Определение №№ИЛ/2784/24 от 27.05.2024 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 014/01/10-709/2024 О НАРУШЕН... от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 014/01/10-709/2024 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

« 27 » мая 2024 года                                                                                                                                г. Якутск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства *** на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по
Республике Саха (Якутия) № 38/24 от 15.05.2024 о возбуждении дела и создании Комиссии по
рассмотрению дела №014/01/10-709/2024 о нарушении антимонопольного законодательства и в
соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции»

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
поступило заявление ООО «Престиж» (вх. №2180-ЭП/24 от 22.02.2024 г.) о наличии в действиях
АО «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «СТНГ») признаков нарушения Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), связанные с
увеличением цен (тарифов) с 01.02.2024 г. на услуги аварийно-диспетчерского обеспечения и
технического обслуживания газового оборудования для юридических лиц.

По итогам анализа представленных документов и информации по запросам Якутского
УФАС России от 04.03.2024 г. №ИЛ/1111/24, от 12.03.2024 г. №ИЛ/1272/24, от 18.03.2024 г.
№АК/1397/24, от 11.04.2024 г. №ИЛ/1858/24, установлено следующее.

Между АО «СТНГ» и ООО «Престиж» был заключен договор от *** на
аварийно-диспетчерское обеспечение и техническое обслуживание газового оборудования,
стоимость услуг по договору составила *** рублей с НДС.

Вместе с тем, в адрес ООО «Престиж» от АО «СТНГ» поступило дополнительное
соглашение №1 к договору***, согласно которому с 01.02.2024 г. стоимость
услуг выросла на ***% и составила *** рублей с НДС, увеличение на ***%.

Согласно письменным пояснениям АО «СТНГ» договор от *** на
аварийно-диспетчерское обеспечение и техническое обслуживание газового оборудования
заключен ошибочно как с юридическим лицом, так как здание расположенное по адресу: г.Якутск,
ул. Петра Алексеева, д.19/3 является многоквартирным жилым домом, в связи с чем, АО «СТНГ»
05.03.2024 г. направило письмо о расторжении договора и заключении нового договора о
техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном
доме.

В адрес Якутского УФАС России поступило письмо от заявителя о прекращении
производства по делу от 27.02.2024 г. №203ПР (вх.№2344-ЭП/24 от 27.02.2024), от 27.03.2024 г.
№279ПР (вх. №2344-ЭП/14 от 27.02.) в связи с наличием со стороны АО «СТНГ» ошибок
(опечаток) подлежащих редактированию, вопрос урегулирован, претензий к АО «СТНГ» заявитель
не имеет.

На письмо заявителя о прекращении рассмотрения заявления ООО «Престиж» в отношении
АО «СТНГ» Якутское УФАС России разъяснило письмом от 16.04.2024 г. №ИЛ/1949/24 заявителю,
что Законом о защите конкуренции не предусмотрена процедура отзыва заявления о нарушении
антимонопольного законодательства, которая влекла бы за собой обязанность антимонопольного
органа по прекращению рассмотрения заявления, в связи с чем оснований для прекращения
рассмотрения заявления не имеется.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим
положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких
хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому
хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц)
возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на
соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других
хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим
хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о
нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ
состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об
отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

АО «СТНГ», предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является,
согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных
монополиях», субъектом естественной монополии и включено в реестр естественных монополий.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг аварийно-диспетчерского
обеспечения и технического обслуживания газового оборудования для юридических лиц на
территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по итогам 2023 года и 1 квартала 2024 года установлено, что АО «СТНГ» занимает доминирующее положение в
следующих географических границах:

За 2023 год
Верхневилюйский улус – ***%;
Вилюйский улус – ***%;
Горный улус – ***%;
Кобяйский улус – ***%;
Ленский район – ***%;
Мегино-Кангаласский улус – ***%;
Намский улус – ***%;
Хангаласский улус – ***%;
Чурапчинский улус – ***%;
г. Якутск, Жатай, Хатассы – ***% (коллективное доминирование с ООО «***» -
***%.)
За 1 квартал 2024 год:
Верхневилюйский улус – ***%;
Вилюйский улус – ***%;
Горный улус – ***%;
Кобяйский улус – ***%;
Мегино-Кангаласский улус – ***%;
Намский улус – ***% (коллективное доминирование с ООО «***» - ***%.)
Хангаласский улус – ***%;
Чурапчинский улус – ***%;
г. Якутск, Жатай, Хатассы – ***% (коллективное доминирование с ООО «***» -
***%, ООО «***» - ***%.)

Объем выручки АО «СТНГ» от оказанных услуг за 2023 год составил *** рублей,
за 1 квартал 2024 года *** рублей.

Якутское УФАС России установило, что АО «СТНГ» на товарном рынке услуг аварийно-
диспетчерского обеспечения и технического обслуживания газового оборудования для
юридических лиц в 2023 году, 1 квартале 2024 года в географических границах Республики Саха
(Якутия) занимает доминирующее положение.

Таким образом, АО «СТНГ» при осуществлении хозяйственной деятельности в том числе
обязано соблюдать требования, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего заявления Якутским УФАС России установлено
следующее.

Прейскурант цен на 2024 год утвержден приказом генерального директора АО «СТНГ» от
11.01.2024 г. №08-П «Об утверждении прейскуранта на услуги по техническому обслуживанию
газового оборудования для юридических лиц» (начало действия с 01.02.2024г.) (далее – приказ
№08-П), ранее действовал приказ от 29.11.2022 г. №759-П «Об утверждении прейскуранта цен на
услуги по техническому обслуживанию газового оборудования для юридических лиц» (начало
действия с 1 января 2023 года) (далее – приказ №759-П).

Согласно письменным пояснениям АО «СТНГ» от 11.03.2024 г. №7-793-ТА (вх. №2818/24
от 11.03.2024) установлено, что Обществом не оспаривается увеличение цены на услуги аварийно-
диспетчерского обеспечения и технического обслуживания газового оборудования для
юридических лиц с 01.02.2024 г. При утверждении цены на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования для юридических лиц был применен индекс-дефлятор на
2024 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Минэкономразвития РФ.

Якутским УФАС России установлено, что дефлятор Прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов,
размещённый на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации от 22
сентября 2023 года составил 105,7.

АО «СТНГ» в ответ на запрос Якутского УФАС России представило динамику цен на
техническое обслуживание газового оборудования для юридических лиц с 2021 по 2024 годы, в
соответствии с которым повышение цен по газовым котельным с мощностью от *** до *** кВт в
2024 году составило ***%, что в свою очередь является несостоятельным.

Таблитца №2. Динамика цен на техническое обслуживание газового оборудования
для юридических лиц с 2021 по 2024 годы.

Якутским УФАС России проанализированы действия АО «СТНГ» в рамках заключенного
договора от *** и установлено следующее.

Таблица №3. Прейскурант на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования для
юридических лиц по газовой котельной мощностью свыше *** кВт

Как видно из таблицы №3 изменилась группа соотнесения по мощности газовой котельной.
Рост цен по техническому обслуживанию газовой котельной с мощностью от ***до *** кВт составил ***%, что не соответствует индексу-дефлятору, установленного Прогнозом
социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов.

Таким образом, в 2024 году газовые котельные с мощностью от *** кВт с 2024 года
перешли в группу с мощностью от *** до *** кВт., соответственно, Общество объединило 2
группы мощности в одну, указав в таблице №2 цены по нижней стоимостной позиции по газовым
котельным с «мощностью от *** до*** кВт», тем самым скрыв изменения цены по газовым
котельным с «мощностью от *** до *** кВт».
В письменных пояснениях АО «СТНГ» не представило с какой целью произошло
объединение газовых котельных с мощностью от *** кВт с *** кВт (не представлено
правовое обоснование изменения группы мощности), при этом, действия Общества привели к
увеличению стоимости услуг по техническому обслуживанию газовых котельных с мощностью от
*** до *** кВт на ***%, по отношению к газовым котельным с мощностью от *** кВт., у
которых рост составил ***%.
Аналогичная ситуация по иным видам: таблица №4 , таблица №5, таблица №6

Исходя из вышеизложенного, рост цен, действующих с 01.02.2024 года на услуги по
техническому обслуживанию газового оборудования для юридических лиц составил от ***% до
***, при ИПЦ на услуги на 2024 год 5,7%. При этом в ходе рассмотрения заявления не
представлено надлежащее экономическое обоснование, подтверждающее объективные причины
такого роста.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской
деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: установление, поддержание
монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами
антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите
конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10
Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение
доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том
числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках
(например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых
конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам
и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая
извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав
участников рынка.
По результатам рассмотрения заявления в действиях АО «Сахатранснефтегаз» установлены
признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите
конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов потребителей услуг путем
необоснованного увеличения установленных АО «Сахатранснефтегаз» тарифов на услуги
аварийно-диспетчерского обеспечения и технического обслуживания газового оборудования для
юридических лиц.
На основании изложенного, издан приказ Якутского УФАС России от 15.05.2024 №38/24 о
возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного
законодательства по признакам нарушения АО «Сахатранснефтегаз» пункта 1 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона
от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело №014/01/10-709/2024 к рассмотрению на «31» мая 2024 года в 11 часов 00
минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213, вход со
стороны ул. Пояркова;
2. Привлечь к участию в деле №014/01/10-709/2024 в качестве ответчика АО
«Сахатранснефтегаз» (677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18В, офис 501,
ИНН 1435142972, КПП 14350100, ОГРН 1031402073097).
3. Привлечь к участию в деле №014/01/10-709/2024 в качестве заявителя ООО «Престиж»(677005, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Курашова, д.38, офис 1, ИНН 1435362537, КПП
143501001, ОГРН 1211400008632)
4. АО «Сахатранснефтегаз», на основании части 1 статьи 25 и части 5 статьи 45
Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не позднее «31» мая 2024
года 11 часов 00 минут, представить в адрес Якутского УФАС России:
• Письменный отзыв по обстоятельствам дела;
• иные документы, информацию (сведения), имеющие отношение к рассматриваемому
делу.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ,
непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган
сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской
2024-2649 Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц –
от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч
до пятисот тысяч рублей.
Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в
антимонопольный орган запрашиваемых документов (информации).
Для участия в дистанционном рассмотрении дела лицам, участвующим в деле, необходимо
пройти по ссылке для входа в конференцию: *** и выполнить
действия в соответствии с руководством для участника сеанса видеоконференцсвязи.
В целях соблюдения процессуальных требований Федерального закона от 26.07.2006 №
135- ФЗ «О защите конкуренции», в части порядка рассмотрения дел, лицам, участвующим в деле,
посредством электронной почты необходимо заблаговременно направить в Якутское УФАС России
документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также
документы и информацию, которые участники дела обязаны или вправе представить на
рассмотрение дела.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны