Решение (комиссия) №ИЛ/1565/24 РЕШЕНИЕ по делу №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопол... от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск резолютивная часть оглашена «12» марта 2024 года

изготовлено в полном объеме «26» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

*** – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

***– заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

***– генерального директора ООО «Сунтарцеолит».

***– представителя ООО «Сунтарцеолит» по доверенности от 28.02.2024 г. №03/24.

*** – представителя по доверенности ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 20.11.2023 №564.

рассмотрев дело №014/01/10-901/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сунтарцеолит» (678290, Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Сунтар, ул. Вилюйская, 1, Б, ОГРН: 1021400835763, ИНН: 1424000895, КПП: 142401001) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) были рассмотрено заявление ГУП «ЖКХ РС (Я)» (далее – заявитель) от 07.03.2023 № б/н (вх. №1694 от 09.03.2023) на действия ООО «Сунтарцеолит» (далее – Ответчик) указывающие на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №45/23 от 09.06.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сунтарцеолит» (678290, Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Сунтар, ул. Вилюйская, 1, Б, ОГРН: 1021400835763, ИНН: 1424000895, КПП: 142401001); возбуждено дело №014/01/10-901/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было назначено на «10» августа 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 общество с ограниченной ответственностью «Сунтарцеолит» направило письменный отзыв по обстоятельствам дела, в котором указывает, что ООО «Сунтарцеолит» в соответствии с частью 2.1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не занимает доминирующее положение и на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» просит прекратить дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.08.2023 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было назначено на «07» сентября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.09.2023 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было назначено на «24» октября 2023 года в 16 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.09.2023 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было назначено на «15» ноября 2023 года в 16 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15.11.2023 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было назначено на «12» января 2024 года в 16 часов 00 минут.

В адрес ООО «Сунтарцеолит» направлен запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23.

22.12.2023 г. в Якутское УФАС России от ООО «Сунтарцеолит» сопроводительное письмо с ответом на запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23 (в приложениях направлены заполненные таблицы №1-4).

Между тем, согласно запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23 необходимо предоставить информацию согласно приложению (таблицы №1-№6), а также предоставить перечень лиц, входящих в одну группу по форме утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 №293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

Комиссией Якутского УФАС России, установлено, что ООО «Сунтарцеолит» предоставил информацию согласно приложению только по 2022 году (таблицы №1-№4). В таблице №4 отсутствует информация о периоде поставки Продукции 9не указан месяц и год).

12.01.2024 г. в Якутское УФАС России от ООО «Сунтарцеолит» поступило ходатайство о продлении срока представления документов по запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23 до 22.01.2024 г.

Комиссия Якутского УФАС России, посовещавшись, решила удовлетворить ходатайство ООО «Сунтарцеолит» от 12.01.2024 о продлении срока предоставления информации по запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23 и продлить срок предоставления информации по запросу информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23 до 22.01.2024 г.

11.01.2024 г. от ООО «Сунтарцеолит» поступил ответ на запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5942/23.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.01.2024 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было назначено на «28» февраля 2024 года в 16 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.02.2024 рассмотрение дела №014/01/10-901/2023 было отложено в связи с принятием заключения по обстоятельствам дела и назначено на «12» марта 2024 года в 17 часов 00 минут.

От ГУП «ЖКХ РС (Я)» поступило дополнение по делу согласно которому, ГУП «ЖКХ РС (Я)» просит выдать Ответчику предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об установлении экономически обоснованной цены на уголь и о необходимости производства перерасчета в рамках заключенных договоров на поставку угля на 2023 год по ценам, установленным решением.

По результатам рассмотрения действий ООО «Сунтарцеолит» в части роста стоимости поставки бурого угля марки «Б» за одну тонну для прочих потребителей на территории Сунтарского улуса, установлено наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Датой присвоения ООО «Сунтарцеолит» - ОГРН является 24.10.2002, действует на основании Устава и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли.

Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Сунтарцеолит» осуществляет добычу бурого угля (лигнита) открытым способом.

При добыче ООО «Сунтарцеолит» бурого угля и обладает лицензией № ЯКУ02238ТЭ - на добычу бурого угля в Кемпендяйском месторождении.

Статья 10 Закона о защите конкуренции несет запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Таким образом, для квалификации действий ООО «Сунтарцеолит» по статье 10 Закона о защите конкуренции наличие доминирующего положения является обязательным.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В силу части 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

Так, согласно данным государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральной налоговой службы выручка ООО «Сунтарцеолит» за 2022 год составила *** рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями ООО «Сунттарцеолит» являются физические лица.

Между тем, ООО «Сунтарцеолит» является учредителем ООО «Сунтарэнерго» и входит в одну группу лиц.

Таким образом, на ООО «Сунтарцеолит» не распространяются исключения предусмотренные частью 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Якутским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Регламент), проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки бурого угля марки «Б» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 05.06.2023 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» вся территория Республики Саха (Якутия) является местностью, которая относится к районам Крайнего Севера.

Экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и ограниченные сроки завоза грузов в субъекты Российской Федерации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в короткие сроки навигации.

При выявлении условий обращения услуги (товара), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (покупателем), учтено следующее:

- территориальное расположение продавца и покупателя услуг –покупатели угля расположены в Сунтарском улусе, однако уголь ими закупается как правило, по принципу приближенности поставщика марки, которую они используют в своей деятельности.

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности). К специфическим особенностям Северо - Восточных территорий России, какой среди прочих является Республика Саха (Якутия) (большая территория – 3083,5 тыс. км², значительная отдалённость от других регионов, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России, малоразвитая транспортная инфраструктура внутри региона).

- особенности транспортной инфраструктуры, возможность/невозможность перемещения товара к покупателю.

Стоимость перевозки в зависимости от удаленности продавца от потребителя на территории Республики Саха (Якутия), так как транспортные расходы (в частности расходы на топливо) являются одной из составляющих, в конечной стоимости товара и занимают существенную часть в затратах покупателя.

На выбор потребителем – поставщика, влияет принцип приближенности последнего. Это так же влияет и на поставку угля в сроки, установленные в договоре, а также на возможность поиска перевозчика по найму, либо перевозку собственными силами (наличие необходимого состава автопарка).

Для перевозки больших (средних) объемов угля необходимо наличие автотранспорта с определённой грузоподъемностью и находящегося постоянно на линии. Если покупателю в процессе потребления необходим большой запас угля, то могут возникнуть сложности при его перевозке в другие улусы (районы).

- климатические особенности Республики Саха (Якутия) так же влияют на доставку твердого топлива между районами региона. Так, в зимний период возможен срыв графиков поставок из-за непогоды, отсутствия автомобильных дорог надлежащего качества, и пропускной способности автодорог. Учитывая, то что часть угля доставляется на территорию Республики Саха (Якутия) водным транспортом в том числе с помощью переправы, по автозимнику, необходимо успеть завершить поставку до закрытия навигационного периода, либо с момента открытия автозимника (ледовой переправы);

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным (81 процент), из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника.

Согласно проанализированным договорам поставки предусмотрена реализация угля конкретной марки.

Район производства и потребления угля совпадают (либо близко расположены) по причине изначального заложенного принципа снижения транспортных издержек.

Как установлено Комиссией Якутского УФАС России, ООО «Сунтарцеолит» заключил договоры только с близлежащими районами, а такие хозяйствующие субъекты при проведении «теста гипотетического монополиста» сообщили, что при повышении стоимости приобретатели будут покупать рассматриваемый товар (в большинстве случаев) у того же поставщика, на территории Сунтарского улуса в связи с транспортной доступностью.

Таким образом, снижения объема продаж товара в пределах Сунтарского района, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка, не произойдет (так как объемы потребляемого угля котельными рассматриваемых улусов рассчитаны на поддержание отопительного сезона, а сокращение объемов может вызвать критическую ситуацию с теплоснабжением и подачей горячей воды для потребителей региона).

На основании вышеизложенного, при проведении анализа нельзя учитывать иные хозяйствующие субъекты, в связи с тем, что рынок поставки бурого угля марки «Б» (для прочих потребителей) в Сунтарском улусе не является конкурентным, а именно из-за того, что на территории Сунтарского улуса отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, которые занимаются поставкой бурого угля (для прочих потребителей).

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом стопроцентной доли ООО «Сунтарцеолит» на вышеуказанном товарном рынке за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, пришла к выводу, что положение ООО «Сунтарцеолит» на товарном рынке поставки бурого угля марки «Б» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года является доминирующим.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении дела № 014/01/10-901/2023 пришла к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Сунтарцеолит» по итогам 2022 года занимало доминирующее положение на рынке поставки бурого угля марки «Б» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Сунтарского района Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 5¹ статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 014/01/10-901/2023.

В результате проведенного исследования по итогам 2022 года установлено, что рынки оптовой торговли бурым углем марки «Б», в границах Сунтарского улуса являются высококонцентрированными.

По итогам 2022 года на рынке оптовой торговли углем марки «Б» предварительно в географических границах Сунтарского улуса признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Сунтарцеолит» с долей 100%. Конкурентную среду на вышеназванном рынке можно оценить, как не развитую.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку бурого угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки бурого угля (для прочих потребителей) самостоятельно.

Комиссия Якутского УФАС России при анализе сведений покупателей бурого угля марки «Б» за период с 01.01.2022 г по 22.12.2023 г. ООО «Сунтарцеолит» установила следующее.

Таблица №1. Сведения обо всех покупателях бурого угля марки «Б» с 01.01.2022 г. по 22.12.2023 г.

По состоянию на 22.12.2023 г. ООО «Сунтарцеолит» заключил договора на поставку бурого угля с 24 контрагентами.

Розничные цены на бурый уголь, реализуемый прочим потребителям, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, в полномочия Госкомцен РС (Я) не входит согласование и утверждение цен на уголь ООО «Сунтарцеолит», реализуемый для прочих групп потребителей.

Между тем, в рамках поручений Главы Республики Саха (Якутия) *** №Пр-898-А1 от 13.02.2023 г. и Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) * №Пр-248-П1 от** 03.11.2022 г.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).

На территории Сунтарского района хозяйственную деятельность по добыче бурого угля марки «Б» открытым способом осуществляет только АО «Сунтарцеолит».

В 2022 году цена бурого угля марки «Б» изменялась и составляла: в январе – ***, феврале – *** (109,3% рост к началу 2022 года), в сентябре цена составляла:*** (110,5%), при этом, по договору от 20.09.2022 №6 с ООО «Сайдам» цена на уголь составила *** (рост на 32,75%), а в 2023 году с этим же заказчиком цена возросла на 32,38% и составила ***

Вместе с тем, согласно материалам, представленным ООО «Сунтарцеолит» в 2022 году в период с января – ноябрь производственная себестоимость единицы продукции была уровне и составляла*** руб., в декабре – *** руб. При этом, общехозяйственные расходы соответствуют уровню производственной себестоимости единицы продукции, что является по сути не верным, так как общехозяйственные расходы относятся к реализации продукции и не могут соответствовать значениям производственной себестоимости продукции.

Также в марте 2022 года были заложены резервы на предстоящие расходы в размере ***рублей, к материалам дела не представлены пояснения по данным резервам.

В соответствии с письмом Госкомцен РС(Я) от 11.07.2023 г. №23/02и-1673 была согласована стоимость бурового угля марки «Б» на 2023 год в следующих размерах:

- на карьере ***, без НДС с ростом на 21,5% от стоимости 2022 г.;

- с погрузкой ***, без НДС с ростом на 20,6% от стоимости 2022 года.

Согласно информации представленной в таблице №1 в 2023 году цена бурого угля марки «Б», без учета НДС изменялась 4 раза: апрель – 1794,10 руб./т. (увеличение на 7,5% от согласованной стоимости с погрузкой), в сентябре цена изменилась 2 раза и составила: *** (11,8%), ***(19,7%), в октябре – ***(42,35%) (ООО «Сайдам»).

Бурый уголь Кемпендяйского месторождения реализуется котельным хозяйствам Сунтарского, Ленского, Олекминского улусов. В Сунтарский и Ленский улусы поставка товаров осуществляется до котельных заказчиков силами ООО «Сунтарцеолит», в Олекминский улус поставка осуществляется на карьере угольного разреза, доставкой транспорта занимается Заказчик.

Согласно письму от 06.10.2022 №23/02и-3054 Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Якутским УФАС России, установлено, что согласно пункту Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо бытовое и керосин, реализуемые населению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 № 468 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» Госкомцен РС (Я) в целях реализации основных задач в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливает цены (тарифы) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. Так цены для населения утверждены приказом ГКЦ РС (Я) от 27.06.2022 № 26 «Об утверждении цен на твердое топливо, реализуемое населению Республики Саха (Якутия)».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Сунтарцеолит» нарушило положения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к заключению о том, что общество с ограниченной ответственностью «Сунтарцеолит» при установлении стоимости поставки бурого угля марки «Б» установило монопольно высокую цену товара чем, имеет признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии 28.02.2024 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 014/01/10-901/2023.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 014/01/10-901/2023 в Якутское УФАС России от Ответчика поступили письменные пояснения.

Согласно данным пояснениям, ООО «Сунтарцеолит» считает, что на него распространяются требования части 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции, а цена на бурый уголь не является монопольно высокой в связи с тем, что прибыль общества по итогам 2022 года составляет 4%, что является наименьшим показателем среди отраслевых предприятий по добыче угля на территории РС (Я), относительно анализа состояния конкуренции ООО «Сунтарцеолит» считает, что данный анализ необходимо было проводить по всей территории Республики Саха (Якутия), а не только по Сунтарскому району. А контракты заключенные в 2022 году между ФКУ «Исправительная колония №7 УФСИн по РС (Я)» и ООО «Сунтарцеолит» и между ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» и ООО «Сунтарцеолит» по результатам проведения электронного аукциона по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и НМЦК определялась Заказчиком самостоятельно. Дополнительно, ООО «Сунтарцеолит» указал, что на плановые проверки до 2030 года наложен мораторий.

Комиссия Якутского УФАС России, при изучении пояснений и материалов дела указывает на то, что на ООО «Сунтарцеолит» не распространяются требования части 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что ООО «Сунтарцеолит» и ООО «Сунтарэнерго» входят в одну группу лиц, что не подпадает под исключения предусмотренные частью 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Относительно проведения анализа состояния конкуренции на территории Сунтарского района, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что в связи со сложной транспортной доступностью на всей территории Республики Саха (Якутия) включать в анализ состояния конкуренции всю территорию Республики Саха (Якутия) является нецелесообразным.

Ссылка на изменение цены по поставке бурого угля марки «Б» в 2022 году по тексту заключения об обстоятельствах дела №014/01/10-901/2023 является анализом заключения договоров ООО «Сунтарцеолит» с потребителями. Для определения нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не учитывались контракты заключенные по результатам конкурентных процедур.

В отношении довода о невозможности проведения плановых проверок до 2030 года, Комиссия Якутского УФАС России, считает необходимым отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» действует запрет на проведение ФАС России до конца 2030 г. плановых проверок, а также внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Между тем, рассмотрение заявления, возбуждение и рассмотрение дела осуществляются в рамках процедуры, установленной Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Контрольно-надзорные действия, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Якутским ФАС России в данном случае не проводятся.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью «Сунтарцеолит» при установлении стоимости поставки бурого угля марки «Б» установило монопольно высокую цену товара чем, нарушило требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 22, пунктов 2 - 3.1 части 1 статьи 23 и части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольных органов при выявлении нарушений антимонопольного законодательства относится выдача хозяйствующим субъектам и иным лицам предписаний, направленных на прекращение соответствующих нарушений, устранение их последствий, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-901/2023, руководствуясь статьей 10, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Сунтарцеолит» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены на каменный уголь для прочих потребителей;

  2. Выдать обязательное для исполнения предписание;

  3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны