Решение (комиссия) №исх. № ИЛ/1326/24 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/10/18.1-270... от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/10/18.1-270/2024

г. Якутск                                                                                                                                          «11» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), в составе:

*– руководителя Якутского УФАС России, председателя Комиссии;

* – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена комиссии;

* – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена комиссии;

при участии:

*

рассмотрев жалобу ООО «*» на действия (бездействие) * при организации и проведении электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/),

 

УСТАНОВИЛА:

В Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «*» на действия (бездействие) *при организации и проведении электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«10.08.2023 г. * (далее — *, организатор торгов) принято Решение в форме приказа № 161 о проведении аукциона на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенный на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых.

10.08.2023 г. * размещено извещение (№ 22000049380000000048, лот № 1) о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее — официальный сайт) и на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» по адресу в сети «Интернет»: https://etp.gpb.ru (номер процедуры ГП826118).

Срок подачи заявок на участие в аукционе установлен организатором торгов с 1 1.08.2023г. по 07.09.2023 г. Датой проведения аукциона в соответствии с аукционной документацией (приложение № З к приказу * от 10.08.2023№161) является 28.09.2023 г.

ООО «*» допущено к участию в аукционе № 22000049380000000048, что подтверждается соответствующим протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе, размещенном на официальном сайте.

28.09.2023 г. проведен аукцион, согласно протоколу о результатах аукциона № 22000049380000000048 электронный аукцион признан состоявшимся, победителем аукциона на право пользования указанным участком недр признано ООО «*». Утверждён окончательный размер разового платежа за пользование недрами.

20 октября 2023 года на электронной площадке ООО ЭТП «ГПБ», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru было размещено Решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) № 04/10/18.1-509/2023 по результатам рассмотрения жалобы АО «*» на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров от 12.10.2023 года (исх. № 04/85733/23 от 17.10.2023 г.)

ФАС России признала жалобу АО «*» обоснованной в части действий Организатора торгов (*) по указанию в Извещении о приостановке Аукциона и в Приказе №174 противоречивой информации и выдало Предписание №04/10/18.1-509/2023 от 17.10.2023 г,

В предписании ФАС России указано: отменить Протокол о результатах аукциона; назначить новую дату и время проведения аукциона; продолжить проведение аукциона с последнего поданного ценового предложения.

С вышеуказанным решением и предписанием ФАС России ООО «*» не согласилось и подало в арбитражный суд города Москвы заявление к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 17.10.2023 № 04/10/18.1.-509/2023. Заявление ООО «*» принято к рассмотрению, судебное заседание арбитражного суда города Москвы назначено на «06» марта 2024 года (дело №А40-243413/2023).

Несмотря на обжалование предписания ФАС России, * издан приказ № 12 от «19» января 2024 года, в котором указано, что проведение аукциона назначено на «06» марта 2024 года (прилагается).

Фактически * аукцион продолжен, до вступления в законную силу судебного акта, которым будет завершено рассмотрение искового заявления ООО «*» о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 17.10.2023 № 04/10/18.1.-509/2023 (дело МАО-243413/2023).

В связи с разницей во времени, решение Арбитражного суда города Москвы на момент проведения аукциона не будет принято

Так же Арбитражным судом Республики Саха(Якутия) принято к рассмотрению заявление ООО «*» о признании ненормативного акта (приказа №12 от 19.01.2024 * рассмотрение дела назначено на 01.04.2024 года Таким образом, проведение аукциона на основании приказа №12 от 19 января 2024 года, противоречит ч.2 ст 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу

В соответствии с ч.2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При проведении аукциона и определении победителя, а в последующем положительном решении Арбитражного суда города Москвы и признания предписания ФАС России №04/10/18.1-509/2023 от 17.10.2023 недействительным, результаты аукциона будут признаны недействительными, чем будут нарушены и ущемлены права всех участников аукциона.

В соответствии с п.50 Правил проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенных к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 №2499, далее -- правила проведения аукциона) в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, организатором аукциона или председателем аукционной комиссии принимается решение о переносе даты или времени проведения аукциона.

К обстоятельствам, препятствующим проведению аукциона, назначенного на 06 марта 2024 года относится

  • наличие принятого заявления ООО «*» в Арбитражный суд города Москвы об обжаловании предписания ФАС России №04/10/18.1-509/2023 от 17.10.2023

  • наличие принятого заявления ООО «*» в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) о признании недействительным ненормативного акта (приказа *от 19.01.2024 года №12)

Также в соответствии пп.В) ст.50 Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 №2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участкам недр не отнесенных к участкам недр федерального и местного значения: К обстоятельствам, препятствующим проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, относятся: в) наличие жалобы на действия (бездействие) организатора аукциона, оператора электронной площадки или аукционной комиссии, поданной в соответствии с положениями Федерального закона ”О защите конкуренции”;

ООО «*» в соответствии с абзацем «в» пункта 50 Порядка проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2499, просит о переносе срока проведения аукциона на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха и добычи полезных ископаемых, до рассмотрения жалобы по существу.

Генеральный директор ООО *.»

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Таким образом, жалоба ООО «*» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/ 10.08.2023 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на право пользования недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение №22000049380000000048, лот №1).

Проведение вышеуказанного аукциона осуществляется на основании приказа *от 10.08.2023 года № 161 в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499, Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного приказом Федерального агентства оп недропользованию от 19.03.2020 № 110 (далее - Административный регламент).

Организатор торгов - Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия).

Дата и время начала подачи заявок: 11.08.2023 09:00 (МСК+6).

Дата и время окончания подачи заявок: 07.09.2023 18:00 (МСК+6).

Дата проведения торгов: 06.03.2024 10:00 (МСК+6).

В ответ на уведомление о поступлении жалобы (исх. № ИЛ/1113/24 от 04.03.2024) *предоставило возражение на жалобу (вх. № 2691-ЭП/24 от 16.02.2024), в котором не согласен с доводами заявителя.

11.03.2024 в 15:00 жалоба рассмотрена по существу.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает, что несмотря на обжалование в Арбитражном суде города Москвы по исковому заявлению о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 17.10.2023 № 04/10/18,1-509/2023 (дело № А40-243413/2023), организатор торгов продолжает проведение аукциона, до вступления в законную силу судебного акта.

Таким образом, заявитель считает, что проведение аукциона на основании приказа Управления по недропользованию Республики Саха (Якутия) от 19.01.2024 № 12 противоречит ч.2 ст. 52 Закона о защите конкуренции.

Якутское УФАС России установило, что 22.09.2023 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «*» на действия (бездействие) организатора торгов Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) при организации электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/).

22.09.2023 г. Якутским УФАС России жалоба была принята к рассмотрению, о чем лицам, участвующим в деле, было сообщено уведомлением Якутского УФАС России (исх. № ИЛ/4196/23) «О поступлении жалобы и приостановлении проведения аукциона до рассмотрения жалобы по существу до 02.10.2023» (далее- Уведомление).

22.09.2023 Якутское УФАС России уведомило организатора торгов, оператора и ООО «*» об отзыве жалобы ООО «*».

04.10.2023 в ФАС России поступила жалоба АО «*» на действия (бездействие) организатора торгов *, оператора электронной площадки - ООО ЭТП «ГПБ» при организации и проведении аукциона на право пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 220000493 80000000048, лот № 1).

Согласно доводам жалобы АО «*», при проведении аукциона организатором торгов, оператором электронной торговой площадки были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По мнению АО «*», организатором торгов и оператором во время приостановления проведения вышеуказанного аукциона, вынесенного уполномоченным органом, проведен аукцион.

Заявитель полагал, что указанные действия организатора торгов, оператора являются незаконными, допущенные нарушения являются существенными, поскольку непосредственно повлияли на результаты аукциона, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и ущемлению прав и законных интересов заявителя, а также других участников аукциона.

По результатам рассмотрения жалобы, решением ФАС России от 12.10.2023 №04/10/18.1-509/2023 жалоба АО «*» признана обоснованной в части действий организатора торгов по указанию в извещении о приостановке аукциона и в приказе № 174 противоречивой информации, организатору выдано предписание для устранения нарушений от 12.10.2024 г.:

-отменить протокол о результатах аукциона от 28.09.2023;

-назначить новую дату и время проведения аукциона;

-продолжить проведение аукциона с последнего поданного ценового предложения;

-разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, сайте электронной площадке ООО ЭТП «ГПБ», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru, и иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона.

Согласно сведениям Официального сайта, а также сайта Оператора электронной торговой площадки 29.01.2024 размещен приказ * от 19.01.2024 № 12 «О внесении изменений в приложение №3 к приказу *от 10.08.2023 №161 «О проведении аукциона на право пользования участкам недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых» (далее – Приказ №12).

На основании Приказа №12, установлена дата и время проведения аукциона на 06.03.2024, 10 часов 00 минут (местное время).

Также, 29.09.2023 г. размещен приказ *от 19.01.2024 № 13 «Об отмене протокола о результатах аукциона №22000049380000000048 от 28.09.2023».

На момент рассмотрения жалобы Комиссией Якутского УФАС России установлено, что 11.03.2024 Арбитражным судом Московского округа вынесено определение о возврате кассационной жалобы по делу №А40-243417/2023, поскольку истцом пропущен срок подачи кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 13.1 Закона «О недрах» аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 15 Правил организатор аукциона осуществляет утверждение порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к аукционной документации, принятие решений о внесении изменений в указанные документы.

В соответствии с пунктом 47 Правил уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в решение о проведении аукциона. Организатор аукциона вправе принять решение о внесении изменений в порядок и условия проведения аукциона, решение о внесении изменений в регламент работы аукционной комиссии и решение о внесении изменений в требования к аукционной документации. При этом изменение границ участка недр, являющегося объектом аукциона, а также увеличение размера задатка и сбора за участие в аукционе и минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами не допускаются, за исключением случаев исправления технических ошибок или опечаток в указанных сведениях. Решение о внесении изменений в решение о проведении аукциона, решение о внесении изменений в порядок и условия проведения аукциона, решение о внесении изменений в регламент работы аукционной комиссии и решение о внесении изменений в требования к аукционной документации принимаются до дня окончания срока подачи заявок, за исключением случаев, указанных в пункте 48 Правил.

В течение одного дня со дня принятия указанных решений соответствующие изменения размещаются организатором аукциона на официальном сайте. Не позднее одного часа с момента размещения изменений на официальном сайте оператор электронной площадки размещает указанные изменения на сайте электронной площадки. При этом срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы со дня размещения изменений до дня окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее 7 дней, а в случаях, если минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами превышает 300 млн. рублей, - не менее 15 дней.

Согласно пункта 50 Правил, в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, организатором аукциона или председателем аукционной комиссии принимается решение о переносе даты и (или) времени проведения аукциона.

Решение о внесении изменений в порядок и условия проведения аукциона в целях переноса даты и (или) времени проведения аукциона принимается организатором аукциона до окончания срока подачи заявок, при этом при переносе даты проведения аукциона устанавливается новый срок подачи заявок.

Решение о переносе даты и (или) времени проведения аукциона принимается председателем аукционной комиссии после окончания срока подачи заявок, при этом срок подачи заявок не изменяется.

К обстоятельствам, препятствующим проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, относятся:

а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством;

б) внесение изменений в решение о проведении аукциона, порядок и условия проведения аукциона, регламент работы аукционной комиссии и требования к аукционной документации в соответствии с пунктами 47 и 48 настоящих Правил;

в) наличие жалобы на действия (бездействие) организатора аукциона, оператора электронной площадки или аукционной комиссии, поданной в соответствии с положениями Федерального закона "О защите конкуренции";

г) наличие решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленных при организации и проведении аукциона нарушений, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия;

д) принятие судом обеспечительных мер, препятствующих проведению аукциона.

В силу части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает единственный запрет на конкретные действия организатора торгов - заключение договора по итогам торгов, и последствия нарушения указанного запрета - признание такого договора ничтожным. Каких-либо иных норм, ограничивающих действия организатора торгов указанной статьей не определено.

Часть 19 данной статьи не предусматривает каких-либо специальных полномочий антимонопольного органа, а определяет сформулированную как запрет обязанность организатора торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Этой же нормой определена ничтожность договора, заключенного с нарушением указанного требования.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, который не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, и, соответственно, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи антимонопольным органом предписаний по итогам рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. При этом в статье 18.1 Закона о защите конкуренции отсутствует указание на приостановление исполнения предписания в случае его обжалования в судебном порядке.

Исполнение предписания антимонопольного органа, выданного в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, может быть приостановлено исключительно в случае принятия судом соответствующих обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания в установленном порядке.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей организатора, заявителя, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что предписание антимонопольного органа, выданное в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не подлежит исполнению только в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия соответствующего предписания, при этом сведения подтверждающие, что указанные обеспечительные меры приняты Арбитражным судом, не представлены.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «*» (ИНН/КПП *) на действия (бездействие) * (ИНН/КПП *) при организации и проведении электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/)– необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны