Решение (комиссия) №АК/2626/24 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/10/18.1-689... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/10/18.1-689/2024

 г. Якутск                                                                              «16» мая 2024 года                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Комиссия Якутского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), в составе:

*

при участии:

*

рассмотрев жалобу ИП * (далее – Заявитель) на действия на действия организатора торгов ООО* (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по реализации имущества должников Помещение, общая площадь 70,10 кв.м., кад.№14:36:105031:1173, адрес: *Собственник *. (извещение № №22000154650000000124, лот №1 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 07.12.2023 (вх. № 12996/23) поступила жалоба ИП *.(вх. № 5480/24 от 07.05.2024) на действия на действия организатора торгов ООО* при проведении аукциона по реализации имущества должников Помещение, общая площадь 70,10 кв.м., кад.№14:36:105031:1173, адрес: РС(Я), г. * Собственник * (извещение № №22000154650000000124, лот №1 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«23.04.2024 года *было опубликовано извещение № 22000154650000000124 на сайте torgi.gov.ru, а о продаже лота Помещение, общая площадь 70.10 кв.м., кад.№14:36:105031:1173, адрес:*. * Собственник *

Согласно извещению, Организация, осуществляющая закупку: Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия)

Сведения об организациях, осуществляющих закупки:

*

Контактное лицо: *

Извещение № 22000154650000000124, Лот№1.

Нормативно-правовой акт на основании которого проходят торги: Федеральный закон от 02.07.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Способ размещения торгов: открытий аукцион в электронной форме.

Сайт размещения информации о торгах: torgi.gov.ru..

Начальная (максимальная) цена аукциона: 6 505 000 Российских рублей.

Считаю, что вышеуказанное извещение и открытий аукцион в электронной форме является незаконным и противоречит законодательству по следующим основаниям:

Неправильно выбрана форма проведения аукциона

Согласно пункту 1 постановления о передаче арестованного имущества на торги от 20.01.2020 года №14037/21/171279 установлена форма аукциона, открытые торги без упоминания электронного аукциона. Также сообщаю, что в постановление пристава отсутствуют основания проведения торгов в электронной форме, а также с помощью электронных торговых площадок. В России только одна форма проведения аукциона в реальном режиме времени простой молоточный аукцион.

Также в Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 66 "О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует указание на электронные торговые площадки и какие-либо сборы с участников открытых торгов.

В соответствии со ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Должник, имущество которого продается, является лицом, интересы которого затрагиваются при нарушении порядка извещения о проведении публичных торгов.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Как разъяснено в п.44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу п.1 ст.449 ГК РФ публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом; споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок; если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.

На основании п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно п. 1 и п.2 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения; при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно части 1 статьи 87 Закона N 229-ФЗ принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия Территориального управления по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, установлены Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (пункты 1, 5.5).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Информационного письма N 101, должник не являлся стороной в сделке, и последствия недействительности сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, в отношении него не могут быть применены. То обстоятельство, что на торгах продавалось имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, не делает последнего стороной по сделке. Продажа на публичных торгах организуется и проводится уполномоченным государственным органом, действующим в рамках осуществления своих публичных полномочий по реализации арестованного имущества в связи с принудительным исполнением судебных решений. Организатор торгов обязан соблюдать предусмотренные законом требования к порядку их проведения. Признание торгов недействительными вследствие допущенных в рассматриваемом в рамках данного дела нарушений влечет недействительность заключенного на торгах договора купли-продажи и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ. Обязанность возврата денежных средств покупателю при применении последствий недействительности заключенного по итогам публичных торгов договора должна возлагаться на лицо, действующее в качестве организатора торгов и заключающее договор купли-продажи от собственного имени.

В силу положений статьи 78 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским            кодексом Российской Федерации, Федеральным

законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.

В соответствии с пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок проведения публичных торгов по продаже имущества, заложенного по договору об ипотеке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации, поскольку настоящим Федеральным законом не установлены иные правила. Принимая решение об обращении взыскания на заложенное имущество, суд может с согласия залогодателя и залогодержателя установить в решении, что имущество подлежит реализации в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Федерального закона. Такой же способ реализации заложенного имущества может быть предусмотрен залогодателем и залогодержателем в соглашении об удовлетворении требований залогодержателя во внесудебном порядке, заключенном в соответствии с пунктом 1 статьи 55 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК РФ, применяются к публичным торгам, если иное не установлено названным кодексом и процессуальным законодательством.

В силу пункта 2 статьи 449.1 ГК РФ организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также

государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.

Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения.

В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Информационное письмо N 101) при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания торгов недействительными не является исчерпывающим.

Также обращаю внимание суда на то, что Извещение, опубликованное в газете и на сайте torgi.gov.ru содержат разные требование к составу заявки, а именно в газете указано требование об оплате тарифа за участие в торгах, установленной электронной площадкой, данное требование отсутствовало на сайте torgi.gov.ru. Также сообщаю, что необходимо для участия эцп (электронно-цифровая подпись) данное требование также не содержится в извещение на сайте torgi.gov.ru, а содержится на сайте ЭТП regiontorg.ru

Согласно п. 2 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утв. Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. N66 "О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Информация о торгах направляется организатором торгов для ее размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт). Следовательно приоритет над всеми изданиями будет указан на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.

В соответствии с положениями п. 70 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении    некоторых     вопросов,            возникающих в

ходе исполнительного производства"         к          участию        в          деле

о признании публичных торгов недействительными должны быть привлечены должник и взыскатель по исполнительному производству, судебный пристав- исполнитель, а также в необходимых случаях - ФССП России. Процессуальный статус указанных лиц (ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований) определяется судом с учетом заявленных требований.

В данном случае усматривается нарушение Статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закона 229-ФЗ) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон Ш18-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, перечень которых приведен в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, и применять указанные в части 3 статьи 68 названного Закона меры принудительного исполнения.

Пунктом 2 ст. 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) установлено, что порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, самим Законом N 229-ФЗ, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон N 229-ФЗ) реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

В данном случае нет упоминания о электронной форме. Данная норма будет введена только с принятием проекта федерального закона №1112339-1. Как раз в пояснительной записке к вышеуказанному законопроекту указано, что на

сегодняшний день в законе об исполнительном производстве реализована только традиционная форма торгов. И данный законопроект если будет принят 21 июля ,2021 года, то обеспечит переход на электронную форму торгов в исполнительном производстве.

Следовательно, на сегодняшний день реализация имущества возможно только путем открытого аукциона без привлечения ЭТП и без получения электронных ключей (за которые надо платить) без уплаты взносов в случае выигрыша ЭТП и т.д.

Вышеуказанные торги и извещение противоречат как самому постановлению пристава о передаче на торги так и части 3 ст. 87 Федерального закона№ 229-ФЗ .

В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении  некоторых     вопросов,        возникающих            в

ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума N 50) приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.

Ограничивающие условия в виде тарифов и сборов для участников и получения ЭЦП для участников

В извещение не упоминаются электронные площадки для проведения аукционов в электронной форме, а также не упоминаются какие-либо взносы и тарифы для участников. Незаконные требования к участникам торгов могут ограничить число участников торгов, что приведет к уменьшению покупной цены заложенного имущества.

Так же сообщаю, что Должник полностью оплатил сумму задолженности указанную приставом исполнителем, но в то же время пристав отказывается снимать с торгов имущество должника.

На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 449,449.1 ГК РФ, п. п. 70, 71, 72 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых

вопросов, возникающих входе исполнительного производства", ст. ст. 320- 322, 328, 330 ГПК РФ прошу:

Признать незаконными и отменить торги в форме электронного аукциона аукцион, размещенного на сайте https://regiontorgi.ru и на сайте на сайте torgi.gov.rn, а о продаже лота Помещение, общая площадь 70,10 кв.м., кад.№14;36:105031:1173, адрес: . *Собственник *, извещение № 22000154650000000124;

Приостановить торги в форме электронного аукциона аукцион, размещенного на сайте https://regiontorgi.ru и на сайте на сайте torgi.gov.ru, а о продаже лота Помещение, общая площадь 70,10 кв.м., кад.№14:36:105031:1173, адрес: * Собственник *, извещение № 22000154650000000124;

Представитель по доверенности *.»

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Таким образом, жалоба ИП *рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах www.torgi.gov.ru 23.04.2024 г. опубликовано извещение о проведении аукциона по реализации арестованного имущества должников, Помещение, общая площадь 70,10 кв.м., кад.№14:36:105031:1173, адрес: *Собственник * (извещение № №22000154650000000124, лот №1).

Дата начала подачи заявок: 23.04.2024 10:00 (МСК +6)

Дата и время окончания подачи заявок: 13.05.2024 18:00 (МСК+6)

Дата проведения торгов: 16.05.2024 12:00 (МСК +6)

13.05.2024 г. поступило пояснение ООО *(вх. № №5584-ЭП/24);

14.05.2024 поступило возражение ООО * (вх. №5721-ЭП) в котором выразил несогласие с доводами Заявителя.

16.05.2024 г. поступило ходатайство ПК * о допуске к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица (вх. № 5832/24).

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что при организации торгов неправильно выбрана форма проведения аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом (далее - ГК РФ), иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника производится организацией или лицом, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Основанием для реализации имущества является вынесенное судебным пристав-исполнителем Якутского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) * постановлением о передаче на реализацию на торгах от 0902.2024 г. (номер ИП 98665/18/14037-СД).

Согласно поручения на прием имущества N 14-001771 от 14.02.2024 (рег. N ПИБИ 14-001771) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) поручило ООО * в соответствии с условиями Государственного контракта от 0116100001723000004 от 25.01.2024 принять на реализацию и хранение имущество должника * – помещение, общая площадь 70,1 кв.м. кад.№14:36:105031:1173, адрес: *.

 В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об исполнительном производстве, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем производится исполнение решения суда, вступившего в законную силу, в строгом соответствии с резолютивной частью решения.

Организатор торгов осуществляет реализацию имущества, которое передано для продажи судебным приставом исполнителем.

Частью 3 статьи 87 Закон об исполнительном производстве предусмотрено, что реализация заложенного имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Частью 2 статьи 90 Закон об исполнительном производстве предусмотрено, что порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Исходя из части 4 статьи 447 ГК РФ целью проведения аукциона является привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для получения максимальной цены за объект торгов.

В силу части 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Согласно части 2 и части 3 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Согласно части 4 статьи 449.1 ГК РФ извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.

В силу части 3 статьи 90 Закон об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что реализация заложенного имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно условиям извещения, торги проходили в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложения о цене на электронной торговой площадке ООО «*» в соответствии с регламентом ЭТП.

Также, согласно абз. 2 п. 2 Письма ФАС России от 12.09.2019 N ИА/79982/19 "О рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, оператора электронной площадки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции" в настоящее время торги в рамках исполнительного производства проводятся на неограниченном перечне электронных площадок, функционирующих по самостоятельно установленным правилам, ввиду отсутствия нормативного регулирования электронных торгов в данной сфере.

Таким образом, торги по реализации имущества должников в рамках исполнительного производства проводятся в электронном виде. Запрет на проведение торгов в указанной форме действующим законодательством не установлен.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

 Согласно довода Заявителя о том, что извещение, опубликованное в газете и на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/ содержат разные требования к составу заявки, а именно в газете указано требование об оплате тарифа на участие в торгах, установленной электронной площадкой, которое отсутствовало в torgi.gov.ru, а содержится на сайте ЭТП ООО «*». При этом, незаконные требования к участникам торгов в виде тарифов и сборов для участников и получения ЭЦП могут ограничить число участников, что приведет к уменьшению покупной цены имущества.

В рассматриваемом аукционе участие в торгах по продаже имущества должника проводятся в соответствии с регламентом проведения Торгов в электронной форме в ЭТП ООО «*» (далее – Регламент ЭТП).

Согласно сообщению о реализации арестованного имущества путем проведения торгов ООО «*» опубликованным в приложении газеты «Якутия» от 01.03.2024 № 8 (1924) «Якутские ведомости», указано следующее:

«…по указанным лотам существуют обременения продаваемого имущества в виде запрета на регистрационные действия и ареста. Задаток в размере 15% от начальной цены должен поступить от претендента на расчетный счет, указанный в извещении торгах, в срок не позднее дня окончания заявок. Заявитель имеет право участвовать в торгах только после регистрации на электронной торговой площадке по адресу https://regiontorgi.ru. Участие в торгах производится в соответствии с Регламентом и тарифами, установленными электронной площадкой и размещенными на сайте ЭТП. Заявители обязаны внести задаток до дня окончания приема заявок путем перечисления денежных средств по следующим реквизитам: ООО «*», наименование банка: *, и подать заявку. Требования к составу заявки на участие в аукционе и Порядок подачи заявок: Заявки подаются заявителем по форме, утверждаемой продавцом (форма заявки размещена на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, на сайте электронной площадки https://regiontorgi.ru)...»

Аналогичные требования также указаны в извещении на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/.

Упомянутый в сообщении о проведении торгов Регламент ЭТП размещен в открытом доступе на электронной торговой площадке в разделе «Регламент».

Якутским УФАС России установлено, что согласно пункта 9.7 Регламента ЭТП Оператор ЭТП не взимает плату с Участников торгов за регистрацию на ЭТП, за проведение электронных Торгов (электронного Аукциона); оплату услуг осуществляет только победитель Торгов (Аукциона) в соответствии с тарифами ЭТП, указанными в настоящем Регламенте.

Заявители до момента подачи заявки на участие в торгах, вносят на свой Заблокированный счет денежные средства в качестве Средств гарантийного обеспечения в размере оплаты услуг Оператора, определяемом на основании Тарифов, указанных в настоящем Регламенте и Приложении №1 к Регламенту. Средства гарантийного обеспечения НДС не облагаются, так как Оператор электронной площадки применяет упрощенную систему налогообложения.

Пунктом 3.1 Регламента ЭТП установлено, что, присоединяясь к Регламенту ЭТП ООО «РегионТорг» пользователи ЭТП свидетельствуют, что Регламент им понятен и не содержит условий явно обременительных для них.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Согласно пункта 3.2 Регламента ЭТП для регистрации на ЭТП ООО «*» лица должны присоединиться к настоящему Регламенту путем заполнения регистрационной анкеты (внесение данных в форму на сайте), прикреплением копий требуемых документов, заверенных ЭЦП, а также подписания при помощи ЭЦП заявления о присоединении к Регламенту (Приложения №№ 2, 3). После проверки Оператором ЭТП указанных данных Участник получает доступ к Личному кабинету ЭТП. В случае, если ЭЦП Пользователя не позволяет подписать (заверить) документы, то Пользователь обязан приобрести (актуализировать) ЭЦП, с помощью которого возможно корректно подписать (заверить) указанные в данном пункте документы. Без использования ЭЦП на этапе регистрации доступ к личному кабинету будет ограничен Оператором. Оператор ЭТП имеет право, но не обязан размещать на Сайте на этапе регистрации информацию об используемых ЭЦП, юридических лицах, реализующих данные ЭЦП, где можно их приобрести в случае необходимости. В случае публикации данной информации, она носит справочный характер и не является исчерпывающей.

Таким образом, принимая решение об участии в Торгах по реализации имущества, участник Торгов принимает на себя обязательство по соблюдению порядка присоединения к Регламенту электронной торговой площадки.

Следует отметить, что Регламент ЭТП в соответствии со статьей 428 ГК РФ является договором присоединения и влечет за собой возникновение взаимных обязанностей для сторон. Факт присоединения лица к Регламенту является полным принятием им условий Регламента и всех его приложений.

Следовательно, требование о наличии ЭЦП для совершения юридически значимых действий, в том числе подписания ей заявления на регистрацию на электронной площадке, не противоречит положениям законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ИП *( *)  на действия организатора торгов ООО* (ИНН/КПП *) при проведении аукциона по реализации имущества должников Помещение, общая площадь 70,10 кв.м., кад.№14:36:105031:1173, адрес:*Собственник * (извещение № №22000154650000000124, лот №1 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/)необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны