Решение №014/07/3-1101/2021 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1101/2021 по результатам рассмотрения жал... от 21 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1101/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 16 июня 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии:

от заказчика, акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»» (далее – заказчик, АО «АК «ЖДЯ»): <...> (представитель по доверенности),

в отсутствие:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Глобалс аудит» (далее – заявитель, ООО «Глобалс аудит»): не явилось, о времени месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

рассмотрев жалобу «Глобалс аудит» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита АО «АК «ЖДЯ» за 2021 год (извещение № 32110285228), в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

установила:

07.06.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Глобалс аудит» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита АО «АК «ЖДЯ» за 2021 год (извещение № 32110285228).

Из сути жалобы заявителя следует, что:

1. Размещение в разделе ЕИС для заказчиков по 223-ФЗ извещения и документации о закупке аудита противоречит части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», так как такая закупка должна проводиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Пункт ИУЗ 20.1 Информационной карты о том, что заявка на участие в конкурсе должна быть подана заказчику в запечатанном конверте противоречит пункту 2 части 43 статьи 112 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе…», так как с 01.01.2019 все открытые конкурсные процедуры должны осуществляться в электронной форме.

3. В показателях оценки опыта и трудовых ресурсов, используется формула для расчета баллов, которая не содержит точного порядка оценки заявок на момент размещения документации.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителя заказчика следует, что заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав участвовавшее в деле лицо и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется «Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», утвержденным Решением Совета директоров АО «АК «ЖДЯ» от 21.12.2018 №6/6 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение и конкурсная документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 18.05.2021.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 950 000.00 рублей.
  3. Извещение об отказе от проведения закупки размещено в ЕИС 07.06.2021.

Комиссия считает жалобу ООО «Глобалс аудит» обоснованной по следующим основаниям.

Согласно доводу жалобы, размещение в разделе ЕИС для заказчиков по 223-ФЗ извещения и документации о закупке аудита противоречит части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», так как такая закупка должна проводиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В своем выступлении представитель заказчика согласился с данным доводом заявителя, при этом он пояснил, что размещение извещения и документации в разделе ЕИС для заказчиков по 223-ФЗ произошло по технической ошибке исполнителей, в связи с чем закупка была отменена размещенным 07.06.2021 в ЕИС извещением об отказе от проведения закупки.

Таким образом первый довод жалобы о том, что размещение в разделе ЕИС для заказчиков по 223-ФЗ извещения и документации о закупке аудита противоречит части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», так как такая закупка должна проводиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

Согласно доводу жалобы, пункт ИУЗ 20.1 Информационной карты о том, что заявка на участие в конкурсе должна быть подана заказчику в запечатанном конверте противоречит пункту 2 части 43 статьи 112 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе…», так как с 01.01.2019 все открытые конкурсные процедуры должны осуществляться в электронной форме.

Подпунктом 6 пункта 1.2.2 Положения о закупке установлено, что Положение о закупке не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудите).

Частью 4 статьи 5 Закона об аудите установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

АО «АК «ЖДЯ» является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия субъекта Российской Федерации превышает 25 процентов. Свою закупочную деятельность АО «АК «ЖДЯ» осуществляет в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках и на основании утвержденного Положения о закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудите.

Согласно с частью 4 статьи 5 Закона об аудите, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Комиссия установила, что 18.05.2021 в единой информационной системе АО «АК «ЖДЯ» разместило извещение и документацию о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита АО «АК «ЖДЯ» за 2021 год (извещение № 32110285228).

Пунктом ИУЗ 20.1 Информационной карты в частности установлено требование о том, что участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте.

Таким образом, при установлении требования о представлении заявок на участие в конкурсе в письменном виде АО «АК «ЖДЯ» не были учтены положения пункта 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Возражения представителя заказчика о том, что АО «АК «ЖДЯ» не является государственным или муниципальным заказчиком, а сама закупка осуществляется исключительно для собственных нужд, Комиссия считает несостоятельными, поскольку статьей 15 Закона о контрактной системе ограничен перечень требований, которые не применяются при проведении такой закупки.

Согласно части 7 статьи 15 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28-30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» не нарушают требования подпункта 6 пункта 1.2.2 Положения о закупке и нарушают требования пункта 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Таким образом заказчик АО «АК «ЖДЯ» признается нарушившим пункт 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе.

При этом второй довод жалобы о том, что пункт ИУЗ 20.1 Информационной карты о том, что заявка на участие в конкурсе должна быть подана заказчику в запечатанном конверте противоречит пункту 2 части 43 статьи 112 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе…», так как с 01.01.2019 все открытые конкурсные процедуры должны осуществляться в электронной форме, находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

Согласно доводу жалобы, в показателях оценки опыта и трудовых ресурсов, используется формула для расчета баллов, которая не содержит точного порядка оценки заявок на момент размещения документации.

В этой связи представитель заказчика пояснил, что в соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В силу пункта 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В этой связи Комиссия установила, что в соответствии с требованиями Правил заказчик установил в документации порядок исчисления баллов по нестоимостному критерию «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» по формуле:

НЦБi ресурс = 0,4 * 100 * (Ki / Kmax),

где:

НЦБi ресурс – значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Комиссии), присуждаемое Комиссией i-й Заявке на участие в Конкурсе по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» после сопоставления представленных сведений о квалификации от всех участников закупки;

0,4 – коэффициент значимости показателя (КЗ);

Ki – количество основных специалистов в Заявке i-гo Участника Конкурса;

Kmax – показатель критерия Заявки, предложившей наилучшие условия.

Данное обстоятельство указывает, что исчисление баллов по нестоимостному критерию «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» соответствует содержанию пункта 23 Правил.

В этой связи Комиссия отмечает, что представитель заявителя на рассмотрении поданной жалобы отсутствовал, в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе при утверждении порядка оценки вышеуказанным образом.

Также в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, подтверждающие, что использование при расчете критерия «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» формулы присвоения баллов не обеспечивает надлежащую квалификационную оценку заявок участников закупки с учетом того обстоятельства, что такая формула предусмотрена пунктом 23 Правил.

Таким образом, третий довод жалобы о том, что в показателях оценки опыта и трудовых ресурсов, используется формула для расчета баллов, которая не содержит точного порядка оценки заявок на момент размещения документации, не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Глобалс аудит» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии» при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита АО «АК «ЖДЯ» за 2021 год (извещение № 32110285228) обоснованной.

2. Признать Заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии» нарушившим пункт 7 части 4 статьи 1, часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Поскольку закупка отменена, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.

4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЯКУТИИ"
ИНН 1435073060, ОГРН 1021401044500