Решение №014/07-3-1823/2022 Решение №014/07-3-1823/2022 по жалобе ООО Вега на действия (... от 24 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 014/07/3-1823/2022

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                      резолютивная часть оглашена «19» января 2023 года

изготовлено в полном объеме «24» января 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>– заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...>– главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик): <...>., <...> (представители по доверенностям);

в отсутствие:

представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – ООО «Вега», заявитель), направили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

рассмотрев жалобу ООО «Вега» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к вездеходной технике (извещение №32211785063),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Вега» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго»  при проведении конкурса в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к вездеходной технике (извещение №32211785063 на торговой площадке АО «РАД», tender.lot-online.ru).

Из сути поданной жалобы следует, что закупочная комиссия заказчика неправомерно оценила заявку коллективного участника, поданную ООО «Вега».

Доводы жалобы:

«В ходе закупки закупочной комиссией 1-го уровня был составлен протокол № 32201-ВП от 22.12.2022 года, которым было установлено, что по лоту № 32201-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ) было подано восемь заявок, из которых три заявки удовлетворяют условиям запроса и приняты к дальнейшему рассмотрению. Среди принятых к дальнейшему рассмотрению заявок по лоту была заявка ООО «Вега». Этим же протоколом три заявки были допущены до процедуры переторжки. Протоколом № 32201-ВП от 22.12.2022 года процедура переторжки была признана состоявшейся, утвержден расчет баллов, в соответствии с которым победителем закупки было признано ООО «ТД «Агроснабсервис» (ИНН 7452100035).

ООО «Вега» считает, что расчет балов и определение победителя закупки было проведено с грубым нарушением Документации о закупке «КОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, УЧАСТНИКАМИ КОТОРОГО МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО СУБЪЕКТЫ МСП, НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К ВЕЗДЕХОДНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ НУЖД ПАО «ЯКУТСКЭНЕРГО» (ЛОТ №32201-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ)» и Закона 223-ФЗ.

Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок определен в Приложении №6 к Документации о закупке.

ООО «Вега» считает, что закупочной комиссией 1-го уровня был нарушен и  неверно рассчитан балл, поставленный ООО «Вега» (три балла) в критерии оценки 2. (опыт поставки запасных частей к вездеходной технике за последние три года предшествующие дате подаче заявок Участников на участие в настоящей закупочной процедуре). Из приложения № 6 к Документации о закупке «КОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, УЧАСТНИКАМИ КОТОРОГО МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО СУБЪЕКТЫ МСП, НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К ВЕЗДЕХОДНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ НУЖД ПАО «ЯКУТСКЭНЕРГО» (ЛОТ №32201-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ)» следует, что балл «три» ставиться в случае, если у участника закупки за последние три года имеются аналогичные договоры с начальной максимальной ценой (НМЦ) более 50% но мене 100% НМЦ настоящей закупки, балл «пять» более 100% НМЦ договора. ООО «Вега» представило закупочной комиссии 1-го уровня ПАО «Якутскэнерго» в числе конкурсной документации Справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров с подтверждающими исполнение договоров документами.

Из приложения № 6 дословно данный критерий звучит так: «чем больше опыт поставки запасных частей за последние три года предшествующих дате подачи заявок». ПРИ ЭТОМ, КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НЕ СОДЕРЖИТ РАЗЬЯСНЕНИЙ КАК ПРОИЗВОДИТСЯ РАСЧЕТ ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ДОГОВОР ИСПОЛНЯЕТСЯ В ДВА РАЗЛИЧНЫХ ПЕРИОДА (ГОДА) И К КАКОМУ ПЕРИОДУ ЕГО СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ. В КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЯ ОПЫТА НЕТ ПРИВЯЗКИ К ДАТЕ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Из представленных ООО «Вега» документов следует, что в 2019 году начал исполняться договор поставки с АО «Сахаэнерго» на сумму 4 380 000 рублей, исполнение договора было завершено в 2020 году. В связи с чем считаем, что данный договор распространяет свое действие и на 2019 год, и на 2020 год.

В 2021 году ООО «Вега» в полном объеме был исполнен договор с АО «Усть-СреднеканГЭССтрой» на сумму 8 738 100 рублей.

Если же конкурсная комиссия брала в расчет 2022 год, то ей неправомерно не был учтен договор с ООО «Урал-Ресурс» на сумму 6 779 475 рублей.

То есть, при любом порядке расчета ООО «Вега» по второму критерию должен был быть присвоен балл «5» вместо балла «3» что сделало бы ООО «Вега» победителем данного конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», положения части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции»; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).

В соответствии с пунктом 14 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

ООО «ТД «Агроснабсервис» (ИНН 7452100035) необоснованно признан победителем закупки в связи с грубым нарушением закупочной комиссией 1-го уровня порядка присвоения баллов с целью определения победителя закупки».

 

Таким образом, ООО «Вега» с оценкой заявки не согласно, считает, что закупочной комиссией 1го уровня ПАО «Якутскэнерго» нарушен Порядок оценки и сопоставления заявок (Приложение №6 к Документации о закупке) и неверно рассчитан балл, поставленный ООО «Вега» (три балла) по критерию оценки «Опыт поставки запасных частей к вездеходной технике за последние три года, предшествующие дате подачи заявок Участников на участие в настоящей закупочной процедуре».

Просит признать жалобу обоснованной.

Из содержания выступления представителей заказчика следует, что заказчик с жалобой не согласен, представлены письменные пояснения по сути довода жалобы.

Материалами дела, в том числе извещением об осуществлении закупки (документацией о закупке) и сведениями, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 29.09.2022 №249 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки АО «РАД» https://tender.lot-online.ru сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 24.10.2022.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 3 905 152,08 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 24.10.2022.
  4. Дата окончания подачи заявок: 07.11.2022.
  5. На участие в закупке подано 8 заявок, из которых 3 признаны соответствующими требованиям документации о закупке.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «Вега» необоснованной в силу следующего.

Протоколом от 22.12.2022 № 32201-ВП заседания Закупочной комиссии 1-го уровня ПАО «Якутскэнерго» по Конкурсу в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку по Лоту №32201-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ: «Запасные части к вездеходной технике» (далее – Протокол № 32201-ВП) утвержден итоговый расчет баллов по результатам оценки заявок. В отношении заявки участника закупки ООО «Вега» по критерию оценки «Цена договора» присвоены 4.6471 балла, по критерию оценки «Опыт поставки запасных частей к вездеходной технике за последние 3 года предшествующие дате подачи заявок Участников на участие в настоящей закупочной процедуре» присвоено 3 балла. Итоговый балл заявки заявителя составил 4,4824. По итогам ранжировки заявок заявитель занял 3 место, победителем закупки признан участник ООО ТД «Агроснабсервис», набравший 4.6561 балл.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию. разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны, в том числе:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

требования к участникам такой закупки;

критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 6.3.4 Положения о закупке Заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам.

Согласно пункту 3.1.4 Документации о закупке помимо обязательных требований к Участникам, в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке могут быть установлены специальные требования (подраздел 10.2), исходя из предмета закупки, которым также должны соответствовать Участники.

В силу пункта 3.1.5 Документации о закупке для подтверждения соответствия установленным требованиям Участник обязан приложить в составе заявки документы (если иное не установлено в Документации о закупке), перечисленные в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке (раздел 10).

В силу подпункта 4.5.1.1 пункта 4.5.1 «Подготовка заявок» Документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

В соответствии с пунктом 8 раздела 11 «Состав заявки» Приложения №4 Документации о закупке в составе вторых частей заявок должны быть приложены документы, подтверждающие соответствие Участника специальным требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.2).

В соответствии с пунктом 1 подраздела 10.2 «Специальные требования» раздела 10 «Приложение №3. Требования к участникам» перечень документов, подтверждающих соответствие Участника установленным специальным требованиям, или иной способ подтверждения соответствия таким требованиям (в случае их установления), указан в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

Пунктом 3.2 Технических требований (Приложение №1 Документации о закупке) определено, что при оценке предпочтительности заявки будет учитываться следующее: опыт выполнения договоров (не менее одного) поставки запасных частей к вездеходной технике за последние 3 (три) года, предшествующие дате подачи заявки Участника на участие в настоящей закупочной процедуре. При этом учитываются только выполненные участником договоры (с учетом правопреемственности). Соответствие требованию, подтверждается путем предоставления Участником закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте Участника», приведенной в Документации о закупке.

Пунктом 3.3 Технических требований (Приложение №1 Документации о закупке) определено, что участник закупочной процедуры в праве представить копии следующих документов, подписанных с обеих сторон и оформленных, в том числе в соответствии с условиями заключенного договора, подтверждающих представленные в форме данные: скан-копий договоров; документов, предусмотренных требованиями договоров, подтверждающих факт исполнения. При рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше.

Пунктом 3.4 Технических требований (Приложение №1 Документации о закупке) установлено, что при рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше.

В соответствии с пунктом 11 раздела 11 «Состав заявки» Приложения №4 Документации о закупке в случае, если разделом 13 (Приложение №6 к Документации о закупке) предусмотрено предоставление в составе вторых частей заявок сведений и документов, необходимых для осуществления оценки заявки в отношении Участника , в том числе по формам, предусмотренным подразделами 7.7, 7.8, 7.9, заявка должна содержать документы и сведения, предоставляемые во второй части заявки исключительно для целей проведения оценки заявок.

Из пункта 1.1 приложения №6 к Документации о закупке «Критерии и порядок оценки сопоставления заявок» следует, что расчет оценки предпочтительности по частному критерию осуществляется по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений». Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от предоставленных в i-ой заявке к «Справке об опыте участника» документов, подтверждающих соответствие участника требованиям к опыту, перечень которых указан в Технических требованиях (Приложение №1 к Документации о закупке), в объеме:

Б2,1 = 0   

менее 50% НМЦ «без учета НДС» (включительно);

Б2,1 = 3    более  50% НМЦ «без учета НДС», но менее 100% НМЦ «без учета НДС» (включительно);

Б2,1 = 5    более 100% НМЦ «без учета НДС»

где:

НМЦ–начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации о закупке;

Б2.1 – рассчитанная оценка предпочтительности по данному частному критерию оценки в баллах.

Опыт, несоответствующий установленным в документации о закупке требованиям, не оценивается.

Опыт, не подтвержденный документами, предусмотренными в Технических требованиях (Приложение №1 к Документации о закупке) не оценивается.

Оцениваемый критерий - исполнение обязательств по выполнению участником требований по обладанию опытом поставки аналогичной продукции.

Шкала оценок от 0 до 5 баллов.

 

Как следует из материалов дела, в составе второй части заявки заявителя в подтверждение его опыта представлен один договор поставки №Пост/МТР/МВВ/6501 от 03.10.2019 г., заключенный между ООО «Вега» и АО «Сахаэнерго», на сумму 4 380 000 руб., к которому приложены следующие универсальные передаточные документы, подтверждающие его исполнение:

 

Номер и дата УПД

Сумма исполнения, руб., без НДС

УПД №40 от 25.06.2020 г.

211 311,60

УПД №51 от 28.07.2020 г.

36 994,32

УПД №54 от 11.08.2020 г.

27 714,60

УПД №68 от 17.09.2020 г.

2 802,60

УПД №7 от 06.02.2020 г.

960 692,13

УПД №12 от 10.02.2020 г.

2 270 235,38

УПД №18 от 27.02.2020 г.

129 661,75

УПД №25 от 28.02.2020 г.

10 587,60

Итого

3 649 999,98

 

Начальная максимальная цена закупки составляет 3 905 152,08 руб., без учета НДС.

 

Таким образом, изучив материалы дела, представленный заказчиком расчет баллов по оценке заявок, учитывая, что подтвержденный опыт заявителя по поставке аналогичного оборудования составила более 50%, но менее 100% НМЦ закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком правомерно оценен опыт заявителя в 3 балла, поскольку опыт поставки аналогичной продукции заявителя подтвержден только на сумму 3 649 999, 98 руб.  

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что заказчиком оценка и сопоставление заявок проведены с соблюдением Положения о закупке и Закона о закупках, у Комиссии не имеется оснований для признания жалобы заявителя обоснованной.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «Вега» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупок – ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к вездеходной технике (извещение №32211785063) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <...>

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                                     <...>

 

 

 

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны