Решение №014/07/3-1879/2021 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1879/2021 по результатам рассмотрения жа... от 3 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1879/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                        03 сентября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – вр.и.о руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп» (далее –заявитель, ООО «ЭнергоКомплект-Групп»): <...> (представитель по доверенности 30.08.2021);

от организатора закупок, заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – организатор закупок, заказчик ПАО «Якутскэнерго»): <....> – (представители по доверенностям №И00008336 от 21.05.2021, №И00008829 от 01.09.2021, №И00008752 от 02.07.2021),

рассмотрев жалобу ООО «ЭнергоКомплект-Групп» на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на Лот № 1201-РЕМ ПРОД-2022-ЯЭ Ввод высоковольтный (извещение № 32110545120), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) вх. 7782э от 26.08.2021 (исх.№ 1/88 от 26.08.2021) поступила жалоба ООО «ЭнергоКомплект-Групп» на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на Лот № 1201-РЕМ ПРОД-2022-ЯЭ Ввод высоковольтный (извещение № 32110545120), (далее – жалоба, закупка).

Из сути поданной заявителем жалобы следует, что:

Заявитель считает, что заказчиком в техническом задании предъявляет требование к техническому параметру «Масса, не более», заявитель требует внести изменения в закупочную документацию: исключить из технических требований Технического задания параметр «масса, не более», поскольку у каждого производителя существуют свои особенности конструкции и масса аналогичных вводов не может совпадать, масса ввода не ограничивается ГОСТ Р 55187-2021.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей ПАО «Якутскэнерго» следует, что организатор закупки, заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 01.10.2020 № 316 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Из материалов дела, размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» и сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» «https://www.roseltorg.ru» сведений установлено следующее.

  1. Извещение № 32110545120 о проведении конкурса в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 11.08.2021. Начальная (максимальная) цена договора: 19 870 000,00 руб., без учета НДС;
  2. Дата начала срока подачи заявок: 11.08.2021.
  3. Дата окончания подачи заявок: 30.08.2021.

Комиссия, заслушав пояснения участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы лиц и изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «ЭнергоКомплект-Групп» необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В своей системной взаимосвязи положения Закона о закупках позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о закупке порядок и условия ее проведения, установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

В силу пункта 3.2.1 Положения о закупке заказчик закупки в ходе ее подготовки в каждом случае заранее определяет:

  • требования к закупаемой продукции;
  • НМЦ либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (включая обоснование);
  • требования к Участникам (при проведении конкурентной закупки);
  • требования к условиям договора, заключаемого по результатам процедуры закупки;
  • требования к составу и оформлению заявок;
  • что подтверждение соответствия закупаемой продукции (а также процессов ее производства, хранения, перевозки и др.) предъявляемым к ним со стороны Заказчика требованиям проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия продукции потребностям заказчика (в том числе требованиями к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы);

Согласно пункту 6.4.1. Положения о закупке в извещении и (или) документации о закупке Заказчик описывает характеристики предмета закупки (в том числе в виде технической спецификации, технических требований, разделов проекта договора, отдельного документа и так далее). В описании указываются характеристики предмета закупки: функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости). В числе технических характеристик предмета закупки Заказчик вправе устанавливать требования к процессам производства, хранения, перевозки, контроля качества продукции и иным процессам, влияющим на возможность использования продукции Заказчиком.

 

Согласно пункту 8.1.1 Документации о закупке Технические требования к закупаемой продукции приведены в Приложении №1 к настоящей Документации о закупке.

Согласно  техническим требованиям на поставку высоковольтных вводов для выключателей и трансформаторов технические и функциональные характеристики поставляемых вводов по массе содержат следующие требования:

  1. высоковольтный ввод для выключателей 110 кВ ПАО «Якутскэнерго» ЗЭС  - 3 шт. НРЭС (ПС Нюрба СМВ -110) – масса не более 170 кг.;
  2. высоковольтный ввод для выключателей 220 кВ - 4 шт.  – масса не более 700 кг.;
  3. высоковольтный ввод для трансформаторов  110 кВ - 3 шт.  – масса не более 45 кг.;
  4. высоковольтный ввод для трансформаторов  110 кВ - 2 шт.  – масса не более 60 кг.;
  5.  высоковольтный ввод для трансформаторов  110 кВ - 2 шт.  – масса не более 45 кг.

При этом, согласно техническому заданию на поставку трансформаторных вводов с внутренней RIN изоляцией для КВГЭС, внутренняя изоляция должна быть выполнена с использованием изоляционного материала RIN, данные требования заказчика   установлены в соответствии потребностями обусловленными производственной необходимостью и экономической целесообразности, поскольку к техническому параметру «Масса, не более» Из представленных пояснений организатором закупки при формировании условий документации о закупке преобладающим фактором являлось  потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования,  исходя из имеющейся у заказчика потребности в поставке вводов, в документации о закупке установлены требования к техническим характеристикам.

Материями дела установлено, что действующий на территории  Российской Федерации  ГОСТ Р 55187-2012, содержит стандарты по всем типам применяемых вводов, при этом,  в пункте 3.1.9 ввод из нетканого материала с пропиткой из компаунда RIN: Ввод, в котором внутренняя изоляция состоит из сердечника, намотанного из нетканого материала (например пленки) с последующей пропиткой компаундом.

Из положений Закона о закупках следует, что заказчик осуществляет закупку в целях удовлетворения собственных нужд исходя из существующих потребностей, следовательно, заказчик вправе установить требование в техническом задании о необходимости поставки товара по  техническому параметру «Масса, не более», отвечающее текущим потребностям заказчика, а также любой тип изоляции, описанный отдельно в  ГОСТ Р 55187-2012, так как технологически по изготовлению и имеющимся характеристикам ввода выделены в нормативной базе в отдельный тип изоляции.

При этом, как пояснили представители заказчика на выбор данного типа RIN изоляции повлияло наличие ряда неоспоримых преимуществ перед ранее выпускаемыми типами высоковольтных вводов, в том числе и с RIP изоляцией, в частности:

  1. высокая гидрофобность поверхности изоляции и стойкость к атмосферному воздействию.
  2. малые размеры и низкая масса. При этом, по мнению заказчика первый параметр увеличивает надежность (снижаются риски повреждения изоляции вводов при ее увлажнении) и упрощение эксплуатации высоковольтных вводов из-за лучших заводских условий хранения высоковольтных вводов (не ограничивается срок хранения до 6 месяцев, с требованием изготовителя по перетарке продукции и повторным испытаниям по истечении указанного срока). Второй параметр по массе напрямую снижает эксплуатационные издержки заказчика по перевозке, погрузке-разгрузке и монтажу высоковольтных вводов.

Представители заказчика на заседании Комиссии представили материалы, документацию о закупке и пояснили, что в техническом задании документации заказчиком установлены технические характеристики товара по предмету закупки в соответствии с ГОСТ Р 55187-2012, в котором нет ограничение вводов по массе,  а также указали на то, что техническое задание составлено исходя из потребностей заказчика и не противоречит положениям Закона о закупках, также сообщили, что в силу географической удаленности и слабой развитости транспортной инфраструктуры, параметр «Масса (вес продукции)» имеет существенное значение, так как влияет на транспортно-логистические расходы, а также может косвенно влиять и на сроки поставки, так как оперативная доставка оборудования в отдельных случаях может выполняться авиатранспортом, а  также обстоятельством местонахождения электрических подстанций, где необходимо выполнить комплекс работ по замене вводов, которые расположены  в труднодоступных местах с сезонной доступностью (например, подстанции Кюндядя, Онхой, Нюрба, Витим). 

Потребность заказчика в меньшем весе закупаемого оборудования обусловлена в том числе также необходимостью произвести монтаж ввода с применением крана-манипулятора, без использования автокрана, что для заказчика является существенным фактором из-за, короткого ремонтного летнего периода в 2-3 месяца, а также иногда выполнения работ «вручную», без применения подъемных сооружений (автокранов, кранов-манипуляторов), где масса ввода уже будет влиять на безопасность производства работ.  

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установление заказчиком в техническом задании на поставку высоковольтных вводов для выключателей 110 кВ -3 шт.  – масса не более 170 кг, высоковольтных вводов для выключателей 220 кВ - 4 шт.  – масса не более 700 кг, высоковольтных вводов для трансформаторов  110 кВ - 3 шт.  – масса не более 45 кг, высоковольтных вводов для трансформаторов  110 кВ - 2 шт.  – масса не более 60 кг, высоковольтных вводов для трансформаторов  110 кВ - 2 шт.  – масса не более 45 кг, а также на поставку трансформаторных вводов с внутренней RIN изоляцией для КВГЭС является потребностью заказчика, которая   обусловлена производственной необходимостью и экономической целесообразностью именно к таким вводам содержащим технические  параметры по массе, которые установлены технических требованиях.

Комиссия считает, что поскольку  у каждого производителя существуют свои особенности конструкции, и масса аналогичных вводов различна, при этом,   существующий рынок поставки вышеуказанных вводов не ограничен как по конструкции и как по массе,  следовательно, при отсутствии каких либо  ограничений по массе вводов  в действующем ГОСТ  Р 55187-2021, Комиссия приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств невозможности поставки товара, требуемого заказчику по установленным документации о закупке техническим требованиям.

Рекомендательное письмо ООО «Смолатомэнергомонтаж»  не является надлежащим доказательством, которое подтверждает факт необоснованного требования конкретной характеристики, при разработке более  новых электроизоляционные материалов, позволивших решить ряд физических проблем при эксплуатации высоковольтных вводов, данное мнение не может быть принято как обоснование доводов.

В соответствии с вышеизложенным, жалоба доводы которой не находят своего подтверждения, признается Комиссией необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу жалоба ООО «ЭнергоКомплект-Групп» на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на Лот № 1201-РЕМ ПРОД-2022-ЯЭ Ввод высоковольтный (извещение № 32110545120) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны