Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения дела № 02-79/11А о нару... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения дела № 02-79/11А

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена «17» октября 2011 г.

                                                             изготовлено в полном объеме «28» октября 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-79/10А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – начальник отдела лицензирования деятельности кредитных организаций Управления по надзору за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – начальник отдела информационно-аналитического обеспечения инспекции по Республике Саха (Якутия) Межрегиональной инспекции по Дальневосточными Федеральному округу Главной инспекции кредитных организаций Банка России, Член Комиссии;

При участии:

Заявителя – <…>;

Представителей ответчиков:

от  ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский»  <…> по доверенности от 30 мая 2011года; от ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» <…> по доверенности от 28.12.2010г; от ОАО «Далькомбанк» <…> по доверенности от 06.04.2010г. № 103; от ОАО АК «Якутскэнерго» <…> по доверенности от 27.12.2010г. № 1021;

Рассмотрев материалы дела №02-79/11А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения части 2  статьи 11   Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО УК ОЖФ «ЖКХ «Губинский», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк, ОАО «Далькомбанк», ОАО АК «Якутскэнерго», установленных по результатам рассмотрения заявления Покровской Анны Павловны от лица старост домов, расположенных на 202 мкрн-е г. Якутска,  в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обратилась гр. <…> с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства ОАО АК «Якутскэнерго» и ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский». По мнению заявителя, нарушение антимонопольного законодательства состоит в том, что жильцы многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский», при оплате коммунальных услуг оплачивают, в том числе комиссионный сбор ОАО АК «Якутскэнерго» в размере 1,5 % от общей суммы, что составляет в среднем 70 рублей с квартиры. Возможность оплаты коммунальных услуг, минуя кассы ОАО АК «Якутскэнерго», у жильцов отсутствует.

11 мая 2011 года приказом руководителя УФАС по РС(Я) №64 о возбуждении Дела №02-44/11А и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждено дело по признакам нарушения ОАО АК «Якутскэнерго» и ООО УК ОЖФ «ЖКХ «Губинский» пункта 1 части 1 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлено, что управление многоквартирным домом, в котором проживает заявитель осуществляет управляющая организация ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский», и что у ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» отсутствуют собственные кассы по приему платежей физических лиц за жилищно - коммунальные услуги, прием оплаты за предоставленные УК жилищно-коммунальные услуги производится через платежных агентов: ОАО «Якутскэнерго» по договору от 01.01.2011г.,  ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»  от 11.01.2011г., ЯФ ОАО «Дальневосточный коммерческий банк» от 01.01.2011г. Указанные договоры заключены на основании Федерального закона РФ №103-ФЗ «О деятельности по приему  платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

10 июня 2011 года Комиссия УФАС по РС (Я) в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства определила выделить в отдельное производство дело по признакам нарушения ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» и ОАО АК «Якутскэнерго» части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением об отложении рассмотрения дела №02-79/11А о нарушении антимонопольного законодательства от 14 июля 2011 года к рассмотрению дела привлечены ответчики: ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», ОАО «Дальневосточный коммерческий банк («Далькомбанк»)» в связи с установлением признаков нарушения части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» также в действиях  ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» в лице Якутского филиала и ОАО «Далькомбанк» в лице Якутского филиала путем ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по приему платежей физических лиц г. Якутска, поскольку ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» и ОАО «Далькомбанк»   получили необоснованные конкурентные преимущества, в то время как иные хозяйствующие субъекты были ограничены в возможности соперничества с ними на данном рынке из-за невозможности оказывать соответствующие услуги жильцам многоквартирных домов.

Ответчиком ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» представлен отзыв, согласно которому управляющая компания не согласна с вменяемыми признаками нарушения части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.  

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с пунктом 40 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

Федеральный закон РФ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 3 июня 2009 года №ФЗ-Ф3 вступил в силу с 01 января 2010 года и регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Согласно статье 3 настоящего закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (часть 1 статьи 4 Закона), что и было сделано ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский».

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Деятельность без договора Законом прямо запрещена, что подтверждает законность и обоснованность заключения соглашений компанией с ОАО АК «Якутскэнерго».

Таким образом, договорные отношения между ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» с платежным агентом прямо предусмотрены Федеральным законом, и, соответственно, не являются нарушением законодательства Российской Федерации.

Помимо этого заявитель заключил аналогичные договора с иными платежными агентами с иными условиями. Данное обстоятельство установлено административным органом. Так, с ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» заключен Договор №51/1 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) от 11 января 201 года и с Якутским филиалом ОАО «Далькомбанк» заключен Договор №1/01/11 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) от 01 января 2011 года.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дается следующее понятие конкуренции. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под признаками ограничения конкуренции закон в пункте 17 указывает - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Указанными договорами об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) не ограничивается право принципала заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.

Указанные договоры также не содержат условия, в котором предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.

Таким образом, ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» считает, что договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), заключенные ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» и Якутским филиалом ОАО «Далькомбанк» не содержат признаков ограничения конкуренции, а в действиях принципала и платежных агентов отсутствует состав вменяемого антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства. 

Более того, ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» считает, что указанные договоры носят природу «вертикальных» соглашений, так как принципал и платежные агенты не являются хозяйствующими субъектами, конкурирующими между собой.

Диспозиция статьи 12 и части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции позволяет признать указанные соглашения допустимыми, что влечет за собой прекращение производства по настоящему делу в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях в соответствии со статьей 48 Федерального закона «О защите конкуренции». ОАО «Дальневосточный коммерческий банк» представлен аналогичный по содержанию отзыв.

ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» представлен отзыв, согласно которому заключенное между  ним и ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» соглашение не приводит и не может привести к ограничению конкуренции, так как договор не содержит запрета на заключение ООО УК «ЖКХ Губинский» аналогичных договоров с третьими лицам на прием коммунальных платежей и не содержит запрета на осуществление ООО УК «ЖКХ Губинский» аналогичной деятельности по приему платежей самостоятельно.

Представитель ОАО АК «Якутскэнерго» на рассмотрении дела поддержал доводы, заявленные кредитными организациями, и указал на отсутствие ограничения конкуренции для других банков в действиях  ОАО АК «Якутскэнерго».

ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» представлено также пояснение по делу №02-79/11А, согласно которому для ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Далькомбанк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», как платежных агентов, осуществляющих прием квартплаты от собственников и нанимателей жилых помещений, на основании заключенных агентских договоров,  открыт доступ  в программе   только для приема платежей  и проведения перерасчетов по квартирным приборам учета и отсутствию граждан, находящихся в отъезде на основании авиабилетов; доступа для проведения начисления или других операций у агентов нет. Произведенные операции по приему платежей и проведению перерасчетов отражаются в программе в режиме «он-лайн».

Между тем управляющей компанией также представлен договор аренды и сопровождения программного обеспечения № 1/10 от 01.04.2010г. с дополнительным соглашением № 1 от 11.01.2011 о пролонгации указанного договора сроком до 31.12.2011г., заключенный с ООО «КПК-Сервис» (Исполнитель), согласно которому управляющая компания поручает и обязуется оплатить, а Исполнитель обязуется установить и производить дальнейшее сопровождение на компьютерах Заказчика, а также принимает на себя обязательство совершать от имени управляющей компании следующие действия:

1. Производить начисление в соответствии и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия).

- за коммунальные услуги: тепловую и электрическую энергию, холодную и горячую воду, канализацию, вывоз бытовых отходов, газ;

- за жилищные услуги: ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома, техническое обслуживание электрооборудования, газооборудования, лифтов, мусоропроводов, уборка двора, уборка подъездов, лифтов, освещение подъезда, капитальный и аварийно-завязочный ремонт;

- прочие услуги: радио, домофон, телевизионную антенну;

- другие услуги в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая компания.

2. Предоставляет программное обеспечение кассам и агентам управляющей компании, осуществляющим прием, учет и контроль поступления платежей от населения за жилищно-коммунальные и прочие услуги через Систему Исполнителя.

Согласно пункту 2.2 договора № 1/10 от 01.04.2010г. управляющая компания пользуется продуктом Системы самостоятельно и только в пределах одного имущественного комплекса (ст. 132 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, из содержания указанного договора следует, что по существу конечной целью заключения управляющей компанией договора с ООО «КПК-Сервис» является реализация соглашений, заключенных ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» с агентами в лице ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Далькомбанк», ОАО «Азиатско-Тихооеканский банк», так как прием платежей от физических лиц агентами производится в соответствии с данными программного обеспечения управляющей компании, доступ к которому имеют только управляющая компания и её агенты.

В ходе рассмотрения настоящего дела проведен опрос кредитных организаций, осуществляющих деятельность на рынке платежей физических лиц г. Якутска. Указанным организациям были заданы вопросы следующего содержания:

  1. осуществляет ли ваше учреждение прием платежей физических лиц за ЖКУ без наличия заключенного агентского договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц за ЖКУ между поставщиком, оказывающем ЖКУ (или управляющими компаниями или товариществами собственников жилья) и Вашим учреждением?
  2. информация  (сведения), документы, необходимы физическим лицам для внесения платежа за ЖКУ при условии отсутствия агентского договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц за ЖКУ между поставщиком, оказывающем ЖКУ (или управляющими компаниями или товариществами собственников жилья) и Вашим учреждением;
  3. оцените существующие в ГО «город Якутск» барьеры входа на рынок услуг по приему от населения платежей за ЖКУ: административные барьеры (действия управляющих компаний, ТСЖ для заключения агентских договоров), экономические барьеры (высокий уровень конкуренции, нерентабельность данного вида услуг и т.п.), другие барьеры (стратегия поведения хозяйствующих субъектов на рынке, низкая платежеспособность населения, отсутствие информации для населения и т.п.).

В опросе приняли участие 12 кредитных организаций - Якутский филиал ОАО АКБ «Связь-банк», Филиал «Якутский» ОАО «Собинбанк», Якутский региональный филиал ОАО «Россельзохбанк», Филиал ОАО «Газпромбанк» в г. Якутске, ОАО АКБ «Алмазэргиенбанк», Якутский филиал ОАО «Банк Москвы», Управление Федеральной почтовой службы Республики Саха (Якутия) – Филиал ФГУП «Почта России», Якутский филиал ОАО АКБ «Росбанк», Кредитно-кассовый офис (г. Якутск) Благовещенского филиала ЗАО «Райффайзенбанк», Якутское отделение ОАО «Сбербанк России», ОО «Якутский» филиала № 2754 ВТБ 24 (ЗАО), Якутский филиал ОАО «Банк Москвы».

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что у всех респондентов существует возможность приема платежей за ЖКУ от физических лиц, при этом для осуществления данной операции физическому лицу необходимо иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, банковские реквизиты получателя денежных средств, а также сообщить сумму и основание перевода.

На вопрос о существующих в ГО «город Якутск» барьерах входа на рынок услуг по приему от населения платежей за ЖКУ мнения банков разделились: по мнению одних, барьеры для входа на рынок отсутствуют - предоставление агентских услуг прямым образом зависит от волеизъявления физических лиц; по мнению другой части респондентов барьеры входы на рынок присутствуют и обусловлены стратегией поведения хозяйствующих субъектов на данном рынке в виде отказа управляющих компаний и ТСЖ от заключения агентских договоров и в предоставлении информации по задолженности за жилищно-коммунальные услуги физическим лицам либо  непосредственно самим банкам.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Согласно частям 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которыми осуществляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность (далее по тексту Правила № 307).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 307 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и пункт 37 Правил № 307 предусматривают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов, представленных исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 38 Правил № 307 в платежном документе указывается, в том числе наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов.

Пунктом 40 Правил № 307 установлено право потребителя жилищно-коммунальных услуг, если иное не установлено договором на предоставление таких услуг, осуществлять их оплату, в частности, наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» в материалы дела представлены договоры управления многоквартирными домами, из которых следует, что общество принимает на себя обязательства осуществления сбора платежей на содержание и ремонт общего имущества дома с собственников квартир или с пользователями помещений по договорам с собственниками; организации приема платежей за коммунальные услуги с последующей оплатой поставщикам от имени собственников, организация начисления оплаты за коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами. Собственники обязуются производить оплату за жилое помещение и предоставленные жилищно-коммунальные услуги в порядке, установленном общим решением собрания собственников или ЖК РФ. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов. Управляющая компания производит расчеты с поставщиками коммунальных платежей в соответствии с заключенными договорами.

Как следует из представленных договоров на управление многоквартирными домами в указанных договорах отсутствует указание на конкретный способ осуществления оплаты жилищно-коммунальных услуг. При этом из пояснений представителя ООО УК «ЖКХ Губинский» следует, что жильцами многоквартирных домов платежные документы жильцам многоквартирных домов обществом не направляются в связи с неэффективностью направления таковых.

Заявителем <…> представлены реестры подписей плательщиков за ЖКУ Жилого фонда, обслуживаемого ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский», согласно которым, подписавшиеся плательщики  своими подписями подтвердили, что УК ЖКХ Губинский в нарушение части 2  статьи 155 ЖК РФ в период с 2006г. по настоящее время ни разу не направляла в их адрес платежные документы (квитанции) с указанием фактической платы размера ЖКУ за каждый месяц и не предоставляла информации о том, в каких кассах каких организаций можно осуществить требуемый платеж, квитанции выдает кассир в момент оплаты, также ни разу не была предоставлена информация о возможности безналичного расчета, отсутствует по сей день информация о банковских реквизитах компании (подписи жильцов из 50 квартир дома №17/1 ул. Хабарова, подписи жильцов из 28 квартир дома №19/1 ул. Хабарова, подписи жильцов из 25 квартир дома №27/3 ул. Хабарова, подписи жильцов из 13 квартир корпуса 19 202 мкрн-на, подписи жильцов из 9 квартир корпуса 19 202 мкрн-на).

Учитывая положения частей 2, 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и пункта 37 Правил № 307, а также имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к выводу о том, что ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский», являясь исполнителем жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов, обязано ежемесячно направлять проживающим в них гражданам платежные документы с указанием своих банковских реквизитов, на основании которых оплата за жилищно-коммунальные услуги может и (или) должна вноситься непосредственно ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский». При этом, жильцы многоквартирных домов вправе самостоятельно выбрать способ оплаты жилищно-коммунальных услуг. В частности, путем внесения оплаты в безналичной форме с использованием счетов в выбранных банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

По мнению Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) фактическая организация оплаты жилищно-коммунальных услуг жильцами многоквартирных домов не соответствовала требованиям частей 2, 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, пунктам 38 и 40 Правил № 307, поскольку управляющей организацией не исполнялась обязанность по предоставлению платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а у жильцов многоквартирных домов соответственно отсутствовала возможность выбора способа оплаты жилищно-коммунальных услуг, в том числе возможностей банковского перевода и т.п.

В соответствии с нормами пункта 1.2.3 Положения Банка России № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» от 1 апреля 2003 г. форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты, которые подлежат указанию в полях формируемого банком расчетного документа в соответствии с требованиями пункта 2.10 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ». Наряду с другими реквизитами, предусмотренными указанным пунктом 2.10 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П, обязательными реквизитами, по которым осуществляется перечисление денежных средств, являются наименование и номер банковского счета получателя денежных средств.

Однако, как установлено из материалов дела, ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский»  не направляет каких-либо платежных документов, содержащих наименование и номер банковского счета получателя денежных средств  - ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» в адрес жильцов многоквартирных домов, которые обслуживаются указанной управляющей компанией.

Таким образом, неисполнение управляющей организацией обязанности по предоставлению платежных документов, содержащих сведения о сумме, предъявляемой к оплате, наименование и номер банковского счета управляющей компании в совокупности с заключением соглашений о приеме денежных средств с обслуживаемых граждан только с тремя хозяйствующими субъектами (ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Далькомбанк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанскийбанк»), которые будут иметь доступ к программному обеспечению – пакет прикладного программного обеспечения «Квартплата – начисление и сбор платежей», приводит к невозможности жильцов многоквартирных домов воспользоваться услугами иных кредитных организаций, а кредитным организациям оказать банковские услуги, необходимые для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

По мнению Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) фактическая невозможность оплаты жильцами многоквартирных домов  жилищно-коммунальных услуг иными способами, кроме как через платежных агентов, в том числе через кассы ОАО АК «Якутскэнерго» «Энергосбыт», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ОАО «Далькомбанк» является следствием неисполнения управляющей организации обязанности по предоставлению платежных документов и заключенного договора.

Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов, однако как установлено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие платежные документы жильцам многоквартирных домов не направлялись.

Таким образом, по мнению Комиссии антимонопольного органа, неисполнение ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» обязанности по направлению платежных документов, содержащих сведения о размере платежа, и указания банковских реквизитов управляющей компании,  заключение договоров с ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Дальневосточный коммерческий банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» привело к ущемлению, устранению, ограничению конкуренции на рынке  оказания услуг по приему платежей физических лиц. 

Довод ООО ЖКХ «Губинский» о том, что информация о размере предстоящего ежемесячного платежа доступна с сайта http://gubinsky.ru не может быть принята Комиссией УФАС по РС (Я) в качестве доказательства надлежащего исполнения управляющей компанией требований части 2, 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, пунктам 37, 38 и 40 Правил № 307, поскольку установленный указанными нормами права порядок предусматривает именно представление управляющей компанией  жильцам платежных документов, содержащих обязательный и определенный перечень сведений.  Сведениями содержащиеся на сайте http://gubinsky.ru по своей сути не являются платежным документом соответствующим требованиям установленным пунктом 38 Правил №307, на основании которой у жильцов возникает возможность произвести оплату за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Более того, пользование Интернет-ресурсом, в том числе, сайтом http://gubinsky.ru является платным видом услуг, предоставляемых за определенную плату Интернет-провайдерами, соответственно, не у каждого собственника квартиры в многоквартирном доме, обслуживаемом ООО УК ОЖФ «ЖКХ «Губинский»  есть желание и возможность оплачивать трафик использования сайта  управляющей компании. 

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 307 установлено, что если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

Вышеприведенные положения законодательства указывают на наличие товарного рынка – оказание услуг по приему платежей физических лиц. Субъектами (исполнителями услуг) указанного товарного рынка могут выступать кредитные организации, организации почтовой связи, платежные агенты.

Таким образом, по мнению Комиссии антимонопольного органа в результате заключения и реализации договоров была ограничена конкуренция на рынке оказания услуг по приему платежей физических лиц г. Якутска, поскольку ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», ЯФ ОАО «Дальневосточный коммерческий банк» получили посредством подписания соответствующих соглашений необоснованное конкурентное преимущество, в то время как иные хозяйствующие субъекты были ограничены в возможности соперничества с ними на данном рынке из-за невозможности оказывать соответствующие услуги жильцам многоквартирных домов.

В рамках рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа изучен вопрос относительно возможной допустимости договора в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции». Так, согласно части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми, в том числе в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам анализа материалов дела Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что основания для признания договоров допустимым в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» ответчиками по делу не представлено.

Учитывая изложенное, и данные проведенного в рамках рассмотрения настоящего дела  опроса кредитных организаций, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что договоры не являются допустимыми в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с  Федеральным законом от 26.07.2011г. №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе», кредитные организации исключены из перечня возможных платежных агентов, предусмотренных Федеральным законом №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами». Тем самым агентские договоры, заключенные между ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» и ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», и ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» и ОАО «Дальневосточный коммерческий банк» на момент вынесения решения по делу являются недействительными в силу закона, в связи с чем, Комиссия пришла к выводу, не выдавать предписаний указанным кредитным организациям. Комиссия также пришла к выводу не выдавать предписаний ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» и ОАО АК «Якутскэнерго» в виду вынесения предписаний по делу №02-44/11А.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

 

1. Признать ООО УК ОЖФ «ЖКХ Губинский» нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

2.  Признать ОАО АК «Якутскэнерго» нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

3.  Признать ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

4.  Признать ОАО «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны