Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1496/20... от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1496/2022

 

г. Якутск                                                                                              «31» октября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя АО «***» по доверенности №б/н от 29.12.2021.

В отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-1496/2021 ООО «***» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) АО «***» (далее – Заказчик) при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 21 октября 2022 года поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «***» на действия (бездействие) акционерного общества «***» при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства «Комплекс арочных складов зоны таможенного контроля на участке территории опережающего развития АО «***» (извещение №32211743368 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«В Информационной карте Документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, при этом подтверждением соответствия такому требованию Заказчиком в Документации (Приложение 1 к настоящей жалобе) установлена необходимость предоставления выписки из реестра членов СРО:

26.

Требования к участникам закупки.

Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, или копией такой выписки.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие «выписка из реестра членов саморегулируемой организации», а так же исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022. Таким образом, у участника закупки отсутствует возможность получить и предоставить в составе заявки Выписку СРО Строителей.

Подтверждением является совместное Письмо Минфина и Минстроя России от 03.10.2022г (Приложение 2 к настоящей жалобе).

Заказчиком нарушены положения Градостроительного Кодекса РФ, а также ФЗ-223.

На основании изложенного, просим:

  1. Приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу.
  2. Рассмотреть доводы жалобы по существу, признать Заказчика нарушившим законодательство.
  3. Обязать Заказчика внести изменения в Извещение и Документацию, привести их в соответствие с законодательством и продлить срок подачи заявок.».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества «***», утвержденного Советом директоров АО «***» на основании протокола №Пр-10/22/СД/ЖСВ от 21.09.2022 г. в лице Председателя Совета директоров АО «***» ***(далее – положение о закупках).

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 06 октября 2022 года Заказчиком опубликовано извещение № 32211743368 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства «Комплекс арочных складов зоны таможенного контроля на участке территории опережающего развития АО «***» и документация по закупке.

Заказчик: акционерное общество «***».

Номер извещения: 32211743368.

Предмет договора: Выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства «Комплекс арочных складов зоны таможенного контроля на участке территории опережающего развития АО «***».

Дата начала срока подачи заявок: 06.10.2022.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 24.10.2022 09:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок: 25.10.2022.

Дата начала срока подачи ценовых предложений: 27.10.2022.

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени): 27.10.2022 12:10.

Дата проведения сопоставления ценовых предложений: 27.10.2022.

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 31.10.2022.

Место подведения итогов: 677902, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), п. Жатай, Северная, 41.

Дата подведения итогов: 31.10.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 70 000 000,00 рублей.

Размер обеспечения цены договора: 700 000,00 рублей.

21.10.2022 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «***» (вх. №8025э от 21.10.2022).

25.10.2022 Якутским УФАС России направлено в адрес заявителя, Заказчика и электронной площадки Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу (исх. №02/3007 от 25.10.2022).

25.10.2022 в Якутское УФАС России поступил ответ на уведомление о поступлении жалобы от ООО «***» исх. б/н от 25.10.2022 (вх. 8120э от 25.10.2022);

27.10.2022 в Якутское УФАС России поступили пояснения б/д б/н по жалобе ООО «***» от АО «***» (вх. № 8217э от 27.10.2022);

31.10.2022 в 15:00 рассмотрена жалоба по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с доводами жалобы, Заявитель не согласен с установленными в документации о закупке требованиями в части предоставление в составе заявки на участие в закупке выписки из реестра членов СРО поскольку с 01.09.2022 ее предоставление не требуется.

На участие в закупке поступило 6 заявок. Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2525981, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 25.10.2022 следует, что все заявки соответствуют требованиям.

На момент рассмотрения жалобы договор по результатам закупки не заключен.

Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения представителя заказчика, комиссия Якутского УФАС России приходит к следующим выводам.

Пунктом 26 части 1 информационной карты документации о закупке установлено следующее:

Требования к участникам закупки.

Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, или копией такой выписки.

Таким образом, Заказчик устанавливает требование к участнику закупки в части предъявления им в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации выписки из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме или копии такой выписки.

Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

В этой связи в аукционной документации на выполнение работ по разработке рабочей документации по проектированию и строительству объекта капитального строительства «Комплекс арочных складов зоны таможенного контроля на участке территории опережающего развития АО «***» требования к наличию членства в саморегулируемой организации установлены правомерно.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.09.2022 и предусматривающие:

- исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;

- ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Таким образом, как верно указано заявителем и с учетом того, что сведения Единого реестра членов СРО являются общедоступными (https://reestr.nostroy.ru/), необходимость предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО после 01.09.2022 отсутствует.

В то же время, подпунктом 12 пункта 1.2.3 подраздела 1.2 раздела 1 части 2 документации о закупке предусмотрено следующее:

«12) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, когда соответствие участника закупки указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).».

Учитывая изложенное, наличие либо отсутствие в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации не имеет правового значения. В составе заявки предоставление такого документа в силу установленных требований к составу заявки (раздел 1 части 2 аукционной документации) не требуется.

Также Комиссией Якутского УФАС России установлено, что Заявитель не состоит в необходимом для участия в закупке членстве в саморегулируемой организации, следовательно, он не сможет принять участие в закупке, поскольку отсутствие у Заявителя указанного наличия членства в саморегулируемой организации исключают его из числа потенциальных участников Закупки.

Действительных доказательств нарушения прав Заявителя оспариваемыми требованиями аукционной документации Заявителем Комиссии не представлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о признании довода Заявителя необоснованным.

Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в обжалуемых действиях Заказчика отсутствуют нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «***» на действия (бездействие) акционерного общества «***» при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства «Комплекс арочных складов зоны таможенного контроля на участке территории опережающего развития АО «***» (извещение № 32211743368 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                              ________________                              ***

 

 

Члены Комиссии:                                          ________________                         ***

 

 

________________                                 ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны