Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 13 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчику:

АО «Саханефтегазсбыт»

    

 

Электронная площадка:

АО «ОТС»

 

Заявителю:

ООО «Газспассервис»

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2110/2021

г. Якутск                                                                                                    «13» октября 2021 года                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 – Заместитель руководителя Якутского УФАС России, председатель Комиссии;

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член комиссии

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

При участии:

  – представителя АО «Саханефтегзасбыт» по Доверенности № Юр-223 от 18.12.2020 г.

 – представителя ООО «Газспассервис» по доверенности №; б/н от 27.05.2021 г.

Рассмотрев жалобу ООО «Газспассервис» на действия (бездействие) заказчика АО «Саханефтегазсбыт» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «Газспассервис» (вх. № 8998э от 05.10.2021) на действие (бездействие) заказчика АО «Саханефтегазсбыт» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» професииональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах (Извещение № 32110663513 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru)

ООО «Газспассервис» в жалобе указывает следующие доводы:

«Заказчик АО «Саханефтегазсбыт» разместил запрос предложений в электронной форме на следующие виды услуг: «Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегезсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах».

ООО «ГазСпасСервис», являясь участником запроса предложений, что подтверждается извещением о получении заявки (номер извещения 4568535) от ЭТП «ОТС.ру», полагает, что документация – Техническое задание не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям:

Согласно п. 2.1.8 закупочной документации Обязательные требования к Участнику:

Участник закупки должен:

1.           Иметь свидетельство на право ведения:

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

2.           Иметь собственный или привлекаемый (оформленный в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации или привлекаемый по трудовым либо гражданско-правовым договором) квалифицированный персонал в количестве не менее 20 аттестованных спасателей.

3.           Персонал Участника, который будет задействован в оказании услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием должен иметь Удостоверения об обучении на право ведения:

- газоспасательных работ,

- поисково-спасательных работ,

- работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов,

4.           Иметь Паспорт аварийно-спасательного формирования

5.           Иметь Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ:

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6.           Составить в произвольной форме Временной расчет прибытия сил и средств к объектам Заказчика, для проведения аварийно-спасательных работ с указанием времени прибытия спасателей на место локализации и ликвидации ЧС с учетом следующих требований, согласно Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации»:

- связанных с утечкой газа – не превышающие 1 после получения оперативной информации о ЧС;

- связанных с разливом нефти и нефтепродуктов – не превышающие время ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов 4 часа – при разливе в акватории, 6 часов – при разливе на почве с момента поступления информации о разливе.

7.           Иметь фактический опыт ликвидации последствий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, газоспасательных работ на опасных производственных объектах, при этом оценка по критерию «Опыт работы по ликвидации последствий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, газоспасательных работах на опасных производственных объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов, расположенных на территории РС (Я)» будет производиться за 2018-2021 года.

Также п. 2.1.9 закупочной документации установлено дополнительное (необязательное) требование к Участнику: Участник закупки желательно должен иметь в наличие силы и средства (спасатели, техника) на территории Республики Саха (Якутия), для выполнения аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов и газоспасательных работ на объектах Заказчика.

Между тем, из разъяснений согласно п. 4.5.2.2 технического задания – «Документами, подтверждающими соответствие Участника, вышеуказанным требованиям» невозможно установить, какие именно документы необходимо представить.

Подпунктом и) п. п. 4.5.2.2. технического задания установлено:

Свидетельство согласно требованиям п.п. 2 п. 2.1.8 на право ведения:

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п.п. 1 п. 2.1.8)

Между тем, предметом рассматриваемого конкурса в электронной форме является обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Обязательной аттестации подлежат все без исключения аварийно-спасательные службы независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности и их возможности ограничиваются видами работ, на которые они аттестованы. Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей, граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 в соответствии с подпунктом «в» пункт 6.1 части 6 которого аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.

Объекты, перечисленные Заказчиком ОПО внесены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 592. В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасным производственных объектов» объекты ПАО «Якутскэнерго» относятся к опасных производственным объектам и находятся в ведении Минэнерго России. Таким образом, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти – Минэнерго России, и Документация о закупке содержит аттестационные требования к участнику такой закупки.

При таких обстоятельствах Заказчиком должны быть установлены конкретные требования о наличии у участника закупки Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ, является правомерным и законным.

Подпунктом и) п. п. 4.5.2.2. Технического задания установлено:

Свидетельство согласно требованиям п.п. 2 п. 2.1.8 на право ведения:

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п.п. 1 п. 2.1.8)»;

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектом» (далее – Закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте. Абзац 2 части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ устанавливает, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Согласно части 2 статьи 10 Закона № 116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах 1, ни III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6 приложения 1 настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 (далее – правила № 2451) определяется понятие «ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов» - комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализации. Разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь. Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил № 2451 расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации – в течение 6 часов.

После проведения работ по локализации разлив нефти и нефтепродуктов и до истечения, установленного 6 часового периода для ликвидации максимального расчетного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, на АСФ возлагается обязанность приступить к сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, обеспечить прекращение действия характерных опасных факторов, в целях исключения возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь. При этом в составе мер по ликвидации последствий предусмотрены мероприятия по сбору разлитой нефти, организация временного хранения собранной нефти и отходов, организация мероприятий их утилизации и меры по реабилитации загрязненных территорий. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в настоящем Федеральном законе определены следующие основные понятия: - «Сбор отходов» - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение – «транспортирование отходов» - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находившегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо представленного им на иных правах; - «обезвреживание отходов» - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойства (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обезвреживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-ПУ классов опасности относится к лицензионному виду деятельности.

В соответствии с приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Таким образом, услуги (работы), образующие предмет закупки – выполнение аварийно-спасательным формированием мероприятий (работ) по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, мероприятий (работ) по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, а также мероприятий (работ) по транспортированию образовавшихся при ликвидации загрязнений окружающей среды отходов III-IV классов опасности к месту сбора таких отходов функционально и технически взаимосвязаны, требования к услугам (работам) сформированы с учетом потребностей заказчика, организатора закупки в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика, организатора в данных работах (услугах).

При таким обстоятельствах, Заказчиком должно быть установлено требование о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупке вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действие (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение закупке). В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктами 1,2,9 части 10 статьи 4 Закона закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); 2) требования содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие закупке (пункт2); 9) требования участникам такой закупки (пункт9).

С учетом вышеизложенного, полагаем, что требования технического задания запроса предложений в электронной форме на следующие виды услуг: «Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах» не содержат развернутой информации о документации необходимой к предоставлению и не позволяют достоверно установить критерии к участникам.

На основании изложенного,

ПРОСИМ:

• рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок;

• дать оценку правомерности действий Заказчика;

• признать жалобу обоснованной;

выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.»

Якутское УФАС России направило сторонам уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки в части заключения договора №02/5455 от 05.10.2021 г.

В ответ на уведомление АО «Саханефтегазсбыт» представило письменные возражения на жалобу ООО «Газспассервис» (вх. № 9190э от 11.10.2021 г.), согласно которым считает доводы, изложенные в жалобах заявителей, несостоятельными и просит признать жалобы необоснованными.

В своих возражениях на жалобы, АО «Саханефтегазсбыт» указывает следующее.

«05.10.2021 года «Саханефтегазсбыт» получено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки в части заключения договора № 014/07/3-2110/2011.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Уведомление о поступлении жалобы поступило в АО «Саханефтегазсбыт» в момент вскрытия заявок и их рассмотрения. Решения о допуске или о не допуске участников закупки принято не было в связи с приостановлением закупочной процедуры.

АО «Саханефтегазсбыт» считает, что условия документации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания не нарушает принцип добросовестной конкуренции, в том числе не нарушает права и законные интересов заявителя жалобы - ООО «ГазСпасСервис».

Доводы в жалобе ООО «ГазСпасСервис»:

Объекты, перечисленные Заказчиком ОПО внесены в перечень объектов топливно- энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России утвержденный приказом Минэнерго России от 14.12.2011 № 592 В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Объекты ПЛО «Якутскэнерго» относятся к опасным производственным объектам и находятся в ведении Минэнерго России.

Таким образом, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти - Минэнерго России, и Документация о закупке содержит аттестационные требования к участнику такой закупки. 

При таких обстоятельствах, Заказчиком должны быть установлены конкретные требования о наличии у участника закупки Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных, является правомерным и законным.

Заказчиком должно было установлено требование о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, 1-4 классов опасности

Вышеуказанные доводы несостоятельны по следующим основаниям:

1.  Заявитель в обоснование своих доводов ссылается на Приказ Минэнерго России от 13.12.2011 № 592 «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России», который утратил силу в связи с изданием приказа Минэнерго России за №362 от 01.08.2012 «Об отмене приказа Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. №592 «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности который осуществляется исключительно организацией Минэнерго России».

Кроме того, АО «Саханефтегазсбыт» не указан в перечне объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности который осуществляется исключительно организацией Минэнерго России в соответствии с Приказом Минэнерго России от 04.07.2016 № 637 «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса».

Таким образом, жалоба Заявителя основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно действующим Требованиям к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. N 2124 (вступившим в силу 1 сентября 2021 года) "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" (п.

2.  ) службы и формирования должны быть аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, что четко указано в подпункте 5. пункта 2.1.8. Документации по запросу предложений: «Участник закупки должен иметь Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

2.  _Также в жалобе заявитель указывает, что заказчиком должно было установлено требование о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, 1-4 классов опасности.

Данный довод является ошибочным.

АО «Саханефтегазсбыт» Извещением о проведении запроса предложений в электронной форме, размещенной в ЕИС http://zakupki.gov.ru. на сайте Заказчика/Общества саханефтегазсбыт.рф. на сайте оператора электронной площадки АО «ОТС» www.ots.ru пригласило к участию юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также субъекты малого и среднего предпринимательства только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства к участию в процессе закупки на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно- спасательным формированием в 2021-2021 годах.

Согласно п. 2.1.7. документации о закупке «Требования к качеству и объему оказываемых услуг» Исполнитель гарантирует:

поддерживать силы и средства в постоянной готовности к реагированию по ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах Заказчика;

проводить консультационно-профилактическую работу, направленную на предупреждение возникновения аварийных ситуаций, взрывов и выбросов опасных веществ для информирования персонала производственных объектов;

проводить профилактические осмотры опасных производственных объектов на основании согласованных графиков с привлечением персонала производственных объектов;

зафиксировать факты проведения указанных мероприятий записями в специальных журналах на каждом объекте и оформить соответствующие акты;

- проводить обязательные тактико-специальные учения по разработанным и утверждённым Замыслом на проведение учений на следующих объектах АО «Саханефтегазсбыт» с целью утверждения Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах АО «Саханефтегазсбыт».

Согласно п.2.1. Проекта договора Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства:

поддерживать силы и средства в постоянной готовности к реагированию по ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах Заказчика;

проводить консультационно-профилактическую работу, направленную на предупреждение возникновения аварийных ситуаций, взрывов и выбросов опасных веществ для информирования персонала производственных объектов;

-    проводить профилактические осмотры опасных производственных объектов на основании согласованных графиков с привлечением персонала производственных объектов;

-    зафиксировать факты проведения указанных мероприятий записями в специальных журналах на каждом объекте и оформить соответствующие акты;

- проводить обязательные тактико-специальные учения по разработанным и утверждённым Замыслом на проведение учений на объектах АО «Саханефтегазсбыт» с целью утверждения Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, в предмет закупки не входит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, I-IV классов опасности на объектах АО «Саханефтегазсбыт» осуществляется своими силами на основании имеющейся Лицензии №14 00488 от 27 ноября 2019 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также на основании Договора с ИП Петров Е.Н. от 18.02.2021 на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов» согласно которому собранные отходы отправляются на обработку, утилизацию, обезвреживанию. У ИП Петрова Е.Н. 

имеется Лицензия 14 №00351 от 07 августа 2017 год выданному ИП Петрова Е.Н. на право осуществления вышеуказанных видов деятельности.

3.  Заявитель пропустил срок подачи жалобы на положения Документации о закупке.

Доводы жалобы по своей сути сводятся к несогласию с положением Документации о закупке.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2019 г. N МЕ/53183/19 жалоба на положения Документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно Извещения о проведении запроса предложений:

дата начала подачи Заявок: с 23.09.2021 года.

Дата и время окончания подачи Заявок и открытие доступа к Заявкам: 09.00 (время местное) 05.10.2021 года.

Таким образом, срок подачи заявок на участие в Запросе предложений, истек 09.00 час 05 октября 2021 года.

Согласно уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении закупки в части заключения договора Федеральной антимонопольной службы от 05.10.2021 г. N 02/5455 жалоба ООО «ГазСпасСервис» поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 05.10.2021 года, то есть после срока окончания подачи заявок на участие в данной процедуре.

Таким образом, у Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов, указанных в жалобе ООО «ГазСпасСервис», при организации и проведении закупки в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт" профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2021 годах.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, просим признать жалобу ООО «ГазСпасСервис» необоснованной.»

В дополнение к жалобе ООО «Газспассервис» направило письмо в адрес Якутского УФАС России (вх. № 9165э от 11.10.2021 г.) в котором указало следующие доводы.

«Заказчик АО «Саханефтегаэсбыт» разместил запрос предложений в электронной форме на следующие виды услуг: «Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021- 2024 годах».

В дополнение к ранее заявленным доводам просим обратить внимание на следующее:

1.

Подпунктом и) п. п.4.5.2.2 технического задания установлено: Свидетельство согласно требованиям п.п.2 п.2.1.8 на право ведения: - газоспасательных работ;

  • поисково-спасательных работ;
  • работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п.п.1 п.2.1.8)»;

Между тем, предметом рассматриваемого конкурса в электронной форме является обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой.

Устанавливая обобщённые требования к участнику запроса предложений, не позволяет установить необходимые разрешительные документы в виду отсутствия информации об объеме нефтепродуктов на объектах заказчика в силу следующего:

От объема опасных веществ па объектах Заказчика зависит класс опасности и порядок аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а точнее уровень и принадлежность аттестационной комиссии, проводящий аттестацию.

В соответствии с п.1. Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной ьласти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и Еормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно п.9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и тоэфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Пунктом 12 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, поэ/сароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

В соответствии с Приложением №1 к n.IV Требований к формированию сведений и ведению государственного реестра, Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных   объектов       и ведению государственного реестра          опасных

производственных      объектов,      формы свидетельства о регистрации      опасных

производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»:

8. Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения

Площадка нефтебазы склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов

2.1 - получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21 толя 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

 

 

В соответствии с Приложение №2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

Виды опасных веществ

Количество опасных веществ, т

I класс опасности

11 класс опасности

III класс опасности

IV класс опасности

Горючие жидкости, находящиеся на товарно­сырьевых складах и базах

500 000 и более

50 000 и более, но менее 500 000

1000 и более, но менее 50 000

 

 

 

С учетом перечня объектов (без указания максимального объема емкости) полагаем, что объекты Заказчика являются опасными производственными объектами, подконтрольны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, относятся к сфере ТЭК и подлежат регулированию Минэнерго России.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Согласно Приказа МЧС России от 20.02.2013 №102, в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 которого аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти - в данном случае Минэнерго России.

На основании изложенного, отсутствие указания на необходимое свидетельство об аттестации и уровень опасности объектов влечет невозможность установления перечня необходимых документов, а также соответствие квалификации участника требованиям технического задания.

2.

Подпунктом и) п. п.4.5.2.2 технического задания установлено:

Свидетельство согласно требованиям п.п.2 п.2.1.8 на право ведения:

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п.п. 1 п.2.1.8)»;

Ранее мы изложили доводы о необходимости указания в требованиях к участнику запроса требования о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности.

Между тем указание Заказчика на ведение «работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п.п.1 п.2.1.8)» свидетельствует также о необходимости согласно п-м 2 и 6 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 1 января 2021г. аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований на «работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации», поскольку в соответствие с внесенными изменениями они относятся к видам аварийно- спасательных работ.

В соответствии с п. 2 «Требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» аварийно-спасательные службы и (или) аварийно- спасательные формирования могут осуществлять данные виды работ с 1 сентября 2021г. исключительно при наличии аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что неполнота технического задания Заказчика приводит к невозможности установить необходимую разрешительную документацию, а представленные Заказчиком требования к участникам не позволяют исключить юридические лица, которые в силу Закона не могут осуществлять запрошенные Заказчиком работы.

На основании изложенного,

ПРОСИМ:

  • рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок;
  • дать оценку правомерности действий Заказчика;
  • признать жалобу обоснованной;
  • выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.»

Якутским УФАС России было направлено уведомление о поступлении дополнений к жалобе № 02/5540 от 11.10.2021 г. в адрес сторон.

В ответ на вышеупомянутое Уведомление о поступлении дополнений к жалобе, АО «Саханефтегазсбыт» направило дополнения к возражениям (вх. № 9134э от 13.10.2021 г.), в котором ответила на доводы Заявителя:

В дополнении к жалобе заявитель указывает, что в документации отсутствуют сведения об объеме опасных веществ на объектах Заказчика, что не позволяет установить необходимые разрешительные документы. Заявитель утверждает, что от объема опасных веществ на объектах Заказчика зависит класс опасности и порядок аттестации аварийно-спасательных служб и формирований, а точнее уровень и принадлежность аттестационной комиссии, проводящей аттестацию. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на положения Федерального закона № 256-ФЗ от 21.07.2008 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Согласно ст. 1 Федерального закона № 256-ФЗ данный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии со ст. 2 данного федерального закона акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Таким образом, положения данного федерального закона, а также сфера регулирования данного закона не относятся к предмету закупки.

Как было указано в возражениях на жалобу от 11.10.2021 года перечень объектов топливно- энергетического комплекса, обеспечение безопасности который осуществляется исключительно

организацией Минэнерго России определен в Приказе Минэнерго России от 04.07.2016 № 637 «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса». В котором объекты АО «Саханефтегазсбыт» не указаны в перечне объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности который осуществляется исключительно организацией Минэнерго России.

2. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а таюке к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В техническом задании были расписаны уровни реагирования чрезвычайной ситуации филиалов нефтебаз АО «Саханефтегазсбыт» согласно, действующих Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт», а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации":

Локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

Муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

Территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

Регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного следует, что максимальный объем резервуара на объектах АО «Саханефтегазсбыт» составляет 5000 куб.м.

Также в закупочной документации в пп. 2 п. 2.1.8. «Обязательные требования к Участнику» было расписано, что участник должен иметь собственный ши привлекаемый (оформленный в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации ши привлекаемый по трудовым либо гражданско-правовым договорам) квалифицированный персонал в количестве не менее 20 аттестованных спасателей.

Исходя из этого следует, что в АО «Саханефтегазсбыт» наибольшей емкостью является резервуар объёмом в 5000 куб. м, согласно Постановления Правительства РФ от 16.12.2020 г. №2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» Приложения к требованиям к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:

<*> В соответствии с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов количество спасателей устанавливается не менее:

до 500 тонн - 8 спасателей, из них аттестованных на ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов 6 человек;

до 1000 тонн - 12 спасателей, из них аттестованных на ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов 9 человек;

до 5000 тонн - 22 спасателя, из них аттестованных на ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов 17 человек;

более 5000 тонн - 30 спасателей, из них аттестованных на ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов 23 человека.

Таким образом, в закупочной документации указана вся необходимая информация для участников закупки, позволяющая определить необходимую разрешительную документацию.»

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения закупок, торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, жалоба ООО «Газспассервис» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23 сентября 2021 года (27 сентября 2021 года осуществлено внесение изменений) опубликовано извещение о проведении закупки № 32110663513 – запрос предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах. В документе извещения имеется информация о закупке, а также, техническое задание.

Заказчиком рассматриваемого тендера в электронной форме является Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» (677000, Республика Саха (Якутск), г. Якутск, ул. Чиряева, д. 3, ИНН 1435115270, КПП 143501001)

Рассматриваемый запрос предложений в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В информационной карте закупки установлены дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке – с 23.09.2021 (МСК +6) по 05.10.2021 в 09:00 (МСК +6)

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что настоящая жалоба была направлена по электронной почте в адрес Якутского УФАС России 04.10.2021 в 21:20 (ЯКТ)

Таким образом, жалоба ООО «Газспассервис» была направлена в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее:

23 сентября 2021 года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110663513 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт», а 27 сентября 2021 года в извещение № 32110611674 внесены изменения.

Способ проведения: Запрос предложений в электронной форме.

          Комиссия Якутского УФАС, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках – Целями регулирования настоящего Федерального закона является обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – Закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

  1. В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 Приказа МЧС России от 20.02.2013 № 102 «Об утверждении положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя – К полномочиям аттестационных комиссий, за исключением аттестационных комиссий, создаваемых по объектовому принципу проведений аттестаций аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности ОПО» объекты АО «Саханефтегазсбыт» относятся к опасным производственным объектам.

Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выдается отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ.

Тем самым, заказчику следовало уточнить в Техническом задании требование о наличии у участника Свидетельства, выданное Минэнерго России.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 10 Закона о промышленной безопасности ОПО – В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 2451), ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов - комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь. Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил № 2451, План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов.

Поскольку в понятие «ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов» входит деятельность по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, которая не может быть отделена от деятельности по ликвидации, Заказчик должен установить требование о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» - указанная деятельности относится к лицензируемым видам деятельности.

Также, стоит отметить, что указанное в Техническом задании требование о наличии Свидетельства на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт «и» п. 4.5.2.2) требует наличия аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, поскольку согласно Правилам № 2451 данная деятельность относится к видам аварийно-спасательных работ, а в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.12.2020 № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», аварийно-спасательные службы  и (или) аварийно-спасательные формирования могут осуществлять данные виды работ с 1 сентября 2021 года исключительно при наличии соответствующей аттестации.

Далее, заказчиком не был установлен корректный объем опасных веществ в соответствии с Приложением 2 к Закону о промышленной безопасности ОПО, что также прямо взаимосвязано с уровнем опасности объектов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что Техническое задание АО «Саханефтегазсбыт» не содержит полный перечень требуемых от Участников документов, что может повлечь за собой участие юридического лица, в полной мере не соответствующего требованиям законодательства о ведении деятельности указанной в предмете закупки. Поскольку предмет закупки связан с опасными производственными объектами, допуск к работе неквалифицированных работников может привести к чрезвычайной ситуации на объекте, а также к невозможности ее скорого устранения по правилам, установленным законодательством Российской Федерации. Действиями заказчика допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Газспассервис»  на действия (бездействия) заказчика АО «Саханефтегазбыт»  при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах (извещение № 32110663513 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – обоснованной.

  1. Установить в действиях АО «Саханефтегазсбыт» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  2. Выдать АО «Саханефтегазсбыт» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки»
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 


                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны