Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-1478/2... от 5 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-1478/2019

г. Якутск                                резолютивная часть оглашена «01» августа 2019 года                                                       

                  изготовлено в полном объеме «05» августа 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Рассмотрев жалобу ООО «Краевой центр охраны труда» на действия заказчика АО «Авиакомпания Алроса» при организации и проведении аукциона в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 16 июля 2019 года поступила жалоба от ООО «Краевой центр охраны труда» на действия заказчика АО «Авиакомпания Алроса» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение специальной оценки условий труда СОУТ (извещение №31908076778 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

09.07.2019 г. заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31908076778 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по специальной оценке условий труда для нужд АО «Авиакомпания АЛРОСА» (71.20.19.130: Услуги по оценке условий труда).

В соответствии с документацией заказчиком установлены требования к оказанию услуги:

- исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются дважды, в холодное и теплое время года (п. 5, подпункт II Технического задания)

- оказание содействия в оформлении,  подаче и регистрации Декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (по месту нахождения Заказчика) (п. 5 подпункт I Технического задания)

- заказчик совместно с Исполнителем в течение 5 рабочих дней с момента получения, оформляет и направляет Декларацию в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения Заказчика. Исполнитель оказывает содействие в регистрации Декларации (п. 7.4. Технического задания)

Считаем, что документация содержит положения, противоречащие ФЗ № 426 "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 г., тем самым делает невозможным оказание услуги, но может создавать преимущества для иных участников закупки.

1) В соответствии со ст.3 ФЗ № 426 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с  методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г № 33н (ч. 3 ст. 8 ФЗ № 426 от 28.12.2013 г.).

Проведение исследований и измерений вредных (опасных) факторов дважды, в теплое и холодное время года, является нарушением ст.3  ФЗ № 426 и п. 1 Методики № 33н.

Ответственность за нарушения при проведении специальной оценки условий труда установлена ст. 5.27.1 КоАП РФ как для работодателя, так и для организации-исполнителя. Поэтому такое условие документации о закупке является невыполнимым.

2) Согласно ст. 11 ФЗ № 426 декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем. Форма и порядок подачи декларации установлен Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н).

Декларация должна содержать подпись только работодателя (аналоговую или электронно-цифровую) (п. 4 Приказа от 07.02.2014 N 80н).

Таким образом, требование заказчика об оказании содействия в оформлении,  подаче и регистрации Декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости противоречит указанным нормативным актам, что позволяет принять участие в закупке только определенным исполнителям (например, имеющим обособленные подразделения в местах нахождения заказчика, что противоречит п.1 ст. 1 ФЗ № 223).

АО «Авиакомпания Алроса» представило письменные возражения на жалобу, согласно которым несогласно с доводами жалобы и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09 июля 2019 года опубликована информация о закупке № 31908076778 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение специальной оценки условий труда СОУТ и его Документация.

16 июля 2019 года опубликована 3-я (действующая) редакция Документации о закупке по публикуемому (открытому) аукциону в электронной форме на право заключения договора на «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в АО «Авиакомпания АЛРОСА» (далее – Аукционная документация).

Заказчиком рассматриваемого аукциона в электронной форме является Акционерное общество «Авиакомпания АЛРОСА» (678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, Административное здание аэропорта, офис 24, ИНН 7805004321, КПП 143301001, ОГРН 1047806033626).

Рассматриваемый запрос котировок проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Акционерное общество «Авиакомпания АЛРОСА» на рассмотрение настоящей жалобы представило Положение о закупках АО «Авиакомпания АЛРОСА», утвержденное решением совета директоров АО «Авиакомпания АЛРОСА» (протокол №4/19 от 27.05.2019) (далее – Положение о закупках АО «Авиакомпания АЛРОСА»).

В приложении 2 Аукционной документации приведено техническое задание (требования к продукции).

В пункте 5 Технического задания приведен порядок проведения и содержание работ, согласно которому:

  • Исполнитель оказывает помощь в оформлении, подаче и регистрации Декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (по месту нахождения Заказчика).
  • Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются дважды, в холодное и теплое время года.

Пунктом 7.4 Технического задания установлено, что Заказчик совместно с Исполнителем в течение 5 рабочих дней с момента получения, оформляет и направляет Декларацию в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения Заказчика. Исполнитель оказывает содействие в регистрации Декларации.

Указанные положения ООО «Краевой центр охраны труда» считает противоречащими Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», создающими условие на участие в закупке только определенным исполнителям в нарушение части 1 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 19.2 Положения о закупках АО «Авиакомпания АЛРОСА» установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик руководствуется следующими правилами:

–   в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 27.5 Положения о закупках АО «Авиакомпания АЛРОСА» Документация о закупке, если иное не предусмотрено законодательством и Положением, должна содержать установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должны содержаться требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Согласно пояснениям Заказчика, включение требования об осуществлении исследований (испытаний) и измерений фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов дважды, в холодное и теплое время года, обусловлено тем, что специалисты инженерно-авиационной службы АО «Авиакомпания АЛРОСА» (основное производственное подразделение, обеспечивающее безопасность полетов воздушных судов) работают на улице, на открытых стоянках ВС в местах дислокации звеньев оперативного базирования, линейных станциях технического обслуживания ВС, в действующих аэропортах базирования, в регионах, указанных в техническом задании на проведение СОУТ.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон об оценке условий труда) специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (далее – Методика №33н).

Подпунктом 1 пункта 2 Методики №33н установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов.

Согласно Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов к таким факторам относятся, в том числе, физические факторы – температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха.

Статья 3 Закона об оценке условий труда и пункт 1 Методики №33н не содержат запрет на проведение исследований (испытаний) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов дважды, в холодное и теплое время года.

С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик установил требование об осуществлении исследований (испытаний) и измерений фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов дважды, в холодное и теплое время года, в соответствии с положениями пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и такое требование является обоснованным.

Согласно части 2 статьи 11 Закона об оценке условий труда форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н утверждена форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – Приказ №80н).

В соответствии с пунктом 3 Методики №33н идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется и оформляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Согласно Приказу №80н декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда должна содержать реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) или измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.

Таким образом, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда должна основывается, в том числе, на результатах работы организации, проводившей специальную оценку условий труда, и содействие такой организации является безусловным.

Согласно пункту 3 Приказа №80н Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Пунктом 4 Приказа №80н установлено, что Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обжалуемые требования Заказчика об оказании помощи в оформлении, подаче и регистрации Декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости не требует от участника закупки наличия обособленного подразделения в месте нахождения заказчика, и применяются в одинаковой степени ко всем участникам закупки

С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик установил требование об оказании помощи в оформлении, подаче и регистрации Декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости в соответствии с положениями пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и такое требование является обоснованным.

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «Краевой центр охраны труда»  приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях заказчика АО «Авиакомпания Алроса» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение специальной оценки условий труда СОУТ (извещение №31908076778 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) отсутствует нарушение процедуры проведения закупок, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и доводы жалобы являются несостоятельными.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Краевой центр охраны труда» на действия заказчика Акционерное общество «Авиакомпания АЛРОСА» (678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, Административное здание аэропорта, офис 24, ИНН 7805004321, КПП 143301001, ОГРН 1047806033626) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение специальной оценки условий труда СОУТ (извещение №31908076778 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны