Решение (комиссия) №ИЛ/4208/23 РЕШЕНИЕ по делу №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимоно... от 25 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                                                     резолютивная часть оглашена «19» сентября 2023 года

изготовлено в полном объеме «25» сентября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

*** – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

В отсутствие представителей заявителя и ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев дело №014/01/17.1-1049/2023 по признакам нарушения поселковой администрацией «поселок Зырянка» муниципального образования Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (678770, Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский улус, поселок Зырянка, улица Леликова, дом 32, ИНН 1408004204, КПП 140801001, ОГРН 1061448008214) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рассмотрев заявление ООО «Прометей» исх. № 10 от 01.03.2023 г., перенаправленное письмом Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 09.03.2023 №20980009-р-1-23/8-20980009 (вх. № 2185 от 23.03.2023 г.), о наличии в действиях поселковой администрации МО «Поселок Зырянка» (далее – поселковая администрация МО «п. Зырянка», Администрация) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), сообщает следующее.

По результатам рассмотрения действий поселковой администрации МО «Поселок Зырянка» по заключению дополнительного соглашения № 70 от 18.02.2023 г. к договору № 5 от 10.11.2017 г. и дополнительного соглашения № 71 от 20.02.2023 г. к договору № 6 от 01.10.2019 г., согласно которым были переданы в безвозмездное пользование септики находящиеся в муниципальной собственности, без проведения конкурентных процедур установлено наличие признаков нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № 53/23 от 11.07.2023 г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и определения о назначении дела № 014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.07.2023 г. в отношении поселковой администрации МО «п. Зырянка» муниципального образования Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) (678770, РС (Я), Верхнеколымский улус, п. Зырянка, ул. Леликива, д. 32, ИНН 1408004204) возбуждено дело № 014/01/17.1-1049/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены:

- ООО «Прометей п. Зырянка» (678770, РС (Я), Верхнеколымский улус, п. Зырянка, ул. Н.В. Данилова, д. 34, ИНН 1408002599).

Согласно определению о назначении дела № 014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.07.2023 г. рассмотрение дела № 014/01/17.1-1049/2023 было назначено на «14» августа 2023 года в 15 часов 00 минут.

Приказом от 14.08.2023 №67/23 внесены изменения в пункт 2 Приказа от 11.07.2023 №53/23 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в части состава Комиссии.

Администрация направила заявление от 14.08.2023 о рассмотрении дела №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства без участия представителя Администрации.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела № 014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.08.2023 г. было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и было назначено на «31» августа 2023 года в 15 часов 00 минут.

24.08.2023 г. в адрес Якутского УФАС России поступили пояснения Администрации, согласно которым, спорные септики действительно были переданы двум организациям, действующим на территории п. Зырянка. Конкурентные процедуры в отношении септиков не проводились, т. к. на момент передачи септиков они все имели статус «бесхозяйных».

Все мероприятия, проведенные в рамках передачи септиков другим обслуживающим организациям, проведены в целях соблюдения условия качественного предоставления услуги водоотведения многоквартирным жилым домам п. Зырянка, с целью недопущения нарушения экологического законодательства и в рамках соблюдения прав и свобод граждан.

Администрация направила заявление от 31.08.2023 о рассмотрении дела №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства без участия представителя Администрации.

Определением об отложении рассмотрения дела № 014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31.08.2023 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было отложено в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельства дела и было назначено на «19» сентября 2023 в 10 часов 00 минут.

Приказом от 19.09.2023 №83/23 внесены изменения в пункт 2 Приказа от 11.07.2023 №53/23 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в части состава Комиссии.

Администрация направила заявление от 19.09.2023 о рассмотрении дела №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства без участия представителя Администрации.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

На основании решения поселкового Совета депутатов МО «поселок Зырянка» № 130 от 09.06.2016 г. «О создании жилищно-технологических комплексов на территории МО «поселок Зырянка» распределение ёмкостей для сбора ЖБО (септиков) между управляющими компаниями производилось на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами.

17 февраля 2017 г. между Поселковой администрацией МО «п. Зырянка» и ООО «Прометей» заключен договор № 2 о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных инженерных сетей в п. Зырянка (далее – Договор № 2). Срок действия договора до 17.02.2020 г.

Далее Договор № 2 продлевался на основании дополнительного соглашения № 65 с 17.02.2022 г. до 17.02.2023 г.

Письмом от 07.02.2023 г. № 7 ООО «Прометей» обратился к поселковой администрации МО «п. Зырянка» за пролонгацией Договора № 2.

Как указала Администрация в связи с многочисленными нарушениями условий договора со стороны ООО «Прометей», поселковая администрация МО «п. Зырянка» не пролонгировала Договор № 2, и после истечения срока действия договора данный договор прекратил свое действие.

Распоряжением поселковой администрации «поселок Зырянка» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) «Об определении организаций коммунального комплекса по обслуживанию бесхозяйного недвижимого имущества» от 18 февраля 2023 года № 24 (далее – Распоряжение №24) ООО «Грифон» и ООО «Верхнеколымская управляющая организация» определены организациями коммунального комплекса по обслуживанию бесхозяйного недвижимого имущества (септиков, канализационных сетей).

Согласно Распоряжению № 24 обслуживающим организациям необходимо осуществлять услугу по водоотведению с промежуточным вывозом, транспортировкой и утилизацией сточных вод, обслуживать бесхозное недвижимое имущество (септики, канализационные сети).

Между поселковой администрацией «п. Зырянка» и ООО «Верхнеколымская управляющая организация» заключен договор № 5 о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных инженерных сетей в п. Зырянка от 10 ноября 2017 г.

Между поселковой администрацией «п. Зырянка» и ООО «Грифон» заключен договор № 6 о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных инженерных сетей в п. Зырянка от 01 октября 2017 г.

После окончания действия договора № 2, поселковой администрацией МО «п. Зырянка» дополнительным соглашением № 70 к договору № 5 от 10.11.2017 г. о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка от 18 февраля 2023 г. (далее – дополнительное соглашение № 70), емкости для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка по адресам: улица Леликова д. 4а, д. 9, Ленина д. 20, Связи д. 5, Транспортная д. 2А были переданы ООО «Верхнеколымская управляющая компания».

После окончания действия договора № 2, поселковой администрацией МО «п. Зырянка» дополнительным соглашением № 71 к договору № 6 от 01.10.2019 г. о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка от 20 февраля 2023 г. (далее – дополнительное соглашение № 71), емкости для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка по адресам: улица Автобазовская д. 4, д. 8, Водников д. 16, Черского д. 17, Леликова д. 4Б, д. 7, Ленина д. 40, д. 40а/1, д. 40а/2, д. 40а/3, д. 40в, Победы д. 42, Слепцова И.Г. д. 20, Текки Одулок д. 1, Транспортная д. 10, Черского д. 15 были переданы ООО «Грифон».

Письмом от 02.06.2023 №348 поселковая администрация МО «п. Зырянка» направила выписки из ЕГРН об оформлении 12 септиков (по улицам: Леликова д. 4А, д. 4Б, д. 7, д. 9, д. 14, Ленина д. 20, д. 40, 40а/1, 40а/2, 40а/3, Слепцова И.Г. д. 20, Транспортная д. 2А, Транспортная д. 10, Связи д. 5) в муниципальную собственность.

Оставшиеся 8 септиков (по улицам: Автобазовская д. 4, д. 8, Водников д. 16, Ленина д. 40В. Победы д. 42, Текки Одулок д. 1, Черского д. 15, д. 17) не ставились на учет как бесхозяйные объекты недвижимости и не оформлялись в муниципальную собственность, т.к. дома данных септиков будут расселены по программе переселения из аварийного жилья в срок до сентября 2025 г

Согласно выпискам из ЕГРН, септики по следующим улицам приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости:

- септик по ул. Транспортная д. 10А принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 02.08.2021, 14:08:0200003:4044-14/162/2021-1У;

- канализационный сборник по ул. Транспортная д. 2А/1 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 01.11.2021, 14:08:020003:4590-14/162/2021-1У;

- канализационный сборник по ул. Слепцова И.Г. д. 20/1 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости я, 14:08:020003:4592-14/162/2021-1У;

- септик по ул. Связи д. 5А принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 15.07.2021, 14:08:020003:4033-14/162/2021-1У;

- септик по ул. Ленина, д. 40А/3А принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 12.01.2018, 14:08:020003:4026-14RTRRIGHTS.E.3212477000;

- септик по ул. Ленина д. 20А принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 02.08.2021, 14:08:020003:4025-14/162/2021-1У;

- канализационный сборник по ул. Леликова уч. 14/1 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 26.10.2021, 14:08:020003:4555-14/162/2021-1У;

- септик по ул. Леликова, д. 9/1 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 15.07.2021, 14:08:020003:4020-14/162/2021-1У;

- сооружение по ул. Леликова д. 7А/2 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 11.01.2018, 14:08:020003:4014-14RTRRIGHTS.E.3210437000;

- септик по ул. Леликова д. 4А/1 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 30.07.2021, 14:08:020003:4018-14/162/2021-1У;

- септик по ул. Леликова д. 4Б, корп. 2А принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 11.01.2018, 14:08:020003:4016-14RTRRIGHTS.E.3210303000.

Передача прав владения и (или) пользования в отношении бесхозяйных объектов возможна только после признания на такие объекты права муниципальной собственности, поскольку правомочиями по распоряжению имуществом обладает исключительно собственник такого имущества.

Согласно выпискам из ЕГРН, септики по следующим улицам приняты в собственность:

- канализационный сборник по ул. И.Г. Слепцова, соор. 20/1 находится в собственности МО с 21.03.2023 14:08:020003:4592-14/116/2023-3;

- септик по ул. Транспортная д. 10А находится в собственности МО с 19.01.2023, 14:08:0200003:4044-14/054/2023-3;

- канализационный сборник по ул. Транспортная д. 2А/1 находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4590-14/116/2023-3;

- септик по ул. Ленина, д. 40А/3А находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4026-14/116/2023-3;

- септик по ул. Ленина, д. 40А находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4027-14/116/2023-3;

- септик по ул. Ленина, д. 20А находится в собственности МО с 19.01.2023, 14:08:020003:4025-14/054/2023-3;

- септик по ул. Леликова, д. 9/1 находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4020-14/116/2023-3;

- канализационный сборник по ул. Леликова, уч. 14/1 находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4555-14/116/2023-3;

- сооружение по ул. Леликова, д. 7А/2 находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4014-14/116/2023-3;

- септик по ул. Леликова, д. 4Б, корп. 2А находится в собственности МО с 05.10.2020, 14:08:020003:4016-14/162/2020-3;

- септик по ул. Леликова, д. 4А/1 находится в собственности МО с 21.03.2023, 14:08:020003:4018-14/116/2023-3.

Антимонопольный орган при рассмотрении настоящего дела провел анализ состояния конкуренции на рассматриваемом рынке и установил следующее.

а) Определение временного интервала исследования.

Временной интервал исследования определен периодом с 18.02.2023 (дата заключения дополнительного соглашения № 70 от 18.02.2023 г. к договору № 5 от 10.11.2017 г.) по настоящее время и с 20.02.2023 (дата заключения дополнительного соглашения № 71 от 20.02.2023 г. к договору № 6 от 01.10.2019 г.).

б) Определение продуктовых границ товарного рынка.

Предметом договора является передача в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка.

Указанный предмет закупки относится к следующему коду «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 07.07.2023) – 37.00: «Сбор и обработка сточных вод

Эта группировка включает:

- обеспечение функционирования коллекторных систем или средств по очистке сточных вод;

- сбор и транспортировку бытовых или промышленных сточных вод от одного или нескольких пользователей, а также дождевой воды посредством сетей водоотведения, коллекторов, резервуаров и прочих средств (средств для транспортировки сточных вод и т.п.);

- освобождение и очистку выгребных ям и загрязненных резервуаров, сливов и колодцев от сточных вод;

- обслуживание туалетов с химической стерилизацией;

- очистку сточных вод (включая бытовые и промышленные сточные воды, воды из плавательных бассейнов и т.д.) посредством физических, химических и биологических процессов, таких как растворение, экранирование, фильтрование, отстаивание и т.д.;

- обслуживание и очистку коллекторов и сетей водоотведения, включая прочистку коллекторов гибким стержнем

Эта группировка не включает:

- дезинфекцию поверхностной воды и грунтовой воды в месте загрязнения, см. 39.00;

- очистку и деблокирование водосточных труб в зданиях, см. 43.22».

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 – 3.4 и части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, передача в аренду или безвозмездное пользование имущества (септиков), находящихся в муниципальной собственности, должна осуществляться в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть по результатам проведения торгов или без их проведения на основании предусмотренных данной статьей исключений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), водоотведение определяется как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть определена как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточными водами централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) являются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованной системой водоотведения (канализации) признается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Частью 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, установлены следующие понятия в сфере водоотведения:

- водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- транспортировка воды (сточных вод) – перемещение воды (сточных вод) осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

- централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

Из трактовки вышеуказанных понятий следует, что услуга водоотведения является комплексной услугой, включающей в себя сбор, прием, транспортировку сточных вод по централизованной системе канализации от объектов абонентов, а также их последующую очистку.

В силу части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, организации, обслуживающие бесхозяйные объекты коммунального комплекса и оказывающие услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку такие объекты не имеют статуса недвижимого имущества либо движимого имущества, в качестве правоустанавливающих документов на установление тарифа предоставляют распоряжения МО и признании этих объектов бесхозяйными, передаточные акты бесхозяйных объектов коммунального комплекса и т.п.

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закон об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать только муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Таким образом, передача в аренду или безвозмездное пользование имущества (септиков), находящихся в муниципальной собственности, должна осуществляться в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть по результатам проведения торгов или без их проведения на основании предусмотренных данной статьей исключений.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Переданные бесхозяйные объекты, находятся на территории муниципального образования – п. Зырянка, следовательно, в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, именно поселковая администрация «п. Зырянка», ее структурные подразделения располагали возможностью принять меры по постановке на государственный учет вышеуказанного имущества и признании права муниципальной собственности на него.

При таких условиях, Администрация обязана была произвести ряд действий по принятию бесхозных объектов (септиков) в муниципальную собственность, и в последствии осуществить передачу данных объектов посредством торгов.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что перечень вопросов местного значения определен главой 3 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 №14686/10 по делу №А13-10558/2008 «В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.».

Круг лиц (хозяйствующих субъектов), потенциально желающих получить право на безвозмездное пользование муниципальным имуществом является неопределенным, и может быть выявлен лишь при публичном объявлении конкурса (аукциона) в установленном законом порядке.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

На основании вышеизложенного, действия (бездействие) поселковой администрации «поселок Зырянка», выразившиеся в заключении дополнительного соглашения № 70 к договору № 5 от 10.11.2017 г. о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка от 18 февраля 2023 г. (между Администрацией и ООО «Верхнеколымская управляющая компания») и дополнительного соглашения № 71 к договору № 6 от 01.10.2019 г. о передаче в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка от 20 февраля 2023 г. (между Администрацией и ООО «Грифон»), могут указывать на признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку неправомерное предоставление объектов (септиков) под сбор и вывоз канализационных отходов конкурентным хозяйствующим субъектам может оказывать прямое влияние на соответствующий товарный рынок по сбору и обработке сточных вод, выражающееся в фактическом определении преимущественного положения единого исполнителя, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору и вывозу канализационных отходов на территории п. Зырянка без проведения торгов, что создает для данного субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества в безвозмездное пользование и препятствуют доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц.

Между тем, Поселковой администрацией «посёлок Зырянка» септики, которые расположены по улицам: Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский район, п. Зырянка ул. Ленина д. 20, ул. Леликова д. 4Б, ул. Транспортная д. 10 были переданы хозяйствующим субъектам без конкурентных процедур.

Согласно пояснениям Администрации от 24.08.2023 №471 МКД по улицам Леликова д. 4Б, Транспортная д. 10 находятся на стадии проведения собственниками домов выбора способа управления и обслуживающей организации, по улице Ленина д. 20 собственники реализовали свое право и выбрали в качеств обслуживающей организации ООО «ВУК», соответственно конкурсные процедуры в отношении данных септиков считает проводить нецелесообразно.

Пояснения, представленные Администрацией от 24.08.2023 г. исх. №471 не принимаются Комиссией Якутского УФАС России и признаются несостоятельными в связи со следующим.

На момент передачи септиков в безвозмездное пользование емкостей для сбора ЖБО (септиков) и наружных сетей в п. Зырянка 18 февраля 2023 г. и 20 февраля 2023 г. септик по ул. Транспортная д. 10А находится в собственности МО с 19.01.2023, септик по ул. Ленина, д. 20А находится в собственности МО с 19.01.2023, септик по ул. Леликова, д. 4Б, корп. 2А находится в собственности МО с 05.10.2020.

Таким образом, на момент передачи в безвозмездное пользование септиков по адресу улица Леликова д. 4Б, Транспортная д. 10 - ООО «Грифон» и септика по адресу улицы Ленина д. 20 - ООО «ВУК», данные септики находились в муниципальной собственности Администрации.

Якутским УФАС России установлено, что собственники МКД по адресу ул. Ленина д. 20, по результатам общего собрания собственников, выбрали в качестве обслуживающей организации ООО «ВУК».

Данная информация подтверждается сведениями из государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru), протоколом №1 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: п. Зырянка, ул. Ленина дом 20 от 31.05.2023, договором управления многоквартирным домом от 01 июня 2023 года с ООО «Верхнеколымская управляющая компания».

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/17.1-1049/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о том, что поселковая администрация «поселок Зырянка» муниципального образования Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) включив в дополнительное соглашение № 70 от 18.02.2023 г. к договору № 5 от 10.11.2017 г. и дополнительное соглашение № 71 от 20.02.2023 г. к договору № 6 от 01.10.2019 г. объекты, которые включали в себя адреса септиков, на которых у Администрации имелось на момент их заключения право муниципальной собственности, без проведения конкурентных процедур, нарушила требования части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Подпунктом «б» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении настоящего дела указывает на необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17.1-1049/2023, руководствуясь статьей 17.1, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать поселковую администрацию «поселок Зырянка» муниципального образования Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (678770, Республика Саха (Якутия) Верхнеколымский улус, поселок Зырянка, улица Леликова, дом 32, ИНН 1408004204, КПП 140801001, ОГРН 1061448008214) нарушившей часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о наличии (отсутствии) признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны