Решение б/н см. приложение от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-2743/2021

 

г. Якутск                                                                                                    «17» января 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

**– заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

**– главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

** – генерального директора ООО «Лирона Фактор» (решение №10 единственного участника ООО «Лирона Фактор» от 06 сентября 2019 г., приказ №8 о вступлении в должность и возложении обязанностей главного бухгалтера от 09.09.2019 г.);

**. – представителя Заказчика по доверенности №Юр-53 от 12.01.2022 г.;

** – представителя Заказчика по доверенности №Юр-54 от 12.01.2022 г.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-2743/2021 ООО «Лирона Фактор» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» (далее – Заказчик) на проведение и организацию состязательной закупки в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 30 декабря 2021 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Лирона Фактор» на действия (бездействие) Акционерного общество «Саханефтегазсбыт» при организации и проведении состязательной закупки в электронной форме на право оказания услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года. (далее – Состязательная закупка) (извещение №32110820166 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«16 ноября 2021 г. на сайте zakupki.gov.ru, в порядке, установленном ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223) размещено извещение о проведении запроса предложений.

ООО «Лирона Фактор» в соответствии с документацией подало заявку на участие в состязательной закупке в электронной форме.

29.11.2021 г. на ЭТП по адресу https://clck.ru/aeeL3 был размещён протокол «Открытия доступа» от 26.11.2021 г., дата подписания протокола 29.11.2021 г.

20.12.2021 г. была проведена переторжка на ЭТП (Дата начала переторжки - 20.12.2021 14:00 (МСК); Дата завершения переторжки - 21.12.2021 03:00 (МСК).

27.12.2021 г. на сайте Заказчика был размещен протокол № 2 «рассмотрения заявок и подведения итогов закупки» «15-21» декабря 2021 год по адресу https://clck.ru/aeeRK, дата подписания протокола 24.12.2021 г. (принт страницы размещения протокола в приложении к жалобе). Протокол выполнен в виде файла word не имеет подписей членов и печати Заказчика.

В соответствии с п. 4.4.8.2 Закупочной документации: «Дата подведения итогов закупочной процедуры (ориентировочно): 30.11.2021 года».

В соответствии с п. 4.9.1.5. Закупочной документации: «Общий рекомендованный срок проведения заказчиком этапов отбора и оценки заявок должен составлять не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня открытия доступа к заявкам. Данный срок может быть продлен инициатором закупки или закупочной комиссией с пересмотром сроков поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), в случае необходимости».

В соответствии с п. 13.1.5 Положения о закупках Заказчика: «Публикация сведений о состязательной закупке. Извещение, документация и проект договора размещаются заказчиком на электронной площадке (в случае проведения в электронной форме), а также на сайте Общества, в соответствии с пунктом 6.2 и являются приглашением поставщикам (подрядчикам, исполнителям) делать предложения (оферты) в адрес Заказчика».

В соответствии с п. 6.2.1 Положения о Закупках Заказчика: «Информация и документы, предусмотренные законом о закупках, размещаются в единой информационной системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В соответствии с пп. 6) п. 6.2.3 Положения о Закупках Заказчика: «При осуществлении закупки, за исключением закупки неконкурентным способом, в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещается следующая информация о закупке:

6) протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов (пункт 5.3.8), при этом датой подписания считается дата подписания протокола всеми членами закупочной комиссии, проставленная под подписью председателя закупочной комиссии».

В соответствии с п. 4.10.2. Закупочной документации: «Решение закупочной комиссии по определению Победителя закупки и Участника закупки, занявшего второе место, отражается в итоговом протоколе заседания комиссии».

Протокол № 2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки не содержит решение закупочной комиссии по определению Победителя закупки и Участника закупки, занявшего второе место.

Отдельно хотелось бы отметить, что Заказчиком в нарушение норм ФЗ № 223, Положения о закупках Заказчика не размещены протоколы в единой информационной системе. Протокол № 2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки размещен только на сайте Заказчика, на ЭТП он отсутствует (принт в приложении к жалобе).

Протокол № 2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки размещен в ЕИС 29.12.2021 04:05 (МСК+6) по адресу https://clck.ru/aeemQ . Размещенный протокол имеет противоречивые данные: Закупка признана несостоявшейся; Причина признания закупки несостоявшейся - По итогам рассмотрения допущен только один участник закупки.

Сам протокол не может им являться, так как информация в нем гласит: «Информация о проведении закупки. Извещение о проведении, документация, протоколы Состязательной закупки в электронной форме в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Саханефтегазсбыт» размещается на сайте Общества www.саханефтегазсбыт.рф, электронной площадке АО «ОТС» www.otc.ru».

При этом в соответствии с п. 6.6.1 Положения о закупках Заказчика: «Заказчик может дополнительно разместить на сайте Общества следующую информацию по закупочной деятельности: …. е) протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол».

В соответствии с п. 6.6.2 Положения о закупках Заказчика: «Информация на сайте Общества размещается после размещения ее в единой информационной системе».

Очевидно, что своими действиями Заказчик нарушает собственное Положение о закупках, нормы ФЗ № 223 и нормы Гражданского кодекса РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки. Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Пунктом 1 по первому вопросу Протокола № 2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки установлено: «1. На основании п.4.9.2.3 Документации Участникам состязательной закупки ООО «Лин Вектор», г. Набережные Челны, и ЗАО «АБМ Партнер», г. Москва, направить запрос о предоставлении недостающих документов. Ответы на запрос необходимо представить в срок до 14:00 часов (время местное) «20» декабря 2021 года на ЭТП АО «ОТС» www.otc.ru».

При этом пунктом 4.9.2.3. Закупочной документации установлено: «При проведении отборочного этапа закупочная комиссия может направить запросы участникам процедуры закупки (при этом, не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам):

- о разъяснениях положений заявок и предоставлении не представленных документов или представленных в нечитаемом виде. При этом не допускаются запросы или требования о представлении недостающих документов или разъяснений, направленных на изменение существенных частей заявки на участие в закупке, а именно изменение коммерческих условий изменение коммерческих условий такой заявки (предмета закупки, цены договора, сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг));

- об исправлении арифметических, грамматических и иных очевидных ошибок, выявленных в ходе отборочного этапа, с обязательным получением согласия участника с таким исправлением, и направлении исправленных документов. При этом применяются следующие правила:

- при наличии разночтений между ценой, указанной словами и ценой, указанной цифрами, преимущество имеет цена, указанная словами; - при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке, и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке, преимущество имеет итоговая цена;

- при несоответствии итогов умножения единичной цены на количество исправление арифметической ошибки производится исходя из преимущества общей итоговой цены, указанной в заявке».

Протокол № 2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки не содержит доводов о том, какая именно информация запрашивалась у участников закупки и на каком основании. При этом в Протоколе №1 от 26.11.2021 г. не указаны данные для дополнительно запроса.

Данными действиями Заказчика нами усматривается нарушение информационной открытости при проведении закупки, а также предоставление другим участникам закупки преимущественного положения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик размещает итоговый протокол на электронной площадке и в ЕИС в сроки, установленные Положением о закупке.

По итогам проведения процедуры закупки Заказчик формирует и размещает в Единой информационной системе в сфере закупок итоговый протокол в соответствии с требованиями части 27 статьи 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Часть 27 ст.3.4 ФЗ № 223: «Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе».

Часть 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе»: «Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 223 – ФЗ целями регулирования Федерального закона № 223 – ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223 – ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона № 223 – ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно–правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 223 – ФЗ).

Таким образом, действия Закупочной комиссии, не отвечает принципам, установленным Федеральным законом № 223 – ФЗ и нарушает запрет, установленный ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, прошу:

 Рассмотреть настоящую жалобу по существу в порядке и сроки, установленные действующим законодательством РФ;

 Совершить все необходимые действия по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя жалобы, привлечению виновных лиц к административной ответственности в рамках имеющихся полномочий;

 Осуществить внеплановую проверку при размещении заказа в форме состязательной закупки в электронной форме;

. Признать жалобу обоснованной, обязать устранить допущенные нарушения;

 Обязать организатора закупки устранить неправомерные действия в нарушение закона для участия в закупке и провести закупку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

 В соответствии с чч. 18, 19 ст. 18.1 «Закона о защите конкуренции» приостановить торги;

 Обязать организатора закупки отменить протокол № 32110820166-01 от 29.12.2021 г. в рамках закупочной процедуры № 32110820166 (в ЕИС);

 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в отношении всех ответственных должностных физических лиц;

 Обязать Заказчика данной процедуры устранить несоответствие протоколов № 32110820166-01 от 29.12.2021 г., № 2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки от «15-21» декабря 2021 г. действующему законодательству;

 Проверить на соответствие Закупочной документации, Положения о закупках и Федерального закона № 223 дополнительного запроса Заказчика у ООО «Лин Вектор», г. Набережные Челны, и ЗАО «АБМ Партнер», г. Москва.

 Обязать Заказчика данной процедуры завершить закупку в соответствии с Федеральным законом № 223 – ФЗ и Гражданским кодексом РФ.»

13.01.2022 года в адрес Якутского УФАС России поступило ходатайство по делу №014/07/3-2743/2021 от ООО «Лирона Фактор» (вх. №169э от 13.01.2022) со следующим содержанием.

«Во время проведения переторжки 20.12.2021 нами был скачан файл о ходе проведения переторжки (приложение к ходатайству). В файле «ПЕРЕТОРЖКА №10023 ПО ЛОТУ №7975681» отчетливо видно, что первичное ценовое предложение участника №1 (1655193) составляет 7 500,00 с НДС (6 250,00 руб. с НДС). Снижение относительно НМЦ 6 243 750,00 руб. с НДС.

В протоколе №1 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» по открытию доступа к Заявкам Участников ценовое предложение участника №1 (1655193) составляет 6 250 000,00 руб. без НДС.

Во время проведения переторжки функционал ЭТП не даёт возможности ухудшить (увеличить) подаваемое ценовое предложение. При этом в протоколе №2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и проведения итогов закупки от «15-21» декабря 2021 года ценовое предложение участника №1 (1655193) составляет 3 933 000,00 руб. без НДС.»

 

Приложение:

ПЕРЕТОРЖКА №10023 ПО ЛОТУ №7975681

Тип переторжки

Заочная

Время начала переторжки

20.12.2021 14:00 (МСК)

Время завершения переторжки

21.12.2021 03:00 (МСК)

Возможность многократно улучшать собственное предложение

Да

Длительность

 

13:00:00

Начальная максимальная цена

6 250 000,00 руб.

 

ПРЕДОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДО ПЕРЕТОРЖКИ

Место

Наименование участника

Дата и время

Цена

НДС

Цена без НДС

Снижение

1

Участник 1 (1655193)

2021.11.24 15:41:46

7 500,00 руб.

1250 ,00 (руб. (20,0000%)

6 250,00 руб.

6 243 750,00 руб. (99,9000%)

2

Ваше предложение

2021:11:25 16:18:55

4 450 000,00 руб.

0,00 руб.

4 450 000,00 руб.

1 800 000,00 руб. (28,8000%)

3

Участник 3 (1655813)

2021.11.15 11:31:58

5 793 000,00 руб.

0,00 руб.

5 793 000,00 руб.

457 000,00,00 руб. (7,3120 %)

 

ЛУЧШИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Наименование участника

Цена

НДС

Цена без НДС

Снижение

Ваше предложение

3 650 000,00 руб.

0,00 руб.

3 650 000,00 руб.

2 600 000,00 руб. (41,6000%)

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Наименование участника

Заказчик

Дата и время

Цена

НДС

Цена без НДС

Снижение

Ваше предложение

АО «Саханефтегазсбыт» АО

2021.12.20 14:25:23

3 650 000,00 руб.

0,00 руб.

3 650 000,00 руб.

2 600 000, 00 руб. (41,6000%)

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) (далее – Закон о защите конкуренции) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, поданная жалоба участником закупки ООО «Лирона Фактор» на действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Саханефтегазсбыт» Утвержденное Советом директоров АО «Саханефтегазсбыт» от «25» июня 2021 г. № 7-21 (далее – Положение о Закупке).

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 16 ноября 2021 года акционерным обществом «Саханефтегазсбыт» опубликовано извещение №32110820166 о проведении состязательной закупки в электронной форме, на право оказание услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года.

Заказчик: Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Чиряева, дом 3);

Номер извещения: 32110820166;

Предмет договора: Оказание услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года;

Дата публикации извещения: 16.11.2021;

Дата начала срока подачи заявок – 16.11.2021 (МСК+6);

Дата и время окончания подачи заявок: 26.11.2021 в 12:00 (МСК+6);

Дата подведения итогов –(ориентировочно) 30.11.2021 (МСК+6).

Начальная цена 6 250 000,00 рублей.

Заявитель полагает, что Заказчик своими действиями нарушил принцип информационной открытости при проведении закупки, а также предоставил другим участникам закупки преимущественное положение, документация – техническое задание не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заказчик представил возражение, в котором указал, что проведенная закупочная процедура проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства и Положения о закупках АО «Саханефтегазсбыт», и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

30.12.2021 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «Лирона Фактор» (вх. №11233э от 30.12.2021).

30.12.2021 Якутским УФАС России направлено в адрес заявителя и Заказчика Уведомление о поступлении жалобы №014/07/3-2743/2021 (исх. №02/7723 от 30.12.2021).

12.01.2022 в Якутское УФАС России поступило возражение от Заказчика от 2.01.2022 №СНГС-Юр-31 (вх. 125э от 12.01.2022).

13.01.2022 поступило ходатайство по делу №014/07/3-2743/2021 (жалоба по закупке в ЕИС №32110820166) №137 от 12.01.2022 года (вх. 169э от 13.01.2022).

13.01.2022 Якутским УФАС России в адрес Заказчика и электронной торговой площадки направлено Уведомление поступлении ходатайства по делу №014/07/3-2743/2021 с целью получения информации необходимой для рассмотрения жалобы.

14.01.2022 от Электронной торговой площадки поступила запрашиваемая информация исх. №3-м от 13.01.2022 (вх. №207э от 14.01.2022).

14.01.2022 от Заказчика поступило возражение на ходатайство от 13.01.2022 №СНГС-Юр-66 (вх. №208э от 14.01.2022).

17.01.2022 в 15:00 рассмотрена жалоба, по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3.2. статьи 3 Закона о закупках установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно части 12 Раздела V Положения о закупке Заказчиком установлены два способа неконкурентной закупки «состязательная закупка» и «закупка у единственного поставщика».

Подпунктом 1 пункта 12.2 Положения о закупке установлено, что состязательная закупка, осуществляется в порядке, описанном в пункте 13 Положения о закупке.

Закупка путем проведения состязательной закупки может осуществляться Заказчиком для закупок любых товаров, работ, услуг, если начальная максимальная цена договора (цена лота) не превышает 8 000 000,00 (восемь миллионов) рублей включительно (с учетом НДС), а также в случае принятия решения о проведении неконкурентной закупки в форме состязательной закупки вне зависимости о начальной (максимальной) цены договора (цены лота), в случае заинтересованности Заказчика в закупке товаров (работ, услуг) в минимальные сроки, при этом Заказчик знает точные характеристики товара (работы, услуги), и желает купить лучшее, как можно дешевле, но не обязательно по самой низкой цене.

Пунктом 13.1.5 Положения о закупке извещение, документация и проект договора размещаются заказчиком на электронной площадке (в случае проведения в электронной форме), а также на сайте Общества, в соответствии с пунктом 6.2 и являются приглашением поставщикам (подрядчикам, исполнителям) делать предложения (оферты) в адрес Заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Согласно пункту 13.11.1 Положения о закупке протоколы, составляемые в ходе состязательной закупки, размещаются заказчиком на электронной торговой площадке (в случае проведения закупки в электронной форме), а также на сайте Общества, не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов, при этом датой подписания считается дата подписания протокола всеми членами закупочной комиссии.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что размещение протоколов, составляемых в ходе неконкурентной закупки обязательно на электронной торговой площадке и на сайте Заказчика, а в единой информационной системе не обязательно.

  1. Пунктом 3 по второму вопросу Протокола №2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки от 15-21.12.2021 года на основании пункта 4.4.7.4 Документации принято решение отказаться от проведения процедуры состязательной закупки на оказание услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года по Лоту №1.

Согласно пунктам 4.4.7.4 Документации о закупке и 13.6.1 Положения о закупке Заказчик вправе отменить состязательную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) в любое время, вплоть до подведения итогов состязательной закупки, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в состязательной закупке.

В соответствии с пунктами 4.4.7.5 Документации о закупке и 13.6.2 Положения о закупке решение об отмене состязательной закупки размещается на электронной площадке (в случае проведения в электронной форме), а также на сайте Общества в день принятия этого решения, если решение принято до срока окончания подачи заявок. Если решение принято после срока окончания подачи заявок, то сведения об отмене от проведения состязательной закупки отражаются в протоколе заседания комиссии и размещаются на электронной торговой площадке (в случае проведения закупки в электронной форме), а также на сайте Общества не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов.

Таким образом, Протокол №2 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки содержит информацию об отмене закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России, считает данный довод Заявителя необоснованным.

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Согласно подпункту 4 пункта 13.11.3 Положения о закупке Протокол рассмотрения заявок должен содержать следующие сведения, в том числе информацию о запросе от участников закупки разъяснения положений заявок или представление поясняющих/недостающих документов, и результатов таких запросов, если по решению комиссии делались такие запросы.

В соответствии с пунктом 4.9.2.3. Документации о закупке при проведении отборочного этапа закупочная комиссия может направить запросы участникам процедуры закупки (при этом, не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам):

- о разъяснениях положений заявок и предоставлении не представленных документов или представленных в нечитаемом виде. При этом не допускаются запросы или требования о представлении недостающих документов или разъяснений, направленных на изменение существенных частей заявки на участие в закупке, а именно изменение коммерческих условий изменение коммерческих условий такой заявки (предмета закупки, цены договора, сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг));

- об исправлении арифметических, грамматических и иных очевидных ошибок, выявленных в ходе отборочного этапа, с обязательным получением согласия участника с таким исправлением, и направлении исправленных документов. При этом применяются следующие правила:

- при наличии разночтений между ценой, указанной словами и ценой, указанной цифрами, преимущество имеет цена, указанная словами;

- при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке, и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке, преимущество имеет итоговая цена;

 - при несоответствии итогов умножения единичной цены на количество исправление арифметической ошибки производится исходя из преимущества общей итоговой цены, указанной в заявке.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу, что довод заявителя о нарушении принципа информационной открытости при проведении закупки является необоснованным.

  1. В соответствии с частью 27 статьи 3.4. Закона о закупках Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

В свою очередь, часть 14 статьи 3.2. Закона о закупках устанавливает, обязательные сведения, которые указываются в протоколе, составленном по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол).

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России установила, что положения части 14 статьи 3.2. и части 27 статьи 3.4. Закона о закупках не применимы к рассматриваемой закупке в связи с тем, что состязательная закупка, согласно Положению о закупках, является неконкурентным способом закупки.

  1. Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что ходатайство поступившие от ООО «Лирона Фактор» исх. №137 от 12.01.2022 (вх. №169э от 13.01.2022), не содержит информации каким образом были нарушены права и законные интереса участника при проведении переторжки. Данная закупка была отменена Заказчиком Протоколом №2 закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» рассмотрения заявок и подведения итогов закупки.

На основании вышеизложенного, рассмотренные доводы заявителя, по мнению Комиссии Якутского УФАС России считаются необоснованными.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лирона Фактор» на действия (бездействие) Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» при организации и проведении состязательной закупки в электронной форме на право оказания услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года. (извещение №32110820166 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                            ***

 

Члены Комиссии:                                                                                          ***

                                                                                                                            ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны