Решение №06-160/19, № 06-161/19, № 06-162/19 Решение от 25 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делам № 06-160/19, № 06-161/19, № 06-162/19  о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                      25 февраля 2019 года

                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – главного государственного инспектора контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Многофункциональный центр АЛМАЗ-Новосибирск» (далее – ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК»): не явились, надлежащим образом уведомлены;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Твинс» (далее – ООО «Твинс»): <…> (представитель по доверенностям);

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Салюс Медикал» (далее – ООО «Салюс Медикал»): <…>, <…> (представители по доверенностям);

от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр контроля качества лекарства и организации государственных закупок»  (далее – ГКУ РС(Я) «ЦККЛ и ОГЗ» заказчик): <…> (директор), <…>., <…>., <…> (представители по доверенностям);

от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (далее – ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)», уполномоченное учреждение) – <…>, <…> (представители по доверенностям);

от заинтересованного лица Волкоковысского открытого акционерного общества «Беллакт» - <…> (представитель по доверенности);

слушатели – <…>, <…>, <…>.,

рассмотрев жалобы ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК», ООО «Твинс», ООО «Салюс Медикал» на действия заказчика ГКУ РС(Я) «Центр контроля качеств лекарств и организации государственных закупок» при проведении электронного аукциона на поставку товара: продукты питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2019 году (извещение № 0816500000619000036), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК», ООО «Твинс», ООО «Салюс Медикал».

Из текста жалобы ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК»  следует следующее:

1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не предусмотрел обеспечение заявки на участие в закупке в виде банковской гарантии.

2. В нарушение Закона о контрактной системе в техническом задании аукционной документации заказчик установил некорректное требование к массе товара.

3. В нарушение Закона о контрактной системе при отсутствии требования в извещении о проведении электронного аукциона и  аукционной документации ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства и группы иностранных государств, в Инструкции по заполнении заявки  аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки документов или копий документов, подтверждающих соответствие предлагаемых участников закупки товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «ТВИНС» пояснили, что обжалуют следующее:

1. В нарушение Закона о контрактной системе  заказчик установил в проекте контракта противоречащие друг другу условия, в части допуска поставки товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

2. В нарушение Закона о контрактной системе пункт 3.4 проекта контракта противоречит разделу 5. Порядок приемки товара проекта контракта.

Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «Салюс Медикал» пояснили, что обжалуют следующее:

1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил требования к характеристикам товаров, поставляемым  в рамках реализации государственного контракта, которым соответствует только продукция производителя «Nestle»: Nestogen-1, Nan Optipro 1. Как считает заявитель, данное обстоятельство свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции.

 2. В нарушение Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта не соответствует реальной рыночной стоимости, что, по мнению представителей ООО «Салюс Медикал», приведет к большим затратам, чем указанная начальная (максимальная) цена контракта.

3. В нарушение Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, указанноев плане-графике закупок, не соответствует плану закупок.

4. В нарушение Закона о контрактной системе, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документации этапы поставки товара не соответствуют указанному в плане-графике закупок.

Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что не согласны с доводами жалоб и поддерживают письменные пояснения в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснила, что не согласна с доводами жалоб, также поддержала письменные пояснения в полном объеме.

Комиссия, заслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дел, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

1) извещение № 0816500000619000036 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» – 29.01.2019 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта 18 066 964, 80 руб.;

4) на участие в электронном аукционе поступило 3 заявок от участников закупки, все заявки участников закупки допущены к участию в электронном аукционе;

5) дата проведения электронного аукциона – 18.02.2019 год;

6) в ходе проведения электронного аукциона предложение о понижении цены поступило от 2 участников закупки;

7) на момент рассмотрения дела вторые части заявки участников закупки не рассмотрены;

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК» необоснованной в силу следующего.

1. Довод в части отсутствия в аукционной документации возможности предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде банковской гарантии подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактуй системе  извещение о проведении закупки и аукционная документация должна содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);

Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

Пунктом 33 Извещения о проведении электронного аукциона установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом №44-ФЗ): обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в  аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Согласно пункту 35 Информационной карты аукционной документации порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом №44-ФЗ): обеспечение заявки на участие в  аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Между тем, согласно части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Следовательно, извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией предусмотрено представление обеспечения заявки в виде банковской гарантии, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, довод ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК» подлежит признанию необоснованным.

2. Довод в части установления  в техническом задании аукционной документации некорректного требования к массе товара подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными статьей  33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ на поставку продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2019 году» аукционной документации установлено следующее:

1. Сухая адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с рождения до 6 месяцев герметичная упаковка от 350-400 г.;

2. Сухая адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с 6 до 12 месяцев герметичная упаковка от 350-400 г.;

3. Сухой молочный напиток для вскармливания детей с 1 года до 3 лет герметичная упаковка от 350-400 г.;

4. Сухая адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для вскармливания детей с рождения до 6 месяцев герметичная упаковка от 350-400 г.;

5. Сухая адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для вскармливания детей с 6 до 12 месяцев герметичная упаковка от 350-400 г.;

6. Сухая адаптированная кисломолочная смесь для вскармливания детей с рождения герметичная упаковка от 350-400 г.;

7. Сухая специализированная молочная смесь, безлактозная для детей с непереносимостью лактозы с рождения герметичная упаковка от 350-400 г.;

8. Сухая специализированная молочная смесь, на основе гидролизата сывороточного белка для детей с рождения герметичная упаковка от 350-400 г.;

9. Сухая специализированная молочная смесь, для недоношенных детей с рождения герметичная упаковка от 350-400 г.;

10. Каша сухая молочная быстрорастворимая (моментального приготовления), для питания детей раннего возраста герметичная упаковка от 200-250 г.;

В соответствии с пп. а) пункта 61 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 года № 67 (далее также – Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции") продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой);

Таким образом, действия заказчика не нарушают положения Закона о контрактной системе  и Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки.

Таким образом, довод ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК» признан необоснованным.

3. Довод в части установления требования о предоставлении участниками закупки документов или копий документов, подтверждающих соответствие предлагаемых участников закупки товаров запретам, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе подлежит признанию необоснованным.

Согласно пункту 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должна содержать информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документация не установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 Информационной карты аукционной документации информация об условиях, запретах, ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе не установлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Пунктом 3.11. Инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы и (или) информация согласно разделу 4 Инструкции, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона №44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (если условия, запреты, ограничения установлены в п. 9 Информационной карты).

Таким образом, довод жалобы признан необоснованным, поскольку заказчик не установил условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, следовательно, предоставлять документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в соответствии с положениями аукционной документации, в составе второй части заявки не требуется.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «Твинс» обоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации, заявленных в ходе рассмотрения дела не подлежащим рассмотрению на основании следующего.

1. Довод в части установления  противоречащих друг другу условий проекта контракта, в части допуска поставки товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте подлежит, признанию обоснованным по следующим основаниям

Согласно части 4  статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Пунктом 11.2 проекта контракта установлено, что «при исполнении Контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ) по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте».

Согласно пункту 6.5 проекта контракта при заключении и исполнении контракта согласование между сторонами поставки товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в части 2 аукционной документации Описание объекта закупки и контракте (Приложение 1- Спецификация) не допускается.

Пунктом 6.2.3 проекта контракта установлено, что поставщик не вправе предлагать к поставке товар не указанный в Спецификации (Приложение № 1)

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, действия заказчика нарушают положение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку условия положений пунктов 6.5, 6.2.3 проекта контракта противоречат пункту 11.2 проекта контракта.

2. Довод в части обжалования положений аукционной документации, заявленный в ходе рассмотрения дела не подлежит рассмотрению на основании следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела представители заявителя дополнительно обжаловали положения аукционной документации.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 14.02.2019 года 09 часов 30 минут.

Между тем, довод заявллен 20.02.2019 года, т.е. представители заявителя обжаловали положение аукционной документации по истечении срока, предусмотренного Законом о контрактной системе для обжалования.

Пунктом 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.

Таким образом, довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «Салюс Медикал» необоснованной, а доводы в части обжалования положений аукционной документации, заявленные в ходе рассмотрения дела, не подлежащими рассмотрению на основании следующего.

1. Довод в части установления требования к характеристикам товаров, поставляемым  в рамках реализации государственного контракта, которому соответствует только продукция производителя «Nestle»: Nestogen-1, Nan Optipro 1, свидетельствующие об ограничении заказчиком конкуренции подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

Как указано выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными статьей  33 Закона о контрактной системе.

Из материалов дела следует, что в части 2 «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ на поставку продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2019 году» аукционной документации установлены характеристики к закупаемым товарам.

При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.

 Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом необходимости товаров, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения, также, данные требования установлены в соответствии с медицинским обоснованием, подготовленным Региональным отделением Союза педиатров России.

Согласно медицинскому обоснованию объекта закупки продуктов полноценного питания для обеспечения детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) заказчик руководствовался следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:

- Постановление Правительства РС(Я) от 16.04.2015 года № 105 «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Республике Саха (Якутия)»;

- «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 года  № 67;

- Методическая рекомендация «МР 2.3.1.2432-08. 2.3.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 18.12.2008);

- Письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2006  года № 15-3/691-04 «Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет»;

- Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, утверждение на XVI Съезде педиатров Росси (февраль 2009 года).

Представитель уполномоченного учреждения пояснила, что значения характеристики по оспариваемым позициям не выходят за пределы показателей, установленных стандартом – Техническим регламентом Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), за исключением значения по йоду.

Согласно медицинскому обоснованию объекта закупки продуктов 70% населения Российской Федерации, проживают в йододефицитных регионах, что вызывает угрозу для здоровья детей В Российской Федерации, в связи с этим представляется обоснованным увеличение показателей содержания йода в детских молочных смесях в рамках рассматриваемого Технического задания. Эти предложения соответствуют научным рекомендациям, согласно которым детям от 0 до 6 мес.  рекомендовано 110 мкг йода в день, а доза для детей от 7-12 мес. зависит от веса и составляет в среднем 130 мкг в сутки.

Также установленным требованиям в Описании объекта закупки аукционной документации подходят товары, производимые следующими производителями «Nestle», «Беллакт», «Friso».

Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам товара. Требования документации не ограничивают число участников закупки в связи с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком закупаемого товара может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. Извещение о проведении электронного аукциона также не содержит ограничений возможности участия в закупке только производителей, то есть участником закупки может быть любой поставщик.

Кроме того, материалами дела установлено, что начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Заказчик получил от пяти  потенциальных поставщиков коммерческие предложения, которые содержат намерения о готовности поставки товара в соответствии с техническим заданием документации об электронном аукционе. Указанные данные свидетельствуют о том, что товар, требуемый заказчику, находится в свободном доступе на рынке продаж на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявитель не предоставил документы, подтверждающие его довод о том, что установленное заказчиком описание объекта закупки ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Таким образом, довод жалобы ООО «Салюс Медикал» подлежит признанию необоснованным.

2. Доводы в части обжалования положений аукционной документации, заявленные в ходе рассмотрения дела не подлежат рассмотрению на основании следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела представители заявителя дополнительно обжаловали положения аукционной документации.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 14.02.2019 года 09 часов 30 минут.

Между тем, доводы заявлены 20.02.2019 года, т.е. представители заявителя обжаловали положение аукционной документации по истечении срока, предусмотренного Законом о контрактной системе для обжалования.

Пунктом 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.

Таким образом, доводы жалобы не подлежат рассмотрению.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Разделом 5 «Порядок приемки товара» проекта контракта установлено, следующее:

«5.1. Поставщик в срок, указанный в п. 3.1. настоящего контракта, осуществляет поставку в соответствии с приложениями №1,3,4,5 к Государственному контракту.

5.2. Приемка товара осуществляется уполномоченным представителем Заказчика ответственным лицом (по доверенности от Заказчика) в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты доставки товара и направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Товара (приложение №6), копия доверенности, а также подписанные товарно-транспортные накладные, акт приемки-передачи товара и счет-фактура.

5.3. Заказчик вправе создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек, а также привлечь экспертов, экспертные организации для проверки соответствия требованиям, установленным контрактом.

5.4. Проверка соответствия товара, требованиям, установленным контрактом, осуществляется в день приемки товара, в следующем порядке:

5.4.1. Осуществляется проверка наличия сопроводительных документов на товар, а также проверки целостности упаковки, вскрытие упаковки (в случае, если товар поставляется в упаковке), осмотр товара на наличие внешних повреждений.

5.4.2. После внешнего осмотра товара (п. 5.4.1. настоящего контракта) осуществляется проверка партии товара по количеству путем перерасчета единиц товара и сопоставления полученного количества с количеством товара, указанных в Спецификации и графике поставки (приложение №1,5)

Одновременно проверяется соответствие наименования, ассортимента и комплектности товара, указанного в Спецификации, с фактическим наименованием, ассортиментом и комплектностью товара, и со сведениями, содержащимися в сопроводительных документах.

5.5. При обнаружении несоответствия количества товара сопроводительным документам либо общему количеству по Спецификации к контракту (в случае поставки последней партии товара) и качества поставляемого товара требованиям стандартов, условиям настоящего контракта, либо данным, указанным в сопроводительных документах к товару и удостоверяющим его качество, ответственное лицо Заказчик (по доверенности) приостанавливает дальнейшую приемку товара.

5.6. Ответственное лицо Заказчика составляет акт приема-передачи товара, в котором указывается перечень и количество осмотренного товара, характер выявленных при приемке недостатков. Акт приема-передачи товара направляется Заказчику и Поставщику в течение 1 (одного) дня.

5.7. Поставщик, получивший уведомление о недостатках поставляемого товара обязан заменить товар ненадлежащего качества товаром надлежащего качества, в надлежащем количестве в срок по согласованию сторон. В случае нарушения Поставщиком согласованных Заказчиком сроков устранения недостатков при поставке товара, Поставщик несет ответственность в порядке, предусмотренным настоящим контрактом и действующим законодательством.

5.8. При обнаружении ответственным лицом Заказчиком скрытых недостатков товара составляется Акт о скрытых недостатках товара, который должен быть составлен в течение 10 дней по обнаружению недостатков, однако не позднее четырнадцати дней со дня поступления товара на склад Заказчика.

5.9. Обязательства по Контракту считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение №8). Стороны подписывают Акт об исполнении обязательств по Контракту (приложение №8) на основании документов предусмотренных в пункте 7.2 Контракта и Сводного реестра товарных накладных на поставку товара (приложение №7). Заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения от Поставщика Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение №8), направляет Поставщику подписанный Акт об исполнении обязательств по Контракту (приложение №8) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения. После устранения недостатков, Стороны подписывают Акт об исполнении обязательств по Контракту (приложение №8)».

Вместе с тем, пунктом 3.4 проекта контракта установлено, что «приемка товара и оформление акта приема-передачи товара, товарно-транспортной накладной осуществляются уполномоченными лицами в день поставки товара до Заказчика».

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, действия заказчика нарушают положение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку условие положения пункта 3.4 проекта контракта противоречит разделу 5 «Порядок приемки товара» проекта контракта.

Относительно доводов ООО «Салюс Медикал» в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта и в части установления наименования объекта закупки в плане-графике закупок, не соответствующего плану закупок, Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Согласно пункту 2 Порядка организации работы Федерального казначейства и его территориальных органов по обеспечению ведения Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Казначейства России от 22.08.2018 года  № 231, классификатор является информационно-справочным документом, содержащим структурированную информацию о нарушениях (рисках), выявляемых Федеральным казначейством и его территориальными органами в рамках контроля, осуществляемого в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 8, 11.2 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Согласно Классификатору нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного  Казначейством России 19.12.2017 года, проверка на несоответствие плана-графика закупок плану закупок входит в полномочия органа внутреннего  финансового контроля.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган считает, необходимым передать материалы дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для проведения контрольных мероприятий на предмет проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта и соответствия плана-графика закупок плану закупок

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «МФЦ АЛМАЗ-НОВОСИБИРСК» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Твинс» обоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации, заявленныйв ходе рассмотрения дела, не подлежащим рассмотрению.

 3. Признать жалобу ООО «Салюс Медикал» необоснованной, а доводы в части обжалования положений аукционной документации, заявленных в ходе рассмотрения дела, не подлежащими рассмотрению.

4. Признать заказчика Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр контроля качества лекарства и организации государственных закупок» нарушившим часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр контроля качества лекарства и организации государственных закупок» предписание об устранении допущенных  нарушений.

6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

7. Передать материалы дела  в орган внутреннего государственного  финансового контроля Министерство финансов РС(Я) для осуществления проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта,  соответствия  информации в плане-графике закупок плану закупок в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии:                                                                   <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                    <…>

                                                                                                                      

 

                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны