Предупреждение №АК/3769/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий, которые содержат приз... от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий, которые содержат признаки
нарушения антимонопольного законодательства
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
рассмотрев заявление ООО «Гурмания» от 16 мая 2023 года №33, перенаправленное
письмом ФАС от 29.05.2023 №12/41665/23, в котором указывает, о наличии в действиях
МУП «Ленский молокозавод» и Администрации МО «Ленский район» признаков
нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно информации, содержащейся в Заявлении, в 2020 году в отношении
Объектов были проведены торги, участниками которых являлись ООО «Гурмания» и
Общество.
Договор аренды Объектов был заключен с Обществом.
В дальнейшем указанный договор аренды по решению Администрации был
расторгнут.
Как указывается в Заявлении, на основании распоряжения от 05.03.2022 № 01-04-
382/2 «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения
муниципальному унитарному предприятию «Ленский молокозавод» муниципального
образования «Ленский район» (далее — Предприятие) Объекты были закреплены на праве
хозяйственного ведения за Предприятием.
Предприятие на основании договора безвозмездного пользования нежилыми
помещениями от 25.05.2022 № 25/05 передало Объекты ООО «Батамайское» (далее –
Общество).
Якутским УФАС России было вынесено решение о нарушении антимонопольного
законодательства по делу № 014/01/17.1-1684/2022 от 03.02.2023 года (далее — Решение
Якутского УФАС России).
На основании Решения Якутского УФАС России Предприятию было выдано
предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем
совершения действий по возврату в казну Предприятия, переданного по договору
безвозмездного пользования №25/05 от 25.05.2022, имущества.
Письмом №33 от 06 марта 2023 года МУП «Ленский молокозавод» направил
Соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями
№25/05 от 06 марта 2023 года и акт приема-передачи нежилых помещений от 06.03.2023 г.
В целях проверки доводов, изложенных в Заявлении, Прокуратурой Ленского района
Республики Саха (Якутия) (далее – Прокуратура) было оказано содействие Якутскому
УФАС России в установлении фактического использования Объектов Обществом.
Как указывается в письме Прокуратуры от 12.07.2023 № Исорг-20980015-138-
23/1625-20980015, направленном письмом Якутского УФАС России от 25.07.2023 №
АК/3048/23 (вх. от 25.07.2023 № 112236-ЭП/23, Прокуратурой была проведена выездная
проверка по установлению фактического использования Обществом Объектов.
Согласно письму Прокуратуры Ленского района от 12.07.2023 №Исорг-20980015-
138-23/1625-20980015, 11.07.2023 Прокуратурой Ленского района осуществлена выездная
проверка в с. Батамайское Ленского района по адресу нахождения объектов недвижимого
имущества (нежилых помещений) в соответствии с представленным перечнем:
- нежилое здание (свинарник), площадь 473,6 кв.м., расположение по адресу: РС (Я),
Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:222;
- нежилое здание (молоканка), площадь 55,8 кв.м., расположение по адресу: РС (Я),
Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:32;
- нежилое здание (коровник), площадь 2197,4 кв.м., расположение по адресу: РС (Я),
Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:53;
- нежилое здание (силосная траншея), площадь 319 кв.м., расположение по адресу:
РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:55;
- нежилое здание (гараж на 14 автомашин), площадь 662,1 кв.м., расположение по
адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер
14:14:060006:52;
- нежилое здание (гараж), площадь 112,7 кв.м., расположение по адресу: РС (Я),
Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:54.
В ходе выезда получены объяснения от работников ООО «Батамайское»,
присутствующих на территории вышеуказанных нежилых объектов.
Кроме того, на территории нежилого здания (гараж на 14 автомашин) и в самом
здании находились транспортные средства (тракторы, фронтальный погрузчик,
молоковозка и другая техника), принадлежащие ООО «Батамайское».
В ходе выезда получены объяснения от директора ООО «Батамайское» который
пояснил, что несмотря на расторжение договора в мае 2023 года с МУ «Ленский
молокозавод» ООО «Батамайское» продолжает использовать нежилые помещения из
представленного перечня объектов, а именно: молоканка, гараж на 14 авомашин,
свинарник. При этом силосная траншея, коровник, гараж на 112,7 кв. м. обществом в
настоящее время не используется, поскольку скот в летний период находится на
пастбищах.
Таким образом, Прокуратурой Ленского района в ходе проверки установлено, что
ООО «Батамаское» фактически продолжает пользоваться недвижимыми помещениями, а
именно:
- нежилое здание (свинарник), площадь 473,6 кв.м., расположение по адресу: РС (Я),
Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:222;
- нежилое здание (молоканка), площадь 55,8 кв.м., расположение по адресу: РС (Я),
Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:32;
- нежилое здание (гараж на 14 автомашин), площадь 662,1 кв.м., расположение по
адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер
14:14:060006:52;
В соответствии с пунктом 3 части1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в
муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» уставом муниципального образования должен определяться
порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу
муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в
отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и
иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других
лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им,
оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом,
отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного
самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских
округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями,
помимо прочего, создания муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях)
некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль
между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в
целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных
благ.
В силу части 1 статьи 9.1. Закона о некоммерческих организациях государственные,
муниципальные учреждения государственными, муниципальными учреждениями
признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской
Федерации и муниципальным образованием.
Согласно части 2 статьи 9.1. Закона о некоммерческих организациях типами
государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и
казенные. Типом государственного учреждения является государственный внебюджетный
фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным
законом о государственном внебюджетном фонде.
В соответствии с частью 3 статьи 9.1. Закона о некоммерческих организациях
функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного
Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального
учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не
установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются
соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом
публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган,
осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Согласно части 1 статьи 13 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая
организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой
некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях,
предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме
преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
В силу части 2 статьи 13 Закона о некоммерческих организациях решение о создании
некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями
(учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение
принимается в порядке, установленном, в том числе местной администрацией
муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Согласно части 1.1. статьи 14 Закона о некоммерческих организациях утверждение
устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном
местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных
бюджетных или казенных учреждений.
Устав Муниципального учреждения «Комитет имущественных отношений
муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) утвержден
распоряжением главы муниципального образования «Ленский район» от 11 ноября 2011 г.
№12-04-001053/11 (далее – Устав).
Предмет, цели деятельности Комитета указаны в разделе 2 Устава.
Согласно пункту 2.1 Предметом деятельности Комитета является осуществление
прав и функций муниципального образования «Ленский район» по вопросам
имущественных и земельных отношений, в вопросах охраны окружающей среды,
управленческих функций в сфере строительства и капитального ремонта объектов
муниципальной собственности муниципального образования «Ленский район». Комитет
проводит единую политику приватизации муниципального имущества в том числе
земельных участков, расположенных на территории Ленского района, в пределах
полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Республики Саха
(Якутия), Уставом муниципального образования «Ленский район», муниципальными
правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Уставом, регулирует
деятельность муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Устава одной из целей деятельности Комитета
является осуществление контроля за использованием муниципального имущества и
земельных участков.
Для достижения целей, установленных настоящим Уставом, Комитет осуществляет
основные виды деятельности, установленные в разделе 3 Устава.
В соответствии с пунктом 3.4 Устава Комитет осуществляет контроль за
эффективностью использования муниципальной собственностью, обобщает и анализирует
ее использование.
Согласно пункту 3.22 Устава Комитет согласовывает в установленном порядке
действия муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по
распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным за ними на праве
хозяйственного ведения и оперативного управления, в том числе, действия предприятий и
учреждений по сдаче муниципального имущества в аренду, в залог, внесения в качестве
вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ, иных гражданско-
правовых сделок с муниципальным имуществом.
Письмом от 31.08.2023 №23-09-1069/3 МКУ «Комитет имущественных отношений
МО «Ленский район» РС (Я)» сообщил, что согласно акту о результатах инвентаризации от
19.05.2023 №1, фактов использования объектов, расположенных по адресу: с. Батамай, ул.
Центральная, д. 1 ООО «Батамайское» не выявлено.
Как было установлено Якутским УФАС России, совместно с Прокуратурой Ленского
района после подписания Соглашения о расторжении договора безвозмездного
пользования нежилыми помещениями №25/05 от 06 марта 2023 года и акта приема-
передачи нежилых помещений от 06.03.2023 г. ООО «Батамайское» продолжает
пользоваться муниципальным имуществом, которое принадлежит МУП «Ленский
молокозавод» на праве хозяйственного ведения.
Данный факт установлен Прокуратурой Ленского района по результатам проверки
Предприятия (решение о проведении проверки от 11 июля 2023 года).
Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении муниципальной
собственности – регламентирован статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», согласно
которой муниципальное имущество передается во временное владение и/или пользование
хозяйствующим субъектам по результатам проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О
защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам
исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции
указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в
предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным
внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается
принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за
исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)
осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействии МКУ «Комитет имущественных отношений МО
«Ленский район» Республики Саха (Якутия)» усматриваются признаки нарушения части 1
статьи 15 Закона о защите конкуренции, повлекшие предоставление Обществу
недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП
«Ленский молокозавод», во владение и пользование без договорных обязательств, чем
создано преимущественные условия перед другими хозяйствующими субъектами, а
именно не осуществлен должным образом контроль за использованием муниципального
имущества.
В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения
заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения
действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц
(хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению
интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает
хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий
(бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий,
способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению
последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению
осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или
осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции
предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае
выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2,
14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным
органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10,
статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения
предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции, Якутское УФАС России ПРЕДУПРЕЖДАЕТ муниципальное казенное
учреждение муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) о
необходимости прекращения таких действий (бездействий) в срок, не превышающий 45
календарных дней с даты получения настоящего предупреждения, а именно устранить
причины и последствия указанных действий путем:
- принятия мер, направленных на возврат муниципального имущества, находящегося
в пользовании ООО «Батамайское» без законных на то оснований;
- принятия организационных мер и осуществления передачи вышеуказанных
объектов недвижимого имущества в казну МУП «Ленский молокозавод»;
- не допущения фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам
муниципальных объектов, без соблюдения требований, установленных действующим
законодательством, согласно которым передача прав владения и (или) пользования
осуществляется по результатам торгов.
По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при
наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не
может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный
орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня
окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при
условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного
законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит
административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в
связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок
при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный
орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного
законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока,
установленного для выполнения предупреждения.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган
принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного
законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной
антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и
рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской
Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны