Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-109/11А о нарушении антимонопольного за... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-109/11А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                резолютивная часть оглашена 28 ноября 2011 г.

                                                                изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

 

<…> – заместителя руководителя УФАС России по РС (Я), председателя Комиссии,

<…> – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), члена Комиссии,

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), члена Комиссии,

 

с участием:

 

представителей Ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) <…> по доверенности от 25.05.2011 № 01-2001/22, <…> по доверенности от 07.11.2011 № 01-5279/20-1 и <…> по доверенности от 07.11.2011 № 01-5279/20

рассмотрев дело № 02-109/11А по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я), расположенного по адресу: г.Якутск, ул.Курашова. 28, части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

            В сентябре текущего года Якутским УФАС в соответствии с требованием прокуратуры республики от 12.09.2011 № 71-3/19-11 проведена проверка в Министерстве сельского хозяйства  и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее – министерство) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при выделении субсидий хозяйствующим субъектам в части равного доступа к средствам государственной поддержки. Проверкой выборочно изучены документы по предоставлению министерством субсидий отдельным хозяйствующим субъектам за 2011 года по поднаправлению сельскохозяйственной деятельности «возмещение части затрат на завоз семян для выращивания кормовых культур» (далее – субсидия).

В ходе проверки антимонопольным органом были установлены факты выделения министерством субсидии хозяйствующим субъектам, которые не представили обязательные в соответствии с Правилами документы, и невыделения субсидии тем, кто представил все необходимые документы, но не представил документы, которые неправомерно от них требовало министерство. Такой избирательный, субъективный подход министерства к хозяйствующим субъектам, претендующим на получение субсидии свидетельствует о проведении министерством конкурсного отбора на получение субсидий среди заявителей на дискриминационных условиях. В указанных действиях министерства Якутским УФАС усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции - запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

            В связи с чем 24.10.2011 в отношении Министерства сельского хозяйства  и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции

            Рассмотрение дела проводилось с участием представителей министерства, которые в ходе заседаний пояснили, что документы по конкурсному отбору получателей субсидии  на возмещение части затрат на завоз семян для выращивания кормовых культур, который прошел 11.05.2011 года, действительно были оформлены неправильно и в недостаточном объеме. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Выделение субсидии на возмещение части затрат на завоз семян для выращивания кормовых культур регламентируется постановлением Правительства РФ от 18.01.2011 № 19 «О реализации постановления Правительства РФ от 29.12.2010 № 1174» и Правилами предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденными постановлением Правительства республики от 21.01.2011 № 19 (далее – Правила). 

    В соответствии с указанными Правилами субсидия выделяется хозяйствующим субъектам по результатам конкурсного отбора.

Согласно главе 2 указанных Правил для участия в конкурсном отборе получатели субсидий - заявители представляют в Комиссию конкурсную заявку с приложением следующих документов:

  1. заявление на участие в конкурсе;
  2. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса;
  3. выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса;
  4. копию отчета об отраслевых показателях деятельности организаций АПК по форме N 6-АПК (годовая, вновь созданной организацией - квартальная за текущий год), заверенную организацией, для юридических лиц;
  5. информацию об основных показателях деятельности предприятия, подписанную руководителем.

            Отбор получателей субсидии проведен министерством 11.05.2011 года, что зафиксировано протоколом № 84.

По результатам конкурсного отбора из 54 поступивших заявок 3 заявителям отказано в предоставлении субсидии:  СХПК Крестях Сунтарского района, ОАО Сахаплемобъединение, СХПК Уолба Таттинского района. Причиной отказа явилось непредставление данными заявителями документов, подтверждающих факт оплаты произведенных расходов по завозу семян.

1)        Проверка представленных указанными 3 заявителями документов показала, что:

  1. ОАО Сахаплемобъединение действительно не представило в полном объеме необходимые документы, перечень которых установлен Правилами
  2. СХПК Крестях представило все установленные Правилами документы
  3. СХПК Уолба представило все установленные Правилами документы

Представление заявителями документов, подтверждающих факт оплаты, не является обязательным в соответствии с требованиями Правил.

            По пояснениям главного специалиста Департамента земледелия, мелиорации и МТО министерства <…> представление указанных документов является обязательным согласно приказу министерства от 24.06.2011 № 393 «Об утверждении объемов финансирования и предоставления субсидий из федерального бюджета на завоз семян для выращивания кормовых культур в 2011 году» (приложение № 4).

Действительно, приложением № 4 данного приказа министерства утвержден перечень документов, на основании которых производится санкционирование расходов на предоставление субсидий из средств федерального бюджета, в числе которых указаны копии счетов-фактур, платежных документов, товарных накладных

Однако, учитывая, что конкурсный отбор был проведен министерством 11 мая 2011 года, данный довод министерства Комиссией не принимается. На момент проведения конкурсного отбора у министерства не имелось правовых оснований требовать у заявителей документов, подтверждающих факт оплаты, и более того, на данном основании отказывать в выделении субсидии.

Представители министерства на заседании Комиссии 28.11.2011 года также пояснили, что к настоящему моменту СХПК Крестях Сунтарского района предоставлен семенной материал на основании приказа министерства от 13.07.2011 № 442 (подтверждающий документ приложен), а СХПК Уолба Таттинского района субсидия выделена на основании приказа министерства от 16.09.2011 № 577.

В связи с чем данные действия министерства рассматриваются Комиссией как добровольное устранение нарушение антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела.

Согласно пункту 1 части 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

2)        Выборочная проверка документов, представленных в министерство заявителями, прошедшими конкурсный отбор, показала, что министерство неправомерно определило получателями субсидии хозяйствующих субъектов, не представивших всех необходимых документов.

            К примеру:

  • не представили отчетность ф. № 6-АПК: СХПК Сулгачча Амгинского района, ООО Чаран Мегино-Кангаласского района, СХПК Нагара Мегино-Кангаласского района, СПК Мегюрен Мегино-Кангаласского района и т.д.
  • не представили информацию об основных показателях деятельности предприятия: СХПК им. С. Аржакова Вилюйского района, ПК Халбаакы Вилюйского района,  ПК Маастах Вилюйского района, ПК 1 Кулянцы Вилюйского района и т.д.
  • не представили выписку из ЕГРЮЛ: СХПК Мегюрен Мегино-Кангаласского района. 

По делу СХПК Оленек Вилюйского района проверкой не обнаружены ни заявление о выделении субсидии, ни приложенные документы, обязательные к представлению в соответствии с Правилами.

Заявления отсутствуют во многих делах, к примеру, в деле СХПК им. С.Аржакова Вилюйского района, ПК 1 Кулянцы Вилюйского района, ПК Мастах Вилюйского района, КХ <…> Вилюйского района.

В некоторых случаях в заявлениях отсутствуют даты их составления. Например, по делу СХПК Болугур Амгинского района, КХ Хоспох Амгинского района, ПК Бетюнг Вилюйского района. Учитывая, что в журнале регистрации поступивших заявок даты их поступления также не стоят, при таких обстоятельствах трудно установить, действительно ли заявка того или иного заявителя поступила до проведения конкурсного отбора.

К таким сомнениям приводят следующие факты.

Конкурсный отбор получателей субсидии прошел 11.05.2011. Окончательно данный список утвержден приказом министерства от 24.06.2011 № 393. Однако проверкой установлено, что многие заявления претендентов на получение субсидии, прошедших отбор в мае т.г. и утвердившихся в списке приказа министерства от 24.06.2011 № 393, датируются более поздними датами. Например, заявление СХПК Сулгачча Амгинского района от 27.07.2011, ПК Халбаакы Вилюйского района от 08.07.2011,   КХ Сухасыт Намского арйона от 02.06.2011, ИП КФХ <…> от 08.06.2011, СХПК Хачыкаат Хангаласского района от 12.09.2011.   

По указанным фактам представители министерства на заседании Комиссии пояснили, что:

  • СХПК Сулгачча Амгинского района субсидия выделена в отсутствие отчетности ф. № 6-АПК в связи с информацией Департамента финансов министерства о наличии данной отчетности СХПК в их департаменте;
  • СХПК им. С. Аржакова Вилюйского района, ПК Халбаакы Вилюйского района,  ПК Маастах Вилюйского района, ПК 1 Кулянцы Вилюйского района субсидия выделена в отсутствие информации об основных показателях деятельности предприятия в связи с тем, что Комиссией по отбору получателей субсидии принято во внимание статистическая отчетность данных предприятий за 2010 год;
  • СХПК Мегюрен Мегино-Кангаласского района субсидия выделена в отсутствие выписки из ЕГРЮЛ в связи с тем, что данное предприятие заверило Комиссию об обязательном представлении выписки после;
  • СХПК Оленек Вилюйского района субсидия выделена правомерно, т.к. данное предприятие представило в министерство все необходимые документы для участия в конкурсном отборе, но его  документы в момент прокурорской проверки находились в другой папке.

Относительно других установленных Комиссией нарушений министерство четких пояснений не представило.

Выше приведенные пояснения министерства Комиссией не могут быть признаны уважительными и оправдывающими нарушение антимонопольного законодательства, т.к. требования Правил, утвержденных постановлением Правительства республики, распространяются на всех и должны соблюдаться, в первую очередь, служащими министерства в целях недопущения возникновения коррупционных моментов при распределении субсидий хозяйствующим субъектам.

Касательно пояснений министерства об отсутствии документов СХПК Оленек Вилюйского района: в материалах прокурорской проверки имеется объяснение главного специалиста Департамента земледелия, мелиорации и МТО министерства <…> от 23.09.2011 о том, что проверяющей инспекции министерством представлены все документы по выделению субсидии на возмещение части затрат на завоз семян для выращивания кормовых культур в 2011 году в полном объеме.

Таким образом, установленные Комиссией обстоятельства дела свидетельствуют о том, что министерством допущено неправомерное выделение субсидий заявителям, не отвечающим требованиям законодательства, а также не представившим все необходимые документы, следовательно, министерством конкурсный отбор получателей субсидии проведен на дискриминационных условиях.  

Между тем, часть 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов РФ принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно пункту 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Указом Президента РС (Я) от 14.05.2011 № 640 «О структуре исполнительных органов государственной власти РС (Я)» Министерство сельского хозяйства РС (Я) переименовано в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я).

Исходя из совокупности установленных обстоятельств по делу и норм закона, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу о доказанности нарушения  Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) требований части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении заявок на получение субсидий хозяйствующими субъектами на возмещение части затрат на завоз семян для выращивания кормовых культур.

Вместе с тем, Комиссия в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства прекращает дело в отношении министерства в части невыделения субсидии СХПК Крестях Сунтарского района и СХПК Уолба Таттинского района, которые представили все необходимые документы, однако не получили субсидию в связи с неправомерным требованием министерства представить иные документы.

В соответствии с ч.4 ст. 41 Закона о  защите конкуренции Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу выдает предписания. Согласно пункту 3 ч.1 ст. 23 этого же закона антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения предписания, в том числе о совершении действий, направленных для обеспечение конкуренции (подпункт «г»).

   В виду выше отмеченного Комиссия считает целесообразным выдать Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) предписание о совершении действий, направленных для обеспечения конкуренции.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, 48, частями 1-4 ст. 91, частью 1 ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

  1. Прекратить дело № 02-109/11А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) в части невыделения субсидии СХПК Крестях Сунтарского района и СХПК Уолба Таттинского района в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
  2. Признать Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) нарушившим ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» по установленным Комиссией фактам выделения субсидии на возмещение части затрат на организацию промысла пушнины заявителям, не отвечающим требованиям законодательства, а также не представившим все необходимые документы.
  3. Выдать Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) предписание о совершении действий, направленных для обеспечения конкуренции.
  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Якутского УФАС для принятия решения о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.9 КоАП РФ. 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         <…>

 

 

         <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны