Заключение б/н об обстоятельствах дела от 29 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 014/01/17.1-3408/2019

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

  29

       января

 

  2020

года

        город Якутск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<....> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<....> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<....> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

рассмотрев материалы дела №014/01/17.1-3408/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Администрации муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия) (далее – Администрация) по признакам состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) поступили материалы Прокуратуры Момского района Республики Саха (Якутия) (вх. №12334п от 28.10.2019) по итогам проведения проверки исполнения законодательства в сфере защиты конкуренции Администрации муниципального образования Момского наслега Республики Саха (Якутия), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества без проведения конкурентных процедур.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), при рассмотрении поступивших материалов установило следующее.

Как следует из материалов дела, 01 декабря 2018 года заключен договор оперативного управления имуществом, находящимся в собственности МО «Момский национальный наслег» между МО «Момский национальный наслег» и ООО «Сатал».

Согласно п. 1.1. указанного договора со стороны МО «Момский национальный наслег» передано в оперативное временное пользование ООО «Сатал» движимое имущество, транспортное средство, машина вакуумная, модель КО-522Б, 2014 года.

Указанное имущество находится на балансе администрации МО «Момский национальный наслег».

Общая балансовая (рыночная) стоимость – 795 200, 21 рублей.

Торги на право владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (машина вакуумная, модель КО-522Б, 2014 года) МО «Момский национальный наслег» не проводились.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №48 от 05.12.2019 было возбуждено дело №014/01/17.1-3408/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Момского наслега по признакам состава нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Определением УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.12.2019 дело № 014/01/17.1-3408/2019 назначено к рассмотрению, в качестве ответчика привлечена Администрация момского наслега, в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Сатал».

На основании статьи 23, 25 Закона о защите конкуренции у ответчиков и иных организаций, истребованы документы и информация, необходимые для рассмотрения дела.

Документы и информация, поступившие в Управление, ответы на запросы приобщены к материалам дела № 014/01/17.1-3408/2019.

В целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, относящихся к предмету рассмотрения дела № 014/01/17.1-3408/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, и на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в Момском районе Республики Саха (Якутия) в 2018-2019 гг.

Согласно пункту 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах,

Характеристика товарного рынка.

а) Временным интервалом исследования рынка при рассмотрении настоящего дела следует считать период пользования муниципальным имуществом.

Рассматриваемый договор заключен 01.12.2018. Срок действия договора установлен до 01.12.2019.

С учетом момента окончания исполнения договора, общий период исследования товарного рынка определен как с 01.12.2018 по 01.12.2019.

б) Предметом договора, заключенного в отношении муниципального имущества является передача в оперативное временное пользование движимого имущества – Машина вакуумная, модель КО-522Б, 2014 года.

в) Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, не возможно в связи с тем, что МО «Момский национальный наслег» передало муниципальное имущество без проведения торгов.

В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в деле № 014/01/17.1-3408/2019, Комиссией Управления характерно следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 2 части 1 статьи Закона о защите конкуренции настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

Названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением наступления указанной в данной норме закона случаев.

Таким образом, предоставление в пользование муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения такого договора является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Администрация представила в Управление отзыв на определение о назначении дела от 14.01.2020 исх.№ 12, в котором не оспаривает факта передачи муниципального имущества в нарушение требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, администрация указывает что 26.10.2019 было подписано соглашение о расторжении договора оперативного пользования имуществом, находящимся в собственности МО «Момский национальный наслег» транспортного средства от 01 декабря 2018, что подтверждается соглашением от 26.10.2019 г.

Указанные действия МО «Момский национальный наслег» по передаче муниципального имущества без конкурентных процедур, ограничивают права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на том же товарном рынке.

Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 №14686/10 по делу №А13-10558/2008 «В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.»

При таких условиях, действия МО «Момский национальный наслег» по передаче в пользование ООО «Сатал» муниципального имущества (машина вакуумная, модель КО-522Б, 2014 года) без проведения процедуры торгов, предусматривающих заключения договора на право пользования таким имуществом, содержат признаки состава нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Исходя из анализа приведенной информации, у Администрации отсутствовали правовые основания для передачи муниципального имущества машины вакуумной, модель КО-522Б, 2014 года) ООО «Сатал» без проведения конкурентной процедуры на право заключения договора, устанавливающего право пользования таким имуществом.

Указанные действия Администрации Момского наслега ограничили права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на рассматриваемом рынке в территориальных границах Момского района Республики Саха (Якутия), на участие в конкурсах или аукционах, а также на обжалование результатов проведенных конкурсов или аукционов, и, следовательно, такие действия привели к ограничению конкуренции на рассматриваемом рынке.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Вместе с тем, учитывая, что заключенный договор от 01 декабря 2018 года оперативного управления имуществом, находящимся в собственности МО «Момский национальный наслег» между МО «Момский национальный наслег» и ООО «Сатал» на момент принятия заключения об обстоятельствах дела расторгнут, Комиссия Управления приход к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к мотивированному выводу о необходимости квалификации действий Администрации МО «Момский национальный наслег» Республики Саха (Якутия) по части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии:            __________________________           

 

 

Члены Комиссии:                          __________________________           

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                         __________________________           

Связанные организации

Связанные организации не указаны