Постановление №№ 014/04/7.30-264/2021 см. приложение от 19 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 014/04/7.30-264/2021

об административном правонарушении

 

 город Якутск                                                                                                              31 марта 2021 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев протокол об административном правонарушении № 014/04/7.30-264/2021 от 16 марта 2021 года, составленный в отношении должностного лица временно исполнявшего обязанности директора МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)», , по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также иные материалы дела,

у с т а н о в и л:

18 сентября 2020 года по результатам рассмотрения жалоб ООО «СТИГМАТРАНС» на действия заказчика при проведении электронных аукционов на: капитальный ремонт водоснабжения и канализации детского сада МБДОУ «Кэскил» с. Хампа Вилюйского улуса (извещение № 0116300041420000054); реконструкция здания коррекционной школы МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» (извещение № 0116300041420000057), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее – Комиссия) принято решение по делу № 014/06/59-2648/2020, 014/06/59-2649/2020   о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, согласно которому МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус (район)» РС (Я)  признано нарушившим части 3 статьи 7, части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66  Закона о контрактной системе.

Как установлено Комиссией, 03 сентября 2020 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки РТС-тендер размещено извещение № 0116300041420000054 и документация о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт водоснабжения и канализации детского сада МБДОУ «Кэскил» с. Хампа Вилюйского улуса с начальной (максимальной) ценой контракта 2 043 489,00 рублей, а также 04 сентября 2020 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки РТС-тендер размещено извещение № 0116300041420000057 и документация о проведении электронного аукциона на реконструкцию здания коррекционной школы МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» с начальной (максимальной) ценой контракта 3 050 000,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

  1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Согласно пункту 22 Аукционных документаций:

22

Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе

 

Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

- согласие участника, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе 44-ФЗ (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)

При этом, согласно пункту 24 Аукционных документаций:

«<…> Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 4 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, которые позволят идентифицировать каждую товарную позицию, в отношении показателя которой подается предложение.

При составлении заявки участнику закупки рекомендуется внимательно изучить положения настоящей документации. Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе должны иметь четко читаемый текст. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг) указаны в Приложении № 2 к документации  «Требования к количеству и качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика». В случае присутствия ссылки на товарные знаки, технические условия конкретных производителей, наименования фирм-производителей товаров в настоящей аукционной документации участникам закупки следует читать их в сопровождении словами «или эквивалент» и принимать во внимание, что заказчик допускает использование в процессе производства работ товаров иных производителей, удовлетворяющих требованиям, установленным в документации об аукционе.

При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, обозначения (единицы измерения, наименования показателей), участники должны указывать их в соответствии с требованиями установленные заказчиком. <…>»

Из вышеизложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в Инструкциях по заполнению заявки заказчиком допущены разночтения, так как невозможно однозначно установить, что требуется заказчику в составе первых частей – исключительно согласие участника электронного аукциона, или согласие участника электронного аукциона и конкретные показатели товара, что ввело в заблуждение участников закупки.

Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО «РТС-Тендер» о предоставлении сведений о первых и вторых частях заявок, поданных для участия в электронных аукционах № 0116300041420000054 и № 0116300041420000057.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в обоих электронных аукционах участниками закупок в составе первых частей заявок представлены согласие на выполнение работ (оказание услуг) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и конкретные показатели товара используемого в процессе выполнения работ, указанных в Приложении № 2 к Описанию объекта закупки «Ведомость основных применяемых материалов».

Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.

Следовательно, заказчик, установив неправомерные требования в составе первой части заявки, признан нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.

Приложением № 2 к Описанию объекта закупки «Ведомость основных применяемых материалов» аукционной документации установлено, в том числе следующее:

По электронному аукциону извещение № 0116300041420000054:

43.

Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл или эквивалент

  • Основной базовый материал – полиуретан;
  • Емкость упакови – 750 мл;
  • Максимальный объем после расширения – до 65 л;
  • Вторичная расширяемость – не выше 120%;
  • Создаваемое давление – меньше 31 Н/дм²;
  • Срок высыхания от 7 до 16 мин;
  • Срок полного отвердевания: влажность 93% – 1 час; влажность 15% – 15 часов.
  • Плотность после отвердевания– 16-26 кг/м³;
  • Характеристика огнеупорности – B3 самозатухание (DIN 4102);
  • Термоустойчивость -54 °С – +100 °С;
  • Водяная абсорбция – max. 20%;
  • Прочность на сжатие—растяжение – минимально 3,0 Н/см²;
  • Граница самовозгорания– более 400 °С;

Теплопроводность, огнестойкая– 0,04 Bт/м*K.

По электронному аукциону извещение № 0116300041420000054:

124.

Шпатлевка водно-дисперсионная

Однородная пастообразная масса от белого до светло-серого цвета, без трещин, пузырей, царапин и механических включений поверхность. Массовая доля нелетучих веществ, % не менее 65. Время высыхания до степени 3 при температуре (20+2)0С, ч не более 3

125.

Шпатлевка В-МЧ-0071, МЧ-0054

плотность шпатлевки – 2270–2360 кг/м3; плотность сухой пленки – 2900–2930 кг/м3; внешний вид пленки – однородная, ровная, без трещин и пузырей; степень перетира шпатлевки – не более 30 мкм; пенетрация по пенетрометру ЛП – 300– 345°; массовая доля нелетучих веществ – 85–94%; изгиб пленки – 100 мм.

При этом, указанные требования к показателям используемого товара в соответствии с ГОСТ 10277-90 Шпатлевки. Технические условия и ГОСТ 24285-80. Герметик марки УТ-34. Технические условия (с Изменениями N 1, 2) можно определить только методом испытания. 

Согласно пункту 24 Аукционных документаций:

«<…> Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 4 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, которые позволят идентифицировать каждую товарную позицию, в отношении показателя которой подается предложение.

При составлении заявки участнику закупки рекомендуется внимательно изучить положения настоящей документации. Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе должны иметь четко читаемый текст. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг) указаны в Приложении № 2 к документации  «Требования к количеству и качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика». В случае присутствия ссылки на товарные знаки, технические условия конкретных производителей, наименования фирм-производителей товаров в настоящей аукционной документации участникам закупки следует читать их в сопровождении словами «или эквивалент» и принимать во внимание, что заказчик допускает использование в процессе производства работ товаров иных производителей, удовлетворяющих требованиям, установленным в документации об аукционе.

При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, обозначения (единицы измерения, наименования показателей), участники должны указывать их в соответствии с требованиями установленные заказчиком. <…>».

Таким образом, заказчиком установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе, следовательно, заказчик, установивший требования к показателям используемого товара, которые можно определить только методом испытания, обязал участников закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ.

Заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Материалами дела № 014/04/7.30-264/2021 об административном правонарушении установлено, что документации электронных аукционов на: капитальный ремонт водоснабжения и канализации детского сада МБДОУ «Кэскил» с. Хампа Вилюйского улуса (извещение № 0116300041420000054); реконструкция здания коррекционной школы МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» (извещение № 0116300041420000057) утверждены временно исполнявшим обязанности директора МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)» Степановым Семеном Семеновичем.

Согласно приказу №181 от 09.07.2020 в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска директору МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)» с 13 июля 2020 года по 16 сентября 2020 года исполнение обязанностей директора возложены на главного инженера МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)»

Таким образом, в силу примечания к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях Степанов Семен Семенович временно исполняя директора МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)» является должностным лицом заказчика, ответственным за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при  утверждении документации электронных аукционов на: капитальный ремонт водоснабжения и канализации детского сада МБДОУ «Кэскил» с. Хампа Вилюйского улуса (извещение № 0116300041420000054); реконструкция здания коррекционной школы МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» (извещение № 0116300041420000057).

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 014/04/7.30-264/2021 об административном правонарушении от 24.03.2021 года, рассмотрение настоящего дела назначено на 31 марта 2021 года в 12 часов 00 минут удаленно посредством сервиса web-видеоконференцсвязи TrueConf по адресу https://fas1.tconf.rt.ru/c/7936035488.

31 марта 2021 года при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении присутствовал лично, вину в нарушении части 3 статьи 7, части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66  Закона о контрактной системе признал.

Как указано выше, частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Состав совершенного правонарушения является формальным, в рассматриваемой ситуации существенной угрозой охраняемым общественным интересам является несоблюдение должностным лицом заказчика требований Закона о контрактной системе. Выявленные нарушения законодательства посягают на установленный порядок осуществления закупок, нарушают основополагающие принципы Закона о контрактной системе, основывающиеся на профессионализме заказчиков, единстве контрактной системы, открытости и прозрачности информации, путем размещения ее в единой информационной системе.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалами дела подтверждается.

Обстоятельств, объективно препятствующих должностному лицу соблюсти требования Закона о контрактной системе не установлено, у должностного лица имелась возможность не совершать указанных действий, однако должностное лицо этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, являясь должностным лицом заказчика, утвердив документации электронных аукционов электронных аукционов на: капитальный ремонт водоснабжения и канализации детского сада МБДОУ «Кэскил» с. Хампа Вилюйского улуса (извещение № 0116300041420000054); реконструкция здания коррекционной школы МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» (извещение № 0116300041420000057)  с нарушением части 3 статьи 7, части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66  Закона о контрактной системе, совершил административное правонарушение, состав которого предусмотрен частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления деятельности заказчика МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)»: 678200, Республика Саха (Якутия), г. Вилюйск, ул. Степана Аржакова, 15.

Время совершения административного правонарушения – дата утверждения документации электронного аукциона на капитальный ремонт водоснабжения и канализации детского сада МБДОУ «Кэскил» с. Хампа Вилюйского улуса (извещение № 0116300041420000054) – 18 августа 2020 года; дата утверждения документации электронного аукциона на реконструкцию здания коррекционной школы МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» (извещение № 0116300041420000057) – 19 августа 2020 года.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.

Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение указанного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.4, 7.30, 23.66, 29.9, 29.10, 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

п о с т а н о в и л:

1. признать должностное лицо – временно исполнявшего обязанности директора МКУ «ИСУ» МР «Вилюйский улус» РС(Я)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей 00 копеек.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны