Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопол... от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                               резолютивная часть оглашена «06» июля 2021 года                                                                                                   

                                           изготовлено в полном объеме «08» июля 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии дистанционно посредством систем видеоконференцсвязи:

<…> – представитель Фонда содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» по доверенности без номера от 09.02.2021;

<…> – представитель Улусной (районной) администрации муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» по доверенности №33 от 10.02.2021;

Рассмотрев дело №014/01/16-3248/2020 по признакам нарушения Улусной (районной) администрацией муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» и Фондом содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило письмо Прокуратуры Республики Саха (Якутия) о результатах проведенной проверки по вопросу нарушения МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» требований бюджетного законодательства при предоставлении субсидий некоммерческой организации «Фонд содействия социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (далее – Фонд).

Так, Прокуратурой Республики Саха (Якутия) установлено следующее.

Целью деятельности Фонда, согласно п. 2.1. Устава, утвержденным протоколом Правления Фонда от 26.06.2020 № 35, является содействие социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)».

По результатам проверки установлено, что 29.11.2017 между МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» и Фондом заключено соглашение № 01/17, в соответствии с которым последнему из бюджета муниципального образования предоставлена субсидия в размере 122 536 150 рублей на приобретение нежилого объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган». Дополнительным соглашением № 21/18 к упомянутому соглашению Фонду дополнительно предоставлена субсидия в размере 347 042 702 рублей на приобретение нежилого объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера - Долган».

В дальнейшем, 20.12.2017 между Фондом и ООО «ВИД» заключен контракт, предметом которого являлось приобретение здания под размещение Арктического центра культуры и искусства народов Севера – Долган в с. Юрюнг-Хая. Цена контракта составила 232 млн. рублей.

В соответствии с заключенным 03.04.2018 между Фондом и индивидуальным предпринимателем Андреевым И.И. договором поставки, последний обязуется поставить и передать Фонду оборудование на сумму 45 400 000 рублей для оснащения «под ключ» объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера - Долган».

Вышеуказанные контракт и договор поставки оплачены Фондом в период с 29.12.2017 по 07.06.2019, что подтверждается платежными поручениями. 

По окончании строительства указанный объект 15.07.2019 зарегистрирован Фондом на праве собственности, в дальнейшем, в соответствии с договором дарения от 31.10.2019 № 03/19 2-х этажное нежилое здание «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» безвозмездно передано Фондом администрации МО «Юрюнг-Хаинский национальный (долганский) наслег».

По аналогичной схеме произведено финансирование и строительство объекта «Спортивный комплекс для образовательных учреждений в с. Саскылах». Цена контракта на строительства указанного объекта составила 172 256 190 рублей.

Также в 2019 году из бюджета МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» Фонду предоставлена субсидия в размере 171 109 710 рублей в том числе на строительство модульного цеха по производству хлеба, строительство магазина со складом, строительство котельной, капитальный ремонт здания этнокультурного центра «Алмаз», строительство административного здания в п. Юрюнг-Хая.

Прокуратура Республики Саха (Якутия), усмотрев в действиях МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в реализации схемы «ухода» от процедур Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при закупке товаров, работ, услуг, путем создания в указанной сфере лица, на которого не распространяются требования о проведении конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в целях обеспечения возможности заключения «прямых» договоров с непосредственными исполнителями и поставщиками, направило в адрес Якутского УФАС России соответствующее письмо.

По результатам рассмотрения направленных материалов, Якутское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков нарушения Улусной (районной) администрацией муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (ОГРН 1031400254731, ИНН 1405000674) (далее – Администрация) и Фондом содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (ОГРН 1151400001686, ИНН 1405000089) (далее – Фонд) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии определением о назначении дела №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.12.2020 и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №54 от 02.12.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации и Фонда возбуждено настоящее дело. Рассмотрение дела назначено на 10 февраля 2021 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела от 10.02.2021 представитель Администрации поддержал доводы, направленные ранее в отзыве Администрации №121 от 09.02.2021, и дополнительно пояснил следующее.

В связи с нехваткой кадров и ограниченностью сроков (связанных со скорейшим освоением бюджетных средств, поступивших за счет дивидендов), часть конкурсных работ была передана Фонду, это является вынужденной мерой из-за того, что конкурсных процедур проводится очень много.

Администрация поставлена в неравные условия при проведении конкурсных процедур в связи с отделенностью муниципального образования от столицы Республики Саха (Якутия). В целом, действия Администрации и Фонда не содержать нарушения действующего законодательства.

Представитель Фонда также указал на несогласие с выводами о наличии в действиях ответчиков признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции и подержал доводы, изложенные в отзыве Фонда №11 от 09.02.2021.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 10.02.2021 рассмотрение дела было отложено на 09 марта 2021 года в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

До рассмотрения дела от 09.03.2021 Фондом представлено письмо №21 от 26.02.2021 о направлении информации во исполнение определения об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 10.02.2021.

Администрацией также представлено письмо №107/1 от 26.02.2021 во исполнение определения об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 10.02.2021.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 09.03.2021 рассмотрение дела было отложено на 13 апреля 2021 года в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

До рассмотрения дела от 13.04.2021 Фондом представлено письмо №33 от 31.03.2021 о направлении информации во исполнение определения об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 09.03.2021.

Администрацией также представлено письмо №2911 от 26.03.2021 во исполнение определения об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 09.03.2021.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 13.04.2021 рассмотрение дела было отложено на 12 мая 2021 года в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

В связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела от 12 мая 2021 года, руководствуясь частью 6.1 статьи 40 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было отложено на 09 июня 2021 года Комиссией Якутского УФАС России в лице присутствующих на заседании членов Комиссии.

До рассмотрения дела от 09.06.2021 во исполнение определения об отложении рассмотрения дела №014/01/16-3248/2020 от 12.05.2021 Фондом представлено письмо №38 от 28.05.2021 о направлении информации, Администрацией представлено письмо №585 от 18.05.2021.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Между улусной (районной) администрацией муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» и Фондом содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» заключены, в том числе, следующие соглашения:

1.  Соглашение б/н о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на строительство магазина со складом для социально значимых продовольственных товаров от 17 февраля 2017 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 35 000 000,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2015-2017 годы», предусмотренных на строительство магазина со складом для социально значимых продовольственных товаров.

В рамках исполнения указанного соглашения между Фондом (Заказчик) и ООО «Аркан» (Подрядчик) заключен договор подряда №1 от 15.03.2017 о выполнении работ по строительству магазина со складом на сумму 20 000 000,00 рублей. Дополнительным соглашением сумма договора была увеличена до 35 000 000,00 рублей.

Место выполнения работ по договору – Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус, село Саскылах, ул. Октябрьская, д. 12/4.

01 октября 2020 года между Фондом и Администрацией заключен договор дарения №11, согласно которому Фонд (Даритель) безвозмездно передал Администрации (Одаряемому) в собственность нежилое одноэтажное здание – «Магазин социально значимых продовольственных товаров» по адресу – Анабарский район, с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 12/4.

Согласно выписке из ЕГРН, магазин продовольственных товаров по адресу – Анабарский район, с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 12/4 является собственностью МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район).

2. Соглашение №01/17 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на приобретение нежилого объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» от 29 ноября 2017 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 122 536 150,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2017-2019 годы», предусмотренных на приобретение нежилого объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса.

В рамках исполнения указанного соглашения между Фондом (Заказчик) и ООО «ВИД» (Застройщик) заключен контракт б/н от 20.12.2017 о приобретении здания нового строительства под размещение «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» в селе Юрюнг-Хая Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района).

По указанному контракту, застройщик обязуется передать Заказчику в собственность здание нового строительства по адресу: Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), с. Юрюнг-Хая, ул. Алроса, д. 7.

Цена контракта – 232 000 000,00 рублей.

Фондом также заключен договор поставки б/н от 03.04.2018 с ИП Андреевым И.И. (Поставщик), согласно которому Поставщик обязуется поставить и передать Покупателю в обусловленный Договором срок оборудование для оснащения «под ключ» объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган», а также произвести его монтаж.

Дополнительным соглашением №21/18 от 24 декабря 2018 года к Соглашению о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на приобретение нежилого объекта «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» от 29 ноября 2017 года №01/17 изменена сумма предоставляемой субсидии. Субсидия предоставляется в размере 347 042 702,00 рублей.

Согласно пояснениям Фонда, указанным в письме №33 от 31.03.2021, в настоящее время объект «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» и оборудование, приобретенные за счет субсидий по Соглашению №01/17 от 29.11.2017 в редакции дополнительного соглашения №21/18 от 24.12.2018, переданы в собственность МО «Юрюнг-Хаинский национальный (долганский) наслег».

Договор дарения №03/19 двухэтажного нежилого здания время «Арктический центр культуры и искусства народов Севера – Долган» заключен между Фондом (Даритель) и Администрацией МО «Юрюнг-Хаинский национальный (долганский) наслег» (Одаряемый) 31 октября 2019 года.

3.  Соглашение №02/17 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на приобретение нежилого объекта «Культурно-досуговый центр в с. Саскылах Анабарского улуса» от 29 ноября 2017 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 62 818 130,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2017-2019 годы», предусмотренных на приобретение нежилого объекта «Культурно-досуговый центр» в с. Саскылах Анабарского улуса.

В рамках исполнения указанного соглашения между Фондом (Заказчик) и ООО «ЦентрДомСтрой» (Застройщик) заключен контракт б/н от 20.12.2017 о приобретении здания нового строительства под размещение «Культурно-досуговый центр» в селе Саскылах Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района).

По указанному контракту, застройщик обязуется передать Заказчику в собственность здание нового строительства под размещение «Культурно-досуговый центр» по адресу: Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 11.

Стоимость объекта по контракту – 62 818 130,00 рублей.

Дополнительным соглашением №04 от 27 августа 2018 года к указанному контракту цена контракта изменена до 70 734 197,40 рублей.

Согласно пояснениям Фонда, указанным в письмах №33 от 31.03.2021 и №38 от 28.05.2021, в настоящее время объект «Культурно-досуговый центр в с. Саскылах Анабарского улуса» не достроен и не передан Фонду. Застройщик ООО «ВуденПарк» (ранее ООО «ЦентрДомСтрой») в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2525/2021 объявлен банкротом.

4. Соглашение б/н о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на реализацию уставных целей и задач от 30 ноября 2018 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 150 000 000,00 рублей из местного бюджета на реализацию уставных целей и задач.

Дополнительным соглашением №01 от 02 октября 2020 года к Соглашению б/н от 30.11.2017 изменен предмет такого Соглашения: «предоставление субсидии в размере 150 000 000,00 рублей из местного бюджета, предусмотренных на реализацию следующих мероприятий:

  • на реализацию уставных целей и задач – 88 145 049 рублей;
  • на капитальный ремонт здания этнокультурного центра «Алмаз» - 61 854 951,00 рубль.

Также, соглашением №3/20 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» от 16 апреля 2020 года предусмотрено предоставление субсидии в размере 35 986 559,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы», предусмотренных на капитальный ремонт здания Этно-культурного центра «Алмаз» в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я).

В рамках исполнения указанных соглашений Фондом (Заказчик) заключены следующие договора:

  • Договор подряда №01 с ООО «ВИД» (Подрядчик) на проведение капитального ремонта от 19.03.2020. По указанному договору Подрядчик обязуется провести капитальный ремонт здания этно-культурного центра «Алмаз» в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я), ул. Октябрьская, д. 19/1. Стоимость работ по договору составляет 38 486 000,00 рублей;
  • Договор №04 поставки и монтажа оборудования от 15.05.2020 с ООО «ВИД» (Подрядчик). Предметом договора является поставка и монтаж оборудования и мебели по адресу этно-культурного центра «Алмаз» в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я) – ул. Октябрьская, д. 19/1. Стоимость оборудования и монтажа составляет 19 560 830,00 рублей.
  • Договор №52/2019 на создание (передачу) научно-технической продукции от 27.12.2019 с ООО «СПРИНТ» (исполнитель). Предметом договора является выполнение эскизного проекта, рабочей документации по объекту «капитальный ремонт здания этно-культурного центра «Алмаз» в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я)». Стоимость договора – 2 014 000,00 рублей.

Согласно пояснениям Фонда, указанным в письме №33 от 31.03.2021 здание этнокультурного центра «Алмаз» находится в муниципальной собственности МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)».

Согласно выписке из ЕГРН, общественно-культурный центр в с. Саскылах (кадастровый номер 14:05:010001:1036) является собственностью Улусной (районной) администрации МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)».

5.  Соглашение №22/18 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на приобретение нежилого объекта «Спортивный комплекс для образовательных учреждений в с. Саскылах Анабарского улуса» от 25 декабря 2018 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 167 464 530,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2017-2019 годы», предусмотренных на приобретение нежилого объекта «Спортивный комплекс для образовательных учреждений в с. Саскылах Анабарского улуса».

В рамках исполнения указанного соглашения между Фондом (Покупатель) и ООО «ФОРС» (Продавец) заключен договор №01 от 31.01.2019 о приобретении здания «Спортивный комплекс для образовательных учреждений в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я)», которое будет создано (построено) Продавцом в будущем. Продавец обязуется построить и передать в собственность Покупателю объект недвижимости по адресу: с. Саскылах, ул. Молодежная, кадастровый номер: 14:05:010001:1556.

Стоимость объекта по договору определена в сумме 172 256 190,00 рублей.

10 марта 2020 года между Фондом и Администрацией заключен договор дарения №01, согласно которому Фонд (Даритель) безвозмездно передал Администрации (Одаряемому) в собственность двухэтажное здание – «Спортивный комплекс для образовательных учреждений в с. Саскылах Анабарского улуса» по адресу – Анабарский район, с. Саскылах, ул. Молодежная, д. 25, кадастровый номер 14:05:010001:1885.

Согласно выписке из ЕГРН от 25.03.2020, спортивный комплекс для образовательных учреждений – Анабарский район, с. Саскылах, ул. Молодежная, д. 25 является собственностью МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район).

6. Соглашение №20/19 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» в целях реализации муниципальной программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2017-2019 годы» от 10 сентября 2019 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 4 050 000,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2017-2019 годы», предусмотренных на выполнение геодезических, геологических и экологических изысканий в с. Саскылах Анабарского района.

В рамках исполнения указанного соглашения между Фондом (Заказчик) и ООО «Партнер Плюс» (Подрядчик) заключен договор №ИЗ-168/19 от 11.09.2019 о выполнении комплексных изысканий в с. Саскылах Анабарского района. Цена договора – 4 050 000,00 рублей.

Согласно пояснениям Фонда, указанным в письме №38 от 28.05.2021 результаты геодезических, геологических и экологических изысканий в с. Саскылах Анабарского района были переданы Администрации для реализации программы переселения граждан из аварийного жилья.

7. Соглашение №25/19 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» от 27 декабря 2019 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 171 109 710,00 рублей из местного бюджета на реализацию следующих мероприятий:

1) Заказ каталога для МКУ «АКЭМ» - 900 000,00 рублей;

2) Забота о гражданах пожилого возраста – 9 000 000,00 рублей;

3) Строительство модульного цеха по производству хлеба – 2 800 000,00 рублей;

4) Строительство магазина со складом в селе Саскылах – 47 555 510,00 рублей;

5) Строительство котельной «Совхозная» в селе Саскылах – 46 654 200,00 рублей;

6) Капитальный ремонт здания Этнокультурного центра «Алмаз» - 40 500 000,00 рублей;

7) Разработка проектно-сметной документации на обустройство зон индивидуального жилищного строительства в селе Саскылах, Юрюнг-Хая – 1 400 000,00 рублей;

8) Разработка проектно-сметной документации на строительство многофункционального центра в с. Саскылах (гимназия + дошкольные группы + технопарк) – 7 300 000,00 рублей;

9) Строительство административного здания в п. Юрюнг-Хая – 15 000 000,00 рублей.

В рамках исполнения указанного соглашения Фондом (Заказчик) заключены следующие договора:

•   Договор №60/20 на выполнение изыскательных работ от 01.09.2020 с ООО «Геопроект» (Исполнитель) на проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий на объекте «Здание многофункционального центра (МФЦ)», в составе которого размещаются Гимназия на 120 мест, две дошкольные группы на 50 мест и места для реализации дополнительных общеобразовательных программ Центра дополнительного образования, муниципальный детский технопарк в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я) ул. Молодежная, д. 25. Стоимость работ по договору составляет 1 373 000,00 рублей;

•   Договор подряда на выполнение проектных работ №05 от 11.08.2020 с ООО «Горпроект» (Исполнитель) на разработку проектной документации на строительство здания МФЦ, в составе которого размещаются Гимназия на 120 мест, две дошкольные группы на 50 мест и места для реализации дополнительных общеобразовательных программ Центра дополнительного образования, муниципальный детский технопарк в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я) ул. Молодежная, д. 25. Стоимость работ по договору составляет 7 150 000,00 рублей;

•   Договор №51/2019 на создание (передачу) научно-технической продукции от 20.12.2019 с ООО «СПРИНТ» (исполнитель). Предметом договора является выполнение рабочей документации по объекту «Здание администрации МО «Анабарский национальный (долгано-эвенскийский) улус (район) по адресу: с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 10». Стоимость договора – 365 000,00 рублей;

•   Договор поставки строящегося объекта недвижимости №02 от 06.03.2020 с МАУ «Комтехсревис» (Поставщик). Предметом договора является приобретение здания нового строительства, которое будет построено в будущем – Административное здание, место выполнения работ: Анабарский национальный (долгано-эвенскийский) улус (район), с. Юрюнг-Хая, ул. Центральная, д. 15/1. Стоимость договора – 15 000 000,00 рублей;

•   Договор подряда на строительные работы №01 от 13.02.2020 с ООО «Карат» (Подрядчик). Предметом договора является выполнение работ первого этапа строительства объекта «Совхозная отопительная котельная мощностью 8 МВт в с. Саскылах Анабарского района, место выполнения работ: с. Саскылах, ул. Квартальная, д. 15. Стоимость договора – 60 000 000,00 рублей;

Согласно пояснениям Фонда, указанным в письмах №33 от 31.03.2021 и №38 от 28.05.2021, строительство модульного цеха по производству хлеба не начато в связи с тем, что место размещения цеха в настоящее время не утверждено.

Проектно-сметная документация на обустройство зон индивидуального жилищного строительства в селе Саскылах, Юрюнг-Хая не заказана в связи с изменением нормативных правовых актов о планировке территории сельских поселений.

Работы по разработке проектно-сметной документации на строительство многофункционального центра в с. Саскылах (гимназия + дошкольные группы + технопарк), строительству административного здания в п. Юрюнг-Хая и строительству котельной «Совхозная» в селе Саскылах в настоящее время не завершены.

8. Соглашение б/н о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на строительство объекта «Центральная отопительная котельная «Совхозная» мощностью 8 МВт в с. Саскылах Анабарского района от 06 августа 2020 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 10 000 000,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной целевой программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы», предусмотренных на строительство объекта «Центральная отопительная котельная «Совхозная» мощностью 8 МВт в с. Саскылах Анабарского района.

9. Соглашение №08/20 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на разработку проектно-сметной документации по обустройству зон ИЖС в с. Саскылах и п. Юрюнг-Хая от 22 октября 2020 года.

Предметом соглашения является предоставление субсидии в размере 2 600 000,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы», предусмотренных на разработку проектно-сметной документации по обустройству зон ИЖС в с. Саскылах и п. Юрюнг-Хая.

Согласно пояснениям Фонда, указанным в письме №38 от 28.05.2021, проектно-сметная документация на обустройство зон индивидуального жилищного строительства в селе Саскылах, Юрюнг-Хая не заказана в связи с изменением нормативных правовых актов о планировке территории сельских поселений.

Всего, в соответствии с указанными соглашениями, Администрация передала Фонду в виде субсидий 986 071 631,00 рубль (девятьсот восемьдесят шесть миллионов семьдесят одну тысячу шестьсот тридцать один рубль 00 копеек).

Таким образом, соглашения о предоставлении субсидии заключались на предмет приобретения либо строительство недвижимого имущества (объектов капитального строительства) в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальный ремонт муниципального здания, выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для муниципальной недвижимости, и обустройство зон ИЖС.

В свою очередь, Фонд, после получения указанных субсидий заключал договора и контракты с подрядчиками (исполнителями, поставщиками) без проведения закупочных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и/или законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Уставом Фонда содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, утвержденной решением Улусного (районного) Света депутатов МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на основе добровольных имущественных взносов и преследующий цели, предусмотренные уставом.

Целью Фонда является содействие социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)».

Согласно пояснениям Фонда, отраженным в письме №102 от 20.10.2020, субсидии на строительство Арктического центра культуры и искусства народов Севера – Долган в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса, строительство модульного цеха, строительство административного здания в п. Юрюнг-Хая предоставлены в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Все указанные договоры и контракты заключены Фондом без проведения каких-либо конкурентных процедур, решение о заключении контрактов принимается Правлением Фонда.

Администрация в своем отзыве №121 от 09.02.2021 в обоснование предоставления рассматриваемых субсидий сослалась на статьи 31, 34 и часть 8 статьи 78 БК РФ. Администрация также указала, что с учетом того, что зачисление в муниципальный бюджет дивидендов (за счет которых предоставляются рассматриваемые субсидии) проводится в третьем и четвертом квартале финансового года, проводить торги на капитальные вложения в третьем квартале финансового года в районе Крайнего Севера без круглогодичной автотранспортной схемы бессмысленно.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что часть 8 статьи 78 БК РФ действительно устанавливает, что предоставление субсидий, предусмотренных указанной частью, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.

Вместе с тем, в указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет средств, полученных на осуществление капитальных вложений и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подлежащих в случаях, установленных федеральными законами, передаче в государственную (муниципальную) собственность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Вместе с тем, рассматриваемые в настоящем деле соглашения не содержат в себе положений об обязанности осуществлять закупки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Фондом в свою очередь какие-либо закупочные процедуры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не проводились, в связи с чем ссылка на применение части 8 статьи 78 БК РФ со стороны Администрации является несостоятельной.

Ссылка Фонда на статью 78.1 БК РФ также является несостоятельной в связи с тем, что статья 78.1 БК РФ устанавливает особенности предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Вместе с тем, как было указано ранее и следует из содержания предмета соглашений о предоставлении субсидий, Администрация предоставляла субсидии в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Ответчики не указали на существование каких-либо нормативно-правовых актов органов местного самоуправления либо органов субъекта, регламентирующих порядок выдачи субсидий Фонду.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Таким образом, субсидии в рамках рассматриваемых соглашений выдавались Фонду с нарушением положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Соответственно, фонд не может быть создан для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами и ему не могут быть переданы данные полномочия.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе:

  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
  • создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
  • обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона об организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 ЗК РФ).

Соответственно, приобретение либо строительство недвижимого имущества в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальный ремонт муниципального здания, выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации для муниципальной недвижимости, обустройство зон ИЖС, входит в полномочия органа местного самоуправления, и выполнение работ в рамках исполнения таких полномочий является муниципальной нуждой МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)».

Согласно части 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, работы по приобретению и строительству недвижимого имущества в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальному ремонту муниципального здания, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации для муниципальной недвижимости, обустройству зон ИЖС, на выполнение которых МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» выделило указанные ранее субсидии, являются по сути потребностью МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)», необходимой для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание и обеспечение необходимых условий согласно Закону об организации местного самоуправления.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете муниципального образования в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 2 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

В случае осуществления закупки уполномоченным органом власти подлежит применению Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае создания лица, которое в соответствии с законодательством может быть создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами, и на которое распространяется Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» применению при осуществлении закупочных процедур подлежит данный закон.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Как было указано выше, процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителей в рамках исполнения рассматриваемых соглашений о предоставлении субсидий, не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В случае проведения уполномоченным органом торгов, напротив, будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.

Отсутствие публичных процедур торгов в рамках законодательства о контрактной системе не привело к эффективному использованию бюджетных средств, и способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, реализовать свое право на заключение договора при участии в конкурентной закупке. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Только путем проведения торгов в рамках законодательства о контрактной системе можно было выявить всех претендентов на заключение муниципальных контрактов, и предоставить им равные возможности при заключении контрактов.

В результате заключения Фондом договоров в рамках представленных субсидий, хозяйствующие субъектов, с кем были заключены договора и контракты, получили доступ к выполнению строительных и ремонтных работ, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в период с 2015 года по 2020 год Администрация проводила и являлось заказчиком в том числе по следующим закупкам:

  • Запрос котировок №0316300177417000051 – объект закупки: комплексные инженерные изыскания по объекту «Арктический центр культуры и искусства народов Севера-Долган» по адресу: ул. Алроса 7/1, п. Юрюнг-Хая, Анабарский район, победитель закупки: ООО «БУРГЕОЦЕНТР»;
  • Электронный аукцион №0316300177417000048 – объект закупки: приобретение нежилого здания под «Дом быта» в с. Саскылах Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Услуга»;
  • Электронный аукцион №0316300177416000027 – объект закупки: капитальный ремонт здания Районной администрации МО, закупка отменена в связи с вынесение предписания антимонопольного органа;
  • Запрос котировок №0316300177417000057 – объект закупки: выполнение работ по сносу административного здания, находящегося по адресу: с. Саскылах ул. Заречная 2, победитель закупки: ООО «Фортуна»;
  • Электронный аукцион №0316300177417000062 – объект закупки: выполнение работ по разработке проектной документации для Спортивного комплекса образовательных учреждений с. Саскылах Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Спринт»;
  • Запрос котировок №0316300177418000030 – объект закупки: выполнение работ по демонтажу существующей и монтаж новой системы отопления в МКД с. Саскылах Анабарского улуса по ул. Октябрьская 20, победитель закупки: ИП Казначеев А.П.;
  • Запрос котировок №0316300177418000033 – объект закупки: выполнение работ по строительству ВЛИ-0,4кВ в микрорайоне «Кэскил» с. Саскылах Анабарского района Республики Саха (Якутия), победитель закупки: ИП Захаров Я.Н.;
  • Электронный аукцион №0316300177418000034 – объект закупки: выполнение работ по текущему ремонту пришкольного интерната МБОУ "Юрюнг-Хаинская СОШ", победитель закупки: ООО «Аркан»;
  • Электронный аукцион №0316300177418000035 – объект закупки: выполнение ремонтных работ в здании детского сада № 3 "Тугутчаана" в с. Юрюнг-Хая, Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Аркан»;
  • Электронный аукцион №0316300177418000036 – объект закупки: выполнение ремонтных работ спортивного зала в здании МБОУ "Анабарская улусная гимназия" в с. Саскылах Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Аркан»;
  • Запрос котировок №0316300177418000043 – объект закупки: работы строительные по прокладке местных трубопроводов горячей воды, победитель закупки: ИП Кириллин П.С.;
  • Электронный аукцион №0316300177419000017 – объект закупки: выполнение работ по обследованию технического состояния фундаментов и ограждающих конструкций здания по объекту: МБОУ "Саскылахская средняя общеобразовательная школа" в с. Саскылах, Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «МСБ-Инжиниринг»;
  • Электронный аукцион №0316300177417000031 – объект закупки: приобретение нежилого здания под Центр бытового обслуживания путем участия в долевом строительстве, победитель закупки: ООО «Услуга»;
  • Запрос котировок №0316300177417000034 – объект закупки: разработка проектно-сметной документации на строительство объекта: «Спортивный зал Гимназии» в с. Саскылах Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Строительство, проектирование, инжиниринг новых технологий»;
  • Запрос котировок №0316300177416000041 – объект закупки: проектные работы под строительство объекта "Спортивный зал улусной гимназии" в с. Саскылах Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Регион-Север»;
  • Запрос котировок №0316300177416000051 – объект закупки: инженерные изыскания по объекту 4-х кв двухуровневый жилой дом в с. Саскылах Анабарского улуса, победитель закупки: ООО «Геостройпроект»;
  • Электронный аукцион №0316300177417000028 – объект закупки: выполнение работ по проведению изыскательных работ на строительство домов в с. Саскылах Анабарского улуса ООО «Партнер плюс», контракт заключен с ООО «Якутсельстрой»;
  • Электронный аукцион №0316300177416000028 – объект закупки: проведение инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических работ) в Анабарском районе, победитель закупки: ООО «Партнер плюс».

Помимо указанного, Администрацией неоднократно проводились закупки по приобретению у застройщиков жилых помещений в муниципальную собственность. Победителями таких закупок становились различные хозяйствующие субъекты (ООО «Алмас», ООО «Услуга», ООО «ЦентрДомСтрой», ООО «Форс»).

12 сентября 2017 года Администрация разместила на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru извещение №0316300177417000052 о проведении электронного аукциона на приобретение у Застройщика нежилого здания «Культурно досуговый центр» в с. Саскылах Анабарского улуса. 05 октября 2017 года Комиссией Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок по результатам рассмотрения жалоб ООО «Перспектива» и ООО «Домино» на действия Заказчика (Администрацию) было вынесено предписание по делам №06-1051/17т, №06-1053/17т об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с выявлением нарушений части 4 статьи 65, пункта 1 части 3 статьи 66, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 1 статьи 37, частей 5, 6 статьи 31, части 6 статьи 96, пункта 1 части 1 статьи 30, частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. В дальнейшем Администрация решила полностью отменить проведение указанной закупки.

22 июня 2016 года Администрация разместила на официальном сайте извещение №0316300177416000032 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с. Саскылах Анабарского улуса. Победителем признано ООО «Кова».

Таким образом, Администрация проводила закупочные процедуры в соответствии с Законом о контрактной системе с целью заключения муниципального контракта на строительство и ремонт муниципальной недвижимости, проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для муниципальной недвижимости.

Победителями таких закупочных процедур становились, в том числе иные хозяйствующие субъекты, с кем Фондом были заключены договоры и контракты в рамках реализации соглашений о предоставлении субсидий.

Указанное также подтверждает то, что проведение таких работ, является муниципальной нуждой, и заключение муниципальных контрактов по таким работам должно осуществляться по итогам закупочных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Якутским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего проведен и составлен краткий аналитический отчет (обзор) анализа состояния конкуренции.

По результатам проведенного исследования Комиссией Якутского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

а) Временной интервал исследования.

С учетом того, что исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, временным интервалом исследования товарного рынка по делу № 014/01/16-3248/2020 следует считать период с 01.02.2017 (месяц, в котором заключен первое рассматриваемое соглашение) по 31.10.2020 (месяц, в котором заключен последнее рассматриваемое соглашение).

б) Продуктовые границы товарного рынка.

Предметами рассматриваемых соглашений о предоставлении субсидии являлись следующие работы:

  • приобретение либо строительство недвижимого имущества;
  • капитальный ремонт;
  • выполнение инженерных изысканий;
  • разработка проектной документации.

Указанные предметы соглашений относятся к следующим кодам "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.07.2019):

  • 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий;
  • 71.12.45 Инженерные изыскания в строительстве;
  • 71.1 Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.

в) Географические границы товарного рынка.

Географическими границами рассматриваемого товарного рынка определены границы Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района).

Заключение и реализация соглашений о предоставлении субсидии из местного бюджета на приобретение либо строительство недвижимого имущества в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальный ремонт муниципального здания, выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для муниципальной недвижимости, обустройство зон ИЖС, могли привести к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в рассматриваемой сфере и предоставлению преимущественных условий для некоторых хозяйствующих субъектов в сфере выполнения указанных работ.

Заключение указанных соглашений, являющихся согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Указанные действия ограничили права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на соответствующем товарном рынке в территориальных границах Анабарского района Республики Саха (Якутия), на участие в закупочных процедурах, а также на обжалование результатов таких процедур.

Пояснения Администрации о том, что проводить торги на капитальные вложения в третьем квартале финансового года в районе Крайнего Севера без круглогодичной автотранспортной схемы бессмысленно являются несостоятельными в виду существования на территории Российской Федерации единого экономического пространства и отсутствия каких-либо специальных норм, регламентирующих особый порядок освоения бюджетных средств для муниципальных нужд в районах Крайнего Севера, в частности предоставления субсидий фондам на решение вопросов местного значения и исполнения функций органа местного самоуправления.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела от 09.06.2021 пришла к заключению о том, что действия улусной (районной) администрации муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» и Фонда содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» по заключению соглашений о предоставлении субсидии из местного бюджета привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и являются нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

До момента рассмотрения дела от 06.07.2021 ответчики по делу не представили каких-либо письменных доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела №014/01/16-3248/2020 от 09.06.2021.

На рассмотрении дела от 06.07.2021 представитель Фонда устно сообщил, что в тексте заключения об обстоятельствах дела указано, что Фонд осуществляет закупки без каких-либо конкурентных процедур, вместе с тем ранее Фондом была представлена информация о наличии Положения о закупках и проведения запросов предложений.

Представитель Администрации поддержал доводы представителя Фонда.

Комиссия Якутского УФАС России, выслушав доводы представителей ответчиков приходит к следующим выводам.

В своем письме №21 от 26.02.2021 Фонд указывал, что действующее законодательство не обязывает фонды осуществлять закупочную деятельность с соблюдением специальных конкурентных процедур. В то же время для обеспечения более широкого выбора при определении контрагентов 20 июня 2019 года было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг Фонда, в 2020 году заключено 5 договоров по результатам запроса предложений.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что действующее законодательство Российской Федерации действительно не обязывает фонды осуществлять закупки и/или проводить торги.

Вместе с тем, указанное Положение о закупках товаров, работ и услуг Фонда является самостоятельной инициативой Фонда, не основано на каких-либо нормативно-правовых актах Российской Федерации, регламентирующих проведение закупочных процедур и/или торгов и не может быть принято в качестве основания для отсутствия проведения закупочных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и/или законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Проведение закупок в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг Фонда лишает возможности потенциальных участников обжаловать действия заказчика в антимонопольный орган, поскольку процедура проведения таких закупок, требования к закупочной документации, способы обжалования результатов закупки и т.п. никаким образом не регламентированы законом.

Искусственное (в обход закона) отступление от необходимости осуществления публичных процедур, обусловленных законодательством Российской Федерации, при заключении договоров/контрактов в целях удовлетворения муниципальных нужд не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентного отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Иной правовой подход дезавуирует применение положений законодательства о контрактной системе при реализации и обеспечении государственной (муниципальной) нужды.

В силу статьи 2 Закона об организации местного самоуправления и статьи 26.2 Закона об организации государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов местного значения, а также вопросов, относящихся к предметам ведения субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления и государственных органов соответственно и осуществляется данными органами самостоятельно.

Делегирование, в частности, органом местного самоуправления вопросов местного значения, поименованных в статьях 15, 16 Закона об организации местного самоуправления, относящихся к потребностям муниципального образования, недопустимо действующим законодательством Российской Федерации.

При этом, обеспечение потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в работах (услугах), удовлетворение их государственных (муниципальных) нужд возможно исключительно путем размещения государственного (муниципального) заказа в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

С учетом изложенного, субсидирование Администрацией деятельности Фонда на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентных товарных рынках и дальнейшее заключение Фондом договоров с хозяйствующими субъектами без проведения закупок создает преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурсных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к устранению конкуренции на товарном рынке.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем решении, приходит к выводу о том, что действия улусной (районной) администрации муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» и Фонда содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» по заключению рассмотренных в настоящем решении соглашений о предоставлении субсидии из местного бюджета привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и являются нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Подпунктом «б» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанолвено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

С учетом того, что часть переданных в соответствии с указанными в настоящем решении соглашениями о предоставлении субсидии денежных средств в настоящее время не использована Фондом и находится на его счетах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/16-3248/2020, руководствуясь статьей 16, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Улусную (районную) администрацию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (678440, Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 10, ОГРН 1031400254731, ИНН 1405000674) и Фонд содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (678440, Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 10, ОГРН 1151400001686, ИНН 1405000089) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Материалы по делу №014/01/16-3248/2020 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении административного расследования в рамках статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  3. Выдать Улусной (районной) администрации муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
  4. Выдать Фонду содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение также может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны