Решение №014/07/3-450/2020 ООО "Аденалин" на ГБУ РС(Я) "Республиканская специализирован... от 27 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-450/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 27 февраля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...>– главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

в присутствии:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Аденалин» Андросова Д.Ю. по доверенности от 11.02.2020,

представителя заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» Баишевой Е.Ю. по доверенности от 24.02.2020,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аденалин» (далее – ООО «Аденалин», заявитель) на действия (бездействие) заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» (далее – ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию», заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных помещений и прилегающей территории объекта ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию»  (извещение № 32008863040),

установила:

18 февраля 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «Аденалин» на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных помещений и прилегающей территории объекта ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию»  (извещение № 32008863040), нарушающие законодательство о закупках.

Согласно доводам жалобы заявителя следует, что:

1) В раздел «Описание объекта закупки» документации о закупке заказчик, вопреки требованиям ГОСТ Р 57582-2017, не установил требование об обязательном наличии у исполнителя лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология». Заявитель полагает, что дезинфекционные мероприятия в организациях физкультуры и спорта проводят организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность;

2) 12.02.2020 заявителем был направлен запрос о разъяснении положений документации о закупке, однако до настоящего времени заказчик не представил ответа, тем самым нарушил часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункт 19.9 Положения о закупках;

3) В нарушение пункта 4.8.1 Положения о закупках извещение о проведении закупки, размещенное на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, не содержит сведения о праве заказчика принять решение о внесении изменений в извещение и (или) документацию о закупке и сроках принятия такого решения, а также сведения о праве заказчика отказаться от проведения закупки и сроках принятия такого отказа.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика не согласилась с жалобой и поддержала представленные ранее письменные пояснения.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением «О закупках товаров, работ и услуг для подведомственных бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия) Министерства по физической культуре и спорту по РС(Я)», утвержденном директором ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» А.Т. Прокопьевым (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 11.02.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных помещений и прилегающей территории объекта ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию», документация о закупке, а также проект договора.

21.02.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 20.02.2020 года, а также протокол сопоставления ценовых предложений аукциона № 1484294, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 21.02.2020 года.

24.02.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе №1489294 в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

1. Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в разделе «Описание объекта закупки» документации о закупке заказчиком установлены требования к услуге по уборке служебных помещений и прилегающей территории объекта ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» в соответствии с ГОСТ Р 57582-2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги». Содержание требований к оказанию услуги включает в себя мойку окон, влажную и сухую уборку полов, дверей, пандусов, замена и вынос мусора, уборку прилегающей территории от снега, наледи грязи и т.д.

Согласно пунктам 3.1, 3.6.1 Санитарно- эпидемиологических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 года №131, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Исходя из смысла требований, указанных в разделе «Описание объекта закупки» документации о закупке проведение дезинфекционных и дезинсекционных работ не усматривается.

В соответствии с пунктом 4.3 указанного ГОСТа в состав услуг профессиональной уборки включены:

- общая очистка и уборка зданий;

- специализированная очистка поверхностей, помещений и зданий;

- специализированный уход за поверхностями из различных материалов;

- очистка промышленного оборудования;

- очистка и мойка транспортных средств;

- дезинфекция и дезинсекция помещений зданий и промышленного

оборудования;

- уборка улиц, промышленных и дворовых территорий;

- удаление снега и льда, уход за территорией, очистка крыш зданий и

сооружений;

- сбор, транспортирование и сортировка неопасных отходов.

Согласно пункту 4.3.1 указанного ГОСТа, общая очистка и уборка зданий включает в себя:

- общую (неспециализированную) очистку всех типов зданий: офисных

помещений, домов или квартир, промышленных предприятий; организаций

торговли, учреждений;

- общую (неспециализированную) очистку прочих деловых и

профессиональных помещений и многоквартирных жилых домов;

- чистку и мойку ковров, драпировок, занавесок и штор;

- уборку внутренних помещений в зданиях всех типов, в том числе в

учреждениях, на фабриках, заводах, в магазинах, институтах и других

коммерческих и не коммерческих организациях и в многоквартирных жилых

домах;

- чистку печных труб, каминов, плит, печей, мусороудалителей, бойлеров,

вентиляционных шахт, вытяжных вентиляторов;

- чистку поверхностей инженерного оборудования.

В ходе рассмотрения дела представителем заказчика было пояснено, что в случае отсутствия указания в описании объекта закупки ссылки на ГОСТ 57582-2017, заказчик может попасть в ситуацию, когда претензии по качеству оказываемых услуг клининговой компании, выигравшей закупку, будут безосновательными, поскольку расторжение договора с указанием на качество станет беспочвенным. В свою очередь, данный ГОСТ содержит порядок и систему оценки качества клининговых услуг, на которые ориентируется заказчик. Для дезинфекционных работ в учреждении предусмотрен специальный штатный работник, в служебные обязанности которого входит дезинфекция поверхностей специальными В подтверждение пояснений в материалы дела представлен документ «Структура ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию», утвержденная директором Прокопьевым А.Т. 01 ноября 2019 г., в числе которого указана 1 штатная единица инструктора-дезинфектора.

Таким образом, относительно данного довода жалобы Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемая закупка не предполагает проведение дезинфекционных работ, проводимых в целях медицинской деятельности, следовательно, не подпадает под действие пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указание на ГОСТ 57582-2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги» в данном случае предполагает на соответствие требований пункту 4.3.1 указанного ГОСТа, а не всем его положениям. Вместе с тем, Закон о закупках не содержит положений относительно указания определенных положений документа, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТа). В связи с вышеизложенным, довод жалобы признается необоснованным.

2. В соответствии с частями 2, 3 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Аналогичные положения содержатся в пункте 19.9 Положения о закупках.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что 12.02.2020 через функционал электронной площадки ООО «РТС-Тендер», заявителем был направлен запрос о даче разъяснений положений документации.

Представителем заказчика было пояснено, что ответ на данный запрос не осуществлен заказчиком по из-за технических причин: электронная цифровая подпись, выданная Федеральным казначейством, не может пройти аккредитацию, в связи с чем все действия связанные с использованием электронной цифровой подписи, включая действия на электронной площадке и в ЕИС, проходят с проблемами, с помощью техподдержки ЕИС и электронной площадки, а также системного администратора учреждения. В подтверждение пояснений в материалы дела представлены скриншоты с сайта электронной площадки, свидетельствующие об ошибке при размещении ответа на запрос, а также представлен текстовый вариант ответа на запрос.

Таким образом, не разместив в установленный срок разъяснение положений документации о конкурентной закупке в единой информационной системе с указанием предмета запроса, заказчик нарушил требования части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 19.9 Положения.

3. Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

Пунктом 4.8.1 Положения определены сведения, которые должны включаться в извещение о закупке:

1) сведения, указанные в части 9 статьи 4 Закона о закупках;

2) форма, размер и срок предоставления обеспечения заявки, если такое требование установлено Заказчиком;

3) форма, размер и срок предоставления обеспечения исполнения договора, если такое требование установлено Заказчиком;

4) право Заказчика отказаться от проведения закупки и сроки принятия такого отказа;

5) право Заказчика принять решение о внесении изменений в извещение о проведении закупки и (или) в документацию о закупке и сроки принятия такого решения;

6) ссылка на то, что остальные и более подробные условия закупки сформулированы в документации о закупке, являющейся неотъемлемым приложением к извещению о закупке (в случае если способ закупки предусматривает формирование документации о закупке);

7) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае если закупка проводится в электронной форме).

Материалами дела установлено, что извещение рассматриваемой закупки не содержит сведений о праве заказчика отказаться от проведения закупки и сроки принятия такого отказа, а также о праве заказчика принять решение о внесении изменений в извещение о проведении закупки и (или) в документацию о закупке и сроки принятия такого решения.

Таким образом, относительно данного довода жалобы Комиссия Якусткого УФАС приходит к выводу, что заказчиком нарушены подпункты 4, 5 пункта 4.8.1 Положения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аденалин» (далее – ООО «Аденалин», заявитель) на действия заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) (далее - ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных помещений и прилегающей территории объекта ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию»  (извещение № 32008863040) частично обоснованной.

2. Признать заказчика – ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию»  нарушившим часть 3 статьи 3.2, пункт 9 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункты 4, 5 пункта 4.8.1, пункт 19.9 Положения «О закупках товаров, работ и услуг для подведомственных бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия) Министерства по физической культуре и спорту по РС(Я)» .

3. Выдать заказчику - ГБУ РС(Я) «Республиканская специализированная спортивная школа по плаванию» предписание об устранении допущенного нарушения.

4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.

Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.

Председатель комиссии

 

...

Члены комиссии:

 

...

   

...

Связанные организации

Связанные организации не указаны