказчик исходил из ранее осуществленных поставок с данных разрезов, где качество подтверждалось.

26 апреля 2022 года 16:00 в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссией Якутского УФАС России принято решение об объявлении перерыва до 28 апреля 2022 года 16:00 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

28 апреля 2022 года в адрес Якутского УФАС России, от Заявителя поступили дополнения к жалобе с учетом позиции заказчика №б/н от 28.04.2022 (вх. №3051э от 28.04.2022).

28 апреля 2022 года в 16:00 состоялось рассмотрение жалобы, по существу.

Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 2 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 18.3. статьи 18 Положения о закупках правила формирования требований для включения в документацию о закупке, а также критериев и порядка рассмотрения и оценки в соответствии с такими требованиями могут определяться ВНД. При установлении требований не допускается необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам.

Согласно пункту 1.2.4. информационной карты документации о закупке поставщик обязан подать предложение на весь объём продукции, указанной в спецификации /техническом задании).

Пунктом 3.12.7 документации о закупке установлены основания отказа в допуске к дальнейшему участию в закупке, в том числе, несоответствие предлагаемой продукции требованиям раздела 9 – техническому заданию (требований к продукции/работам/услугам).

Раздел 9 включает спецификацию к документации о закупке угля в 2022 году (приложение 2). Согласно спецификации установлены следующие требования к товару (углю):

Уголь каменный ДР,

фракционный состав 0-200(300),

массовая доля общей влаги не более 13%,

зольность не более 20%,

низшая теплота сгорания не менее 5 230 ккал/кг.

1.           С заявкой предоставляется сертификат, подтверждающий качество партии угля, предлагающей к поставке, с указанием места добычи, хранения данной партии. Дата сертификации не ранее 2021г.

2.           Компания вправе потребовать проведения контрольного взвешивания, обмера и проверки сортности приобретаемого твердого топлива в его присутствии, а также проведения экспертизы на соответствие ГОСТ 10472-71, ГОСТ 25543-2013, ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 32347-2013, ГОСТ 32356-2013.

3.           Поставляемый уголь должен быть добыт на одном из разрезов ООО «Задубровский Новый», АО УК «Разрез Степной», ООО «Разрез ТалТэк», ООО «разрез Черемховуголь».

Согласно ответам на запросы от 26.04.2022 №02/1288, 02/1289, 02/1290, 02/1291, и от 28.04.2022 №02/1316 направленным в АО «УК «Разрез «Степной», ООО «Разрез ТалТэк», ООО «Компания «Востсибуголь» (ООО разрес «Черемховуголь»), АО «Русский уголь» (ООО «Разрез Задубровский новый»), ООО Разрез «Задуброский новый», организации пояснили следующее.

ООО «Разрез Черемховуголь» в своем ответе указал, что не производит уголь в точности соответствующий показателям качества, но производит уголь с улучшенными показателями.

ООО «Разрез Задубровский новый» в ответе сообщили, что уголь каменный марки «Др» с указанными качественными характеристиками их предприятие не производит.

АО «УК «Разрез Степной» сообщил, что уголь с указанными характеристиками не производят.

Необходимо также отметить, что АО «ЕЭТП» предоставлены заявки участников, согласно представленным сертификатам качества у одного из участников марка угля Д необогащенный, рассортированный у другого марка Д обогащенный, когда как согласно спецификации необходим уголь марки «ДР».

Уголь Др (рядовой) относится к энергетической группе угля, длиннопламенной марки с достаточно высоким выходом летучих веществ при сгорании.

Документальных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено, потребность и необходимость поставки с указанных разрезов не подтверждена (представлены сертификаты качества участников рассматриваемой закупки, а также представлены копии договоров поставки угля за предыдущие годы, что не может быть рассмотрено как доказательство обоснования указания разрезов в документации о закупке).

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Довод жалобы признается обоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что указанное требование о необходимости поставки угля, который должен быть добыт на одном из разрезов ООО «Задубровский Новый», АО УК «Разрез Степной», ООО «Разрез ТалТэк», ООО «разрез Черемховуголь» является требованием которое необоснованно ограничивает количество участников закупки, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым выдать АК «Алроса» (ПАО) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «НСК Трейд» (ИНН 5401989140, ОГРН 1185476097707, юридический адрес: 630084, город Новосибирск, улица Трикотажная, дом 55, офис 407) на действия (бездействие) акционерной компании «Алроса» (публичное акционерное общество) (ИНН 14330001147, ОГРН 1021400967092, юридический адрес: 678175, Республика Саха (Якутия), улус Мирнинский, город Мирный, улица Ленина, дом 6) при организации и проведении публикуемого тендера в электронной форме, проводимого на АО «ЕЭТП» на поставку угля каменного (извещение №СОМ17032200012 на АО «Единая электронная торговая площадка» https://www.roseltorg.ru), обоснованной;

2.  Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 и пункт 2 части 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.  Выдать обязательное для исполнения предписание, для устранения выявленных нарушений;

4.  Передать материалы рассмотренной жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:           

 

 

 

 

***

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

 

 

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны