Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/18.1-30/... от 5 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/18.1-30/2019

 

г. Якутск                                резолютивная часть оглашена «19» февраля 2019 года                                                       

                  изготовлено в полном объеме «20» февраля 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии:

Представитель АО «Алмазы Анабара» – <…> по доверенности №04/с-1582 от 29.12.2018;

Индивидуальный предприниматель <…> лично;

Рассмотрев жалобу от ИП <…> на действия заказчика АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 08 февраля 2019 года поступила жалоба от ИП <…> на действия заказчика АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» (извещение № 31807337623 на официальном сайте: zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

ИП <…> подготовил и направил Заявку с прилагаемыми документами для участия в закупке по оказанию транспортных услуг по перевозке сотрудников (номер извещения в ЕИС 31807337623), проводимой в форме одноэтапного публикуемого запроса предложений в электронной форме с НМЦ 1 789 992,00 руб.

Заявка ИП <…> зарегистрирована в журнале регистрации поступивших заявок под номером 1, что подтверждается Выпиской из Протокола заседания Тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» № 3 от 17 января 2019 года. В соответствии с запросом о предоставлении разъяснений № 108 от 18.01.19г., в том числе, в составе ответа была предоставлена Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам ИП <…>, которая является расширенной справкой, подтверждающей наличие/отсутствие задолженности по ИП: в ней подробная расшифровка задолженности по каждому налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, т.е. заявка ИП <…> полностью соответствует требованиям конкурсной документации.

31 января 2019 г. в дополнение к разъяснению была направлена справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (по состоянию на 14.01.19г.).

01 февраля 2019 года был опубликован Протокол заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» № 7 от 31 января 2019 года «О результатах рассмотрения заявок на участие в закупке № 31807337323 «Оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» с НМЦ 1 789 992,00 руб. в т.ч. НДС со способом и формой проведения закупки в виде одноэтапного публикуемого запроса предложений в электронной форме - № С360-3700/151 от 01.02.2019   12:19.

В Протоколе отмечено, что поступили 2 заявки, из них под № 1 - заявка ИП <…> (13.01.2019г. в 23.12), также отмечено, что после запросов разъяснений участникам, поступил ответ в том числе и от ИП <…>.

По результатам рассмотрения заявок, в соответствии с п. 3.12.6. Документации о закупке, принято решение об отклонении заявки участника № 1 ИП <…> по причине несоответствия заявки по составу документов и/или их оформлению требования указаны в п. 1.2. и п. 6.1.3. Документации о закупке, а именно:

- не соответствует требуемой форме оригинал или нотариально заверенная копия Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора), плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом за последний период или Акт совместной сверки взаиморасчетов между участником и налоговым органом по налогам, сборам, страховым пеням, штрафам, процентам за последний отчетный период;

Согласно п. 6.1.3. Закупочной документации Участник должен соответствовать следующим обязательным требованиям: Отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Считаем, необоснованным и незаконным отклонение заявки Участника № 1 - <…> по причине не соответствия требуемой форме, а именно, в конкурсной документации запрашивалась Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов: в ней фиксируется наличие/отсутствие задолженности без расшифровки, а приложенная к документации ИП <…> Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам является более развернутой формой требуемой справки, что и было подтверждено.

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов (утв. приказом ФНС РФ от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@) предназначена для подтверждения наличия либо отсутствия задолженности налогоплательщика по перечислению налогов, наличию или отсутствию неоплаченных штрафов, пеней.

Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам (утв. приказом ФНС РФ от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@) является еще одним документом, из которого налогоплательщик может почерпнуть сведения о наличии задолженности по уплате налогов или отсутствии таковой. Применяется такой документ для организаций и ИП.

При этом, обращаем Ваше внимание на то, что в выписке из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» № 7 от 31 января 2019 года, подписанной Председателем комиссии <…> и секретарем комиссии <…> указано, что дата подписания выписки - 30 января 2019 года, т.е. на 1 день раньше принятия решения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, считаем, что Тендерной комиссией АО «Алмазы Анабара» при проведении указанной закупки были допущены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно участник № 1 - ИП <…> отклонен по формальному основанию, так как в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных поставщиков, организатор торгов должен действовать разумно и добросовестно, и способствовать формированию наибольшего количества участников торгов (Определение Верховного суда PC от 01.07.2016г. № 306-ЭС16-3230 по делу № А57-494/2014).

АО «Алмазы Анабара» представило письменные возражения на жалобу, согласно которым не согласно с доводами жалобы и просит отказать в удовлетворении жалобы.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21 декабря 2018 года опубликована закупка №31807337623 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» и его Документация.

18 января 2019 года в связи с переносом сроков рассмотрения заявок и подведения итогов опубликована 2-я (действующая) редакция документации о закупке по публикуемому одноэтапному запросу предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» (далее – Документация запроса предложений).

Заказчиком рассматриваемого запроса предложений является акционерное общество "АЛМАЗЫ АНАБАРА" (ИНН/КПП 1435152770/143501001).

Рассматриваемый запрос предложений проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно сведениям о положении №1130014016 на официальном сайте: zakupki.gov.ru на момент публикации извещения №31807337623 от 21.12.2018 действовала 13 версия Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» (утверждено Советом директоров АО «Алмазы Анабара» «23» декабря 2016 г. (протокол № 14/16 от 23.12.2016) с изменениями, утвержденными Советом директоров АО «Алмазы Анабара» от 16.04.2018 (протокол № 08/18) (далее – Положение о закупках АО «Алмазы Анабара»).

Пунктом 1.2.14 Информационной карты Документации запроса предложений установлен следующий период подачи заявок на участие в закупке: с 21.12.2018 года; 12:00 (часовой пояс: МСК+6) по 14.01.2019 года; 12:00 (часовой пояс: МСК+6).

В соответствии с пунктом 1.2.17 Информационной карты Документации запроса предложений рассмотрение заявок производится в составе Тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» 31.01.2019 г. в 14:30 (часовой пояс: МСК+6) по адресу Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии 86/3а.

31 января 2019 года состоялась заседание тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №7. Повесткой заседания стали результаты рассмотрения заявок на участие в закупке №31807337623. Результаты заседания оформлены в Выписке из протокола от 30.01.2019.

По итогам проведенного заседания тендерная комиссия АО «Алмазы Анабара» решила отклонить заявку ИП <…> по причине несоответствия заявки по составу документов и/или их оформлению:

- Оригинал или нотариально заверенная копия Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом за последний отчетный период или Акт совместной сверки расчетов между участником и налоговым органом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за последний отчётный период.

Указанное отклонение от участия заявки ИП <…> посчитал необоснованным, в жалобе так же указано на несоответствие даты проведения заседания тендерной комиссии и даты подписания выписки из протокола заседания.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 25.2 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» Заказчик устанавливает требования к документам, иным источникам информации, подтверждающим соответствие предъявляемым требованиям (включая требования к продукции, допущенному участнику и т.д.). При этом Заказчик вправе:

1) определить требуемые формы документов (в том числе формы, заполняемые поставщиком);

2) определить способы заверения документов, их копий, переводов на русский язык, способ предоставления образцов (информации о них);

3) установить, в отношении каких требований он может ограничиться декларативной формой подтверждения соответствия со стороны поставщика или заверением для обстоятельств, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения.

Пунктом 29.10.6 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» установлено, что основаниями для отказа в допуске (отклонении) является несоответствие заявки по составу и/или оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений.

Пунктом 1.2.29 Информационной карты Документации запроса предложений определен состав документов заявки. Подпунктом 2.6 пункта 1.2.29 Информационной карты Документации запроса предложений установлено, что заявка, подаваемая от индивидуального предпринимателя, должна содержать, в том числе, оригинал или нотариально заверенная копию Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом за последний отчетный период или Акт совместной сверки расчетов между участником и налоговым органом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за последний отчётный период. В случае, если в Справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов указано, что участник закупки имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, представляется Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, процентам организаций. В случае наличия недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, представляются документы, подтверждающие обжалование указанной недоимки.

Согласно пункту 3.5.2 Документации запроса предложений заявка должна содержать полный комплект документов согласно перечню, определенному в п. 1.2.29 информационной карты.

Таким образом, требования подпункта 2.6 пункта 1.2.29 Информационной карты Документации запроса предложений являются обязательными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.12.6 Документации запроса предложений отказ в допуске возможен в случае несоответствия заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений.

Согласно описи документов заявки ИП <…> направил на участие в запросе предложений на оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» 28 наименований документов, в том числе справку о состоянии расчетов по налогам ИП.

Оригинал или нотариально заверенная копия Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом за последний отчетный период или Акт совместной сверки расчетов между участником и налоговым органом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за последний отчётный период в составе заявки ИП <…> отсутствовали.

Согласно пункту 29.10.3 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» в рамках рассмотрения заявок допускается направление запросов любому из участников по предоставлению разъяснений в отношении поданных ими заявок, в том числе по вопросам ценообразования. В запросах разъяснений не допускаются требования о предоставлении документов и/или сведений, не предусмотренных требованиями документации о закупке.

Согласно пункту 3.12.4 Документации запроса предложений в рамках процедуры рассмотрения заявок допускается направление запросов участникам по предоставлению разъяснений в отношении поданных ими заявок.

На основании изложенного, Заказчик АО «Алмазы Анабара» подготовил и направил ИП <…> письмо №108 от 18.01.2019 о предоставлении разъяснений, согласно которому просил прислать в срок до 23.01.2019 документы, предусмотренные Документацией запроса предложений, в том числе указанную справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов или Акт совместной сверки расчетов.

22 января 2019 года ИП <…> в ответ на указанное письмо АО «Алмазы Анабара» представил следующие документы:

  1. Справка №172830 от 10.019 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
  2. Заполненные и подписанный проект договора.

Оригинал или нотариально заверенная копия Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом за последний отчетный период или Акт совместной сверки расчетов между участником и налоговым органом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за последний отчётный период в приложении к указанному ответу не представлялся.

На рассмотрение жалобы по существу ИП <…> представил письмо №03 от 31.01.2019 «О предоставлении документов по закупке №31807337623» в соответствии с которым просил принять в дополнение к письму №02 от 22.01.2019 справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 14.01.2019.

Вместе с тем, указанное письмо было направлено по истечении срока подачи заявок на участие в закупке и срока предоставления дополнительных документов, установленного в письме АО «Алмазы Анабара» №108 от 18.01.2019.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что тендерная комиссия АО «Алмазы Анабара» обоснованно решила отклонить заявку ИП <…> по причине отсутствия документов, обязательное предоставление которых было предусмотрено в Документации запроса предложений.

Согласно возражениям АО «Алмазы Анабара» в Выписке заседания тендерной комиссии от 31.01.2019 в графе «Дата подписания выписки» допущена опечатка, выписка из протокола подписана электронной цифровой подписью председателя и секретаря 01 февраля 2019 года.

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев указанную выписку, пришла к выводу о том, что допущенная опечатка не может и не могла повлиять на права и интересы участников закупки в связи с тем, что неверное указание даты подписания выписки не оказывает воздействия на условия подачи заявки, ее рассмотрения и в целом, не может повлиять на существенное нарушение процедуры проведения запроса предложений.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев действия заказчика АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» (извещение № 31807337623 на официальном сайте: zakupki.gov.ru), указанные в жалобе ИП <…>, приходит к выводу о том, что довод заявителя о необоснованном и незаконном отклонении заявки ИП <…> является несостоятельным, опечатка в выписке из протокола заседания тендерной комиссии заказчика не влияет на права и интересы участников закупки.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика АО «Алмазы Анабара» (ОГРН 1041400254950, ИНН 1435152770, КПП 143501001, 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18, блок Б) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по перевозке сотрудников АО «Алмазы Анабара» (извещение № 31807337623 на официальном сайте: zakupki.gov.ru) – необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны