Решение б/н по итогам рассмотрения жалобы №014/01/18.1-1796/2019 от 28 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по итогам рассмотрения жалобы №014/01/18.1-1796/2019

г. Якутск                                           Резолютивная часть оглашена: «23» августа 2019 г.

                                                         Изготовлено в полном объеме: «28» августа 2019 г.      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

<......> – временно исполняющего обязанности руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<......> – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<......> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

При участии:

от ответчика – Конкурсный управляющий С, паспорт;

после перерыва – представитель <.....> по доверенности;

в отсутствие заявителя надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N014/01/18.1-1796/2019, не обеспечившего явку на заседание комиссии;

рассмотрев жалобу М (далее – Заявитель) на действия Конкурсного управляющего С (далее – Организатор) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – Торги) на право заключения договора уступки права по задолженности населения по ЖКУ в размере 57 954 104, 49 руб., (далее – задолженность) (объявление о торгах №3766356 в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве на сайте www.bankrot.fedresurs.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – антимонопольный орган) 07 августа 2019 года поступила жалоба М на действия Конкурсного управляющего С при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора уступки права по задолженности населения по ЖКУ в размере 57 954 104, 49 руб., (извещение SBR013-1905230005 сайте Сбербанк-АСТ www.utp.sberbank-ast.ru), следующего содержания.

Доводы жалобы:

В процессе подготовки к торгам по запросу Победителя о предоставлении информации о лоте Организатор предоставил файл «ООО Дьулус на 14.05.2019», который стал ключевым при принятии решения об участии победителя на торгах и предложения соответствующей цены покупки лота.

Согласно информации, содержащейся в данном файле, на исполнении в ФССП в той или иной мере находились исполнительные производства в отношении должников ООО «Дьулус» на общую сумму 61 066 541, 18 руб.

Из них, по состоянию на 15.05.2019 исполнительные документы в отношении должников на сумму 21 858 229,87 руб. Остальные исполнительные производства были окончены или прекращены. Все исполнительные производства, указанные в данном файле, имеют статус возбуждения 2018 год.

Однако, после проведения торгов, в процессе подписания договора Цессии, Организатор в качестве приложения к договору предоставил дебиторскую задолженность населения с истекшим сроком исковой давности.

Фактическая сумма «живых» долгов по решению суда составляет 5,1 млн рублей.

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Федерального закона №127-ФЗ «О банкротстве» в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений.

Заявитель полагает что Организатором сознательно была искажена информация о выставляемом на торги лоте. В объявлении о торгах отсутствовала такая существенная характеристика объекта торгов, как срок исковой давности. На запрос победителя сведения об истекшем сроке исковой давности также отсутствует.

При подписании договора Цессии, Организатор подменил объект торгов на дебиторскую задолженность, которая абсолютно не представляет никакой ценности.

Комиссией антимонопольного органа также рассматривается дополнение к жалобе заявителя в котором содержится следующее.

Согласно информации, указанной в файле, который предоставил Конкурсный управляющий на этапе подготовки к торгам, по состоянию на 15.05.2019 на исполнении в ФССП находились исполнительные производства на сумму не взысканного долга в размере 21 858 229, 87 руб.

При подписании договора Цессии Организатор в качестве предмета договора предлагает совершенно другую дебиторскую задолженность, а именно:

- Приложение №1 – расшифрованная по видам коммунальных услуг задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги на 29 411 382, 88 рублей программа «Дом. Онлайн»;

- Приложение №2 – имеющаяся задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги на 28 524 775, 53 рублей программа «Сбор долгов»;

- Приложение №3 – реестр заявлений, направленных в суд на вынесение судебных приказов на сумму 19 468 162, 99 рублей.

- Приложение №4 – реестр исполнительных производств о взыскании задолженности в пользу ООО «Дьулус» возбужденных Якутским ГОСП УФССП России по РС(Я) на 23.07.2019 на сумму 5 729 468, 78 рублей.

Сумма не взысканного исполнительного производства уменьшилась на 16 128 761, 09 рублей за 2 месяца.

Информация, содержащаяся в Приложениях № 1, 2, 3 не может выступать в качестве предмета договора Цессии, поскольку указана общая информация по задолженности, без ФИО должников, адреса и прочих реквизитов дебиторской задолженности.

На основании изложенного, заявитель считает действия Организатора торгов незаконными.

Конкурсный управляющий представил возражение на жалобу, а также возражение на дополнение к жалобе заявителя, в соответствии с которыми считает свои действия законными, а доводы изложенные заявителем, необоснованными.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, принятие Комиссией антимонопольного органа решения по жалобе было отложено с 14.08.2019 до 23.08.2019.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Согласно статье 89 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), относится к компетенции антимонопольного органа.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Таким образом, антимонопольным органом рассматриваются жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего (внешнего управляющего), в случае если он является организатором торгов или осуществляет заключение договора купли-продажи по итогам проведения торгов в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Исходя из положений пункта 19 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия оформляется договором купли-продажи, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.

Порядок организации и проведения торгов по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Приказом Минэкономразвития N 495 от 23.07.2015 «Об утверждении порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Согласно пункту 9 статьи 110 Закона о несостоятельности не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

1. Сообщение о продаже имущественных прав ООО «Дьулус» (далее - Извещение) размещено в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве - 17.05.2019 в 05:42:52 (МСК);

2. Номер извещения – 3766356;

3. Электронная торговая площадка – ЗАО Сбербанк АСТ www.sberbank-ast.ru;

4. Должник – ООО «Дьулус» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, д. 8, кв. 20);

5. Конкурсный управляющий: С (ИНН <........>), действующий на основании решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.07.2016 по делу №А58-2259/2015;

6. Форма торгов – аукцион, открытый по составу участников и форме предложения цены, по принципу повышения цены;

7. Состав имущественных прав, предлагаемых к продаже – задолженность населения за ЖКУ;

8. Сумма права требования – 57 954 104, 49 рубль;

9. Начальная цена – 52 158 694,00 рубль;

10. Шаг – 20%;

11. Задаток – 20%;

12. Дата начала подачи заявок – 26.06.2019 в 09:00;

13. Дата окончания подачи заявок - 20.07.2019 в 18:00;

14. Дата проведения торгов - 20.07.2019;

15. Победитель по аукциону: М (<.....................>, ИНН ) с лучшей ценой 2 555 777,77 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 и пунктом 1 статьи 140 Закона о банкротстве при введении внешнего управления внешний управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи.

Пунктом 2 статьи 111 Закона о банкротстве установлено, что продажа части имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов выполняет следующие функции:

опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;

принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;

определяет участников торгов;

осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;

определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;

уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

В силу пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении этих сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные Законом о банкротстве сведения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

 сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

 сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

 требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

 условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

 порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

 порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

 размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

 начальная цена продажи предприятия;

 величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

 порядок и критерии выявления победителя торгов;

 дата, время и место подведения результатов торгов;

 порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

 сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

 сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Cведения, которые должны содержаться в сообщении о проведении торгов, перечислены в п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве исчерпывающим образом. При этом, иные нормы законодательства, в том числе Закон о банкротстве, не содержит требований о детальном описании каждого объекта, выставленного на торги, а также не указывает на необходимую степень детализации данных об имуществе.

Кроме того, абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Из указанного следует, что целью публикации в порядке статьи 110 Закона о банкротстве является надлежащее первичное описание объекта, то есть такое описание, которое позволит потенциальному покупателю определенно установить реализуемое имущество.

Из фактических обстоятельств и материалов жалобы следует, что при проведении торгов по продаже права требования организатором торгов было опубликовано сообщение №3766356 в ЕФРСБ в котором были указаны все необходимые сведения для идентификации предмета торгов в соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве, а именно:

Должник - ООО «Дьулус», адрес 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, д. 8, 20, ОГРН 1071435009293, ИНН 1435188279, дело №А58-2259/2015, признанный несостоятельным (банкротом), Задолженность населения на ЖКУ в размере 57 954 104,49 рублей, права требования на краткосрочные долговые обязательства (дебиторская задолженность).

Более того, Конкурсным управляющим в своем объявлении также указано что с имуществом, являющимся предметом торгов, можно ознакомиться по адресу: г. Алдан, пер. Школьный, д. 16, кв. 2 по предварительной записи у организатора торгов, что также свидетельствует о соблюдении организатором требований применительно к пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

При выборе способа ознакомления с продаваемым имуществом следует исходить из того, что выбранный способ должен соответствовать требованиям законодательства, а также целям проведения торгов.

Одновременно с этим, в сообщении о торгах от 17.05.2017 N 3766356 были указаны контактные данные организатора торгов: почтовый адрес, электронный адрес, номер телефона, по которым участники торгов могли уточнить особенности в отношении подлежащего продаже имущества, в связи с чем, все потенциальные участники, могли получать в порядке абзаца 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве ознакомление с документами у организатора торгов, а также путем непосредственного осмотра реализуемого имущества ООО "Дьулус", о чем организатором торгов было указано в вышеупомянутых сообщениях о торгах.

При таких условиях, довод заявителя о том, что в объявлении о проведении торгов не была указана существенная характеристика объекта лота, Комиссией антимонопольного органа отклоняется, поскольку указание конкурсным управляющим в объявлении о проведении торгов состава имущественных прав в виде права требования на краткосрочные долговые обязательства не может быть признано противоречащим соответствующей норме Закона о банкротстве.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о полноте публикации организатором сообщения о продаже имущественных прав ООО "Дьулус", проведенных в форме публичного предложения на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) от 17.05.2019 N 3766356.

При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

В силу пункта 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение пяти дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

Согласно пункту 2 статьи 140 Закона о банкротстве продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования. Условия договора продажи прав требования должника должны предусматривать:

- получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи;

- переход прав требования только после полной оплаты прав требования.

При этом устанавливается, что продажа прав требования должника осуществляется конкурсным кредитором в том же порядке и на тех же условиях, что и при их реализации внешним управляющим (а именно в порядке, установленном п. 3 и п. 5 ст. 111 Закона о несостоятельности), если иное не установлено федеральным законом и не вытекает из существа требования.

Из пункта 1.2 договора №1 уступки права требования направленному заявителю организатором торгом, по итогам проведения аукциона следует, что передаваемое по договору право требования на момент заключения договора включает в себя сумму основного долга: 57 954 158,41 руб. в том числе:

- 29 411 382, 88 (двадцать девять миллионов четыреста одиннадцать тысяч триста восемьдесят два) рубля 88 копеек, задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги программа «Дом. Онлайн»;

- 28 542 775, 53 (двадцать восемь миллионов пятьсот сорок две тысячи семьсот семьдесят пять) рублей 53 копеек, задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги программа «Сбор долгов».

Исходя из положений пунктов 2.3-2.4 договора №1 уступки права требования (цессии), за вычетом суммы задатка Цессионарий должен уплатить 2 503 619,08 руб. 08 коп. в течение 30 дней со дня подписания договора. Права требования, уступаемые по договору, переходят к цессионарию только после оплаты в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 140 Закона о банкротстве, что также свидетельствует о соблюдении организатором торгов статьи 140 Закона о банкротстве.

При таких условиях, у Комиссии антимонопольного органа не имеется оснований полагать, что Организатором торгов была искажена информация о предмете аукциона, ввиду соблюдения Конкурсным управляющим процедуры проведения торгов, установленных требованиями ст. 28, 110, 139 Закона о банкротстве.

Комиссией антимонопольного органа также отклоняется довод заявителя о том, что при подписании договора Цессии, Организатор подменил объект торгов на дебиторскую задолженность, поскольку состав имущественных прав в виде дебиторской задолженности указан организатором в объявлении о проведении торгов, а договор №1 уступки права требования (Цессии), соответствует требованиям, установленным ст. 112, 140 Закона о банкротстве.

В этой связи, доводы заявителя о том, что организатором торгов были допущены существенные нарушения при организации и проведении аукциона не нашли своего подтверждения.

Учитывая изложенное, оценив все доводы заявителя, рассмотрев всесторонне полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия антимонопольного органа не находит оснований для признания жалобы обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на основании вышеизложенного, руководствуясь п. 4.2 ч. 1 ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу М на действия организатора торгов Конкурсного управляющего С при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора уступки права по задолженности населения по ЖКУ в размере 57 954 104, 49 руб., (объявление о торгах №3766356 в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве на сайте www.bankrot.fedresurs.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии          ____________________               

                                                

Члены Комиссии                      ____________________               

                                   

                                                     ____________________              

Связанные организации

Связанные организации не указаны