Решение №014/07/3-599/2022 см от 13 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы
№ 014/07/3-599/2022
г. Якутск 13 мая 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
... – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее также – МАУ «УСКИМП» МО «город Мирный» Мирнинского района РС(Я), заказчик): …., …. (представители по доверенности);
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью «Аква-Плюс» (далее также – ООО «Аква-Плюс» заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аква-Плюс» на действия (бездействие) заказчика Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ "г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный" (извещение № 32211320958), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Аква-Плюс» на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы заявителя ООО «Аква-Плюс» следует, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства, а именно:
1) Нарушение заказчиком положений Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее –Постановление №2604).
2) Заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении опыта участника закупки, выполненных в условиях Крайнего Севера и Вечной мерзлоты.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителей заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
1. Извещение № 032211320958 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО «РАД» - 18.04.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 40 521 652,81 рублей;
4. На участие в закупке подана единственная заявка, конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.
1. По доводу жалобу о нарушении заказчиком положений Постановления № 2604, а также отдельных положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, вместе с тем, процедура закупки, проводимая заказчиком осуществлялась по правилам определяемым Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ в соответствии с положением о закупках МАУ «УСКИМП» МО «Город Мирный» (далее – Положение), порядок проведения конкурса в электронной форме, а также критерии оценки заявок установлены заказчиком в соответствии с пунктом 16 статьи 3.2 Закона о закупках и разделом 4 Положения.
Положения Постановления № 2604 распространяются только на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод жалобы ООО «Аква-Плюс» признан необоснованным.
2. Довод жалобы о том, что неправомерно установлено требование о подтверждении опыта участника закупки, выполненных в условиях Крайнего Севера и Вечной мерзлоты, признан обоснованным в силу следующего
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из содержания части 16 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ следует, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно пунктам 3.6.6., 3.6.7, 3.6.8 Положения, критериями оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений могут быть:
1) цена договора или цена единицы товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе:
- наличие финансовых ресурсов;
- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;
- опыт работы;
- деловая репутация;
- обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация);
- отрицательный опыт выполнения работ;
5) срок поставки;
6) срок, на который предоставляется гарантия поставщика.
3.6.7. Значимость критериев «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» при проведении конкурса и запроса предложений не может составлять в сумме более пятидесяти процентов, за исключением случаев, указанных в пункте 3.6.8 настоящего Положения.
3.6.8. Сумма величин значимости критериев, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3.6.6 настоящего Положения, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения договоров на исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких договоров критерий, указанный в подпункте 2 пункта 3.6.6 настоящего Положения, не используется, величина значимости критерия, указанного в подпункте 1 пункта 3.6.6 настоящего Положения, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия, указанного в подпункте 1 пункта 3.6.6 настоящего Положения, при определении исполнителей в целях заключения договора на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля.
Согласно конкурсной документации:
«Предметом оценки заявок по данному показателю является наличие опыта успешного выполнения общестроительных работ на объектах капитального строительства и благоустройства по договорам (контрактам), заключенным и исполненным в рамках Федеральных законов №223-ФЗ, №44-ФЗ с учетом правопреемства, удовлетворяющих следующим требованиям:
- территория исполнения обязательств - районы Крайнего Севера;
- цена каждого исполненного договора (контракта) должна составлять не менее 50% от НМЦД;
- исполнены без применения пени и штрафов и не расторгнуты заказчиком в одностороннем порядке.»
Комиссия антимонопольного органа, изучив вышеуказанное требование, установленное заказчиком, приходит к выводу о том, что оно ограничивает права участников закупки и ставит в преимущество хозяйствующих субъектов, которые имеют опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в условиях Крайнего Севера и Вечной мерзлоты.
При этом заказчиком никак не обосновано принципиальное различие между выполнением работ в условиях Крайнего Севера и Вечной мерзлоты и выполнением аналогичных работ в других климатических условиях.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
Жалоба ООО «Аква-Плюс» признана частично обоснованной
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аква-Плюс» на действия (бездействие) заказчика Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ "г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный" (извещение № 32211320958) частично обоснованной. Довод жалобы в части того, что заказчиком нарушены положения Постановления № 2604, признан необоснованным.
2. Признать заказчика Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ "г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный" (извещение № 32211320958) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. С учетом того, что нарушения заказчика не повлияли на результаты закупки, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии …
Члены комиссии: …
….