Постановление №014/04/14.3-1193/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного нак... от 30 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 014/04/14.3-1193/2021

г. Якутск 30 июня 2021 г.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Камалова С.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении № 014/04/14.3-1193/2021, составленный в отношении индивидуального предпринимателя Бажуткина Александра Николаевича, ОГРН 315144700014671, ИНН 143521288494, адрес регистрации: Республика Саха (Якутия), с. Пригородный, ул. Озерная, 5/1, д.12, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 315144700014671, ИНН 143521288494, а также материалы дел № 014/05/5-714/2021 и № 014/05/28-2506/2020, указывающие на события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

29.06.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение Платоновой С.Ю. о том, что в июне 2020 года ею отслежено распространение на территории города Якутска рекламы финансовых услуг с использованием рекламной конструкции, размещенной на внешней стене здания комиссионного магазина «Лимон» по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12.

Заявитель сообщает, что реклама продвигает услуги по предоставлению беспроцентного займа на 2 недели, а используемый образ женщины в контексте со слоганом содержит неэтичный двусмысленный подтекст. Заявитель считает, что используемый в распространяемой рекламе образ женщины в платье с декольте содержит оскорбительный образ, ущемляющий человеческое достоинство, а выражение: «Дала соседу, дам и тебе! :) Беспроцентный займ на 2 недели» создает неэтичный контекст.

Проанализировав содержание распространенной рекламы, с учетом содержания, характера, времени и места распространения, для определения вопроса неэтичности рекламы и проведения оценки рекламы на предмет наличия или отсутствия оскорбительного образа, ущемляющего человеческое достоинство, антимонопольным органом 17 марта 2020 г. данное обращение вынесено на обсуждение заседания Общественного совета при Якутском УФАС России, явлющегося совещательно-консультативным субъектом общественного контроля.

По итогам заседания Общественного совета при Якутском УФАС России от 17.03.2021 протоколом от 17.03.2021 рекомендовано территориальному органу возбудить дело по признакам нарушения требований части 6 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») в отношении ИП Бажуткина А.Н.

Определением о возбуждении дела № 014/05/5-714/2021 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 15.04.2021 возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу № 014/05/5-714/2021 от 07.06.2021 реклама услуг по предоставлению беспроцентного займа на 2 недели ИП Бажуткина А.Н., зарегистрированного по адресу: Республика Саха (Якутия), с. Пригородный, ул. Озерная, д. 5/1, фактическое месторасположение: г. Якутск, ул. Пояркова, д.12, ИНН 143521288494, ОГРНИП 315144700014671, распространенная на территории города Якутска с использованием рекламной конструкции, размещенной на внешней стене комиссионного магазина «Лимон», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д.12, со следующим содержанием: «Дала соседу, дам и тебе!:) Беспроцентный займ на 2 недели», признана ненадлежащей, нарушающей требования части 6 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, 31.08.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение ДГУ ЦБ РФ, в котором сообщается о факте распространения на территории г. Якутска рекламы об осуществлении профессиональной деятельности финансовой организации (услуг по выдаче займа) ООО «Лимон» с признаками нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Заявитель указывает, что ООО «Лимон» позиционирует себя в рекламе, как финансовая организация (ломбард) по выдаче займа под залог цифровой и бытовой техники, не являясь ломбардом в силу закона.

Вместе с тем заявитель сообщает, что на фасаде здания и над входом к помещениям комиссионного магазина «Лимон», размещен рекламный баннер следующего содержания: «Займы под залог 721-001». Сочная оценка имущества. Моментальное оформление сделки. Минимальная комиссия. Приятная система лояльности. Идеальный сервис. Деньги есть всегда». В рекламе используется логотип «Лимон». В обращении приложены фотографии с места распространения рекламы от 04.08.2020.

Как утверждает заявитель, ООО «Лимон» являясь комиссионным магазином, позиционирует в рекламе себя, как ломбард, и фактически осуществляет предоставление услуг по выдаче потребительских займов под залог цифровой техники, не имея права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Определением о возбуждении дела № 014/05/28-2506/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 01.09.2020 возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу № 014/05/28-2506/2020 от 19.10.2020 реклама ИП Бажуткина А.Н. о выдаче займов под залог, распространенная с 10.05.2020 по 17.09.2020 с использованием двух рекламных конструкций, размещенных (монтированных) на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова д. 12, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

22.06.2021 по факту нарушения законодательства о рекламе главным специалистом-экспертом отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Дьяконовой А.И. в отношении ИП Бажуткина А.Н составлен протокол по делу № 014/04/14.3-1193/2021 об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. ИП Бажуткин А.Н. 22 июня 2021 года при составлении протокола об административном правонарушении признал нарушение, допущенное им нарушения – по делу №014/05/5-714/2021 устранено 30 июля 2020, по делу № 014/05/28-2506/2020 устранено 15.10.2020, данные обстоятельства подтверждаются фотографиями фасадов зданий, на которых распространялись вышеуказанные рекламы.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела по делу № 014/04/14.3-1193/2021 об административном правонарушении от 22.06.2021 рассмотрение настоящего дела назначено на 30 июня 2021 года в 15 час 00 мин удаленно посредством сервиса web-видеоконференцсвязи TrueConf по адресу: https://fas1.tconf.rt.ru/c/9799392314.

30 июня 2021 года в 15 час 00 мин на рассмотрение настоящего дела лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении не явилось, к видеоконференции не присоединилось, представителя (защитника) не направило, пояснений не представило.

В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления ИП Бажуткина А.Н. о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении – копия определения им получена 22.06.2021, что подтверждается распиской на определении о назначении времени и места рассмотрения дела по делу № 014/04/14.3-1193/2021 об административном правонарушении.

Изучив протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела, пришел к следующим выводам.

Реклама услуг по предоставлению займа ИП Бажуткина А.Н. распространялся с использованием рекламной конструкции, размещенной на внешней стене здания комиссионного магазина «Лимон», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д.12, содержится следующая информация: «Дала соседу, дам и тебе! :) Беспроцентный займ на 2 недели». Реклама содержит изображение молодой женщины со слоганом «Дала соседу, дам и тебе! ;)Беспроцентный займ на 2 недели». А также указание на Инстаграм-аккаунты: limon14_ykt, _miller.official. Данное обстоятельство подтверждается фотографиями, приложенными в заявлении от 29.06.2020г.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама содержит изображение молодой женщины, созданный молодой женщиной (девушкой) образ, ее поза, неприкрытые части тела и их натуралистическое изображение, в общем контексте со слоганом «Дала соседу, дам и тебе! ;)» создает пошлую сцену с непристойным сексуальным сюжетным подтекстом, которая может вызывать у потребителя рекламы ощущение двусмысленности рекламы, а также чувство аморального, антиэстетичного поведения в обществе. Картина содержит действие сексуального характера, которое не соответствует нравственным критериям, оскорбляет честь и достоинство личности, использование женщин в непристойном и оскорбительном образе, ради достижения цели рекламы (по выдаче беспроцентных займов на 2 недели, а также при осуществлении комиссионной деятельности) неэтично.

Вместе с тем, рассматриваемая реклама в части содержания текста: «Беспроцентный займ на 2 недели» привлекает внимание к финансовой деятельности, а использование в рекламе логотипа «Лимон», создает впечатление об осуществлении финансовой деятельности комиссионным магазином «Лимон» по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д.12 ИП Бажуткиным А.Н.

При таких обстоятельствах, совокупное содержание рассматриваемой рекламы, дает основание полагать, что объектом в рассматриваемой рекламе выступают финансовые услуги по выдаче займов, информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к деятельности финансовой организации, исходя из использования логотипа «Лимон», а также указания на Инстаграм-аккаунты: limon14_ykt, _miller.official.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством установки рекламной конструкции, является рекламой.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Таким образом, указание в рассматриваемой рекламе информации о том, что комиссионным магазином «Лимон» – ИП Бажуткиным А.Н. оказывается деятельность по выдаче займов, вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку комиссионный магазин не осуществляет финансовую деятельность, что указывает на признаки нарушения требований части 6 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из представленных в материалы дела ИП Бажуткиным А.Н. документов установлено, что ИП Бажуткин А.Н. не осуществляет финансовую деятельность.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама услуг по предоставлению займов, распространяемая ИП Бажуткиным А.Н. на территории города Якутска с использованием рекламной конструкции, размещенной на внешней стене здания комиссионного магазина «Лимон» по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д.12, в которой содержится оскорбительный образ, ущемляющий человеческое достоинство, а именно образ девушки в платье с декольте со следующим содержанием: «Дала соседу, дам и тебе! :) Беспроцентный займ на 2 недели», является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 6 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, материалами дела № 014/05/28-2506/2020 установлено, что реклама услуг по выдаче займа ИП Бажуткина А.Н. распространяется с использованием рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания и над входом к помещениям комиссионного магазина «Лимон», по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова 12, следующего содержания: «Займы под залог 721-001». Сочная оценка имущества. Моментальное оформление сделки. Минимальная комиссия. Приятная система лояльности. Идеальный сервис. Деньги есть всегда». В рекламе используется логотип «Лимон». В обращении приложены фотографии с места распространения рекламы от 04.08.2020.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Совокупное содержание рассматриваемой рекламы, дает основание полагать, что объектом в рассматриваемой рекламе выступают финансовые услуги по выдаче займов под залог цифровой техники, информация направленна на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к деятельности финансовой организации, при этом, исходя использования логотипа «Лимон», а также указания телефонного номера 721-001, создается впечатление, что выдачу потребительского займа в залог, осуществляет ООО «Лимон».

Согласно статье 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Вместе с тем, заявитель указывает, что ООО «Лимон» не внесено в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, лицензия на осуществление банковской деятельности не выдавалась и не относится к числу субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц в депозиты, а распространение рекламы об оказании незаконных финансовых услуг, противоречит требованиям части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Заявитель указывает, что ООО «Лимон» не является ни ломбардом, ни микрофинансовой организацией, не состоит в государственном реестре профессиональных кредиторов Банка России, размещенных в сводном реестре на сайте http://cbr.ru/.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме ФАС России от 13.08.2010 №АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг» в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим арбитражным судом РФ в постановлении Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В ходе рассмотрения дела в материалы дела ООО «Лимон» представлена информация, что отношение к производству и размещению рассматриваемой рекламы имеет ИП Бажуткин А.Н., данные обстоятельства подтверждаются договором возмездного оказания услуг от 10.05.2020 между ООО «КонтейнерДжекаДениэлса» и ИП Бажуткиным А.Н.

Материалами дела установлено, что рассматриваемая реклама размещалась ИП Бажуткиным А.Н. в мае 2020 года в интересах комиссионного магазина «Лимон».

Таким образом, материалами дела подтверждается, что рекламодателем, а равно рекламораспространителем выступает ИП Бажуткин А.Н. При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Лимон» отношение к вопросам производства и распространения рассматриваемой рекламы не имеет.

В рассматриваемой рекламе комиссионного магазина «Лимон», при указании о выдаче займа под залог, указан номер телефона 721-001, который с 27.07.2020 используется ООО «Лимон» для осуществления деятельности.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Таким образом, из представленного в материалы дела ООО «Лимон» договора комиссии установлено, что под вывеской комиссионного магазина «Лимон» по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, 13, кв. 53 деятельности комиссионного магазина осуществляет ООО «Лимон».

Данные обстоятельства подтверждаются письмом ООО «Лимон» от 11.09.2020, согласно которому Общество осуществляет деятельность комиссионного магазина по данному адресу, для этих целей Обществом на основании договора субаренды нежилого помещения от 10.06.2020 с ИП Бажуткиным А. арендовано помещение под офис общей площадью 45 кв.м по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12, кв. 53. Также осуществление комиссионной деятельности ООО «Лимон» подтверждает представленный самим Обществом договор комиссии №АА001337 от 28.09.2020. Согласно настоящему договору комиссии комитент сдает комиссионеру сотовый телефон на сумму 3 250 рублей, срок реализации 30 дней, при этом, настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон до 28.10.2020, если данное имущество не было реализовано, в этом случае комитент должен вернуть комиссионеру сумму продажи имущества, а также оплатить комиссионное вознаграждение. В случае если комитент расторгает договора после 28.10.2020, то кроме суммы оценки и вознаграждения, комитент должен оплатить неустойку. При этом, комиссионное вознаграждение составляет 13,8% (30 дней) или 0,46% в день от суммы продажи, неустойка начисляется в размере 2% в день от суммы оценки.

Таким образом, согласно условиям договора комиссии № АА001337 от 28.09.2020 при расторжении договора до 28.10.2020 комитент оплачивает 3 698 рублей, а также комиссионное вознаграждение в размере 448 рублей.

Материалами дела установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Лимон» заявлена деятельность по коду ОКВЭД – 47.99.5 Деятельность по осуществлению розничных продаж комиссионными агентами вне магазинов.

Таким образом, материалами дела установлено, что Общество фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, поскольку, передавая денежные средства гражданам до реализации переданного имущества, осуществляет возмездное хранение такого имущества с взиманием вознаграждения, определенного действующей системой тарифов, что характерно для договора займа, а не договора комиссии.

Факты осуществления Обществом незаконной финансовой деятельности также подтверждаются устными пояснениями директора Бажуткина А.Н., который сообщил, что комиссионный магазин «Лимон» выдает денежные средства сразу в виде аванса после того, как клиент сдал имущество (устройство), до продажи сданного на реализацию по договору комиссии имущества.

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц, поэтому осуществление ее обычными коммерсантами без получения лицензии или специального статуса не допускается

Таким образом, материалами дела установлен факт осуществления ООО «Лимон» деятельности по предоставлению потребительских займов под залог сдаваемой цифровой техники.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц, поэтому осуществление ее обычными коммерсантами без получения лицензии или специального статуса не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» потребителями рекламы считаются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (неопределенный круг лиц).

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом продукте приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

В рассматриваемой рекламе комиссионного магазина «Лимон», указывается о выдаче займов под залог, указан номер телефона ООО «Лимон», что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В материалы дела ИП Бажуткиным А.Н. представлен договор комиссии № АЕ000048 от 15.10.2020 из содержания которого следует, что гражданин (комитент) поручает комиссионеру за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет комитента сделку по реализации имущества комитента по адресу г. Якутск, пр. Ленина 45В. При этом комиссионер в счет будущих продаж передает авансом комитенту часть денежных средства в размере 4000 рублей, договор вступает в силу с момента подписания сторонами на 30 календарных дней. При этом, в случае досрочного расторжения договора комитент обязан в соответствии со статьей 1001 ГК РФ уплатить комиссионеру вознаграждение в размере 552 рублей и неустойку не менее 200 рублей за исполнение комиссионного поручения и сумму аванса в размере 4000 рублей. Настоящий договор имеет силу акта приёма-передачи, согласованная сторонами цена реализации товара составляет 4 000,0 рублей.

Исходя из содержания договора комиссии № АЕ000048 от 15.10.2020, заключенного между ИП Бажуткиным А.Н. и комитентом, местом исполнения комиссионного поручения, а также нахождения комиссионного магазина является другой адрес: г. Якутск, ул.Кулаковского, д.12.

Следовательно, реклама о выдаче займа под залог ИП Бажуткина А.Н. размещена и распространяется фактически с момента подписания договора субаренды (10.06.2020) помещения в интересах ООО «Лимон»; материалами дела установлено, что распространение рекламы прекращено после 17.09.2020, что подтверждается протоколом от 17.09.2020 составленным Управлением Строительного округа ОА города Якутска в отношении ИП Бажуткина А.Н.

Таким образом, реклама ИП Бажуткина А.Н., распространённая с использованием рекламных конструкций, монтированных на внешнюю стену здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 13 и части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами дела установлено, что рекламодателем ненадлежащей рекламы займа под залог выступает ИП Бажуткин А.Н. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно письменными пояснениями Общества, ИП Бажуткина А.Н., договором возмездного оказания услуг от 10.05.2020 между ООО «КотейнерДжекаДениэлса» и ИП Бажуткиным А.Н., согласно которым содержание рекламы определялось ИП Бажуткиным А.Н.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП – влечет наложение административного штрафа.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем вышеназванной рекламы является ИП Бажуткин А.Н.

Исходя из решений дел № 014/05/5-714/2021 и №014/05/28-2506/2020, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе и доказательств, имеющихся в деле, рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП Бажуткин А.Н., ИНН 143521288494, ОГРНИП 315144700014671, зарегистрированный по адресу: РС(Я), г. Якутск, с. Пригородный, ул. Озерная 5/1, д.12, фактическое месторасположение: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12. Документов, подтверждающих обратное, ИП Бажуткин А.Н. не представил.

Материалами дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования части 6 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» с использованием рекламной конструкции, размещенной на внешней стене комиссионного магазина «Лимон» по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12, осуществлялось ИП Бажуткиным А.Н. в период с 10 июня 2020 г. до конца июля 2020 г.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5, частью 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частью 13 и 14 статьи 28 названного Федерального закона.

Таким образом, реклама по предоставлению займов ИП Бажуткина А.Н. размещалась и распространялась по инициативе ИП Бажуткина А.Н. в период с 10 июня 2020 г. до конца июля 2020 с использованием рекламной конструкции, размещенной на внешней стене комиссионного магазина «Лимон», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д.12. Данное обстоятельство подтверждается фотографиями, приложенными к заявлению от 29.06.2021. Кроме того, реклама по выдаче займов под залог по второму эпизоду размещалась и распространялась по инициативе ИП Бажуткина А.Н. с 10.05.2020 по 17.09.2020 с использованием двух рекламных конструкций, размещенных (монтированных) на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12, что также подтверждается фотографиями, приложенных к заявлению от 31.08.2020.

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Материалами дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам, выступает ИП Бажуткин А.Н, содержание первой рекламы привлекает внимание к услугам по предоставлению займов комиссионного магазина «Лимон», а содержание второй рекламы привлекает внимание к услугам выдачи займов под залог комиссионного магазина «Лимон», расположенного по адресу г. Якутск, ул. Пояркова, д.12.

На момент распространения рекламы ООО «Лимон» не было зарегистрировано в реестре микрофинансовых организаций, дата регистрации Общества 10.06.2020 (ОГРН:1201400006081). Таким образом, по первому эпизоду, фактически до конца июля 2020 года на внешней стене здания комиссионного магазина «Лимон», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 12, ИП Бажуткиным распространялась реклама предоставления займов в целях привлечения клиентов к услугам ломбарда, который ИП Бажуткин А.Н собирался открывать, но в связи недостаточностью средств для организации деятельности ломбарда, принял решение не получать лицензию для ломбардной деятельности. По второму эпизоду до 17 сентября на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова д. 12 ИП Бажуткиным распространялась реклама по выдаче займов под залог. Вместе с тем ООО «Лимон» лицензия на осуществление банковской деятельности не выдавалась и не относится к числу субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц.

Следовательно, материалами дела вина ИП Бажуткина А.Н., как рекламодателя и рекламораспространителя в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг при отсутствии права на осуществление финансовой деятельности с нарушением требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», установлена в полном объеме и подтверждается устными и письменными пояснениями представленными ИП Бажуткиным А.Н.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно требований части 6 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Таким образом, являясь рекламодателем и рекламораспространителем, рекламы услуг по предоставлению займов ИП Бажуткин А.Н., распространив, с использованием рекламной конструкции с 10 июня 2020 по конец июля 2020 г. рассматриваемую рекламу с нарушением требований части 6 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также распространив рекламу услуг по выдаче займов под залог с использованием двух рекламных конструкций с  10.05.2020 по 17.09.2020 с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не предприняв меры по соблюдению законодательства о рекламе, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения - город Якутск.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дел № 014/05/5-714/2021 – с 10.06.2020 - конец июля 2020 и № 014/05/28-2506/2020 – с 10.05.2020 - 17.09.2020.

В силу положения Федерального закона от 03.07.2016 №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 03.07.2016 г. в Кодексе РФ об административных правонарушениях устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 и 2 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу части 3 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Материалами дела установлено, что ИП Бажуткин А.Н является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://egrul.nalog.ru/index.html под № ИЭ9965-21- 105197324 от 23.06.2021, при этом ИП Бажуткин А.Н. признает допущенное правонарушение, нарушение законодательства РФ о рекламе устранено, ранее к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не привлекался.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к разделу II Кодекса РФ об административных правонарушениях, при таких обстоятельствах, с учетом фактов, установленных в ходе рассмотрения дела, за впервые совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административном правонарушении, при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, применение меры ответственности в виде предупреждения отвечает положению Кодекса РФ об административных правонарушениях, и действующему в настоящее время особому условию применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела, характера правонарушения и признания виновных действий, наказание в виде предупреждения за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено в отношении ИП Бажуткина А.Н, поскольку в действиях индивидуального предпринимателя материалами дела не установлены факты причинения вреда или возникновения угрозы, причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

При таких обстоятельствах, с учетом признания виновных действий, а также отсутствия предусмотренных в части 2 статьи 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельств, с учетом положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за впервые совершенное административное правонарушение, рекламодателю ИП Бажуткину А.Н. как субъекту малого предпринимательства может быть назначено административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь частями 1, 2, 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, статьей 4.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

признать ИП Бажуткина А.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (статьи 30.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно статье 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление вступило в законную силу «____» ___________ 2021 г.

Заместитель руководителя

Якутского УФАС России С.В. Камалова

Связанные организации

Связанные организации не указаны