Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-80/2021 по результатам рассмотрения жало... от 2 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-80/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                29 января 2021 г.                                                                                                  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

в присутствии представителей сторон, посредством участия в рассмотрении жалобы с использованием сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком». Вход в конференцию:

в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя общества с ограниченной ответственностью «КС-Девелопмент», 29.01.2021 №664э  направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

заказчика, акционерного общества «Сахатранснефтегаз»  (далее – АО «Сахатранснефтегаз»), представителей  по доверенности: <...>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО «КС-Девелопмент» на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии заказчика АО «Сахатранснефтегаз», при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска» (извещение № 32009865165), нарушающих законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

 

25.01.2021  общество с ограниченной ответственностью «КС-Девелопмент» (далее также — заявитель) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)  на действия акционерного общества «Сахатранснефтегаз»  (далее также — заказчик,  закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска» (извещение №32009865165) (далее — конкурса).

Жалоба заявлена со ссылками на ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и мотивирована несогласием ООО «КС-Девелопмент»  с фактом отклонения закупочной комиссией заявки заявителя в связи отсутствием документов, установленных пунктом 24 Блока I Информационной карты, подпунктом 6 пункта 9.3.1 статьи 9 Положения о закупке,  а именно: «оригинала справки из налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы».

Заявитель считает, что заказчиком не установлено, что это должна быть именно справка по форме КНД 1160080, утвержденной Приложением № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ (в ред. Приказа Минфина России от 28.07.2020 № ЕД-7-19/477@). Исходя из требования, установленного в Положении о закупке, заявитель сделал вывод о том, что заказчику требуется официальный документ, выданный налоговым органом, который позволил бы заказчику получить объективное представление о соответствии участника закупки требованию, установленному подпунктом 4 пункта 8.2 Положения о закупке.

Заявитель считает, что указанная справка, представленная в составе заявки, в полной мере отражает состояние расчетов заявителя по всем платежам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и позволяет закупочной комиссии заказчика сделать объективный вывод о соответствии участника закупки требованиям, установленным Положением о закупках. Заявитель полагает, что требовать справку из налогового органа по какой-либо другой форме у заказчика нет объективной необходимости.

Заявитель считает, что с целью отклонения заявок по формальному признаку заказчик намеренно создал условия для неоднозначного толкования требований Положения о закупках (в том числе в части описания необходимой справки из налогового органа), а также предъявляет избыточные требования к составу заявки, а именно:

- в пункте 9.3.1 заказчик требует, чтобы ряд документов был представлен в виде засвидетельствованных в нотариальном порядке копий, в чем нет объективной необходимости, поскольку закупка проводилась в электронной форме;

- несмотря на то, что закупка проводилась в соответствии с нормами, предусмотренными статьей 3.4 Закона о закупках (договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика), заказчик в составе заявки потребовал карточку с образцами подписей и оттиска печати (Форма 10 в Блоке II конкурсной документации) и при этом потребовал нотариальное удостоверение подписей лиц, образцы которых были представлены в указанной карточке.

Также в жалобе указано, что пункты 25.11 и 25.12 Положения о закупке заказчика содержат устаревшее требование о необходимости такому участнику представить подтверждающий документ подтверждающий о том, что участник состоит в реестре СМП в составе заявки. Кроме этого, в конкурсной документации содержалась форма декларации о принадлежности участника к таким субъектам (форма 13 Блока II документации), которая утратила силу также 27.11.2020 в соответствии с редакцией Постановления Правительства РФ от 11.12.2014  № 1352, вступившей в силу до даты публикации извещения № 32009865165. При этом заказчиком перед формой 1 в Блоке II указано, что все требуемые формы должны быть заполнены по всем пунктам, а в случае несоблюдения данных условий заявка участника закупки будет отклонена как не отвечающая требованиям извещения о закупке. Указанное требование противоречит действующему законодательству о закупках отдельными видами юридических лиц.

Представители закупочной комиссии заказчика по жалобе возражали, представили документы по оспариваемой процедуре.

Представители заказчика пояснили, что заявка ООО «КС-Девелопмент» была отклонена по причине непредставления оригинала справки из налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы.

 Представители заказчика уточнили, что наименованию данной справки соответствует справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, которая формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа в информационной системе ФНС России и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (Приказ ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме").

Пояснили, что заказчик не установил конкретное наименование формы справки по причине того, что такое наименование может быть изменено налоговым органом, что повлечет за собой внесение изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», которое является трудоемким и долговременным процессом.

Полагают, что заявителем был сделан самостоятельный вывод о том, что «заказчику требуется официальный документ, выданный налоговым органом, который позволил бы заказчику получить объективное представление о соответствии участника закупки требованию, установленному подпунктом 4 пункта 8.2 Положения о закупке».

Считают, что справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов формируется с использованием программного обеспечения налогового органа по данным информационных ресурсов налогового органа и содержит информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заявителем - налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. (Приказ ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме") и  в данной справке отражается краткая информация имеется ли неисполненная обязанность по уплате или не имеется тогда, как в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам отражается полная информация с разбивкой по видам и с указанием сумм.

Представители заказчика пояснили, что соответствие участника закупки требованию, установленному пунктом 4 части 8.2 статьи 8 Положения о закупках можно проверить только путем предоставления участником закупки справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

Представители заказчика уточнили, что согласно пункту 25.11 Положения о закупке участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Таким образом, обязанность декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства возникает только в случае отсутствия таких сведений в соответствующем едином реестре по причине того, что участник закупки является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части  2 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

АО «Сахатранснефтегаз» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», утвержденным Советом директоров общества, протокол № 238 от 05.12.2018 (далее – Положение).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

Как следует из материалов рассмотрения жалобы, 29.12.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32009865165 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска».

Согласно условиям извещения предметом конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и является: Выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска». Начальная (максимальная) цена договора составляет 13 937 506,80 (Тринадцать миллионов девятьсот тридцать семь тысяч пятьсот шесть) рублей 80 копеек.

 Заявки на участие в закупке могут быть поданы с момента публикации извещения до 09:32 ч. 13.01.2021 г. (время местное).

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке / подведение итогов в 11:35 ч. (время местное ) 18.01.2021 г.

Согласно протоколу-2 № 921/2020 (32009865165) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от  18.01.2021 на участие в рассматриваемой закупке из поступивших 6  заявок, в том числе от заявителя  ООО «КС-Девелопмент», по итогам рассмотрения заявок вышеуказанным Протоколом-2, все заявки  отклонены, в том числе и  заявка заявителя на основании пункта 11.15.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг в связи с несоответствием заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении о закупке / документации о закупке, а именно: 1) Отсутствие документов, установленных пунктом 24 Блока I Информационная карта: - Оригинал справки из налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пунктам 2, 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Из содержания пункта 24  извещения следует, что требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установленные пунктами 1-18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз» (далее – Положение о закупках).

Статьей 8 Положения о закупках определены требования к участникам закупки, в том числе пунктом 8.2 Положения установлены 9 требований, которые заказчик вправе установить к участникам закупки.

Требование о предоставлении данной справки установлено в пункте 24 Блока I Информационной карты Документации о закупке №921/2020 «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установленные пунктами 1-18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупках, а именно пунктом 6 части 9.3 статьи 9 Положения о закупах - «Заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию, а именно: оригинал справки из налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы».

В силу подпункта 9.3.1 пункта  9.3 Положения о закупке  заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию, а именно: 

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), сведения об организационно-правовой форме, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

2) копии балансов за последний отчетный годовой период с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу баланса в налоговый орган, заверенная участником закупки;

3) копии отчетов о финансовых результатах за последний отчетный годовой период с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу отчета в налоговый орган, заверенная участником закупки;

4) для индивидуальных предпринимателей – копии налоговых деклараций за последний отчетный период с отметкой налогового органа о приеме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу деклараций в налоговый орган;

5) копии документов, подтверждающих систему налогообложения участника закупки (уведомление о переходе на УСН (ЕНВД, ОСНО) либо налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организации) за последний отчетный период с отметкой налогового органа о приеме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу в налоговый орган, заверенная Участником закупки;

6) оригинал справки из налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы;

7) справка за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что к участнику не применяются и не применялись на протяжении одного года до даты окончания приема заявок на участие в настоящей закупке какие-либо процедуры банкротства, а также, что на его имущество не наложен арест (в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-Ф3);

8) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

9) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), а также всех изменений, внесенных в них, засвидетельствованные в нотариальном порядке копии соответствующих свидетельств о регистрации изменений в учредительных документах (свидетельств о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о внесении изменений в учредительные документы);

10) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, либо листа записи единого государственного реестра юридических лиц (в случае создания юридического лица после 01 января 2017 года);

11) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 г. (в случае создания юридического лица до указанной даты);

12) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения на территории Российской Федерации;

13) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо листа записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя после 01 января 2017 года), а также о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя по месту жительства на территории Российской Федерации;

14) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

15) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность, копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

16) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом договора, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой либо справка о том, что сделка не является крупной;

17) заполненный и подписанный проект договора, приложенный в составе документации о закупке;

18) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленных Заказчиком пунктом 9.4 настоящего Положения о закупке, или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии таких документов, а также документы о соответствие участника закупки требованиям установленных настоящим Положением о закупке;

19) иные документы, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Из изложенного следует, что требования к участникам закупки и требования к содержанию, оформлению и составу заявки заказчиком установлены в соответствии с условиями определенными Положением о закупках, в том числе в соответствии с подпунктом 6 пункта 9.3.1 статьи 9 Положения о закупках, согласно которому  участникам необходимо было представить в составе заявки указанную справку по форме КНД 116080, при этом учитывая, что требования указанные в пунктах 8.2, 9.3 Положения о закупке установлены все необходимые к представлению участником в составе заявки документы, то данные обстоятельства дают основание дают основание сделать вывод, что заказчиком определен исчерпывающий перечень документов требуемых к представлению участником закупки в составе заявки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11.15.2 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурентной закупке в случае несоответствия заявки на участие в конкурентной закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении конкурентной закупке (в случае проведения запроса котировок в электронной форме) и документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением о закупке, в том числе  не предоставления документов, определенных в извещении об осуществлении конкурентной закупке (в случае проведения запроса котировок в электронной форме) и документации о конкурентной закупке, и (или) несоответствия форм документов, представленных участником такой закупки требованиям, определенным в извещении об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения запроса котировок в электронной форме) и документацией о конкурентной закупке.

Материалами дела установлено, что заявителем в составе заявки предоставлена справка с налогового органа об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме КНД 1120101, которая не тождественна к форме КНД 116080 или КНД 116081, требуемой заказчиком.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что справка по форме КНД 1120101, предоставленная в составе заявки заявителем ООО «КС Девелопмент» не соответствует требованиям заказчика по пункту 21 Блока I, а именно требованию к участникам закупки установленным в пункте 4 части 8.2 статьи 8 Положения о закупках указано, что при осуществлении конкурентной закупки Заказчик вправе установить, в том числе, требование - отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

При этом, участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке товаров, работ, услуг не принято.

Комиссией Якутского УФАС России в ходе рассмотрения дела  установлено, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, требуемая заказчику в составе заявки исходя требований пункта 6 части 9.3 статьи 8 Положения о закупке, предоставляется налоговым органом по форме "КНД 116080" или "КНД 116081", утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 г. N ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме».

Данное требование было установлено пунктом 21 Блока I Информационной карты Документации о закупке №921/2020 Выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска» - «Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 8.2 статьи 8 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз».

Таким образом,  материалами дела установлено, что  в составе заявки ООО «КС-Девелопмент»  не представлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы», оформленная  по форме КНД 1160080, утвержденной Приложение № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ (в ред. Приказа Минфина России от 28.07.2020 № ЕД-7-19/477@), а представленная заявителем  в составе заявки  справка №4803748 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме КНД 1120101,по сути и по содержанию  не может  подменять предусмотренную документацией о закупке справку  о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы и подается по форме КНД 1160080.

При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии Якутского УФАС России  отклонение заявки ООО «КС-Девелопмент»   по причине непредставления обязательных документов не противоречит пункту 15.17 Положения и частям 10, 20 статьи 3.2 Закона о закупках.

Как указано выше, Положение о закупке является документом которое содержит все требования к закупкам проводимым заказчиком, в том числе  порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, и в силу части 1 статьи 4 Закона о закупках подлежит обязательному размещению в единой информационной системе.

В части доводов жалобы по установлению заказчиком в пунктах 25.11 и 25.12 Положения о закупке устаревших требований о необходимости участнику представить в составе заявки форму декларации о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 13 Блока II документации), которая утратила силу также 27.11.2020 в соответствии с редакцией Постановления Правительства РФ от 11.12.2014  № 1352, вступившей в силу до даты публикации извещения № 32009865165, При этом заказчиком перед формой 1 в Блоке II указано, что все требуемые формы должны быть заполнены по всем пунктам, а в случае несоблюдения данных условий заявка участника закупки будет отклонена как не отвечающая требованиям извещения о закупке  Комиссия с учетом, положения части 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», считает, что обязанность декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства возникает только в случае отсутствия таких сведений в соответствующем едином реестре по причине того, что участник закупки является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом, при этом, исходя из пункта 25.11 Положения о закупке участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, данное требование является необходимым и отвечает целям закупки, кроме того данное положение не нарушило права и интересы ООО «КС-Девелопмент», не явилось основанием отклонения заявки заявителя.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Принцип информационной открытости закупки, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, необходимо трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 упомянутого закона, устанавливающей обязанность заказчиков обеспечивать доступ потенциальных участников ко всем документам, связанным с проводимой закупкой.

Кроме того, любой участник в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках может воспользоваться правом направления запроса о даче разъяснений заказчиком положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, в случае наличия каких либо вопросов, в том числе в части установленных требований к участникам или к содержанию и составу заявки. Заказчиком отмечено, что запроса от ООО «КС-Девелопмент», в части дачи разъяснения требований Положения о закупках, документации о закупке в установленные сроки к заказчику не поступало.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

При таких обстоятельствах, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, приходит к выводу, что ООО «КС-Девелопмент»   должно было предоставить в составе заявки установленные в требованиях к перечню документов, которые должны быть представлены в составе заявки и являются обязательными для участников закупки документацией о закупке и Положением о закупках справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы. Однако, в составе заявки заявителя требуемые документы отсутствовали, в связи с чем отклонение заявки участника ООО «КС-Девелопмент»    правомерно,  а жалоба ООО «КС-Девелопмент»  необоснованная.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения  дела Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров изучив требования, установленные заказчиком в пунктах 21, 24  Блок I. Информационная карта документации о закупке № 921/2020 Выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска» требования о предоставлении в составе заявки справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы, с учетом обстоятельств  размещения  в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  29.12.2020 извещения о рассматриваемой закупке приходит к выводу, что срок предоставления справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов не позволяет возможным участникам, имеющим намерение участвовать в конкурсе  до даты окончания приема заявок (13.01.2021) получить необходимый документ в уполномоченном органе, поскольку  установленные заказчиком  требования в  представлении в составе заявки справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы, а именно по состоянию на дату не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки  в ЕИС, накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее чем за три календарных месяца до даты размещения в ЕИС извещения и документации, а также ограничивает возможность участников конкурса в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки и является избыточным требованием.

Необходимо отметить, что выдача вышеуказанной справки, а также индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по запросу в письменной или электронной форме согласно Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» осуществляется не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления запроса налогоплательщиком соответствующего письменного запроса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования о предоставлении указанной выше справки в составе заявки участника, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, пункту 2 части 10 статьи 4  Закона о закупках.

К числу принципов, которыми руководствуются заказчики, закон относит равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления избыточных  требований к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Таким образом, требование о представлении в составе заявки оригиналов или нотариально заверенных копий справок из налогового органа, которое накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее трех месяцев до дня размещения в ЕИС Извещения и Документации о закупке, а также исходя от сроков рассматриваемой закупки «Выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска» (извещение № 32009865165),  совпавшей с новогодними каникулами с 31.12.2020 по 11.01.2021 на территории Российской Федерации, а также ограниченным количеством рабочих дней предусмотренных в закупке (6 рабочих дней) в рассматриваемый период, возможность участников данной закупки  в своевременном получении указанной справки (на получение которого отводится 10 рабочих дней по Административному регламенту ФНС России) которая не представляется возможным  несомненно влечет ограничение количества участников конкретной закупки, сужая возможности участия юридических и физических лиц в данной закупке и не способствует развитию добросовестной конкуренции, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена  статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в части отклонения заявки заявителя. в возражениях на нее представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «КС-Девелопмент» на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии заказчика АО «Сахатранснефтегаз», при проведении конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектной и рабочей документации по объекту: «Многоквартирный жилой дом в 130 квартале г. Якутска» (извещение № 32009865165) необоснованной.
  2. Снять ограничение на размещение закупки, наложенное письмом Якутского УФАС России от 25.01.2021 № 03/204.
  3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии или об отсутствии признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны