Определение №АК/4009/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №014/01/10-1092/2024 О НАРУШЕН... от 24 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №014/01/10-1092/2024 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

« 24 » июля 2024 года г. Якутск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства *** на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №57/24 от 12.07.2024 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-1092/2024 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

У С Т А Н О В И Л:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление гражданина К. о наличии в действиях со стороны АО «Сахатранснефтегаз» необоснованного завышения стоимости услуг за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, проживающего по адресу: ***, согласно заявлению в каждой квартире установлен газовый котел, который нагревает воду для отопления и для хозяйственных нужд. Все жители многоквартирного дома заключили договор о техническом обслуживании с АО Сахатранснефтегаз» (далее- АО «СТНГ») . При этом, по мнению заявителя каждый год тарифы на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме увеличивается на 1000 рублей, в настоящее время тариф составляет 7 430 рублей, в стоимость тарифа входит разовое обслуживание, время выполнения работ составляет 3-5 минут.

Для объективного всестороннего изучения материалов в адрес АО «Сахатранснефтегаз» были направлены запросы Якутского УФАС России от 15.05.2024 г. №АК/2547/24, от 27.06.2024 г. №АК/3482/24, от 05.07.2024 г. №АК/3661/24.
Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 71-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон №69-ФЗ) и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – ЖК РФ).

Закон № 71-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2023 года.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения.
ЖК РФ в редакции Закона №71-ФЗ устанавливает, что техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования (далее – ВКГО) в многоквартирном доме (далее – МКД) осуществляет специализированная организация, определенная Законом №69-ФЗ и наделенная исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО.
Законом № 69-ФЗ в редакции Закона № 71-ФЗ определено, что газораспределительная организация (далее – ГРО) - это специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
С учетом изложенного, положение газораспределительных организаций на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию ВКГО обладает признаками доминирующего положения, установленными статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающему такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (согласно письму Минстроя России №78494-АЕ/04 от 16.12.2023 г.)
ЖК РФ в редакции Закона №71-ФЗ устанавливает, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования ВКГО в МКД осуществляет специализированная организация, определенная Законом №69-ФЗ и наделенная исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО.

Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» установлено, что размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме рассчитывается исполнителем в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 29.05.2023 №387/пр утверждены методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее - Методические указания №387/пр).
Из документов и материалов, представленных АО «СТНГ» в антимонопольный орган, установлено:
Приказом генерального директора АО «СТНГ» №820/1-П от 31.10.2023 г. «Об утверждении прейскуранта цен на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования для населения» (далее — приказ №820/1-П от 31.10.2023) утверждён прейскурант цен с 01.12.2023 г. на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме и внутриквартирного газового оборудования в МКД.
1. Как установлено Якутским УФАС России на основании представленной информации от АО «СТНГ» в табличной форме с наименованием: «Расчет по ВКГО по запросу УФАС» прейскурант цен по приказу №820/1-П от 31.10.2023 рассчитан не в соответствии с Методическими указаниями №387/пр.
Обществом направлена табличная форма с наименованием «Расчет размера платы по методике» и расчеты с наименованием «Расчет размера платы АО «Сахатранснефтегаз», а также представлена строка с наименованием «Отклонение утвержденных цен от стоимости рассчитанной по Методике Минстроя» представленная как разница между расчетами размера платы АО «Сахатранснефтегаз» и расчетами по Методике Минстроя, что свидетельствует, о признаках нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
1.1. Как установлено Якутским УФАС России при расчете размера платы АО «СТНГ» применил коэффициент на переходы в пределах населенного пункта равный «1», вместе с тем, согласно пункту 5 Методических указаний №387/пр при определении размера платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме, выполняемых в плановом порядке, применяются повышающие коэффициенты.
Величина повышающего коэффициента на переходы в пределах населенного пункта к стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) составляет 1,2.
Таким образом, Обществом некорректно применены нормы пункта 5 Методических указаний №387/пр.
1.2. Согласно письменным пояснениям АО «СТНГ» от 05.07.2024 №У-2577-АТ

«Расчетный плановый размер прибыли по технического обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме рассчитан с учетом необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по техническом обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме размера прибыли. Общество по выполнению работ по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме установил уровень рентабельности в размере 15%, что в пределах среднего показателя рентабельности по ОКВЭД по приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@

Якутское УФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций №387/пр тарифы на работы (услуги) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме следует рассчитывать на следующие единицы измерения оказания данных услуг:
- для газопровода, входящего в состав ВКГО, - на 1 км;
- для газовых приборов, аппаратов и установок - на 1 прибор, аппарат, установку;

- для бытовых газовых счетчиков - на 1 счетчик.
В соответствии с пунктом 24 Методических указаний №387/пр расчетный плановый размер прибыли по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме и техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме следует рассчитывать по следующей формуле:


где:
 
ΣТ
ОВК Д ГО П
- необходимый для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме и техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме размер прибыли;
 
ΣТ
ОВК Д ГО Р
- суммарные расходы, относимые на деятельность по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме и техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме, включая прочие расходы.
Таким образом, при установлении тарифа не учтены пункты 7, 24 Методических рекомендаций №387/пр.
2. Согласно пункту 1 Методических указаний №387/пр размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме рассчитывается специализированной организацией, определенной абзацем четырнадцатым пункта 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. №410, на три календарных года, исходя из тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме, определяющих стоимость технического обслуживания единицы ВКГО в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно приказу №820/1-П от 31.10.2023 установлен значительный рост тарифов с 01.07.2024 г., с 01.07.2025 г., пояснения относительно роста тарифов АО «СТНГ» не представило, также не представлены расчеты ТО газового конвектора со стоимостью 2 500 рублей, с НДС.
Прейскурант АО «Сахатранснефтегаз» на работы по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования:

Таблица (рублей, с НДС)

Пояснения относительно роста стоимости работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в МКД АО «СТНГ» не представило.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 ФЗ о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. АО «СТНГ» нарушило установленный Постановлением №410 порядка ценообразования на оказание услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, что не может не затрагивать (ущемлять) интересы потребители услуг.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом». Таким образом, антимонопольный орган не должен исследовать размер полученной выручки от данного вида деятельности, как наступление вредного последствия от совершенного правонарушения.
Обязанность применения Методических указаний о правилах расчета стоимости технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Минстроя России от 29.05.2023 №387/пр, при формировании цен на оказание услуг (выполнение работ) на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в МКД обоснована. При таких обстоятельствах, действия АО «Сахатранснефтегаз» по применению прейскуранта, утвержденного приказом генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» от 31.10.2023 г. №820/1-П, при формировании цен на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в МКД нарушают установленный порядок ценообразования, противоречат действующему законодательству.
По результатам проведения проверки Якутским УФАС России установлено, что в действиях АО «Сахатранснефтегаз» при установлении стоимости работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в МКД были выявлены признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), в связи с чем возбуждено в отношении АО «Сахатранснефтегаз» дело о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело №014/01/10-1092/2024 к рассмотрению на «30» июля 2024 года в 15 часов 00 минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213, вход со стороны ул. Пояркова;

2. Привлечь к участию в деле №014/01/10-1092/2024 в качестве ответчика АО «Сахатранснефтегаз» (677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18В, офис 501, ИНН 1435142972, КПП 14350100, ОГРН 1031402073097);
3. АО «Сахатранснефтегаз», на основании части 1 статьи 25 и части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 30.07.2024, представить в адрес Якутского УФАС России:
 Письменный отзыв по обстоятельствам дела;
 иные документы, информацию (сведения), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны