Предупреждение №ИЛ/1924/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий, которые содержат приз... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий, которые содержат признаки
нарушения антимонопольного законодательства


Якутское УФАС России рассматривает заявление Контрольно-счетного органа МО
Ленский район от 20.03.2023 №01-20/06 (вх. 2065э от 20.03.2023), в котором указывает, на
то, что Администрацией МО «Ленский район» РС (Я) были выделены денежные средства
АНПОО «Профессионал» в сумме 4 798 676,55 рублей на погашение долговых
обязательств по арендной плате за земельный участок в форме пожертвования.
Из содержания заявления следует, что в адрес Администрации МО «Ленский район»
РС (Я) 03.06.2022 года поступило обращение от директора АНПОО «Профессионал» за №
154 об оказании финансовой помощи в связи с имеющейся задолженностью по арендной
плате в сумме 4 798 676,55 рублей. Далее, 24.06.2022 года главой администрации МО
«Ленский район» было издано распоряжение № 01-04-1288/2 «О выделении денежных
средств» на основании которого, в пользу АНПОО «Профессионал», из резервного фонда
выделены бюджетные ассигнования на погашение долговых обязательств по арендной
плате за земельный участок в форме пожертвования и 29.06.2022 года заключен договор
пожертвования денежных средств № 11-11- 313/2.
Кроме того, КСО МО «Ленский район» в своем заявлении обратил внимание, на то,
на арендуемом АНПОО «Профессионал» земельном участке, на погашение долгов за
который и была направлена финансовая помощь в виде пожертвования, расположен
автодром, который предназначен для подготовки водителей автотранспортных средств. При
этом, данный вид деятельности, которому соответствует ОКВЭД «85.42.1 Деятельность
школ подготовки водителей автотранспортных средств» у АНПОО «Профессионал»
отсутствует. В ходе проверки выявлено что, директор АНПОО «Профессионал» ***
является учредителем и директором ООО «Ленский образовательный центр» (ИНН
1414017900), основным видом деятельности которого является «Образование
профессиональное дополнительное» (85.42), который включает в себя подгруппу 85.42.1
«Деятельность школы по подготовки водителей автотранспортных средств», из чего КСО
МО «Ленский район» сделало вывод, что указанный земельный участок фактически
используется для осуществления уставной деятельности ООО «Ленский образовательный
центр», которая, в свою очередь, не соответствует видам деятельности, указанным в части
1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях, в следствии чего не соответствует
цели, предусмотренной пунктом 13.1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект -
коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность,
приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее
профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными
законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу
членства в саморегулируемой организации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях)
некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль
между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в
целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных
благ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях
некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную
приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению
целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая
деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются
приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания
некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг,
имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в
товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, из совокупного анализа Закона о защите конкуренции и Закона о
некоммерческих организациях следует, что некоммерческая организация вправе извлекать
прибыль из своей деятельности, если это не является ее основной целью деятельности, при
этом такая организация будет отвечать признакам хозяйствующего субъекта,
предусмотренным пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Необходимо отметить, что Администрация является органом местного
самоуправления, у которого имеются властные функции для решения вопросов местного
значения. При этом, решая вопросы местного значения, Администрация не должна
создавать определенным хозяйствующим субъектам преимущества при осуществлении
деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - участниками одного
рынка.
Согласно частям 1 и 2 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации
пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям,
учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям,
благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим
учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным
некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим
субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса. На принятие
пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
Как установлено Якутским УФАС России главой Администрации МО «Ленский
район» РС (Я) в соответствии с пунктом 2 Протокола заседании комиссии по повышению
устойчивости экономии и обеспечению социально-экономической стабильности МО
«Ленский район» от 10.06.2022 № 3, в целях восстановления платежеспособности
Автономной некоммерческой организации «Профессионал», на основании письма
директора АНПОО «Профессионал» от 03.06.2022 №154 вынесено Распоряжение от
24.06.2022 №01-04-1288/2 «О выделении денежных средств» (далее – Распоряжение).
В пунктах 1 и 2 Распоряжения, установлено – выделить дополнительные денежные
средства в размере 4 798 676,55 рублей для покрытия долговых обязательств по арендной
плате за земельный участок. Источником финансирования данных расходов считать
резервный фонд администрации МО Ленский район».
Якутским УФАС России в адрес Администрации МО «Ленский район» РС (Я) и
АНПОО «Профессионал» были направлены запросы информации с целью получения
пояснений по доводам, указанным в заявлении.
Администрация муниципального образования «Ленский район» в ответ на запрос
Якутского УФАС России, сообщила о том, что Администрация МО «Ленский район» РС
(Я) выделила денежные средства из средств резервного фонда Администрации МО
«Ленский район» РС (Я) в сумме 4 798 676,55 рублей АНПОО «Профессионал» по
договору пожертвования ссылаясь на пункт 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской
Федерации, на пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 11.08.1995 года №135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и на пункт 25 статьи
15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».
АНПОО «Профессионал» в ответ на запрос Якутского УФАС России сообщило
следующее.
Для осуществления образовательной деятельности АНПОО «Профессионал»
заключил с Администрацией МО «Ленский район» РС (Я) договор аренды земельного
участка находящегося в государственной собственности земельного участка от 06.06.2012
№185.
05.03.2018 года Администрация МО «город Ленск» Ленского района РС (Я) было
подано заявление в Арбитражный суд РС (Я) о взыскании с АНПОО «Профессионал»
4 263 779,24 рублей задолженности за аренду земли в период с 01.03.2015 по 30.06.2017 гг.,
а также неустойки в размере 1 084 897,31 рублей. За 4 года предприятие смогло выплатить
часть задолженности. Между администрацией МО «город Ленск» и АНПОО
«Профессионал» было заключено мировое соглашение.
АНПОО «Профессионал» в связи с невозможностью погашения задолженности по
договору аренды земельного участка находящегося в государственной собственности
земельного участка от 06.06.2012 №185, обратилось к Главе МО «Ленский район» с
просьбой оказать финансовую помощь для погашения задолженности по арендной плате за
земельный участок, в целях недопущения закрытия предприятия, которое подготавливает
кадры по рабочим профессиям, тем самым оказывая социально-значимую услугу для всего
Ленского района.
24.06.2022 года главой МО «Ленский район» было издано распоряжение №01-04-
128/2 согласно которого в соответствии с пунктом 2 Протокола заседании комиссии по
повышению устойчивости экономики и обеспечению социально-экономической
стабильности МО «Ленский район» от 10.06.2022 года №3, в целях восстановления
платежеспособности АНПОО «Профессионал» были выделены денежные средства в
размере 4 798 676,55 рублей.
29.06.2022 между администрацией МО «Ленский район» и АНПОО
«Профессионал» был заключен договор №1-111-313/2 пожертвования денежных средств
(далее – договор).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора Жертвователь обязуется передать Одаряемому
денежные средства в размере 4 798 676,55 рублей, для использования Одаряемым, для
покрытия долговых обязательств по арендной плате за земельный участок.
После получения денежных средств на расчетный счет, АНПОО «Профессионал»
перечислил денежные средства в размере 4 798 676,55 рублей в бюджет МО «город Ленск»
согласно платежного поручения №124 от 08.07.2022 г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНПОО
«Профессионал» является код в ОКВЭД 85.21 Образование профессиональное среднее.
Выручка за 2021 год составила 8 602 000 рублей, за 2022 год 8 181 000 рублей.
Таким образом, АНПОО «Профессионал» отвечает признакам хозяйствующего
субъекта, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, предоставление АНПОО «Профессионал» денежных средств в
размере 4 798 676,55 рублей для покрытия долговых обязательств может быть рассмотрена
как муниципальная преференция.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или
муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов
органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества,
которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи
государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо
путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных
гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные
или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов
федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции
указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в
соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях»;
13.2) поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на
профессиональный доход»;
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации.
Перечень целей для предоставления государственных и муниципальных
преференций, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции является
закрытым.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная
или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о
защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме
антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция
предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской
Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов
Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного
самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения
размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств
резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской
Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации
между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется
не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской
Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской
Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими
мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Между тем, Администрация указывала, что денежные средства были выделены из
средств резервного фонда Администрации МО «Ленский район» РС (Я).
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка использования бюджетных ассигнований
резервного фонда администрации МО «Ленский район», утвержденного постановлением
главы МО «Ленский район» №12-03-001361/11 от 11.11.2011 резервный фонд создается для
финансирования непредвиденных расходов и мероприятий местного значения, не
предусмотренных в бюджете МО «Ленский район» на соответствующий финансовый год.
Средства резервного фонда администрации МО «Ленский район» расходуются на
финансирование: аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий
стихийных бедствий и других ситуаций, имевших место в текущем финансовом году;
поддержку общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного
значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного
значения; выплату разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам;
других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям местного значения.
Между тем, тем, цели на которые были направлены денежные средства,
предусмотренные договором не отвечали целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона
о защите конкуренции, а именно не предусмотрена цель «покрытие долговых обязательств
по арендной плате на земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам
государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается предоставление
государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5
настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, действия (бездействие) Администрации МО
«Ленский район» РС (Я), выразившиеся в издании распоряжения главы Администрации
МО «Ленский район» РС (Я) от 24.06.2022 № 01-04-1288/2 «О выделении денежных
средств» в котором дала указания предоставить бюджетные ассигнования отдельному
хозяйствующему субъекту – АНПОО «Профессионал» в не предусмотренных частью 1
статьи 19 Закона о защите конкуренции» целях, а также не направила на согласование
преференции в антимонопольный орган, которое предусмотрено частью 3 статьи 19 Закона
о защите конкуренции, тем самым нарушила пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции».
В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения
заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения
действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц
(хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению
интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает
хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий
(бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий,
способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению
последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению
осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или
осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение
выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков
нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15
настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о
возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3,
14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до
завершения срока его выполнения не допускается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции, Якутское УФАС России ПРЕДУПРЕЖДАЕТ администрацию
муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) о
необходимости прекращения таких действий (бездействий) в срок, не превышающий 60
календарных дней с даты получения настоящего предупреждения, а именно устранить
причины и последствия указанных действий путем отмены Распоряжения Администрации
МО «Ленский район» РС (Я) от 24 июня 2022 года №01-04-1288/2 «О выделении денежных
средств» и осуществить возврат сторон к первоначальному состоянию (существующему до
издания указанного распоряжения).
По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при
наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не
может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный орган
должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня
окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии
выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не
возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной
ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его
устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан
принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для
выполнения предупреждения.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан
принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для
выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны