Решение №014/07/3-2628/2021 Решение № 014/07/3-2628/2021 по результатам рассмотрения жал... от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику, организатору закупки:

АО «Сахатранснефтегаз»

info@aostng.ru

Заявителю:

ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)»

Spas112@mail.ru

Заинтересованному лицу:

ООО «Газспассервис»

gazspasservis14@mail.ru

Оператору электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2628/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 30 декабря 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...>– главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

заказчика, организатора закупки – АО «Сахатранснефтегаз», представителей по доверенности от 24.03.2021 г. №305/21<...>, от 23.12.2021 г. № 485/21 <...>,

заявителя – ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)», представителей по доверенности от 21.12.2021 № б/н <...>, от 21.12.2021 № б/н <...>, от 21.12.2021 № б/н <...>, от 21.12.2021 № б/н <...>,

заинтересованного лица – ООО Газспассервис, представителя по доверенности от 27.05.2021 № б/н <...>,

рассмотрев жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» (далее - ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)», заявитель) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее - АО «Сахатранснефтегаз», заказчик, организатор закупки) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах повышенной опасности структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение № 3211092294), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» (вх. №10807э от 17.12.2021) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки АО «Сахатранснефтегаз» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах повышенной опасности структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз", объявленного извещением № 3211092294 от 09.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной (торговой) площадке - ООО «РТС- Тендер» http://www.rts-tender.ru/.

В жалобе заявитель указывает на неправомерное требование о наличии свидетельства Министерства энергетики РФ на право ведения газоспасательных работ, установленное в Документации о закупке (блок III «Техническое задание»).

Из пояснений представителей заказчика, организатора закупки следует, что Заказчик, организатор закупки с жалобой не согласен и просит признать жалобу необоснованной, поскольку объекты повышенной опасности АО «Сахатранснефтегаз» находятся в ведении Министерства энергетики РФ, в связи с чем Заказчиком установлено указанное требование.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газспассервис» просил отказать в удовлетворении жалобы, ввиду необоснованности его доводов.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной
системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе
извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся
неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения,
вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой
документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация,
размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о
закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных
частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

09.12.2021 заказчиком - АО «Сахатранефтегаз» на электронной площадке «РТС-
тендер» http://wvm.rts-tender.ru/ и в ЕИС опубликовано извещение № 32110922994 и
документация о проведении запроса котировок в электронной форме на право
заключения договора на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах
повышенной опасности структурных подразделений АО «Сахатранснефтегаз».

Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 187 856,00 руб., без учета
НДС.

Дата начала срока подачи заявок: 09.12.2021 (МСК+6).

Дата и время окончания подачи заявок: 17.10.2021 в 09:00 (МСК+6)

17.12.2021 в 15 час. 00 мин. были подведены итоги закупок, по результатам
которых закупка признана несостоявшейся, принято решение заключить договор с
единственным участником закупок ООО «Газспассервис» по цене 4 179 600, 00 руб., НДС не предусмотрен.

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле и изучив имеющиеся в деле
документы, установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о
закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о
закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и
утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми
актами, регламентирующими правила закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Способом проведения рассматриваемой закупки является запрос котировок в электронной форме.

Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. (ч.ч. 20,21 ст. 3.2 Закона о закупках)

В соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Закупочная деятельность заказчика, организатора закупки регламентируется «Положением о закупке товаров, работ, услуг АО Сахатранснефтегаз», утвержденным решением Совета директоров АО «Сахатранснефтегаз» от 05.12.2018 № 238 (с изменениями от 27.07.2021 г. №271) (далее - Положение о закупке).

Согласно пункту 3.2.2 Положения о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункта 15.5.3 Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса котировок в электронной форме в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 8.2.1 Положения о закупках участник конкурентной закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Пункт 8.5 Положения о закупке устанавливает, что при осуществлении конкурентной закупки, требующей определенной квалификации участника закупки, Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения договора;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

3) опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В соответствии с пунктом 8.6 перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в пункте 8.5 настоящего Положения о закупке, устанавливается в извещении об осуществлении конкурентной закупки и (или) в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с требованиями подпункта 2, пункта 12 «Требования к участникам» блока III «Техническое задание» приложения к извещению о закупке - участник закупки должен иметь Свидетельство Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения газоспасательных работ.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде. (ч.ч.1,2 ст.49 ГК РФ).

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя») (далее - ПП РФ № 1091) - аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно- спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ПП РФ № 1091 определены аттестационные органы, осуществляющие аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, ими являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):

- Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами;

- аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими организациями;

- аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

В соответствии с пунктом 18 ПП РФ № 1091 аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 Приказа МЧС России от 20 февраля 2013 г. № 102 «Об утверждении положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» к полномочиям аттестационных комиссий, за исключением аттестационных комиссий, создаваемых по объектовому принципу, относится проведение аттестации аварийно- спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В свою очередь распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2014 г. № 1548-р «О территориальной комиссии по аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)» утверждены задачи Комиссии, одной из которых является проведение аттестации осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления.

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» является подведомственной организацией Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), соответственно, ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» относится к перечню служб аттестуемых территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) № 680 от 20.08.2020 г. утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию:

1) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России;

2) аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований) созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России;

3) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагающими осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности;

4) профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром», предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций.

Однако, аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требованиям заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность, указанную заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика. Требование заказчика о наличии свидетельства об аттестации, выданное Минэнерго РФ не содержит расширительного толкования в части того, что участнику необходимо предоставить свидетельство об аттестации на право ведения определенных работ (необходимых заказчику) выданное аттестационной комиссией, указанной в пункте 5 постановления Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»).

Из письма Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики РФ от 29.12.2021 исх. №09-5279 (вх. № 8553 от 30.12.2021 АО «Сахатранснефтегаз») не следует, что опасные производственные объекты структурных подразделений АО «Сахатранснефтегаз» относятся к ведению Министерства энергетики РФ, иных доказательств своим доводам представителями заказчика, организатора закупки в материалы дела не представлено, Комиссией не установлено.

Таким образом, жалоба заявителя о неправомерном установлении заказчиком требования о наличии у участника закупки Свидетельства Министерства энергетики РФ является обоснованной; заказчик, организатор закупки АО «Сахатранснефтегаз» при проведении рассматриваемой закупки нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 9 статьи 4, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 3.2.2, 8.2.1 Положения о закупках.

В соответствии с вышеизложенным, жалоба, доводы которой находят свое подтверждение, признается Комиссией обоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

у с т а н о в и л а:

  1. Признать жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» (ИНН/КПП: 1435181844/143501001, 677000, г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 12/1) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН/КПП: 1435142972/143501001, 677027, г. Якутск, ул. Кирова, д. 18В, офис 501) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах повышенной опасности структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение № 32110922994) – обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика, организатора закупки акционерного общества «Сахатранснефтегаз» нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику, организатору закупки АО «Сахатранснефтегаз» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны